Вечные знаки
А. В. Добрякова, 2011

Книга – о мировых традициях и славянском язычестве, о зооморфных духах наших предков и многогранной символике образа змеи, о легенде Севера – Туле, о поиске единой матрицы рунических знаков и вообще различных алфавитов, о мифологическом пространстве-времени, о двуединстве и триединстве мира, его числовой символике в представлениях человека давно минувших дней. Эта книга – и об энергетических принципах, заложенных в современных концепциях по глобальному эволюционизму, об уроках доисторической Атлантиды и, наконец, о сокровенной радости возвращения во впервые публикуемом фантастическом рассказе Анн Сином – это псевдоним автора книги Антонины Валерьевны ДОБРЯКОВОЙ. Талантливый и широко образованный, смело мыслящий человек, кандидат биологических наук, она недавно безвременно ушла из жизни. Её перу принадлежали и другие произведения, написанные в жанре фэнтези и изданные несколько лет назад.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечные знаки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Символика обобщающих матриц

Нам привычных орбит недоступны пути,

В безвозвратные тайны суждено нам идти.

Декорации буден с разбега порвём,

Как постылую цепь — звено за звеном…

Денис Евцихевич

Единая матрица рунических знаков[1]

Символ… как вода, сам находит для себя нужный уровень, и этот уровень будет уровнем интерпретирующего ума. Трудности интерпретации поэтому невероятно велики, тогда как трудности на пути понимания символа почти элементарны.

Х.Э.Керлот [1]

Имеется достаточно много свидетельств всеобщего распространения аналогичных, даже похожих символов на разных континентах и в огромном диапазоне времён — ещё с периода верхнего палеолита (28–13 тыс. лет до н. э.) и неолита (8–4 тыс. лет до н. э.) [2]. Это можно объяснить существованием исходной протокультуры в целостной энергоинформационной среде Земли, специфического метакода, направляющего развитие человечества, и общей физиологической основой восприятия мира и функционирования мозга человека, неизменных для всех рас и народов. Иными словами, вполне обоснована версия о многопричинности феномена трансконтинентального распространения символов. Тем не менее, мы склоняемся к тому, что основной причиной является целостность структуры пространства и времени Земли. И тогда архетипическим элементом символа может служить некая МАТРИЦА — своего рода компактная независимая схема, инвариантное клише, порождающее стилевую близость тех или иных знаковых систем. Только при этих условиях возможна передача и получение информации между ними, как это происходит в органически живой природе благодаря генетическому коду.

Общий трансляционный алгоритм, понятно, должен содержать весь потенциальный набор ключевых символов. Как показали исследования, и в самом деле могут существовать матрицы, использование которых приводило к формированию различных символов, имеющихся в распоряжении человечества. Это графические фигуры, часто именуемые графемами, употребляемые в качестве букв, цифр, других знаков (например — астрологических), фрагментов орнаментов, которые встречаются на оружии, предметах быта, ювелирных изделиях, рисунках одежды и т. д. Причём знаки тиражируются в чисто художественных целях, хотя изначально они служили для нужд мантических, связанных с прорицанием. А это указывает на то, что устойчивые образные ряды, закреплённые сознанием, отражают универсальную взаимосвязь плотного и тонкого, то есть феноменального и ноуменального миров. Потому порядок следования символов, например — во фразе, слове, узоре, можно соотнести с порядком следования явлений на нашем вещественном плане. Считается, что в процессе гадания каждый символ той или другой магической системы открывает определённую дверь в мир ассоциаций, на основе которых прорицатель с помощью своего опыта и делает предсказание. Сейчас известно несколько таких систем, называемых иногда «замкнутыми ассоциативными системами». Одна из древнейших — 22 карты Старших Арканов Таро. Можно вспомнить 22 буквы священного еврейского алфавита, 64 гексаграммы китайской «Книги Перемен». Есть сведения, что и кириллица — старый её вариант, содержащий 43 буквы, — является такой системой [3]. К подобной категории знаков относится и рунический строй Футарк (рис. 1).

