Методы этнической и кросскультурной психологии

Александр Татарко, 2011

В учебном пособии «Методы этнической и кросскультурной психологии» представлены как достаточно известные, так и относительно новые исследовательские методики, используемые в данной научной области. Помимо методического инструментария пособие включает описание активных методов повышения этнокультурной компетентности, применяемых, в частности, в тренинге этнокультурной компетентности, программа которого также приводится в этом издании. Для преподавателей, ведущих практические занятия по этнической и кросскультурной психологии, студентов-психологов, специалистов в области социологии, педагогики, конфликтологии, а также всех, кто интересуется проблематикой этничности и межэтнических отношений.

Оглавление

Рекомендовано редакционно-издательским советом факультета психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Т.Г. Стефаненко;

доктор исторических наук, профессор, зав. сектором кросскультурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

М.Л. Бутовская

Введение

Инструментарий, используемый в этнической и кросскультурной психологии, является богатым и разнообразным, к тому же в настоящее время существует большое количество различных модификаций одних и тех же методик. Разумеется, данное пособие не включает все существующие на настоящий момент этнопсихологические методики, и их спектр, безусловно, шире. Отбирая то, что, с нашей точки зрения, должно было войти в книгу, мы руководствовались, во-первых, имеющимися у нас данными о валидности, надежности методик, во-вторых, информацией об их популярности за рубежом и в России и, в-третьих, во многом собственным опытом работы с данными методиками.

Если отталкиваться от классификации Д. Кэмпбелла [Кэмпбелл, 1996], то этнопсихологические исследования преимущественно соответствуют доэкспериментальному дизайну. По сути, этнопсихологические исследования, в которых изучаются культурно-психологические особенности одной группы, соответствуют схеме изучения единичного случая, т. е. это тот вариант исследования, который обозначен Д. Кэмпбеллом как доэксперимент. Что может рассматривать в данном случае исследователь? Прежде всего установление характерной частоты встречаемости событий, явлений, объектов. Встречаются ли в выборке люди с определенными личностными особенностями? Каков способ решения различных задач в данной культуре? Как протекают процессы логического мышления у представителей данной культуры? В данном исследовательском дизайне возможны также классификации людей в рамках выборки на какие-либо группы, классы с последующим распространением (при достаточной репрезентативности выборки) полученных результатов на генеральную совокупность. Для доэкспериментального дизайна исследования применительно к этнопсихологии характерны следующие виды гипотез: а) о существовании каких-либо психологических явлений, характеристику представителей определенной этнической группы или культуры; б) о соотношении частот встречаемости объектов (например, людей с определенными характеристиками личности) или явлений

в определенной этнической группе или культуре; в) о классах людей в этнической группе или каких-либо явлений в культуре.

Для проверки гипотез о классах необходимы доказательства репрезентативности выборки, поскольку нужно убедиться в неартефактности полученных данных. Таким образом, для этнопсихологии, в которой изучаются свойства, характеристики, уникальные особенности представителей какой-либо одной этнической группы, в наибольшей степени характерен такой дизайн исследования, как доэксперимент.

Для кросскультурной психологии характерен квазиэкспериментальный дизайн. В кросскультурной психологии, как правило, идет сравнение этнических групп по определенным показателям. Число сравниваемых групп может колебаться от двух и более. В кросскультурных исследованиях гипотезы имплицитно подразумевают причинно-следственные связи между культурой и выявленными межгрупповыми различиями. В данной связи опять особенно остро встает вопрос о сопоставимости сравниваемых выборок. В идеале они должны быть эквивалентны по всем показателям, кроме культуры. В обширных кросскультурных сравнениях, особенно когда сопоставлению подлежат несколько десятков культур (как, например, в исследованиях культур Г. Хофстеда, исследовании ценностей Ш. Шварца или так называемых социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга), приходится прилагать большие усилия, чтобы достичь такой эквивалентности, насколько это возможно. Как уже отмечалось, в кросскультурных исследованиях априори предполагается, что фактором, обусловливающим выявленные различия, является культура. Но данное понятие является очень обширным. Поэтому самым интересным и сложным вопросом является вопрос о том, что именно в культуре обусловливает полученные различия.

В большинстве кросскультурных исследований экспериментатор не может управлять культурными факторами[1], поэтому, строго говоря, зависимость между культурой и психологическими особенностями является корреляционной. Соответственно, любое кросскультурное исследование представляет собой квазиэксперимент, если пользоваться классификацией Д. Кэмпбелла.

