Новейшие сочинения. Все темы 2012: 5-9 классы (Л. Ф. Бойко, 2011)

В сборник вошли образцовые сочинения по русскому языку и литературе для 5-9 классов по основным темам, рекомендованным программой для общеобразовательных учебных заведений. Сочинения предлагаются учащимся не для списывания готового текста, а для анализа, творческой работы, критики, формирования собственного мнения, а также как лучшие авторские образцы. К каждому сочинению составлен план, на основе которого можно проследить логическую последовательность изложения, написать собственное сочинение, проявить индивидуальность. В конце сборника приведены цитаты, пословицы и крылатые выражения, которые можно использовать в качестве эпиграфа или для подтверждения своих мыслей. Издание будет полезно учащимся 5-9 классов как при написании сочинений в школе, так и при подготовке к экзаменам.

Оглавление

Из серии: 5 баллов. Лучшие сочинения для школьников

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новейшие сочинения. Все темы 2012: 5-9 классы (Л. Ф. Бойко, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

8 класс

Благодарная природа

План

1. Варварское отношение человека к природе.

2. Человек в ответе за состояние природы.

3. Благодарность природы.

4. Что оставим последующим поколениям?

Я сорвал цветок – и он завял,

я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

П. Гвездослов

Красива природа нашей родины. В ней есть все: горы, реки, моря, леса и степи… Казалось бы, задача человека – следить за чистотой рек и озер, сажать сады и леса. А человек все делает с точностью до наоборот: загрязняет промышленными отходами реки и моря, вырубает наши «легкие» – леса, истребляет животных и растения. Отдохнув в лесу, мы оставляем мусор; полакомившись березовым соком, не спешим залечить нанесенные дереву раны; считаем своим долгом вернуться домой из леса с цветущим букетом. Если бы природа могла говорить, наверняка сказала бы: «Люди! Остановитесь! Оглянитесь вокруг! Уничтожая меня, вы уничтожаете себя!»

Каждый из нас в ответе за варварское отношение к природе. Нужно всегда помнить, что сорванный цветок, привлекший ваше внимание, может оказаться последним; брошенный окурок может уничтожить лес, для восстановления которого понадобится не один десяток лет; оставленная бумага будет гнить более двух лет; десятки-сотни лет требуется для того, чтобы не осталось следа от брошенных в лесу консервных банок, полиэтиленовых пакетов…

Что же делать, чтобы природа отблагодарила нас цветением садов, пением птиц, мягкой зеленой травкой? Беречь и охранять ее, заботиться о ней, с юных лет чувствовать себя хозяевами своей страны. А начинать нужно с самого малого: убрать пришкольную территорию, остановить товарища, рвущего цветы; уходя из леса, затушить костер, забрать мусор, не загрязнять реки и озера, подкормить зимующих птиц.

Хочется, чтобы в наследство последующим поколениям мы оставили буйно-зеленые леса и полноводные реки, а не гектары опустошенной земли, не способной родить даже желтенький одуванчик.

Великий русский язык живет и развивается

План

1. «Большие» и «малые» языки.

2. Место русского языка среди «мировых» языков.

3. Развитие русского языка.

4. Проблема оскудения языка.

5. Будущее русского языка.

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

А. Толстой

Самая большая ценность народа – язык, на котором он думает и говорит. Но на вопрос: «Сколько в мире языков?» никто не даст точного ответа. Среди языков есть «большие» и «малые», а есть «великие». Слова «большие», «малые» и «великие» ученые употребляют не для того, чтобы возвеличить один язык над другими, и не для того, чтобы сказать, будто один язык лучше другого. Дело только в количестве говорящих, в том, что на одних языках говорят миллионы людей, а на других – несколько сотен.

Больше половины землян говорят на одном из пяти великих языков мира. Такие языки называют мировыми. Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, что бы на нем говорило не меньше двухсот миллионов человек. Русский язык занимает четвертое место в ряду великих языков планеты Земля.