Рис. 1. Футарк — исходный рунический строй

Коротко остановимся на том, что такое руны. Это совершенно особенные, во многом таинственные графемы. «Они никогда не оставались неизменными. С течением времени видоизменялись знаки, менялись их фонетические значения, структура надписей, развивался сам язык, на котором эти надписи делались… — от древне-германского, к родственному балто-славянскому, до современных германских языков. Первым классическим общегерманским строем стал Футарк. Не алфавит в обычном понимании, а именно рунический строй, то есть жёстко закреплённый перечень рун с их фонетическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта; каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта — f, u, th, а, r, k…. — этот строй и получил своё название “Futhark”» [3].

Возникновение Футарка относят к I тыс. до н. э.; считается, что он пришёл от североиталийских племён. Цифры латинского начертания не что иное, как этрусские руны (их легко можно обнаружить в составе приводимой матрицы). Предполагается, что в завершённом виде Футарк появился в Дании и примерно в III веке распространился в Норвегию и Швецию. В Британию руническое письмо и магия пришли в V веке.

Древнейшими археологическими находками, содержащими надписи на Футарке, являются золотые скандинавские брактеаты — медальоноподобные круглые подвески, на лицевой стороне которых нанесено изображение, а вокруг — руническая надпись. Необычайно привлекательны и ценны так называемые рунические камни — надгробья, мемориальные и путевые знаки, языческие алтари — с надписями в виде рун, окаймлённые характерным кельто-скандинавским орнаментом[2]. Встречаясь по всей Европе (особенно северной), камни с надписями на Футарке насчитывают не менее полусотни экземпляров Среди них — памятный камень с острова Готланд (VIII в.), где изображён бог Один, въезжающий на восьминогом коне [4]. Имеются находки наконечников копий, где «алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими как трёх — и четырёхветвевая свастика, круг с точкой в центре и т. д. Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей… В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX века, в Карелии и северных районах России — значительно дольше» [3].

Надо заметить, что исконные имена рун Футарка до нас не дошли; обычно пользуются позднесредневековым, так называемым «готическим» вариантом. Распространение рун в VIII–XI веках, или в эпоху викингов (варягов — как их называли на Руси), шло через скандинавов, отправлявшихся в дальние путешествия на запад — в Англию и Исландию, на восток — в земли Руси, чья княжеская семья Рюриковичей, известно, возводила свой род к скандинавам…

Всего автором реконструировано шесть базовых матриц. Наипростейшей является матрица так называемых «прямых» (по характеру и способу начертания) алфавитов (рис. 2), содержащая в себе рунические знаки многих народов, начиная с древнейших времён возникновения письменности (для так называемых «круглых» и «полукруглых» алфавитов существуют другие типы матриц, например, объединившие языки — санскрит, иврит, арабский)[3]. Предлагаемая фигура в несколько упрощённом виде была знакома пифагорейцам и считалась у них священным мистическим символом (рис. 3). На фресках Древнего Египта девять треугольников в одном составляют культовый предмет, который жрец держит в руках. Подобные изображения можно встретить и сейчас в Индии, например, в качестве деталей внешнего оформления деревенского дома (рис. 4).

Культурному человеку, возможно, уже 77 тысяч лет

В Южной Африке, в пещере Бломбоскэйв, что на побережье Индийского океана, уже в течение 10 лет ведутся раскопки. Специалисты из Южноафриканского музея в Кейптауне нашли здесь за это время немало рыболовных и охотничьих орудий. Однако новая находка произвела самую настоящую сенсацию в научном мире.

Онлайновая версия международного научного журнала «Science» («Наука») сообщила, что обнаружены два куска красной охры — железосодержащей руды, одна из сторон которых сточена до образования гладкой плоской поверхности. Уже само по себе это весьма интересно, поскольку служит примером вполне осознанных действий со стороны наших далёких предков. Для того чтобы определить возраст, исследователи применили разные современные методы датировки. Средние величины сошлись на 77 тысячах лет.