Проведение сравнительных исследований сопряжено с рядом методологических проблем и трудностей, которые хорошо описаны в учебнике В.Н. Дружинина и в главе, написанной Т.О. Гордеевой в учебнике под редакцией Т.В. Корниловой. Выходные данные обоих источников можно найти в списке рекомендуемой литературы к данному пособию.

В настоящее время на русском языке существует уже немало методических пособий по этнопсихологии. Данное пособие отличается от большинства из них, во-первых, тем, что в нем представлены относительно новые методики кросскультурных исследований, которые ранее на русском языке не публиковались (например, опросник «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга), и, во-вторых, в пособии описывается техника проведения тренинга этнокультурной компетентности и приводится методика оценки его эффективности.

Каждая методика имеет, как правило, обширную теорию, подробно описывать которую не представляется возможным. Поэтому теоретические основания методик в данном пособии описаны весьма схематично. Для более полного знакомства с соответствующими теориями мы можем адресовать читателя к учебнику Н.М. Лебедевой «Введение в этническую и кросскультурную психологию», поскольку данное пособие является частью этого единого учебно-методического комплекса.

Пособие состоит из пяти глав, в которых тематически представлены методики, направленные на изучение определенных этнопсихологических явлений.

В первой главе «Методический инструментарий для исследования этнической идентичности» рассматриваются методики, используемые при изучении различных характеристик этнической идентичности. Дается описание методик, способов обработки результатов и некоторые рекомендации по их интерпретации.

Вторая глава «Методики исследования межэтнических отношений» включает в себя описание методического аппарата, который используется в этнопсихологии при изучении взаимного отношения представителей различных этнических групп, а также таких когнитивно-эмоциональных феноменов взаимоотношений, как этнические стереотипы. В данной главе приводится шкала социальной дистанции Э. Боргардуса и описание ее различных модификаций. Описывается модифицированный семантический дифференциал, используемый в кросскультурных исследованиях и область его применения. Также дается описание наиболее распространенной и относительно простой в обработке методики изучения этнических стереотипов, а именно методики «Приписывание качеств» Д. Каца и К. Брейли.

В третьей главе «Исследование аккультурации» описаны методологические основы изучения аккультурации. Здесь также представлены основные рекомендации по конструированию опросников для изучения аккультурации. В заключение главы дается инструментарий, использованный для исследования аккультурации мигрантов и отношения к ним доминирующих групп (принимающего населения), разработанный под руководством Дж. Берри.

Четвертая глава «Методики измерения культур» содержит описание известных опросников, используемых для изучения культурной вариативности и культурных ценностей. В данной главе представлены такие методы, как «Модуль исследования ценностей» (YSM) Г. Хофстеда, методы измерения ценностей по Ш. Шварцу, методика «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга. Последняя методика публикуется на русском языке впервые.

В пятой главе «Тренинг этнокультурной компетентности и техника оценки его эффективности» приводится программа тренинга межкультурного взаимодействия, разработанная авторами пособия совместно с коллегами из МГУ (Т.Г. Стефаненко) и МосГУ (О.В. Лунева). Тренинг прошел апробацию в школах поликультурных регионов России с 2003 по 2010 г. ив настоящее время успешно используется в практической деятельности психологов учебных заведений, а также других специалистов, работа которых связана с налаживанием межкультурного взаимодействия. Помимо программы даются рекомендации тренеру, а также краткая характеристика авторского опыта по проведению тренинга. В конце главы дается методика оценки его эффективности. Помимо самой методики даются рекомендации по организации исследовательской процедуры оценки эффективности тренинга, описываются возможные источники артефактов.

В каждом параграфе, перед каждой из методик дается краткая теоретическая справка по представленному методическому инструментарию, в которой схематично описывается суть измеряемых явлений. Авторы стремились по мере возможностей использовать собственный опыт работы.

Авторы пособия выражают глубокую благодарность российским и зарубежным коллегам, предоставившим для данного издания самый современный методический материал.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы этнической и кросскультурной психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Иногда для сравнения специально подбираются группы, отличные по определенному культурному параметру, например, по уровню индивидуализма, по определенным ценностям, по уровню социокультурной модернизации и т. д.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я