Сколько же человек в мире говорят по-русски? Русский язык является родным для ста семидесяти миллионов человек, а триста пятьдесят миллионов его понимают. Большинство говорящих по-русски живет, конечно же, в России, остальные – за ее пределами, для них он либо второй язык, либо иностранный.

Мне было приятно узнать, что мой родной язык вошел в первую десятку самых распространенных языков интернета, что русский язык является родным для 23,7 миллионов членов всемирного сетевого сообщества.

Живой, как сама жизнь, современный русский язык постоянно развивается. Только благодаря развитию информационных технологий в нашем лексиконе ежегодно появляются десятки новых слов.

А как мы, молодое поколение, пользуемся этим божественным даром, русским языком? Кто не знает Эллочку-людоедку из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»? Помните, что она свободно обходилась дюжиной слов?

И мы смеемся, но это же «смех сквозь слезы», потому что смеемся над собой. Чтобы не заменить живой и светлый русский язык «речевым мусором», нужно изучать и оберегать язык, относиться к нему как к святыне отечества.

И от каждого из нас зависит будущее русского языка, отношение к нему разных наций и народов.

Весна

План

1. Наступила весна.

2. Ручейки – первые посланцы весны.

3. Весенняя капель.


Если вы меня спросите, какую пору года я люблю больше всего, отвечу: конечно, весну.

Закончились суровые морозы, и везде ощущается дыхание весны. Все пробуждается к новой жизни, дышит свежестью и молодостью. Еще островками лежит снег, а солнышко припекает, и появляются первые вестники весны – ручейки. Бегут ручейки и поют свою песенку, весело сообщая всем о приходе весны: «Весна идет! Весна идет! Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!»

И хотя ночью все еще морозно, но весна вступает в свои права. Звонче звучат птичьи голоса, от их щебетания за окном я просыпаюсь по утрам. На отдохнувших за зиму деревьях набухли почки. Дунет легкий ветерок, зашумят деревья, приветствуя весну.

А вслушивались ли вы в пение весенней капели? Это же настоящий хор с разными голосами и тональностью: где-то тише, где-то громче, а то и вовсе басом.

Я люблю наблюдать весной за природой, смотреть, как вокруг все обновляется. Люблю проводить выходные в весеннем лесу. Идешь по лесу и ощущаешь, что на душе становится легко и радостно. Вот солнечные зайчики пляшут на поляне, – они как будто хотят рассказать всему живому в лесу, что пора просыпаться. Между деревьями от первых солнечных лучиков появились подснежники. Они еще совсем маленькие, хрупкие, но сколько упорства в этих нежных цветах: настойчиво пробивает он толстый ковер прошлогоднего снега. Голубые лепесточки, словно усмехаясь, тянутся к солнышку.

Набредешь на полянку подснежников – и глаз отвести не можешь: кажется, будто земля и небо одного цвета – ярко-голубого. Цветы такие нежные, что и срывать их жалко и даже стыдно.

Наверное, нет никого мудрее матушки-природы, потому что как объяснить, что одна пора года сменяется другой, и непременно приходит самая долгожданная – весна.

Волшебство сказок

План

1. Волшебный мир сказок.

2. Прелесть русских народных сказок.

3. Удивительная книга о Карлсоне.

4. Встреча со сказкой продолжается.

Сказка – ложь, да в ней намек…

Русская народная поговорка

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», – писал А. М. Горький. С самого детства жизнь человека неразрывно связана с книгой. Величайшем счастьем для ребенка является встреча в детстве с книгами. Сначала это волшебный мир сказок. Сказки учат человека быть человечным. Они заставляют огорчаться из-за чужого несчастья, радоваться радостям другого, переживать за героев сказки.

Русские народные сказки нравятся мне тем, что их герои всегда выходят победителями, а зло наказано. Несмотря на издевательства мачехи и ее злых дочерей, Хаврошечка становится счастливой; дочь старика из сказки «Морозко» избавляется от смерти и возвращается домой с подарками.

