Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы (Е. М. Бурова, 2015)

Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы. – М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2015. – 448 с. Сборник учебно-методической документации включает материалы первой, открытой в России, магистерской программы по направлению «Документоведение и архивоведение». Сборник материалов магистерской программы (Ч. I – программы базовой части ОП, а также практик и НИР магистранта; Ч. II – программы вариативной части) представляет совокупный труд профессорско-преподавательского коллектива Историко-архивного института РГГУ, показывает основные направления развития научной мысли в области управления документальным наследием. Материалы сборника также имеют прикладной характер, показывая способы и формы образования профессионалов в области работы с современной документацией и историческими источниками различного происхождения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы (Е. М. Бурова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях

Канд. ист. наук, доцент Т.А. Быкова

Пояснительная записка

Предмет изучения: законодательные правовые и общегосударственные нормативно-методические акты, регулирующие постановку документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и негосударственных организациях.

Цель курса – подготовить специалиста, знающего историю развития и современные тенденции государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности, предпосылки перехода в XXI веке к электронному взаимодействию.

Задачи курса:

– показать историю регулирования делопроизводства в государственном аппарате в дореволюционный период;

– изучить историю регулирования делопроизводства в государственном аппарате в советский период;

– изучить современное состояние государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности в организации любой организационно-правовой формы;

– показать необходимость единой постановки ДОУ во всех организациях с внедрением современных технологий.

Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» относится к вариативной части общенаучного цикла, изучается в 3 семестре на 2 курсе.

Дисциплина базируется на предварительном усвоении студентами ряда дисциплин базовой части общенаучного цикла и дисциплин базовой части профессионального цикла, а также непосредственно связана с курсом «Методика научно-исследовательской работы» (1 семестр).

К моменту изучения курса «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» студент должен:

Знать:

– документоведческую терминологию;

– историю государственных учреждений дореволюционной, советской и постсоветской России;

– теоретические основы документоведения и общую законодательно-правовую базу по ДОУ

Уметь:

– работать с правовыми базами данных;

– анализировать состав документации и информационные показатели;

– реферировать научную литературу по дисциплине.

Владеть:

– современными компьютерными технологиями, применяемыми в сфере ДОУ


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– ОПК-2 «Готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»;

– ОПК-3 «Способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности»;

– ОПК-8 «Готовности самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки»;

– ОПК-9 «Владения навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров»;

– ПК-1 «Владения профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения»;

– ПК-2 «Понимания сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения»;

– ПК-5 «Умения выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела»;

– ПК-6 «Владения навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы»;

– ПК-14 «Способности и готовности организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивной службы»;

– ПК-15 «Способности и готовности разрабатывать нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела»;

– ПК-16 «Владения законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела, ориентироваться в правовой базе»;

– ПК-23 «Владения принципами организации служб документационного обеспечения управления и архивной службы».


В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

– развитие регулирования государством постановки делопроизводства в дореволюционный и советский периоды (ПК-2);

– современное состояние государственного регулирования ДОУ в постсоветский период (1990 г. – н.в.) (ПК-1);

– тенденции развития документационного обеспечения управленческой деятельности с внедрением электронного взаимодействия (ОПК-2, ПК-5);

уметь:

– анализировать законодательно-правовые акты с позиции документоведения (ОПК-9, ПК-6, ПК-15, ПК-16);

– прослеживать тенденции развития ДОУ с внедрением компьютерных технологий (ОПК-3, ОПК-8, ПК-14);

владеть:

– методами анализа законодательно-правовых и нормативно-методических документов (ПК-15, ПК-23).


Структура (тематический план) дисциплины

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа, из них аудиторная нагрузка – 18 часов; лекции – 6 часов, семинары – 12 часов; самостоятельная работа студентов – 54 часа. Программой предусмотрены следующие виды аттестации: в качестве текущей аттестации знаний магистрантов блиц-опросы; в качестве промежуточной – зачет.




Содержание дисциплины

Раздел 1. Цель и задачи курса. Источники и литература.

– понятийный аппарат дисциплины;

– место и значение ДОУ в работе организации;

– необходимость государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности.


Раздел 2. Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в учреждениях дореволюционного и советского периодов.

– отражение вопросов документирования в законодательных актах XVI–XVII веков;

– регламенты работы Коллегий, Генеральный регламент и их значение в упорядочении делопроизводства;

– вопросы делопроизводства в Общем губернском учреждении 1775 года;

– регламентация делопроизводства в Общем учреждении министерств 1811 года;

– вопросы документирования и работы с документами в Декретах советской власти;

– разработка ЕГСД и ее значение.


