Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского (А. П. Бесперстых, 2016)

Словарь афоризмов Достоевского, составленный литератором и филологом А. П. Бесперстых, насчитывает около 1200 единиц (более 420 словарных статей). Кроме собственно афоризмов в их классическом понимании, в сборник включены также и другие размышления великого писателя-пророка и его оригинальные образные выражения. Творчество Ф. М. Достоевского – вершина русской классической литературы. Сегодня оно актуально как никогда, ибо в своих произведениях гениальный мыслитель остро поставил важнейшие для человечества проблемы: в чём сущность и назначение человека и жизни; какова природа добра и зла; что такое справедливость, законность и правосудие.

Оглавление

  • Словарь
Из серии: Замечательные цитаты

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского (А. П. Бесперстых, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Я всегда был истинно русский.

Ф. М. Достоевский

Словарь

А

АВТОРИТЕТ

Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблудимся.

(Из записных книжек)

* * *

Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков [людей], для их счастия, – эти силы: чудо, тайна и авторитет.

(Братья Карамазовы)


АД

Что есть ад?.. Страдание о том, что нельзя уже более любить.

(Братья Карамазовы)


АДВОКАТ

Русский народ давно уже назвал у нас адвоката – «аблакат – нанятая совесть»

(Братья Карамазовы).

См. также: А адвокат известно что: адвокат – нанятая совесть.

(Подросток).


АКТЁР. См. Рафаэль.


АМБИЦИОЗНОСТЬ

Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем.

(Преступление и наказание)

* * *

Считать свою домашнюю стирку за интересы всего человечества.

(«Свисток» и «Русский вестник»)


АНГЛИЯ

Англии бояться – никуда не ходить!

(Дневник писателя 1881)

* * *

Каждый англичанин, прежде всего, старается быть англичанином, сохраниться в виде англичанина во всех фазисах своей жизни, частной и общественной, политической и общечеловеческой, и даже любить человечество старается не иначе, как в виде англичанина.

(Там же 1877)


АНТОЛОГИЯ

Хотя греческая антология и превосходная вещь, но ведь иногда она бывает просто не к месту, и вместо неё приятнее было бы видеть что-нибудь более подходящее к делу и помогающее ему.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


АТЕИЗМ

Атеизм есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, и, стало быть, должна быть противна народу.

(Из записных книжек)

* * *

Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским.

(Бесы)

* * *

Атеисты – веруют в атеизм как в новую веру, не замечая, что веруют в нуль.

(Идиот)

* * *

Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем остальным во всём мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак того не замечая, что уверовали в нуль.

(Там же)

* * *

Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда её и не знали!

(Там же)

Б

БЕДНОСТЬ

Бедность и нищета образуют художника. Они неразлучны с началом. Ты ещё никому не нужен, никто тебя и знать не хочет. Подожди, не то ещё будет, когда узнают, что в тебе есть дарование. Зависть, мелочная подлость, а пуще всего глупость налягут на тебя сильнее нищеты.

(Неточка Незванова)

* * *

Бедность не порок, это истина.

(Преступление и наказание)

* * *

Бедные люди капризны, – это уж так от природы устроено.

(Бедные люди)

* * *

Будьте благородным человеком, твердым в несчастиях; помните, что бедность не порок.

(Там же)

* * *

В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже не палкой выгонят, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было.

(Преступление и наказание)

* * *

Сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных!

(Бедные люди)


БЕЗДАРНОСТЬ

Бездарность есть тот же застой прогресса. Где есть поступление вперёд, там в голове движения не должно быть бездарности. А где есть торговля прогрессом из-за хлеба и литературных чинов, там уж полная мерзость запустения.

(Опять «Молодое перо»)

* * *

Крикун почти всегда бездарен по природе своей и других тащит в бездну, пошлым, неумелым толкованием дела пугая публику.

(Из записных книжек)

* * *

Часто в одном месте – бездарность, а в другом воскресает чуть не гением.

(Дневник писателя 1881)


БЕЛИНСКИЙ

…благороднейший из благороднейших деятелей русских.

(Ответ «Свистуну»)


БЕСПОКОЙСТВО

Всякий имеет своё беспокойство.

(Идиот)


БЕССМЕРТИЕ

Идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь, её окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

(Дневник писателя 1876)

* * *

На всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого закона природы: чтобы человек любил человечество – не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в своё бессмертие.

(Братья Карамазовы)

* * *

Нет добродетели, если нет бессмертия.

(Там же)

* * *

Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь.

(Братья Карамазовы)


БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

Говорить с слепыми о цветах, с глухими о музыке.

(Книжность и грамотность)

* * *

Требовать от яблони апельсинов.

(Два лагеря теоретиков)


БИБЛИЯ

Другой такой книги в человечестве нет и не может быть. И это – верите ли Вы, или не верите.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Эта книга непобедима. Эту книгу не потрясут даже дети священников наших, пишущие в наших либеральных журналах.

(Из записных книжек)


БЛАГОРОДСТВО

Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством.

(Из записных книжек)


БОГ

Бессмертие души и Бог – это всё одно, одна и та же идея.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Бог есть идея человечества собирательного, массы, всех.

(Из записных книжек)

* * *

Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого сначала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий Бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становится общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог.

(Бесы)

* * *

Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…

(Там же)

* * *

Всякий за себя, а Бог за всех! Вот удивительная пословица, выдуманная людьми, которые успели пожить… Но дело в том, что пословицу эту изменили в самом начале её существования. Всякий за себя, все против тебя, а Бог за всех.