На плоских поверхностях обнаружили процарапанные рисунки из пересекающихся линий, образующих нечто, напоминающее наложенные друг на друга треугольники. Учёные полагают, что найденные рисунки свидетельствуют о существовании абстрактного мышления у древних южноафриканцев (из журнала «Наука и жизнь» № 5/2002).

Что касается матрицы рунических алфавитов и знаков, то полный набор символов в ней состоит из 780 вариантов, обнаруженных автором в различных алфавитах и других кодовых системах.

В таблице приведён знаковый набор рунического строя Футарка, в котором большинство символов встречаются прорисованными в двух зеркальных положениях относительно либо вертикали, либо горизонтали матрицы, проходящих через её центр. На рис. 5а изображены дополнительные руны, известные из истории развития рунических надписей, не вошедшие в наиболее поздние системы Футарка. На рис. 5б представлены символы других рунических алфавитов — европейских народов дохристианского времени; часть их составляла основу современного английского алфавита, равно как и других романо-германских языков.

Рис. 2. Единая матрица рунических алфавитов и знаков

Рассмотрены не только индоевропейские рунические знаковые системы. Подобного рода символы и типы письменности были и у семитских племён, и у протоинкского населения Южной Америки, что позволяет предположить всеобщий характер распространения предлагаемой матрицы.

Рис. 3. Священный символ пифагорейцев

Примечание. Встречается ещё один вариант — зеркальный относительно осей: вертикальной (п), горизонтальной (↓).

Нельзя обойти молчанием вопрос о специфике некоторых знаков. Во-первых, они могут быть как «сплошные» (руна КАНО), так и «разорванные» (руна ЙЕР). Заметно подавляющее большинство «сплошных», что, вероятно, определяется более целостным восприятием зрительного образа, а значит, более эффективной функцией подобного символа как атрибута передачи информации. Во-вторых, встречаются «неправильные» изображения знаков и рун, когда часть символа как бы «выпадает» из матрицы; впрочем, такие знаки оказываются неустойчивыми во времени и долго не существуют в качестве алфавитных букв. Можно предположить, что матрица словно фильтрует наиболее устойчивые графемы из всех возможных изображений.

Рис. 4. Так украшены (с помощью рисовой пасты) стены жилых домов в индийской деревне Нанпур

Таблица

Расположение рун Футарака на линиях матрицы

Рис. 5 а. Руны, не вошедшие в наиболее поздние системы Футарка

Рис. 5 б. Из рунических алфавитов европейских народов дохристианского времени (стрелки указывают на встречающиеся зеркальные варианты)

Рис. 5 в. Руны ретов

Изначальное возникновение рунических символов скрыто от нас не только за завесой времён, но и за покровом великой тайны И не зря само слово «руна» означает «тайну», «секрет», «шёпот». Но, по-видимому, многое удастся понять с обнаружением универсального геометрического канона, объединяющего все те знаки, что означали звуковую языковую гамму древних европейцев и других народов и неустанно менялись на протяжении тысячи лет после наступления новой эры. Наверное, можно будет более определённо ответить на многочисленные вопросы, как то: под чьим влиянием зародилась древнегерманская письменность в виде рунического строя; почему такая совершенная система алфавита появилась именно в германском, ещё варварском обществе; почему столь быстро, почти одновременно в исторических масштабах, распространились руны старшего варианта по всей Центральной и Северной Европе на рубеже III–IV веков.

Согласно данным автора, всевозможные рунические знаки, буквы Футарка и их вариации — все они органично, легко и цельно ложатся на те или иные отрезки внутри предлагаемой матрицы, не требуя для своего написания каких-либо дополнительных линий. Будто матрица эта — не иначе как исконное материнское лоно огромного массива символов, использованных человечеством на определённом этапе своего становления, причём не только для целей общения, но и для мантических нужд — предупреждения.