В сказках прославляется любовь к родине, мужество и отвага, доброта и трудолюбие, мастерство и творчество.

Несмотря на то, что я учусь в 8 классе, я по-прежнему читаю сказки. Вот в моих руках книга «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» шведской писательницы Астрид Линдгрен: книга о маленьком толстом человечке с моторчиком, великом проказнике. Конечно же, Карлсон, который живет на крыше и который прилетает к Малышу, самому обыкновенному стокгольмскому мальчику, не может служить примером для подражания. По любому поводу он говорит о себе: «Лучший в мире». Он – лучшая в мире нянька, когда надо покормить брошенную родителями Гульфию, и лучший в мире озорник, когда дразнит «домомучительницу» Фрекен Бок.

Карлсон – самый веселый, самый находчивый и необыкновенный выдумщик, но вместе с тем самый капризный, самый обидчивый. Если что-то не так, Карлсон обижается, забивается в угол или заявляет: «Нет, я так не играю» – и грозится немедленно улететь домой. Но он отходчив, стоит ему только сделать маленький подарок или угостить конфеткой. А еще Карлсон жадина, обжора и лентяй.

Когда я читала страницу за страницей эту удивительную книгу, в Карлсоне я узнавала себя: капризничать, обижаться, хвастаться, врать – все это обо мне. Получается, читать книгу про «лучшего в мире проказника» очень полезно. Эта сказка учит глядеть на себя критически и смеяться над тем, что смешно: смеешься над Карлсоном, не подозревая, что смеешься над собой, над собственными слабостями и недостатками.

И вот прочитана последняя страница, но расстаться с моим любимым героем очень трудно. А в памяти остаются смешные фразы Карлсона: «спокойствие, только спокойствие», «от пирогов не толстеют», «отлично, продолжим разговор».

А в руках у меня уже другая сказка А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». И для себя я вновь открою волшебство сказки.

День в экваториальном лесу

План

1. Что делать, когда за окном дождь?

2. Виртуальное путешествие в экваториальный лес.

3. Деревья-великаны.

4. В сказке «Двенадцать месяцев».

5. Усталость от влажности воздуха.

6. Пора домой.

…Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.

К. Паустовский

Лето в этом году ничего не обещало хорошего, и дождь не прекращался второй месяц, чуть затихая на пару часов. Противно было на улице, холодно, неуютно и грязно. Дома одной скучно. Друзья разъехались.

Рассматривая карту мира, я мечтала посетить удивительные уголки нашей планеты. Меня заинтересовал самый жаркий материк Земли – Африка. Пригодились знания, полученные на уроках географии, и я мысленно перенеслась в экваториальный лес.

Войдя в лес, я стала пробираться сквозь густую чащу. Мне показалось, что я отрезана от света и солнца, нахожусь в сумерках. Меня окружили огромные колоннообразные стволы деревьев-великанов. Гигантские лианы обвивали древесные стволы, взбирались по ним удивительными извивами, тянулись, как снасти парусного корабля, от одной кроны к другой. Небольшие растения-паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромных деревьев.

В лесу повсюду валялись покрытые мхами стволы упавших деревьев, гниющая листва.

Я шла все дальше и дальше. И вдруг мне показалось, что я попала в сказку «Двенадцать месяцев»: одни деревья были оголенные наполовину, вторые – совершенно без листвы, рядом третьи – в полном цвету, а четвертое уже усыпано зрелыми плодами. Все времена года будто хозяйничали в этом лесу.

Прогуливаясь по экваториальному лесу, я почувствовала себя очень усталой от влажности воздуха, звуков непрерывного падения капель с гигантских деревьев.

День клонился к вечеру. Я подумала: если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи! Да и ночевать на

земле опасно: в экваториальных лесах обитает множество хищников, да и просто крупных животных. Мне бы не хотелось встретиться с одним из них. Пора домой. До свиданья, экваториальный лес!