(П. А. Карепину, 31 августа или 1 сентября 1844 г.1)

* * *

Добудьте Бога трудом!

(Бесы)

* * *

Его [Бога] нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое…

(Там же)

* * *

Если Бога нет, то всё позволено.

Крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому. См. в «Братьях Карамазовых»: …уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…

* * *

Конечно, это не научно, хотя почему бы и нет: огромный факт появления на земле Иисуса и всего, что за сим прошло, требует, по-моему, и научной разработки. А между тем, не может же погнушаться наука значением религии в человечестве, хотя бы и в виду исторического только факта, поразительного своею непрерывностью и стойкостью. Убеждение же человечества в соприкосновении мирам иным, упорное и постоянное, тоже ведь весьма значительно.

(Из записных книжек)

* * *

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

(Там же)

* * *

Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор.

(Бесы)


БОГАТСТВО

Надобно заботиться больше о свете, о науке и о усилении любви. Тогда богатство будет расти в самом деле, и богатство настоящее, потому что оно не в золотых платьях заключается, а в радости общего соединения и в твердой надежде каждого на всеобщую помощь в несчастии ему и детям его.

(Дневник писателя 1877)


БОЛЕЗНЬ

Не от сознания происходят болезни, но само сознание – болезнь.

(Из записных книжек)

* * *

Не та болезнь опасна, которая на виду у всех, которой причины все знают, а та, которая кроется глубоко внутри, которая ещё не вышла наружу и которая тем сильней портит организм, чем, по неведению, долее она остаётся непримеченною.

(Два лагеря теоретиков)

* * *

Я был болен; а болезненные ощущения почти всегда бывают обманчивы.

(Униженные и оскорблённые)


БОЛТЛИВОСТЬ

Пусто: курица болтуна снесла.

(Дневник писателя 1876)


БОЛЬ

А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах.

(Идиот)


БОЛЬНОЙ

Больной не может быть в одно и то же время и больным и врачом.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


БОРЬБА

Борьба настоящая есть материал для мира будущего.

(M. П. Погодину, 26 февраля 1873 г.)


БРАК

Брак – это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости.

(Бесы)

* * *

[Во Франции] брак большею частью есть бракосочетание капиталов и о взаимной склонности заботятся очень немного.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)

* * *

И никто-то, никто-то не должен знать, что между мужем и женой происходит, коль они любят друг друга. И какая бы ни вышла у них ссора, мать родную, и ту не должны себе в судьи звать и один про другого рассказывать. Сами они себе судьи. Любовь – тайна божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше. Друг друга больше уважают, а на уважении много основано.

(Записки из подполья)


БУДУЩЕЕ

Бесконечно только одно будущее, вечно зовущее, вечно новое, и там тоже есть свой высший момент, которого нужно искать и вечно искать, и это вечное искание и называется жизнию.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)

* * *

Будущее лежит загадкой.

(С. А. Ивановой, 25 января 1869 г.)

* * *

Можно угадывать, изобретать, предполагать, изучать, мечтать и рассчитывать, но невозможно рассчитать каждый будущий шаг всего человечества, вроде календаря.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


БУНТ

Не думаю, чтобы нашёлся в России любитель русского бунта.

(Объяснения и показания Ф. М. Достоевского по делу петрашевцев)


БЫТИЕ

Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.

(Из записных книжек)


БЮДЖЕТ

Правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью.

(Дневник писателя 1873)

В

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ

Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

(Преступление и наказание)

* * *

Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.


ВЕЛИКОДУШИЕ

Дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он всё-таки уцелеет, неповрежденный, в сердце этого народа.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Если нет великодушия, не надо быть и полезным.

(П. П. Потоцкому, 10 июня 1876 г.)


ВЕРА

Без веры в свою душу и в её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, что обновишь, его избытком живой силы своей, вера в святость своих идеалов, вера в силу своей любви и жажды служения человечеству… Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь.

(Там же 1877)

* * *

Вера есть залог самой высшей жизни наций, и только ею они и принесут всю ту пользу человечеству, которую предназначено им принести.

(Там же)

* * *

Вера и математические доказательства – две вещи несовместимые.

(Там же 1876)

* * *

Вера – это красный цвет.

(Из записных книжек)

* * *

Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.

(Н. Д. Фонвизиной, февраль 1854 г.)

* * *

Кто захочет поверить – того не остановите.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Любовь к человечеству – немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой.

(Из записных книжек)

* * *

Математическое верование – самое трудное уверяющее. Фома уверовал потому, что желал уверовать.

(Там же)

* * *

Мы верою из мертвых воскресали, И верою живет славянский род.

(На европейские события в 1854 году)

* * *

надобно верить. Без этого ничего не будет.

(А. В. Корвин-Круковской, 14 декабря 1864 г.)

* * *

Неверующие всего труднее убеждаются словами и рассуждениями.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Не чудеса склоняют реалиста к вере. Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт. Если же и допустит его, то допустит как факт естественный, но доселе лишь бывший ему неизвестным. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры.

(Братья Карамазовы)

* * *

Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стóит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.

(Н. Д. Фонвизиной, конец января – 20-е числа февраля 1854)

* * *

Я нисколько не изменил идеалов моих и верю – но лишь не в коммуну, а в Царствие Божие.

(Из записных книжек)


ВЕРШОК

Вершок все-таки больше, чем ничего.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)


ВЕСЕЛЬЕ

Други мои, просите у Бога веселья. Будьте веселы как дети, как птички небесные.