Проблема происхождения рунического письма, таким образом, перерастает из сугубо этнолингвистической, культурологической в проблему исключительно многогранную, предлагая изучать и факторы невидимого плана, знергоинформа-ционные, космические, сопутствующие нашей планете, влияющие на развитие глобальных функций сознания.

Литература

1. Керлот Х.Э. Словарь символов. 1994.

2. Голан А. Миф и символ. М.: Руссолит, 1993. С. 375.

3. Платов А. Руническая магия. М: Менеджер, 1995.

4. Наследие варягов, диалог культур / Каталог выставки в Московском Кремле. Август-сентябрь 1996.

Комментарий составителя

Наличие в классическом руническом строе Футарке 24 знаков, безусловно, является замечательным обстоятельством, тем более, что число рун исходного Футарка не является случайным, и существует множество фактов, указывающих на то, что германские жрецы и маги увязывали два древних искусства — руническое и астрологическое [2]. Количество символов свидетельствует об определённой универсальности Футарка, а значит, подтверждает основную мысль автора матрицы о наличии метакода.

Где же ещё можно встретить число 24?

Около одного из древнейших раскопанных египетских храмов, посвящённых богу Солнца, возвышались 24 массивные колонны, олицетворявшие 24 часа суток.

Жреческие касты египтян и вавилонян разделили сутки на такое же число частей. В Китае насчитывали 24 сезона в году. И именно здесь в древности появился особый, универсального характера символ — Великий Предел, организованный так, что его восемь позиций сопровождают специфические значки — триграммы, использующие по три черты, то есть в целом — как раз 24.

В космогонии индуизма, возникшей к концу I тыс. до н. э., зафиксированной в «Махабхарате», «Рамаяне» и других религиозно-космических поэмах, жизнь Вселенной представляется как смена разрушений и воссозданий. Это «День» и «Ночь» высшего божества — Брамы, что, кстати, созвучно идее достижений Великого Предела. Одна из единиц цикла — «кальпа» (закон, порядок) — равна 24 тысячам божественных лет. Простой же «цикл равноденствия» составляет 24 тысячи солнечных лет (соответствует издавна известному периоду прецессии земной оси — циклу предварения равноденствий, примерно равному 26 тысячам лет).

Всепроникающий принцип ГАРМОНИИ (золотого отношения) выявляет именно 24-кратное изменение пространственных параметров в той или иной системе, объекте, явлении. Природа творит как раз в согласии с этим божественным принципом, и одним из сигнальных чисел, его признаком является, наряду с другими, число 24[4]. В Солнечной системе имеется 24 потенциально значимых орбитальных уровней до замыкающей планеты — Плутона (если представлять систему «золотым» вихревым каркасом). У всех органически живых форм Земли, обладающих единым генетическим кодом, «алфавит» состоит из 24 «букв» — 20 аминокислот и четырёх нуклеотидов, а сами пропорции спирали молекулы ДНК (отношение её «шага» и ширины), как известно, согласуется с числом золотого отношения. В живой природе Земли, тяготеющей к «золотой» гармонии, реализуются так называемые ряды Фибоначчи — в расположении семян у растений, в процессах размножения и т. д. В основе — последовательность чисел 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…, где отношение соседних членов (их разность равна предыдущему члену) устремлено к вечно зовущему золотому отношению — величине Ф=(1+ √5)/2=1,618… Если рассматривать цифровые корни[5] членов ряда, то из всех цифр от 1 до 9 чаще всего встречаются лишь две цифры — 1 и 8, а последовательность уже цифровых корней имеет периодическую структуру по 24 члена.