Если бы я был учителем

(сочинение-рассуждение)

План

1. Особенности профессии учителя.

2. Мой взгляд на работу учителя:

а) как сделать урок интересным;

б) отношения между учителем и учеником;

в) не только учить, но и воспитывать.

3. Быть учителем непросто.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л. Толстой

Жизнь сложна и таинственна. Мы не можем предугадать наше будущее, нашу профессию, но для каждого из нас наступает минута, когда мы должны выбрать: кем же мы хотим стать.

Может, я стану учителем, может, воспитателем в детском садике. Работа с ребятами – это постоянный поиск, это беспокойный труд. Работа педагога не знает повторений. Дети в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: у них голубые или карие, но обязательно лукавые, живые глазки, вздернутые носики. А характер?! Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда откроется для тебя душа ребенка, появится доверчивый открытый взгляд.

Если бы я была учителем, то, заходя в класс со звонком, начинала бы урок с какой-нибудь шутки, интересного небольшого рассказа. Ведь это хорошо расслабляет и задает ребятам тон, который необходим для дальнейшей работы.

Если бы я была учителем, то попыталась бы заинтересовать учеников своим предметом, чтобы им не скучно было на моих уроках. А для этого, я считаю, нужно совмещать учебный материал с играми. Каждому ученику я бы поручила провести урок. Ведь такие задания развивают уверенность в себе, способность действовать самостоятельно.

Я бы хотела, чтобы мои будущие воспитанники любили природу, ценили красоту окружающего мира, были пытливыми и трудолюбивыми, любили книгу и уважали человека. Учила бы детей и сама училась бы у них.

Если бы я была учителем, то моя работа с детьми была бы построена на уважении, любви и доверии, ведь одними приказами не обойдешься. Я бы искала подход к каждому в отдельности, ведь ученик – это личность, пусть не совсем сформированная.

Школа не только учит, но и воспитывает. Как классный руководитель я бы пыталась сдружить ребят, сделать их добрее, сделать коллективом, где не было бы лишних и ненужных или каких-то особенных детей. Я бы старалась вырастить своих воспитанников смелыми, честными и гордыми, заботливыми по отношению к родителям и окружающим людям.

Быть учителем не так-то просто, поэтому нужно, прежде всего, любить детей, вкладывать в свою работу душу и сердце.

Жить в сфере добра

План

1. Добро и зло – важнейшие проблемы человеческой жизни.

2. Понятие «доброта».

3. Человек в ответе за свои поступки.

4. Добро, доброта – понятия вечные.

За все, что сотворишь ты,

Да воздастся тебе…

Из Библии

Одна из неразрешимых проблем человечества – это проблема добра и зла. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга – все это единое целое, которое называется – добро.

Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого и не бывает ни доброты, ни милосердия. Добрый человек притягивает к себе, как магнит, он отдает частичку своего сердца, свое тепло окружающим людям. Кто из нас не мечтает о добром друге? В доброте и милосердии нуждаются больные, прикованные к постели, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и воины-афганцы. У каждого человека есть задатки доброты и милосердия, надо только каждому из нас чаще делать добро.

Народная мудрость гласит: «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души». Конечно, людям свойственно ошибаться, но как тяжело иногда бывает ощущать на себе ошибки других. Человек должен быть в ответе за свои поступки. Все равно рано или поздно придется отвечать за то, как ты прожил свою жизнь. Совесть не оставит наши грехи без наказания.

Добро всегда беззащитно перед злом. Оно обычно вступает в бой в одиночку против зла. И все же добро всегда оказывается на ступень выше зла, какая бы цена за этим ни стояла. Добро освещает жизнь человека, и чем больше в жизни добра, тем светлее и радостнее сама жизнь. Нет такой силы, которая могла бы заслонить дорогу добру и справедливости. Да, слишком много подлости и низости в нашей жизни. Но не прав был тот, кто сказал: «Все хорошее когда-нибудь кончается». В отличие от зла, добро не исчезнет бесследно, оно вечно!