(Братья Карамазовы)

* * *

За веселье всегда деньги платят. Веселье и радость всегда всего дороже стоили.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Искренний и беззлобный смех – это весёлость, это самая выдающая человека черта.

(Подросток)

* * *

Он пел и плясал у гроба мертвеца…

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


ВЕЧНОСТЬ

Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.

(Преступление и наказание)


ВИНА

Винить недостаточно, надо искать и лекарств. По-моему, ещё есть лекарства: они в народе, в святынях его…

(Дневник писателя 1876)

* * *

Каждый единый из нас виновен за всех и за вся несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле.

(Братья Карамазовы)


ВИНО

Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его.

(Дневник писателя 1876)


ВЛАСТЕЛИН

Кто крепок и силён духом, тот над людьми и властелин.

(Преступление и наказание)


ВЛАСТЬ

Административный восторг.

(Бесы)

* * *

Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

(Преступление и наказание)

* * *

Кровь и власть пьянят: развиваются загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления.

(Записки из Мёртвого дома)


ВОЗМОЖНОСТИ

Коли он живёт, стало быть, всё в его власти! Кто виноват, что он этого не понимает?

(Идиот)

* * *

Что я теперь? Zero. Чем могу быть завтра? Я завтра могу из мертвых воскреснуть и вновь начать жить! Человека могу обрести в себе, пока ещё он не пропал!

(Игрок)


ВОЙНА

Без войны человек деревенеет в комфорте и богатстве и совершенно теряет способность к великодушным мыслям и чувствам и непременно ожесточается и впадает в варварство.

(С. А. Ивановой, 17 (29) августа 1870 г.)

* * *

В период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по природе своей страшно наклонён к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Кроме войны, я никак не вижу проявлений для массы, ибо везде талант, ум и лучшие люди. Массе иногда остаётся лишь бунт, чтоб заявить себя.

(Из записных книжек)

* * *

Нам нечего бояться даже и внешних политических потрясений, например европейской войны за славян, хотя дело страшное: мы одни, а они-то все.

(А. Н. Майкову, 9 октября 1870 г.)

* * *

Начнись война где бы то ни было, сейчас разгорится. Дай только Бог России не вступиться ни во что европейское, благо у нас своего дела довольно.

(С. А. Ивановой, 2 июля 1870 г.)

* * *

Не всегда война бич, иногда и спасение.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Ныне воюют не столько оружием, сколько умом.

(Дневник писателя 1873)

* * *

Поверьте, что в некоторых случаях, если не во всех почти (кроме разве войн междоусобных), – война есть процесс, которым именно с наименьшим пролитием крови, с наименьшею скорбию и с наименьшей тратой сил, достигается международное спокойствие и вырабатываются, хоть приблизительно, сколько-нибудь нормальные отношения между нациями.

(Там же 1877)

* * *

Полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великого принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата, не из гордого насилия. Такие войны только сбивали нации на ложную дорогу и всегда губили их.

(Там же)

* * *

Уж лучше раз извлечь меч, чем страдать без срока. И чем лучше теперешний мир между цивилизованными нациями – войны? Напротив, скорее мир, долгий мир зверит и ожесточает человека, а не война. Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый, ожирелый эгоизм, а главное – умственный застой.

(Там же)


ВООБРАЖЕНИЕ

У меня воображение, а у тебя действительность.

(Униженные и оскорблённые)


ВОПРОСЫ

Это маленькое словечко «почему» разлито во всей вселенной с самого первого дня миросоздания, сударыня, и вся природа ежеминутно кричит своему творцу: «Почему?» – и вот уже семь тысяч лет не получает ответа.

(Бесы)


ВОСПИТАНИЕ

Излишне и болезненно заботясь о детях, можно надорвать им нервы и надоесть; просто надоесть им, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры.

(Неустановленному лицу, 27 марта 1878 г.)

* * *

К огромному дереву прививают крошечную ветку, и плоды дерева изменяются.

(Там же)

* * *

Розга в семействе есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени. Всё, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, всё, чего можно бы было достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, – всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой.

(Дневник писателя 1877)


ВОСПОМИНАНИЕ (воспоминания)

Без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а всё-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжёлые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души. Человек и вообще так создан, что любит своё прожитое страдание.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда мучительны; по крайней мере так у меня; но и мучение это сладостно. И когда сердцу становится тяжело, больно, томительно, грустно, тогда воспоминания свежат и живят его, как капли росы в влажный вечер, после жаркого дня, свежат и живят бедный, чахлый цветок, сгоревший от зноя дневного.

(Бедные люди)

* * *

Грязь воспоминаний.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Но есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится. То есть даже так: чем более он порядочный человек, тем более у него их есть.

(Записки из подполья)

* * *

Когда сердцу становится тяжело, больно, томительно, грустно, тогда воспоминания свежат и живят его, как капли росы в влажный вечер, после жаркого дня, свежат и живят бедный, чахлый цветок, сгоревший от зноя дневного.

(Бедные люди)

* * *

Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь.

(Братья Карамазовы)


ВОСТОК

Солнце показалось на Востоке, и для человечества с Востока начинается новый день.

(Дневник писателя 1877)


ВНИМАНИЕ

Не всякий стоит, чтобы на него обращать внимание.

(Подросток)


ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Как не упасть в бессилии, вечно гоняясь за впечатлениями, словно за рифмой к плохому стиху.