Рис. 6

Очевидна своеобразная оптимальная самодостаточность, завершённость того интервала изменения параметров системы (в основном — пространственных), который демонстрирует 24-кратие, содержит 24 дискретные позиции. Потому в подобных случаях возможно построение целостных, уравновешенных моделей функционирования. Именно такова знаковая система рунического строя Футарка, вероятно, как-то связанная с принципом золотого отношения. Однако связь видится весьма опосредованной, скрытой, ибо центральный прямоугольник матрицы геометрически не содержит отрезков, зависящих от величины √5 (рис. 6). Нетрудно заметить, что отношение его сторон составляет иррациональное число √3=1,73… Среди прямоугольников, применявшихся древними для образования различных фигур — египетских и греческих памятников, статуй, ваз, предметов культа, — чаще всего встречаются с модулем √5, а √2 или √3. Причём, значение √2, √3 никогда не появляются ни вместе, ни в сочетании с √5, или числом золотого отношения. И если пропорции, характерные для живого царства, основаны на числе √5, то в царстве минеральном преобладают отношения, как раз равные √2 и √3. Так что даже в названии матрицы — прямых алфавитов — невольно заложены особая правота и дополнительный смысл. Не зря, видно, она является наипростейшей, возможно, прекрасной, как кристалл, но не как цветок. Неспроста среди древних мастеров славились рунрезы по дереву и камню, которые высекали дошедшие до нас письмена…

Одна из схем взаимодействия структурных элементов ВОДЫ согласно кластерной концепции доктора биологических наук С.В.Зенина

Небесный круг и алфавиты[6]

Рассматривая рунические надписи, можно нередко встретить такие, где помимо чисто прямых линий попадаются символы с круглыми или полукруглыми элементами. Тому пример — сабейская надпись (рис. 1). Это не случайное отклонение, не ошибка, а свидетельство того, что существует, по меньшей мере, ещё одна матрица, связанная с круглыми и полукруглыми символическими системами. В ряде случаев элементы обеих матриц могут использоваться одновременно и быть взаимозаменяемы в алфавитах разных народов.

Путём долгого графологического анализа удалось воспроизвести матричную основу для круглых и полукруглых знаков и букв. Она приведена на рис. 2 (публикуется впервые[7]). Это квадрат 6x6 со вписанной окружностью, составленный из 36 малых квадратов 1x1 (модулей), куда тоже вписаны круги, уже малые; четыре прилегающих друг к другу квадрата 1x1 образуют один из 9 квадратов 2x2, в которых опять же содержатся свои вписанные окружности, как и в пяти больших квадратах 4x4; проведено ещё 14 разновеликих диагональных отрезка. Заметим, что один и тот же алфавитный знак или символ может использоваться в различных вариантах изображения. Кроме того, первоначальный вид в дальнейшем может значительно изменяться. Поэтому выбирался один из способов прорисовки, причём часто наиболее древний. Критерием вписанности знака в сетку матрицы считаем соответствие особых его точек (конца, начала, перегибов) и узловых точек самой матрицы (точек взаимного пересечения и касания образующих её линий).

Разберём, как элементы матрицы используются в культурных традициях. А.Голан в книге «Миф и символ» приходит к заключению, что в палеолите круг повсеместно являлся символом неба (отсюда выражения типа «небесный круг»), и поэтому не может удивлять тесная связь практически всех круглых и полукруглых алфавитов с календарём и религиозным культом («кругом земным»).

На рис. 3 приведены буквы древнегрузинского, дохристианского, алфавита Асомтаврули. Вот как пишет о нём Л.Киладзе в статье «Символы света»: «Древняя Иберия — Грузия — ещё задолго до Христианской эпохи породила свой оригинальный алфавит, который включал в себя 37 букв… Он символизировал небосвод, замыкая собой ход чисел… Этот алфавит, прозванный Асомтаврули, что значит Главный, является идеальным астрологическим и нумерологическим символом и собранием скрытых знаний…»

Для любого, кто знаком с астрологическими символами, будет совершенно очевидно, что все они (и даже во всех своих типах начертания) полностью прописываются в данную матрицу, причём это касается как символов планет, так и зодиакальных знаков (на рис. 4 а, б, в, г приведены, соответственно, символы Сатурна, Юпитера, Рака и Скорпиона). Более того, схема астрологических «домов», или «полей», так, как она использовалась в Средневековье (и до сих пор используется в индийской астрологии), также является частью этого чертежа (рис. 5а, б), за исключением того, что внутренний квадрат немного расширен (но не на всех рисунках астрополей, встречающихся в средневековых трактатах по астрологии). Иногда он сужен до точного соответствия в матрице. Думается, мы имеем дело с календарём (астрологическим или символическим годом).

