Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер

А. Л. Вёрткин

В новой книге известных авторов представлены современные технологии оказания неотложной помощи средним медицинским персоналом. Принципиально новая форма изложения позволила авторам сделать доступными сложные вопросы оказания помощи на догоспитальном этапе при различных неотложных состояниях. Даже читателям без медицинского образования будет понятна оригинальная наглядная информация по первой доврачебной помощи. Книга предназначена для студентов медицинских колледжей, вузов, среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи, отделений неотложной помощи стационаров и поликлиник. Она необходима пациентам и их родным для оказания помощи в опасных для жизни ситуациях.

Оглавление

Предисловие

Настоящее руководство посвящено алгоритмам действий среднего медицинского персонала: фельдшеров «Скорой медицинской помощи» и медицинских сестер поликлиник и отделений неотложной помощи стационара, от успешных действий которых в первые часы развития заболевания зависит тот или иной прогноз.

Традиционно сложилось, что медицинская сестра и фельдшер первыми начинают контактировать с пациентом, оперативно решая важнейшие вопросы диагностики, получения необходимой дополнительной медицинской информации и проведения экстренных медицинских манипуляций. Это требует детального понимания сути неотложного состояния и происходящих в организме патологических процессов, прогноза, рационального и логичного плана лечения, распознавания возрастных и социальных особенностей пациента. При этом необходимо проявить максимальное внимание к пациенту и его окружающим, быть тактичным, следить за своей речью, сопереживать — словом, соблюдать принципы медицинской деонтологии, которой авторы также посвятили немало страниц.

В руководстве кратко изложены основные понятия и определения, принятые в неотложной медицине, основные положения о статусе фельдшера (медсестры), основные виды нарушений нормативных положений медицинским персоналом СМП, права и обязанности пациента, обратившегося за экстренной медицинской помощью, основные виды ответственности медицинских работников, оказывающих неотложную помощь.

Какие ассоциации возникают при восприятии словосочетания «неотложная помощь»? Возможно, вы представляете пострадавших в ДТП или больного, экстренно госпитализированного с кровотечением? Но это может быть и пациент с острой сосудистой катастрофой, отравлением с тяжелой интоксикацией, дыхательной недостаточностью вследствие пневмонии или беременная с угрозой выкидыша. Неотложная помощь необходима в самых разных ситуациях и не зависит от выбранной медицинской специальности. Главное — знать и уметь определять приоритеты в оказании помощи пострадавшим, руководствуясь прежде всего характером основного заболевания или синдрома, требующего экстренной медицинской помощи, и оценкой степени тяжести состояния. При этом пациент должен получить требуемую и гарантированную медицинскую помощь вне зависимости от места проживания, социального статуса и возраста. При массовых происшествиях или одновременном обращении нескольких пациентов меработник должен уметь определить очередность оказания помощи. В задачи, с решением которых сталкивается фельдшер в ходе выполнения вызова, входит определение потребности больного в необходимости оказания ему экстренной помощи, необходимость проведения лечебно-диагностических мероприятий и определение их объема, решение вопроса о необходимости госпитализации и конфиденциальности сведений (врачебная тайна) о состоянии здоровья (заболевания) пациента.

В зависимости от степени тяжести состояния выделяют пять уровней оказания медицинской помощи:

• 1-й уровень — реанимация, для пациентов, нуждающихся в неотложном медицинском наблюдении. Примерами могут служить пациенты с острым коронарным синдромом, инсультом, астматическим состоянием и пр.

• 2-й уровень — неотложные состояния, при которых пациентам необходимы срочный осмотр и быстрая помощь, например при травмах конечностей, гипер — и гипотермии, носовом кровотечении и др.

• 3-й уровень — ургентные состояния, например интоксикация или респираторные нарушения у больного с пневмонией, болевые синдромы при растяжении связок и др. В этих случаях пациенты могут подождать осмотра и лечения в течение 30 минут.

• 4-й уровень — менее ургентные состояния, при которых медицинская помощь может быть отсроченной, как, например, при среднем отите, хронической боли в спине, лихорадке и др.

• 5-й уровень — неургентные состояния, возникающие при хронических заболеваниях, к примеру запоры у пожилых людей, менструальный синдром и пр.

Для дифференциации этих состояний требуется оценка причины, приведшей к обращению за медицинской помощью, подробный расспрос и описание жалоб пациента, ознакомление с предшествующей медицинской документацией, оценка эффективности ранее проводимой терапии и др. В конечном итоге решение вышеперечисленных вопросов обеспечивает большую эффективность содружественной работы врача и среднего медицинского персонала при оказании неотложной медицинской помощи.

Авторский коллектив руководства представлен ведущими специалистами Московского государственного медико-стоматологического универститета, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Российского государственного медицинского университета и Самарского государственного медицинского университета, а также станции скорой и неотложной медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса города Екатеринбурга, много лет занимающимися неотложной медициной.

Авторы примут все замечания читателей с благодарностью и пониманием.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я