Раздел 3. Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях на современном этапе.

3.1. Документирование деятельности государственных структур:

– ГОСТы;

– типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;

– нормативно-методические документы по организации делопроизводства;

– вопросы делопроизводства в типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти;

– Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;

– внедрение электронного документооборота и переход к электронному взаимодействию.

3.2. Государственное регулирование документационного обеспечения деятельности коммерческих структур:

– законодательно-правовые акты;

– нормативно-методические документы.

Образовательные технологии

Проведение лекционных занятий с использованием персонального компьютера и компьютерного проектора, проведение семинарских занятий с заслушиванием и обсуждением докладов студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает работу под руководством преподавателя (консультация) в библиотеке и с фондами лаборатории кафедры документоведения.


Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов включает обсуждение докладов на семинарских занятиях, контрольные вопросы и зачет. Полученные баллы суммируются и распределяются следующим образом:



Итого:

0-49 баллов – незачет;

50-100 баллов – зачет.

Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень вопросов к зачету

1. Какие стороны документирования затронуты в законодательных актах XVI–XVII веков?

2. Какое место занимает регламентация работы с документами в регламентах коллегий и Генеральном регламенте 1720 года?

3. Какие стороны организации делопроизводства регламентированы в Генеральном регламенте?

4. Какие вопросы документирования затронуты в Общем губернском учреждении 1775 года?

5. Какое место занимает регламентация работы с документами в Общем учреждении министерств 1811 года?

6. Какие вопросы документирования затронуты в Общем учреждении министерств 1811 года?

7. В каких декретах советской власти регламентируется работа с документами?

8. Какие стороны ДОУ регламентированы в законодательных актах 1920-30 годов?

9. Причины разработки ЕГСД.

10. Какие стороны ДОУ регламентирует ЕГСД?

11. В каких законодательных актах постсоветского периода регламентирована постановка ДОУ?

12. Почему в настоящее время активизированы работы по упорядочению документационного обеспечения управленческой деятельности?

13. Назовите постановления Правительства 2009–2014 годов, посвященные развитию документационного обеспечения управленческой деятельности.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Источники

Основные

1. Законодательные акты по делопроизводству дореволюционного периода в ПСЗ.

2. Сборник законодательных актов по делопроизводству (19171970). Учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1973. – 157 с.

3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.

4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.

5. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.

6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // РГ. 2004. 5 авг.

7. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.

8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3060.

11. Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 № 751 «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2011. № 37. Ст. 5263.

12. ГОСТ 17.914-72 Обложка дел длительного хранения. Типы, разделы, технические требования. – М., 1972.

13. ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М., 2014.

14. ГОСТ Р 51511-2001 Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования. – М., 2001.

15. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 2003.

16. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Управление документами. Общие требования. – М., 2007.

17. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Метод. рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД. – М., 2003. – 90 с.

18. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М., Минтруд РФ, 2002 (Утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37).

19. Основные правила работы архивов организаций. – М.: Росархив, ВНИИДАД, 2002. – 152 с.

20. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения / Росархив, ВНИИДАД. – М., 2010. – 272 с.

21. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти (Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 26 марта 2002 № 23).

Дополнительные

1. Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.

3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

5. Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» // РГ. 2009. № 5007.

6. Правила оказания услуг почтовой связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221.

7. Правила оказания услуг телеграфной связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 222.

8. Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. Утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 // Российская газета. 26.08.2003. № 168.


Литература

Основная

1. Быкова Т.А. Государственное регулирование документационного обеспечения управления в акционерных обществах // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2007. № 8. С. 76–87.

2. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л.В. Делопроизводство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 302 с.

3. Быкова Т.А., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций. – М., ИНФРА-М, 2010. – 288 с.

4. Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 295 с.

5. Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2007. № 1. С. 3–7; № 2. С. 3–7.

6. Ларин М.В. Управление документацией. Проблемы нормативно-методического регулирования // Делопроизводство, 1998. № 1. С 9-13.

Дополнительная

1. Банасюкевич В.Д., Ларин М.В. Разработка государственной системы документационного обеспечения управления – актуальная задача // Делопроизводство, 1998. № 1. С. 5–8.

2. Кузнецова Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти // Делопроизводство, 2005. № 4. С. 4–10.

3. Кузнецова Т.В. Отражение вопросов документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2001. № 2. С. 9–14.