(Петербургская летопись)


ВРАГ

Враг не умрёт без борьбы.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей.

(Братья Карамазовы)


ВРАЖДА

нам нечего делить, И места много всем под небесами.

(На европейские события в 1854 году)


ВРЕМЯ

Время не предмет, а идея. Погаснет в уме.

(Бесы)

* * *

Наше время есть время веры.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)

* * *

Что такое время? Время не существует; Время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию.

(Черновая тетрадь к «Преступлению и наказанию»)


ВСЁЗНАЙСТВО

Эти господа всезнайки встречаются иногда, даже довольно часто, в известном общественном слое. Они всё знают, вся беспокойная пытливость их ума и способности устремляются неудержимо в одну сторону, конечно за отсутствием более важных жизненных интересов и взглядов, как сказал бы современный мыслитель. Под словом «всё знают» нужно разуметь, впрочем, область довольно ограниченную: где служит такой-то? с кем он знаком, сколько у него состояния, где был губернатором, на ком женат, сколько взял за женой, кто ему двоюродным братом приходится, кто троюродным и т. д, и т. д, и все в этом роде.

(Идиот)


ВСЕПРОЩЕНИЕ

Всё, что истинно и прекрасно, всегда полно всепрощения.

(Братья Карамазовы)


ВСТРЕЧИ

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.

(Преступление и наказание)


ВЫВОД

См. мнение.

Г

ГАРМОНИЯ

[Красота] есть гармония; в ней залог успокоения.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


ГЕНИИ

Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками, – это уж самое рутинное замечание, слишком всем известное.

(Идиот)


ГОГОЛЬ

Гоголь по силе и глубине смеха первый в мире (не исключая Мольера).

(Из записных книжек)


ГОЛОВНОЙ УБОР

Головной убор – самая первейшая вещь в костюме, своего рода рекомендация.

(Преступление и наказание)


ГОРДОСТЬ

В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, – и мы оба погибнем.

(Идиот)

* * *

Гордые особенно хороши, когда уже не сомневаешься в своей могущественности над ними.

(Кроткая)

* * *

Многие из очень гордых людей любят верить в Бога, особенно несколько презирающие людей.

(Подросток)

* * *

особенная гордость бедных, вследствие которой при некоторых общественных обрядах, обязательных в нашем быту для всех и каждого, многие бедняки таращатся из последних сил и тратят последние сбереженные копейки, чтобы только быть «не хуже других» и чтобы «не осудили» их как-нибудь другие.

(Преступление и наказание)


ГОРЕ

Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно уходит в себя и молчит. Но есть горе и надорванное: оно пробьется раз слезами и с той минуты уходит в причитывания. Это особенно у женщин. Но не легче оно молчаливого горя. Причитания утоляют тут лишь тем, что еще более растравляют и надрывают сердце. Такое горе и питается. Причитания лишь потребность раздражать беспрерывно рану.

(Братья Карамазовы)

* * *

Известно, что половина горя долой, лишь бы подыскать кого-нибудь виноватого в нём перед вами, и тем досаднее, если подыскать решительно некого…

(Маленькие картинки)

* * *

Человек только своё горе любит считать, а счастья своего не считает. А счёл бы как должно, так и увидел бы, что на всякую долю его запасено.

(Записки из подполья)


ГЛУПОСТЬ

Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить.

(Преступление и наказание)

* * *

Глупость до последней откровенности.

(К. П. Победоносцеву, 24 августа 1879 г.)

* * *

Глупый человек не может уважать.

(Дневник писателя 1873)

* * *

Люди ограниченные, тупые, гораздо меньше делают глупостей, чем люди умные.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)

* * *

Ничему не удивляться, говорят, есть признак большого ума; по-моему, это в равной же мере могло бы служить и признаком большой глупости.

(Идиот)

* * *

Что может быть глупее глупого добряка? – Злой дурак.

(Бесы)


ГРАЖДАНИН

Способность быть гражданином – это и есть способность возносить себя до целого мнения страны.

(Дневник писателя 1873)


ГРАМОТНОСТЬ

Грамотность есть первый шаг к образованию.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)


ГРЕХ

Грех есть смрад и смрад пройдёт. Когда воссияет солнце вполне. Грех есть дело преходящее, а Христос вечное.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Греха своего не бойтесь, даже и осознав его. Лишь бы покаяние было.

(Братья Карамазовы)

* * *

Греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся.

(Там же)

* * *

Согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виновен. Греха единичного нет.

(Бесы)


ГРУСТЬ

Когда мне грустно, так я рада болтать, хоть об чём-нибудь. Это лекарство: тотчас легче сделается, а особливо, если выскажешь всё, что лежит на сердце.

(Бедные люди)


ГУМАННОСТЬ

Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.

(Из записных книжек)

Д

ДВОЕ

Двоим любо, третий не суйся.

(Преступление и наказание)


ДВУЛИЧИЕ

Двуличие, изнанка, маска – скверное дело, согласен, но если б в настоящий момент все бы явились, как они есть на лицо, то, ей-богу, было бы хуже.

(Петербургская летопись)


ДЕВУШКА

Когда сердцу девушки станет жаль, то, уж разумеется, это для нее опаснее всего. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности.

(Преступление и наказание)


ДЕЙСТВИЕ

Причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определённо очерчиваются.

(Идиот)

* * *

Чтобы начать действовать, нужно быть совершенно успокоенным предварительно и чтоб сомнений никаких не оставалось.

