Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе (Кристин Аудмайер, 2014)

Книга известного норвежского психолога Кристин Аудмайер – практическое руководство для родителей и педагогов, чьи дети или ученики столкнулись с травлей в школе. Автор предлагает простые, но действенные рекомендации как для случаев, когда ребенок является жертвой издевательств, так и для ситуаций, в которых ребенок ведет себя как агрессор.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе (Кристин Аудмайер, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Что такое травля

Для того чтобы лучше понять травлю как явление, суметь распознать ее, пресечь и предотвратить ее повторение, важно договориться об общих терминах. Травля – это ситуация, в которой один человек в течение долгого времени подвергается преследованиям со стороны другого человека или группы лиц; а кроме того, в отношениях между преследователем и жертвой существует дисбаланс сил (D. Olweus. Mobbing i skolen. Hva vi vet og hva vi kan gjørе. 1994). Именно таким определением я руководствовалась при создании этой книги.

Прямая и косвенная травля

В общем и целом травля существует в двух формах. Прямая травля, как правило, заключается в физическом насилии, угрозах, насмешках и оскорблениях. Косвенная травля может выражаться в насмешках, ложной дружбе, сплетнях и клевете, а также через социальную изоляцию и кибермоббинг[1]. (Все эти формы неявного психологического насилия я рассматриваю подробнее в главе 5.) Многие исследователи и специалисты, непосредственно работающие с детьми, отмечают, что в последнее время проявлений физического насилия стало меньше, однако они стали более жестокими и в них чаще вовлечены девочки. Несмотря на то что шире всего распространена вербальная форма травли, и мальчики, и девочки могут подвергаться физическому насилию, причем нередко девочкам достается от мальчиков.

«У меня всегда были проблемы в школе. С пятого класса надо мной издевались за то, как я выгляжу, и за то, из какой я семьи. Иногда причиной становилась музыка, которую я слушаю. Бывало, меня били, пинали ногами и плевали в мою сторону. У меня до сих пор виден шрам после того, как группа мальчиков постарше напала на меня, повалила на землю, и кто-то из них ударил меня по лицу».

(Девочка, 14 лет)

Разделение травли на прямую и косвенную проводится с точки зрения жертвы. При этом необходимо учитывать, что любая травля чаще всего происходит втайне от взрослых, которые могут вмешаться и пресечь ее. Дети и подростки прекрасно понимают, когда можно делать это безнаказанно.

Косвенная травля также известна как «социальная изоляция», или «скрытая травля». Эту форму травли также часто называют словом bitching (от англ. bitch – сука), поскольку для нее характерно поведение, как правило, ранее встречавшееся только в конфликтах между девочками. Однако исследователи и сами подростки заявляют, что скрытая травля получила значительное распространение и среди мальчиков, что подтверждается результатами ежегодного школьного опроса, а также исследованием, проведенным оператором мобильной связи Telenor в 2011 г. Полученные данные свидетельствуют о том, что все больше мальчиков занимаются травлей в Интернете и при помощи сотовой связи.

Таким образом, выбор слов, которыми мы пользуемся при обсуждении травли, оказывает влияние на то, как мы понимаем это явление и решаем проблему. Важно отказаться от любых терминов, носящих гендерную окраску. Травля – это не просто «девичьи склоки». Родители и учителя должны знать, на какие признаки следует обратить внимание, как их нужно толковать, чтобы вовремя вмешаться в то, что происходит. А прибегая к словам и выражениям типа bitching или «девичьи склоки», мы словно закрываем глаза на вероятность того, что скрытой травле могут подвергаться и мальчики, а также лишаем их возможности рассказать о своей проблеме, поскольку для нее не существует слов. Пользуясь подобными гендерно окрашенными словами в отношении косвенной травли, мы, с одной стороны, отказываем во внимании мальчикам, оказавшимся в такой ситуации, а с другой – преуменьшаем серьезность проблемы в среде девочек, представляя происходящее как обычную форму общения.

«В школе я часто замечаю, что другие дети закатывают глаза, когда я прохожу мимо, а иногда слышу, как они шепчут друг другу что-нибудь вроде: "Ух ты, неужели он купил себе новую одежду?" Однажды я сглупил, приняв их слова всерьез, и поблагодарил. Они согнулись пополам от хохота, а потом просто развернулись и ушли. Если в раздевалке я оставляю свой рюкзак рядом с сумками других мальчиков, его всегда перекладывают куда-нибудь, и мне приходится долго его искать. Или же одноклассники отодвигают свои вещи подальше от моих. Выразить свое отвращение можно и без слов…»

(Мальчик, 13 лет)

Где проходит граница?

В последние годы как обычные люди, так и специалисты говорят о том, что те определения травли, которые у нас в ходу, чересчур размыты, что дети стали слишком чувствительными и понятие травли существует только потому, что дети позволяют над собой издеваться[2]. Пообщавшись с сотнями людей с опытом травли – в качестве жертвы, преследователя или члена семьи, – я поняла, что проблема заключается не столько в том, что люди необоснованно заявляют о травле, сколько в том, что они не рассказывают о преследованиях, которым подвергаются. Это противоречит популярной позиции, согласно которой взрослые и дети в последнее время совершенно разучились принимать критику и несогласие и склонны считать себя жертвой по любому поводу. Последователи такой точки зрения легко вешают на других ярлыки и недооценивают серьезность многих ситуаций, болезненных и травмирующих других людей. Кроме того, многие считают, что, если ты постоянно высовываешься, задаешь глупые вопросы или плохо пахнешь, ты должен быть готов к комментариям окружающих. Все так, но иногда количество таких комментариев становится проблемой. Постоянные разногласия, критика, сарказм и насмешки могут быть невинными по отдельности, но в сумме они производят тот же эффект, что и систематическая травля.

Для того чтобы дети не путали рядовые, пусть и неприятные, конфликты или постоянные ссоры с травлей, взрослые должны поговорить с ними о том, что такое конструктивная критика, и подготовить их к тому, что жизнь не всегда бывает справедлива. Мы должны объяснить им, что иметь разногласия и быть жертвой психологического насилия – не одно и то же. Очень важно научить ребенка принимать такие разногласия и критику, а также рассказать ему, как отличить эти явления от настоящей травли. Тем самым мы обеспечим и себе, и ребенку надежную опору в трудных ситуациях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе (Кристин Аудмайер, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я