Это книга о системном подходе к работе с психикой в контексте спорта. Простым языком показана целостная система индивидуальной психотехнической работы, которую каждый может использовать и адаптировать под свои спортивные и жизненные задачи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спортивная психопрактика. v 1.0 2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
— А где я могу найти кого-нибудь нормального? — Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес».
Работу с психикой можно назвать одним из древнейших занятий человека. Во всех известных культурах существовали приемы для того, чтобы вызывать различные состояния, переживания и изменения в психике человека. От шаманских практик первобытных людей до духовных учений Китая и Индии, от философских исканий и мистерий Греции до богословских споров Средних веков, от эзотерики и мистики эпохи Возрождения до нейронаук дня сегодняшнего — во все времена и повсеместно человек пытался понять, повлиять, дотронуться до психического.
А ведь «работа» с психикой это то, что мы все «делаем» постоянно, каждый день, всю жизнь. Мы просто не можем иначе, ведь работа психики незримо присутствует везде.
И в спорте это заметно особенно.
Спорт вообще удобно использовать как лабораторию работы с телом и психикой. Четкость, даже своеобразная «рафинированность» спортивных задач, высочайшие требования к мастерству, сильный стресс выступлений, высокая ценность победы — редко где можно найти все это вместе, да еще в удобной для наблюдений форме. Добавим к этому большое разнообразие видов спорта и множество тех, кто занимается ими на самых разных уровнях — и готово прекрасное пространство для экспериментов.
С другой стороны, люди всегда хотели разгадать загадку Мастерства. Что отличает гения от «обычного» человека? Существует ли талант, а если да, то можно ли его «найти» или «развить»? Как новички, которые ничего не умеют, становятся мастерами, которыми восторгается весь мир?
Андерс Эрикссон в своей замечательной книге «Peak» утверждает:
«Отличительной чертой экспертов является количество и качество их мысленных представлений. За годы практики и упражнений, эксперты формируют очень сложные и многоуровневые мысленные образы различных ситуаций, с которыми они могут столкнуться — например, огромного количества вариантов расположения шахматных фигур во время игры. Эти мысленные образы позволяют им принимать более быстрые и точные решения, реагировать быстро и эффективно. Именно это более, чем что бы то ни было еще, отличает новичка от мастера».1
Мысленный образ («mental representation») — это такая внутрипсихическая конструкция, которая соотносится с неким объектом, идеей, информацией или с чем угодно еще, абстрактным или реальным. Именно различные мыленные образы являются содержанием нашего сознания.
Я искренне рекомендую прочитать чудесную книгу Эрикссона, а сейчас давайте на мгновение остановимся и задумаемся над этими словами: «Именно это [мыленные представления] более, чем что бы то ни было еще, отличает новичка от мастера».
Да, невозможно оторвать штангу, не имея подготовленного тела, развитых мышц, сильных связок и суставов. Но кто командует всей этой мощью человеческого тела? Психика, мозг. Без правильно поставленной техники — то есть без правильного образа движения — мозг просто не будет знать, какие именно команды послать мышцам.
А уж если и пошлет, то как пошлет… хорошо, если останется, что в травмпункт везти.
Но, чтобы дать эти правильные команды, мозг должен иметь возможность это сделать. Давно известный в психологии факт: с увеличением уровня стресса в какой-то момент мозг теряет способность управлять мелкой моторикой, возникают помехи мыслям и восприятию. И в этом огромная сложность и вызов спорта: надо не просто показать свое мастерство, но и показать его в «боевых» условиях.
Тут бы на тренировке-то справиться, в комфорте, а если ставки высоки….
Хотя бывает и наоборот! Стресс «собирает», дает энергию, внимание, силу. Как же так? А самое главное, что с этим делать?