(Записки из подполья)


ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми выводами отвлечённой мысли, и не терпит резких и крупных различий. Действительность стремится к раздроблению.

(Записки из Мёртвого дома)


ДЕЛИКАТНОСТЬ

Деликатности и достоинству само сердце учит, а не танцмейстер.

(Идиот)


ДЕЛО

Всякое дело зависит от первого шага, от начала.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)

* * *

Всякое дело требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека.

(Петербургская летопись)

* * *

Готовым ничего не даётся; всё нужно сделать, выжить и даже выстрадать.

(По поводу элегической заметки «Русского Вестника»)

* * *

Дело, которое нуля не стоит.

(Объяснения и показания Ф. М. Достоевского по делу петрашевцев)

* * *

Дел так много, что недостанет жизни, если внимательно оглянуться.

(Подросток)

* * *

Для всякого хорошего дела надо, чтоб и делатель был хороший.

(Необходимое литературное объяснение по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов)

* * *

Для хорошего дела всегда есть время.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Есть что делать на нашем русском свете…

(Идиот)

* * *

Истинный делатель, вступив на путь, сразу увидит перед собою столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Кто любит дело делать, тот не любит много кричать.

(Из записных книжек)

* * *

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Нашли дело и визжим от восторга. Увизжаться и провраться от восторга – это у нас самое первое дело; смотришь, года через два и расходимся врозь, повесив носы.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)

* * *

Не понимаю я, чтоб умный человек, когда бы то ни было, при каких бы ни было обстоятельствах, не мог найти себе дела.

(Там же)

* * *

Прежде чем проповедовать людям: «как им быть», – покажите это на себе. Исполните на себе сами, и все за вами пойдут.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Скучно у нас на Руси без своего дела жить.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)

* * *

Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь.

(Братья Карамазовы)

* * *

Чтоб сделать рагу из зайца, надо прежде всего зайца.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)

* * *

Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.

(Подросток)


ДЕНЬГИ

Дать взаймы – значит поссориться.

(Братья Карамазовы)

* * *

Деньги, конечно, есть деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся главная их сила: Деньги сравнивают все неравенства.

(Подросток)

* * *

Деньги есть чеканенная свобода.

(Записки из Мёртвого дома)

* * *

Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают.

(Идиот)

* * *

Деньги – это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество.

(Подросток)

* * *

Некоторая тупость ума, кажется, есть почти необходимое качество если не всякого деятеля, то по крайней мере всякого серьёзного наживателя денег.

(Идиот)

* * *

– Я пришёл вас предупредить: мне денег взаймы не давать, потому что я непременно буду просить.

(Там же)


ДЕСПОТИЗМ

Без деспотизма ещё не бывало ни свободы, ни равенства.

(Бесы)

* * *

Деспотизм вовсе не в духе русского народа… Он слишком миролюбив и любит добиваться своих целей путем мира, постепенно.

(Два лагеря теоретиков)


ДЕТИ

Большие не знают, что ребёнок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

(Идиот)

* * *

Было двое, и вдруг третий человек, новый дух, цельный, законченный, как не бывает от рук человеческих; новая мысль и новая любовь, даже страшно… И нет ничего выше на свете!

(Бесы)

* * *

Горе оскорбившему младенца.

(Братья Карамазовы)

* * *

Дети благородят. А без благородного не проживешь…

(Из записных книжек)

* * *

Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны.

(Братья Карамазовы)

* * *

Дети – образ Христов: «Сих есть царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…

(Преступление и наказание)

* * *

Иметь детей и родить их – есть самое главное и самое серьёзное дело в мире, было и не переставало быть.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Какие мы ещё дети … и… как это хорошо, что мы дети!

(Идиот)

* * *

Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Ребёнку можно всё говорить, – всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей? От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль!

(Идиот)

* * *

Сколько очеловечивают они существование в высшем смысле. Детки – мука, но необходимы, без них нет цели жизни.

(А. П. Философовой, 11 июля 1879 г.)

* * *

Через детей душа лечится.

(Идиот)


ДОБРОДЕТЕЛЬ

Сознание, хотя бы лишь самое отдалённое, что тебя стоит высечь, – есть уже начало добродетели.

(Маленькие картинки. В дороге)


ДОБРОТА

Будем, во-первых, и прежде всего добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге.

(Братья Карамазовы)

* * *

Добрые и кроткие недолго сопротивляются.

(Кроткая)

* * *

Единичное добро останется всегда, потому что оно есть потребность личности, живая потребность прямого влияния одной личности на другую.

(Идиот)

* * *

Иногда и поклон лишний и унижение изъявляешь, не от чего иного как от припадка доброты душевной и от излишней мягкости сердца.

(Бедные люди)

* * *

мы все до комизма предобрые люди.

(Идиот)


ДОЛГ

Исполнение долга гражданского даже, пожалуй, и выше частного сердечного подвига.

(Дневник писателя 1873)


ДОМ

Дома лучше. Тут натуральнее, не нужно искусства, покойнее.

(Петербургская летопись)


ДОСТИЖЕНИЕ

Когда всего достигаешь, тяжело становится все потерять.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)


ДРУЖБА

Есть дружбы странные, оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут.

(Бесы)


ДРЯННОЕ. См. прекрасное.


ДУРАК (дураки)

Дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно.

(Подросток)

* * *

Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак!