Зимний вечер во дворе

(сочинение-описание)

План

1. Выпал первый снег.

2. Мой двор зимним вечером.

3. Снег – чудо природы.

4. Впереди – целая зима.

Зимы ждала, ждала природа.

А. С. Пушкин

Зимний вечер. Я стою у окошка и смотрю во двор. Еще вчера он был черным и неприглядным. А сегодня все преобразилось, ведь выпал снег.

Зажигаются огни на улицах и в домах, и кажется, что ты попал в какой то сказочный и фантастический мир.

Не могу удержаться – и, одевшись, выбегаю во двор. Шагаю по тротуару, посыпанному белыми пушистыми снежинками, и представляю, что это происходит во сне и что я иду не по самому обыкновенному тротуару, а по сказочному мосту, по сторонам которого растут серебряные деревья. На свету, высоко, под самыми фонарями, кружатся, как маленькие бабочки, крупные хлопья снега в своем неповторимом хороводе. Я поймала на ладонь несколько снежинок, они были необыкновенно красивы, но мгновенно растаяли. От веселого хоровода снежинок на душе радостно: вот он, наконец-то, первый снег!

Свет теперь горит во всех окнах. В такое время во дворе еще привлекательнее и красивее. Снег, лежащий на газонах и тротуаре, переливается разноцветными огнями, а когда всходит месяц, становится серебряным. Снег – чудо природы. Дома кажутся какими-то призрачными великанами, а свет в окнах – их мигающими глазами.

Грустно, что приходится покидать эту сказочную страну. Как хорошо, что впереди целая зима!

И. Н. Крамской «Христос в пустыне»

(сочинение по картине)

План

1. Библейская тематика в произведениях искусства.

2. И. Крамской и его картина «Христос в пустыне».

3. Пейзаж картины.

4. Изображение Иисуса Христа.

5. Мучительная внутренняя борьба в душе Иисуса.

6. Мое восприятие картины.

Он выбор сделал здесь, в пустыне,

Хоть и Учитель он отныне,

В глазах провидящих тоска…

Эрнест Саприцкий

Нет ни одного вида искусства, где бы не разрабатывалась библейская тематика. И писатели, и поэты, и музыканты, и художники не раз обращались к образу Христа, пытаясь найти ответы на многие волнующие вопросы из жизни Иисуса. К этой теме обратился и русский художник XIX века Иван Николаевич Крамской.

И. Н. Крамской – мастер портретной живописи. Одна из известнейших работ художника – картина «Христос в пустыне». На полотне изображен евангельский эпизод пребывания Христа в пустыне.

Холодная каменистая местность, в которой нет и не может быть жизни. Горизонт затеплился солнцем, природа готовится встречать восход.

В центре – Иисус Христос. Усталый, измученный, сидит он один на холодных серых камнях. Создается впечатление, что Иисус в немом молчании брел день и ночь и только под утро опустился на камень, все еще ничего не видя перед собой. Плечи и голова его опущены, руки крепко сжаты, ноги изранены об острые камни, на губах запеклась кровь.

В лице, взгляде Христа чувствуется отрешенность. Он изображен спиной к розовеющему горизонту: восход солнца не радует его. Следы мучительных и глубоких переживаний видны на его усталом, помрачневшем лице. Кто знает, о чем он думает? Может, в этот момент в душе Иисуса идет мучительная внутренняя борьба выбора в предчувствии трагической судьбы.

Смотришь на картину и видишь не библейского героя, а самого обыкновенного человека, который оказался перед выбором: отказаться от всего личного, служить людям или жить только для себя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: 5 баллов. Лучшие сочинения для школьников

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новейшие сочинения. Все темы 2012: 5-9 классы (Л. Ф. Бойко, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я