Любопытно, что изображение европейского алхимического лабиринта, символизировавшего «структуру, способную воспроизвести небесный порядок» (Х.Э.Керлот «Словарь символов»), ещё в большей степени совпадает с общей схемой матрицы (рис. 6 а, б). Отметим тут наличие часов: если вспомнить средневековую мистику, то духов и гениев вызывали строго по часам и дням недели.

Аналогично алхимическая символика является производной от этой же основы (рис. 7 а — стрела, превращающая диаду в единое, 7 б — вертикаль соединения верхнего и нижнего миров), а мистические алфавиты, которыми писались имена духов и гениев, так же легко укладываются в линии матрицы круглых и полукруглых алфавитов (рис. 8 а, б, в). Эти символические ряды теснейшим образом связаны с так называемой каббалистической астрологией (рис. 9 а, б, в), и можно увидеть все буквы еврейского алфавита (особенно — древнего) среди знаков, вписанных в данную схему. Кроме того, здесь обнаруживается и важнейший религиозный символ иудаизма — семисвечник (рис. 10), обозначающий семь огней (семь небесных светил и планет). Причём это не единственный элемент мировых культовых традиций, удовлетворяющий матрице. На рис. 11 показаны ближневосточные символы (минарет, полумесяц и буква старотурецкого алфавита), а на рис. 12 воспроизведён контур купола православного храма и буквы церковнославянского языка.

Купол храма (мечети и церкви) является материализованным символом небесного свода («небесной тверди»), из-за чего он часто изображается синим и усыпанным звёздами; потому форма этого купола может быть заимствована из календарной матрицы[8].

Православная культура происходит от еврейской, назорейской религиозной догмы, а последняя имеет с арабами единые просемитские корни. Поэтому их общее происхождение из одной и той же символической системы скорее должно быть естественным, чем удивительным фактом.

Буквы греческого алфавита также легко прописываются в матричную структуру. Ещё один тип письменности, который допустимо связывать с календарной матрицей, — древневавилонская клинопись (рис. 13). На рис. 14 приведено расположение нескольких санскритских знаков, и это ещё одно дополнительное свидетельство всеобщего индоевропейского использования единого символического прототипа.

Важным аспектом культурной традиции является деление года на смысловые отрезки, например, знаки Зодиака.

Рис. 1. Фрагмент сабейской надписи на одном из алтарей близ Аксума

Рис. 2. Матрица круглых и полукруглых алфавитов

Рис. 3

Рис. 4 а. Знак Сатурна

Рис. 4 б. Знак Юпитера

Рис. 4 в. Знак Рака

Рис. 4 г. Знак Скорпиона

Рис. 5 а.

Дома небесные. Схема расположения домов, принятая в Средние века

Рис. 5 б

Рис. 6 а. Лабиринт-часы, подразумевающие пересечение пространства и времени (старинная гравюра)

Рис. 6 б

В рассматриваемой схеме, напомним, основу составляют следующие одинаковые элементы: 36 малых кругов, девять средних, пять больших, один единый круг, занимающий всю матрицу Последний, несомненно, является символом всего года и знаком Земли (крест в круге). Пять больших кругов (четыре по сторонам и один в центре) семантически связаны со стихиями и первоэлементами, с типами календаря, где год разделён на пять сезонов. Так, на Руси считалось, что Солнце пляшет пять раз в году, а в Древней Индии существовало деление года на пять периодов по 72 дня с пятью добавочными днями.