(Униженные и оскорблённые)

* * *

Дурак-то не должен краснеть за свою глупость, потому что не виноват, если природа родила его дураком…

(Ряд статей о русской литературе. Введение)

* * *

Лучше быть несчастным, но знать, чем счастливым и жить… в дураках.

(Идиот)

* * *

Много людей честных благодаря тому, что дураки.

(Братья Карамазовы)

* * *

Нет ничего приятнее, как жить с дураками и поддакивать им: выгодно!

(Униженные и оскорблённые)


ДУХ

Чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь.

(M. M. Достоевскому, январь – февраль 1847 г.)


ДУША

Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся.

(Подросток)

* * *

Есть души, которые в ограниченности своей обвиняют весь свет.

(Братья Карамазовы)

* * *

Низкая душа, выйдя из под гнёта, сама гнетёт.

(Село Степанчиково и его обитатели)

* * *

Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.

(Преступление и наказание)

* * *

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

(Униженные и оскорблённые)

* * *

Эта душа ещё не примеренная, надо щадить её… в душе этой может быть сокровище…

(Братья Карамазовы)


ДЬЯВОЛ

– Я думаю, что если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию.

(Братья Карамазовы)

Е

ЕВРОПА

Европа бесспорно дошла до того, что ей всего дороже выгода текущая, выгода настоящей минуты.

(Дневник писателя 1877)

* * *

Европа нам второе отечество.

(Там же)

* * *

Священные камни Европы.

(Подросток)

Ж

ЖАЛОСТЬ

Великодушное сердце может полюбить из жалости.

(Униженные и оскорблённые)

* * *

Жалость, – драгоценность наша, и искоренять её из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно.

(Дневник писателя 1876)


ЖЕЛАНИЯ

Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду.

(Записки из подполья)


ЖЕНА

Быть доброй женой и особенно матерью – это вершина назначения женщины.

(А. Ф. Герасимовой, 7 марта 1877 г.)

* * *

супругу свою до того уважал и до того иногда боялся её, что даже любил.

(Идиот)


ЖЕНЩИНА (женщины)

Весь женский вопрос выдумали сдуру мужчины.

(Бесы)

* * *

Весь женский вопрос – это только недостаток оригинальности.

(Там же)

* * *

В женском характере есть такая черта, что если, например, женщина в чем виновата, то скорей она согласится потом, впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту, во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нём и попросить прощения.

(Униженные и оскорблённые)

* * *

Всякая женщина – змея, всякая змея – женщина.

(Подросток)

* * *

Да здравствует русская женщина, и нет ничего лучше её безгранично прощающей любви на нашем русском свете.

(Зимние заметки о летних впечатлениях)

* * *

Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом и без сердца.

(Идиот)

* * *

Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что.

(Там же)

* * *

Женщина всегда женщина, будь хоть она монахиня.

(Бесы)

* * *

Женщина есть большая власть.

(Из записных книжек)

* * *

Женщина никогда вполне не раскается.

(Бесы)

* * *

Женщина обманет само всевидящее око. Господь Бог, создавая женщину, уж конечно, знал, чему подвергался, но я уверен, что она сама помешала ему и сама заставила себя создать в таком виде и… с такими атрибутами; иначе кто же захотел наживать себе такие хлопоты даром?

(Там же)

* * *

Женщина способна замучить человека жестокостями и насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: «Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моей наверстаю…»

(Идиот)

* * *

Женщины небольшие мастерицы в оценке мужских умов, если человек им нравится, и парадоксы с удовольствием принимают за строгие выводы, если те согласны с их собственными желаниями.

(Подросток)

* * *

Жизнь всякой женщины, что бы она там ни проповедовала, это – вечное искание, кому бы подчиниться… жажда подчиниться. И заметь себе – без единого исключения.

(Там же)

* * *

Иная женщина обольщает красотой своей, или там чем знает, в тот же миг; другую же надо полгода разжевывать, прежде чем понять, что в ней есть; и чтобы рассмотреть такую и влюбиться, то мало смотреть и мало быть просто готовым на что угодно, а надо быть, сверх того, чем-то еще одарённым.

(Там же)

* * *

Недостатки современной женщины и главный из них – чрезвычайную зависимость её от некоторых собственно мужских идей, способность принимать их на слово и верить в них без контроля.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Русские женщины дурнеют быстро, красота их только мелькнет, и, право, это не от одних только этнографических особенностей типа, а и оттого ещё, что они умеют любить беззаветно. Русская женщина всё разом отдаёт, коль полюбит, – и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономничать не умеют, про запас не прячут, и красота их быстро уходит в того, кого любят.

(Подросток)

* * *

Слишком сильные духом и характером женщины, особенно если страстны, иначе и не могут любить, как деспотически.

(Дневник писателя 1873)

* * *

У женщин случаи такие есть, когда очень и очень приятно быть оскорблённою, несмотря на все видимое негодование.

(Преступление и наказание)

* * *

Умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные, и вот в этом-то и беда.

(Преступление и наказание)


ЖЕСТОКОСТЬ

Выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

(Братья Карамазовы)


ЖИВОТНЫЕ

Во всех животных поражает нас одно их свойство, именно их правда, а следовательно, правдивость, наивность. Они никогда не притворяются и никогда не лгут.

(Из записных книжек)


ЖИЗНЬ

В жизни так много ещё хорошего. Я люблю значение, чин, отель; огромную ставку в карты (ужасно люблю карты). Но главное, главное – женщины… и женщины во всех видах; я даже люблю потаённый, тёмный разврат, постраннее и оригинальнее, даже немножко с грязнотцой для разнообразия…

(Униженные и оскорблённые)

* * *

Всякий организм существует на земле, чтоб жить, а не истреблять себя.