4. Ларин М.В. К вопросу о разработке концепции Федерального закона «О документационном обеспечении управлении» // Делопроизводство, 2001. № 2. С. 3–8.

5. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство, 2002. № 1. С. 3–8.

Интернет-ресурсы

www.edou.ru;

Гарант. Законодательство с комментариями – http://www. garant.ru;

Консультант плюс. Справочные правовые системы – http:// www.consultant.ru;

КОДЕКС. Информационно-правовой портал – www.kodeks.net; Российская газета – http://www. rg.ru;

Гильдия Управляющих Документацией – http://www.GDM.ru; Документ. ру – http://www.document.ru.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» используется: лаборатория документоведения кафедры документоведения, библиотека ИАИ РГГУ


Тематика семинарских занятий Занятие 1–3.

Тема: Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в учреждениях дореволюционного и советского периодов6 часов.

Предполагается обсуждение вопросов:

1. Какие вопросы делопроизводства затронуты в законодательных актах XVI–XVII веков?

2. Какое место занимает регламентация работы с документами в регламентах коллегии и Генеральном регламенте 1720 года?

3. Какие стороны организации делопроизводства регламентированы в Генеральном регламенте?

4. Какие вопросы документирования затронуты в Общем губернском учреждении 1775 года?

5. Какие вопросы документирования затронуты в Общем учреждении министерств 1811 года?

6. В каких декретах советской власти регламентируется работа с документами?

7. Какие стороны ДОУ регламентированы в законодательных актах 1920-30 годов?

8. Причины разработки ЕГСД.


Источники и литература для подготовки по теме

1. Законодательные акты по делопроизводству дореволюционного периода в ПСЗ.

2. Сборник законодательных актов по делопроизводству (19171970). Учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1973. – 157 с.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 08.05.1964 № 560 «Об увеличении выпуска средств механизации делопроизводства и улучшении подготовки кадров по делопроизводству».

4. Единая государственная система делопроизводства (основные положения). – М.: ВНИИДАД, 1975.

5. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство, 2002. № 1. С. 3–8.


Занятие 4–6.

Тема: Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях на современном этапе6 часов.

Предполагается обсуждение вопросов:

1. В каких законодательных актах постсоветского периода регламентирована постановка ДОУ?

2. Какие варианты изображения государственного герба возможны на бланках федеральных органов исполнительной власти?

3. Какие вопросы рассмотрены в Федеральном Законе «Об информации и информационных технологиях и защите информации»?

4. В каких законах ограничен порядок доступа к документам?

5. Как регламентируется использование государственного языка в делопроизводстве Федеральными Законами?

6. Почему в настоящее время активизированы работы по упорядочению документационного обеспечения управленческой деятельности?

7. Назовите Постановления Правительства 2009–2014 годов, посвященные внедрению электронного документооборота и электронного взаимодействия.

8. Какие ГОСТы используются при организации ДОУ в учреждениях любого типа?

9. В каких нормативно-методических документах регламентирована постановка ДОУ?

10. В чем особенность регламентации постановки ДОУ в коммерческих организациях?

Источники и литература для подготовки по теме:

– Законодательно-правовые акты по ДОУ, действующие по настоящее время.

– Законодательно-правовые акты, затрагивающие вопросы ДОУ в негосударственных коммерческих структурах.

– Нормативно-методические документы, регулирующие постановку ДОУ в настоящий период.

– Быкова Т.А., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций: Учеб пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 302 с.

– Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 295 с.

– Кузнецова Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти // Делопроизводство, 2005. № 4. С. 4–10.

– Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2007. № 1. С. 3–7, № 2. С. 3–7.

– Ларин М.В. Управление документацией. Проблемы нормативно-методического регулирования // Делопроизводство, 1998. № 1. С 9-13.

Методические рекомендации для самостоятельной работы магистрантов

Приступая к работе над курсом, необходимо помнить, что вся работа по постановке документационного обеспечения управления базируется на требованиях законодательно-правовых и нормативно-методических документов, но законодательно-правовые документы постоянно претерпевают изменения, в них вносятся поправки и дополнения, поэтому при изучении того или иного законодательного и нормативно-правового акта необходимо найти его в правовой законодательной базе (любой) и установить последнюю редакцию.

Так как основные проблемы курса, помимо освещения в лекциях, изучаются на семинарских занятиях, при самостоятельной работе надо пользоваться указаниями к подготовке семинарских занятий: смотреть вопросы и список рекомендуемых источников и литературы по теме.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы (Е. М. Бурова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я