Календарное и сакральное значение числа 9 чрезвычайно велико и сильно распространено во всех древних традициях мира. Деление 360 дней на 9, дающее сорокадневные месяца, до сих пор отражено и у нас в погребальной обрядности (тризну по покойному справляют на девятый и сороковой дни). У индейцев майя и науа — девять подземных миров, у народов Скандинавии — девять ярусов подземного мира, в дантовом аду — девять кругов.

Но число 9 (трижды три) имеет не только хтоническое значение. Жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей (символизирующих девять богов или, позднее, девять мистических принципов), девять архонтов правили греческими республиками, а у Аполлона было девять муз. По верованиями этрусков молнию насылают «девять богов», у литовцев «Перкун-отец имел девять сыновей: троих бьющих, троих гремящих, троих сверкающих».

Вспомним, что в предыдущей матрице, приведённой на с. 14, было девять треугольников в одном и что рунические знаки иногда фигурировали в календарях. Это только подтверждает мнение, что обе схемы могли использоваться параллельно, и в ряде случаев их символы были взаимозаменяемы. Так, в древнетурецком алфавите, как и в сабейском, рядом с руническими знаками располагаются символы, происходящие из календарной матрицы. Многое указывает на то, что девятидневный цикл был увязан с лунным календарём (и девятью месяцами беременности, в частности). У древних греков, римлян и германцев существовала девятидневная неделя. 27-дневный период, в течение которого Луна видна в небе, состоял из трёх таких недель, после чего следовал безлунный период до начала следующего месяца. В ведической астрологии существует 27 лунных звёзд, или накшатр («лунных стоянок»), которые делятся на девять различных групп. В мифологии эти звёзды считаются жёнами бога Луны. Это членение отличается от привычной нам вавилонской семидневной недели, которую мы привыкли связывать с лунным циклом. Но вместе с тем в древности, по всей видимости, оно имело значительно большее распространение. Не исключено, что именно Луна, вернее, вид её фаз, послужил прообразом для построения самой матрицы.

Так как у древних семитов первичным был именно лунный, а не солнечный календарь, ряд учёных (Stuchen, Hommel, Domself) доказали влияние меняющихся фаз Луны на особенности еврейского и арабского алфавитов. Несомненно, что первичным архетипом (последовательным рядом кругов) этой матрицы могло послужить систематическое наблюдение за динамикой лунного диска, а сокровенной подоплёкой стало бесспорное влияние Луны на природные циклы биосферы и все виды живых существ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечные знаки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См. также «Дельфис» № 3(8)/1996. — Прим. сост.

2

Об этом орнаменте см. статью Н.Н.Якимовой «Тропою орнамента» в книге «Дыхание Вселенной». М.: Дельфис, 2010. — Прим. сост.

3

См. следующую статью книги. — Прим. сост.

4

См. «Дельфис», №№ 1,2/1995, а также исследования Н.Н.Якимовой в её книгах: «Фрактальная Вселенная и золотое отношение». М.: ЛИБРОКОМ, 2008; «Дыхание Вселенной». М.: Дельфис, 2010.

5

Цифровым корнем числа, напомним, называется однозначное число, к которому сводится исходное многозначное, полученное путём последовательного сложения всех цифр. Мы обратили внимание, что операция «вычёркивания девяток» из числа несравненно быстрее приводит к тому же результату (например: 135468→1354689; 847132→7).

6

См. также «Дельфис» № 1(9)/1997. — Прим. сост.

7

Имеется в виду указанная выше публикация в «Дельфисе». — Прим. сост.

8

Строго говоря, «луковичная» форма купола православного храма геометрически является каустикой (в разрезелинией наибольших напряжений) параболоида, стоящего над куполом вершиной к небу Будто от храма вверх постоянно подымается невидимый и неведомый нам энергетический поток, о котором мы можем только догадываться, имеющий параболоидного типа абрис (см. книгу: Якимова Н.Н. Смотри в корень!. М.: Дельфис, 2005). — Прим. сост.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я