(Н. Л. Озмидову, февраль 1878 г.)

* * *

Дело в жизни, в одной жизни, – в открывании её, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии!

(Идиот)

* * *

Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте, и до того понятны, что и думать не о чем. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что не в силах их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, – он прибегает к другого рода упрощению и, просто-запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противоположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Достигать великой цели, по моему рассуждению, совершенно бессмысленно, если при достижении цели всё угасает и исчезает, то есть если не будет жизни у человека при достижении цели. Следственно, есть будущая, райская жизнь.

(Из записных книжек)

* * *

Если б только могло быть (чего, впрочем, по человеческой натуре никогда быть не может), если б могло быть, чтоб каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтоб не побоялся изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас признаться самому себе, – то ведь на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться.

(Униженные и оскорблённые)

* * *

Если б я имел власть не родиться, то наверно не принял бы существования на таких насмешливых условиях.

(Идиот)

* * *

Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях.

(М. М. Достоевскому,22 декабря 1849 г.)

* * *

Жизнь есть тоже художественное произведение самого творца, в окончательной и безукоризненной форме пушкинского стихотворения.

(Подросток)

* * *

Жизнь хороша, и надо так сделать, чтоб это мог подтвердить на земле всякий.

(Из записных книжек)

* * *

Жизнь – целое искусство, что жить значит сделать художественное произведение из самого себя

(Петербургская летопись)

* * *

Жизнь человеческая есть беспрерывное самосозерцание в природе и в насущной действительности.

(Там же)

* * *

Кто виноват, что они несчастны и не умеют жить, имея впереди по шестьдесят лет жизни?

(Идиот)

* * *

Милые, добрые, честные (всё это есть у вас!), куда же это вы уходите, отчего вам так мила стала эта темная, глухая могила? Смотрите, на небе яркое весеннее солнце, распустились деревья, а вы устали, не живши.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Не веруй я в жизнь, разуверься я в дорогой женщине, разуверься в порядке вещей, убедись даже, что всё напротив беспорядочный, проклятый и может быть бесовский хаос, порази меня хоть все ужасы человеческого разочарования, – а я всё-таки захочу жить и уж как припал к этому кубку, то не оторвусь от него, пока его весь не осилю!

(Братья Карамазовы)

* * *

Не стоит жить, чтоб только питаться. …надо для жизни нравственное занятие.

(Из записных книжек)

* * *

Нет, устать, возненавидеть жизнь, возненавидеть значит и всех, о нет, нет, пройдёт это жалкое, уродливое, недоношенное племя, племя корчащихся под свалившимися на них камнями, засветит, как солнце, новая великая мысль и укрепится шатающийся ум и скажут все: «Жизнь хороша, а мы были гадки».

(Дневник писателя 1876)

* * *

Не уныть и не пасть – вот в чём жизнь, в чем задача её.

(М. М. Достоевскому, 22 декабря 1849 г.)

* * *

Никто не прыгает из окошек, а случись пожар, так, пожалуй, и первейший джентльмен и первейшая дама выпрыгнет из окошка… Есть случаи, что и корабли сжигать иногда можно, и домой можно не возвращаться: жизнь не из одних завтраков, да обедов, да князя Щ. состоит.

(Идиот)

* * *

Ни одна земля от своей собственной жизни не откажется и скорее захочет жить туго, но все-таки жить, чем жить по чужому и совсем не жить.

(Об издании ежемесячного журнала «Эпоха», литературного и политического, издаваемого семейством М. М. Достоевского)

* * *

Посмотрите кругом на дары Божии: небо ясное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные и глупые и не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять и тотчас же он настанет во всей красоте своей, обнимемся мы и заплачем…

(Братья Карамазовы)

* * *

Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни – и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет и у Шекспира.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.

(Братья Карамазовы)

* * *

Так на свете всё превратно: Нынче шах, а завтра мат.

(Эпиграмма на баварского полковника)

* * *

[Человек] сам художник своей жизни и творит её себе каждый час по своему произволу.

(Белые ночи)

* * *

Я всё поборю, все страдания, только чтобы сказать и говорить себе поминутно: я есмь! В тысячи мук – я есмь, в пытке корчусь – но есмь! В столпе сижу, но и я существую, солнце вижу, а не вижу солнца, то знаю, что оно есть. А знать, что есть солнце – это уже вся жизнь.

(Братья Карамазовы)

* * *

Я решительно не знаю, для чего жизнь так коротка. Чтоб не наскучить, конечно, ибо жизнь есть тоже художественное произведение самого Творца в окончательной и безукоризненной форме.

(Подросток)


ЖУРНАЛИСТИКА

От редактора исходит единство и целость журнала.

(Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском)

* * *

Свистун из хлеба.

(Необходимое литературное объяснение по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов)

В статье «Ответ «Свистуну» Ф. М. Достоевский поясняет: «…хлебный свистун есть тот, который продаёт свой свист и, главное, направление своего свиста за деньги тому, кто больше даст, и таким образом свищет на первого встречного по заказу».

З

ЗАВИСТЬ

Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.

(Идиот)


ЗАКОН

Есть такой политический, а пожалуй и естественный, закон природы, который состоит в том, что два сильные и ближайшие друг к другу соседа, как бы ни были дружны, всегда кончат желанием истребить один другого и, рано ли, поздно ли, приведут это желание в действие.