Но и это еще не все. Чтобы подготовить и тело и психику нужен правильно выстроенный тренировочный процесс, понимание методики занятий, целый набор знаний и умений, напрямую со спортом не связанных. Нужны идеи, принципы, понятия — те самые мысленные образы, — которые позволяют создать правильную последовательность нагрузок, технических упражнений, дополнительных задач, чтобы, тонко управляя процессами адаптации, привести мозг и тело спортсмена к пику формы. А еще нужны собранность, умение системно мыслить, выстраивать стратегию, удерживать внимание…
Психика является как бы фоном всего, что мы делаем. На любом уровне, в любом действии, любом масштабе времени мы можем найти ее присутствие.
Я предлагаю вам сделать небольшое упражнение.
Представьте свое самое лучшее выступление или иной момент, когда вы были «на высоте», смогли показать выдающийся результат в чем-либо. Вспомните этот момент, что вы видели, слышали, чувствовали? Какие эмоции были внутри вас, какие мысли? Что происходило вокруг вас?
Запомните этот момент и все то, что в нем происходило. Позвольте образам исчезнуть, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Затем вспомните ситуацию неудачи, поражения, момент, где вам не удалось показать свое мастерство, не удалось выполнить задачу. Вспомните этот момент. Обратите внимание на то, что происходит внутри вас и что происходит там вокруг вас?..
Позвольте образам исчезнуть, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, вернитесь вниманием в «здесь и сейчас».
А теперь задайте себе вопрос — что было ключевым фактором, повлиявшим на исход ситуации? Возможно, это будет не один фактор, а несколько.
Для полноты картины лучше всего взять несколько ситуаций — и побед, и поражений. Ответы на поставленный вопрос могут быть самые разные, ведь успех складывается из множества факторов, да и про удачу забывать не стоит.2 Но очень часто оказывается, что именно психика сыграла ключевую роль! Страх, неуверенность, неверное решение, недостаток знаний и умений — все это может легко быть мостиком к поражению, неудаче.
2004 год, Олимпийские игры в Афинах. Американский стрелок Мэтью Эммонс (Matthew Emmons) опережает соперников на 3 очка. Еще один выстрел — и золотая медаль его. Ему надо набрать всего 7,5 очков на этом одном выстреле. Легко! За предыдущие девять выстрелов его оценка не опускалась ниже 9,3.
Мэтью выходит на позицию, прицеливается, стреляет! И попадает так, что за такой выстрел дали бы 9,1 очков… если бы он попал в свою мишень. Эммонс, находясь на второй линии, прицелился и попал в мишень на соседней, третьей линии.
Этот выстрел стоил ему золотой медали и отбросил с лидерской позиции на восьмое место…
Позже Мэтью Эммонс сказал, что старался успокоить себя и настроиться, не уделив достаточно внимания самому выстрелу.
Мы крайне редко задумываемся над тем, что можем целенаправленно, осознанно, системно работать с психикой. Большую часть времени психика существует незримым вездесущим фоном: мы выполняем какие-то задачи, что-то делаем, ощущаем, воспринимаем, переживаем. И психика все это осмысляет, распределяет, приготавливает и подает нам в готовом виде, со скоростью мысли обрабатывая огромный поток информации. В таком «автоматическом» режиме нет ничего плохого, без него мы вряд ли смогли бы существовать. Но если добавить к этому автопилоту немного осознанности, чуточку знаний, горсточку умений и пару-тройку трюков — мы вдруг из простых наблюдателей и зрителей становимся пользователями.
А пользователь, как известно, уже может действовать, получая от всей системы то, что ему нужно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спортивная психопрактика. v 1.0 2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
What sets expert performers apart from everyone else is the quality and quantity of their mental representations. Through years of practice, they develop highly complex and sophisticated representations of the various situations they are likely to encounter in their fields — such as the vast number of arrangements of chess pieces that can appear during games. These representations allow them to make faster, more accurate decisions and respond more quickly and effectively in a given situation. This, more than anything else, explains the difference in performance between novices and experts. — Ericsson «Peak»