(Дневник писателя 1876)

* * *

На всякое действие есть свой закон.

(Братья Карамазовы)

* * *

Надо жить по закону природы и правды.

(Подросток)

* * *

Эти бездарные исполнители закона решительно не понимают, да и не в состоянии понять, что одно буквальное исполнение его, без смысла, без понимания духа его, ведет прямо к беспорядкам, да и никогда к другому не приводило.

(Записки из Мёртвого дома)


ЗАНЯТИЕ

Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие.

(Преступление и наказание)


ЗАПРЕЩЕНИЕ

Каждая запрещённая мысль, тотчас же, чуть запрещена, ставится на пьедестал самими же запретителями.

(Из записных книжек)


ЗАУРЯДНОСТЬ

В самом деле, нет ничего досаднее, как быть, например, богатым, порядочной фамилии, приличной наружности, недурно образованным, неглупым, даже добрым, и в то же время не иметь никакого таланта, никакой особенности, никакого даже чудачества, ни одной своей собственной идеи, быть решительно «как и все».

(Идиот)

* * *

Умный«обыкновенный» человек, даже если б и воображал себя мимоходом (а пожалуй, и всю свою жизнь) человеком гениальным и оригинальнейшим, тем не менее сохраняет в сердце своем червячка сомнения, который доводит до того, что умный человек кончает иногда совершенным отчаянием; если же и покоряется, то уже совершенно отравившись вогнанным внутри тщеславием.

(Там же)


ЗДОРОВЬЕ

Если хорош желудок, то всё хорошо.

(А.Г. Достоевской, 28 июля 1879 г.)

* * *

Повторяю – самое лучшее запастись здоровьем.

(E. А. Штакеншнейдер, 15 июня 1879 г.)


ЗЕМЛЯ

Все должны иметь право на землю и лишь это право нарушено, то является сотрясение и распадение общества.

(Из записных книжек)

* * *

Я хочу, я жажду в сию минуту целовать, обливаясь слезами, лишь одну ту землю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни ни на какой иной!..

(Сон смешного человека)


ЗЛО

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру.

(Два лагеря теоретиков)

* * *

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

(Дневник писателя 1877)


ЗЛОДЕИ

В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем.

(Братья Карамазовы)


ЗНАМЕНИТОСТЬ

О, берегитесь медицинских знаменитостей: все они с ума сошли от самомнения и от заносчивости, уморят.

(А. П. Философовой, 11 июля 1879 г.)


ЗНАНИЕ (знания)

Вы приобрели много знаний не по уму, так что за недостатком-то ума и не знаете, как справиться с этими знаниями.

(Из записных книжек)

* * *

Жажда знаний и науки никаким образом не может уничтожиться в обществе.

(Книжность и грамотность)

* * *

Жизненное знание и сознание… приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе.

(Преступление и наказание)

* * *

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казённую форму, а сообразно натуре того человека.

(Книжность и грамотность)

* * *

Узнав хоть несколько, видишь необычайное.

(Неустановленному лицу, 15 января 1880 г.)

* * *

Я знаю всё, но не знаю ничего хорошего.

(Подросток)


ЗОЛОТАЯ СРЕДИНА

Золотая средина – это нечто трусливое, безличное, а в то же время чванное и даже задорное.

(Маленькие картинки. В дороге)


ЗОЛОТО

Вместе с грязью выбросить и золото.

(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1863 г.)

И

ИДЕАЛ

Без великодушных идей человечество жить не может.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме ещё пущей мерзости.

(Там же)

* * *

Были бы только высшие идеи, или начало высших идей, то прочее всё приложится.

(Л. В. Григорьеву от 21 июля 1878 г.)

* * *

Идеал ведь тоже действительность, такая же законная, как и текущая действительность.

(Дневник писателя 1873)

* * *

Идеал через страдание переходит, как золото через огонь.

(С. А. Ивановой, 17 августа 1870 г.)

* * *

Кто хочет быть выше всех в царствии Божием – стань всем слугой. Вот как я понимаю русское предназначение в его идеале.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Частный человек не может угадать вполне вечного, всеобщего идеала, – будь он сам Шекспир, – а следственно, не может предписывать ни путей, ни цели искусству.

(Г-н – бов и вопрос об искусстве)


ИДЕЯ

Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Вы представить не можете, какая грусть и злость охватывают всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете её уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят!

(Бесы)

* * *

Если идея верна, то она способна к развитию, а если способна к развитию, то непременно со временем должна уступить другой идее, из неё же вышедшей, ее же дополняющей, но уже соответствующей новым потребностям нового поколения.

(Ряд статей о русской литературе. Введение)

* * *

Если иную идею произнести, выговорить словами, то выйдет ужасно глупо.

(Дневник писателя 1876)

* * *

Идеи летают в воздухе, но непременно по законам; идеи живут и распространяются по законам, слишком трудно для нас уловимым; идеи заразительны, и в общем настроении жизни иная идея, иная забота или тоска, доступная лишь высокообразованному и развитому уму, может вдруг передаться почти малограмотному существу, грубому и ни об чем никогда не заботившемуся, и вдруг заразить его душу своим влиянием.

(Там же)

* * *

Какая грусть и злость охватывает всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете ее на толкучем, неузнаваемом, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Словарь
Из серии: Замечательные цитаты

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М. Достоевского (А. П. Бесперстых, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я