Финансовая отчётность

  • Бухгалтерская (финансовая) отчётность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Бухга́лтерский бала́нс (фр. balance букв. «весы» от лат. bilanx «имеющий две весовые чаши») — одна из пяти основных составляющих бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояние организации...
Концептуальные основы финансовой отчетности (англ. Conceptual Framework for Financial Reporting) — пакет руководящих документов, одобренных Комитетом по Международным стандартам финансовой отчётности в апреле 1989 года, на территории Российской Федерации введён в действие с 9 июня 2014 года. Концептуальные основы не являются международными стандартами финансовой отчетностью, но определяет основные требования к качеству финансовой отчётности, то есть информация должна быть уместна и достоверна (полная...
Со́бственный капита́л — это раздел бухгалтерского баланса, отражающий остаточное требование учредителей (участников) к созданному ими юридическому лицу. Он может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от дополнительных инвестиций в компанию (эмиссионный доход при выпуске акций, безвозмездно полученные ценности и прочее) и результатов собственной деятельности (чистый доход за период, переоценка основных средств и прочее).
Консолиди́рованная фина́нсовая отчётность — финансовая отчётность группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчётную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период. Характерная особенность консолидированной отчётности группы — активы, обязательства, доходы и расходы двух или нескольких юридически самостоятельных единиц объединяют в отдельную систему финансовых отчётов...
Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).

Упоминания в литературе

Легальное определение бухгалтерского учета содержится в ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон о бухгалтерском учете)[15], согласно которому бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций и отраженных в определенной системе счетов бухгалтерского учета. Все имущество и обязательства, а также хозяйственные процессы отражаются в бухгалтерском учете в денежном выражении[16]. Анализ приведенного определения на первый взгляд позволяет сделать вывод о том, что данные, получаемые с помощью бухгалтерского учета, необходимы только для осуществления финансовой деятельности организаций на микроуровне. Однако в п. 3 той же статьи законодатель устанавливает, что основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др. С целью конкретизации выделенной нормы обратимся к § 9 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (на сближение с которыми в настоящее время направлено новейшее законодательство в области финансового учета в Российской Федерации), в котором указано: «К пользователям финансовой отчетности относятся имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность. Они пользуются финансовой отчетностью, чтобы удовлетворить свои различные информационные потребности». Таким образом, становится очевидно, что данные бухгалтерского учета – это важнейшие информационные носители, необходимые для реализации финансовой деятельности как на микро-, так и на макроуровне.
В каждой стране бухгалтерская отчетность включает различное количество отчетов. Так, финансовая отчетность по американским стандартам GAAP состоит из трех основных отчетов – баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Кроме указанных форм компании часто включают в отчетность отчет о нераспределенной прибыли и отчет об акционерном капитале. В Великобритании финансовая отчетность представлена балансом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении денежных средств и пояснительной запиской. Во Франции отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках и таблицы финансирования, характеризующей движение денежных средств. Из приведенных примеров видно, что состав отчетности в различных странах похож, поскольку национальные стандарты учитывают требования МСФО. В частности, МСФО предлагают включать в отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, описание учетной политики, пояснения к отчетности. МСФО-1 «Представление финансовой отчетности» регламентирует наряду со структурой и содержанием отчетных форм общие требования к раскрытию информации, устанавливает правила ее формирования и перечень необходимых сведений для каждого отчета, за исключением отчета о движении денежных средств. Последнему посвящен МСФО-7 «Отчет о движении денежных средств». В Европейском сообществе были разработаны и приняты несколько Директив, раскрывающих вопросы отчетности и аудита. Четвертая Директива, принятая в 1978 г., посвящена содержанию годовой финансовой отчетности компаний. В ней рассматриваются общие методологические основы составления отчетности компаниями стран – членов ЕС, приводятся альтернативные варианты баланса, отчета о прибылях и убытках.
В связи с введением с 01.01.2001 г. нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций должны быть внесены изменения в состав статей действующих форм финансовой отчетности, включая и бухгалтерский баланс. Например, долгосрочные финансовые вложения учитываются теперь на счете «Финансовые вложения» на соответствующих субсчетах: паи и акции, долговые ценные бумаги, предоставленные займы, вклады по договору простого товарищества. Поэтому в аналитической работе следует руководствоваться новым Планом счетов бухгалтерского учета и изменениями, вносимыми в бухгалтерскую отчетность Министерством финансов РФ.
Помимо этих основных направлений внешний финансовый анализ деятельности предприятия может быть дополнен такими аспектами, как анализ состояния запасов, состояния дебиторской и кредиторской задолженности, анализ движения основных средств и т. д. В этой связи особое значение для всех пользователей финансовой отчетности имеют пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В них помимо указанных аспектов находит свое отражение информация о материальных и нематериальных активах организации, арендованных основных средствах, о видах финансовых вложений, об уставном, резервном и добавочном капитале, о количестве и типах акций акционерного общества, прочих внереализационных доходах и расходах, о выданных обязательствах и полученных платежах и т. д.
Экономические решения, следовательно, представляют способ реализации интересов экономических агентов в соответствии с его целевой функцией, суть которых сводится к решению стандартной экономической задачи оптимального размещения или распределения ресурсов, имеющихся в ограниченном количестве в его распоряжении. Наиболее распространенным типом решений, принимаемыми экономическими агентами в отношении интересуемого экономического субъекта, являются решения о предоставлении этому субъекту необходимых ресурсов или финансировании его деятельности. К примеру, предполагаемой финансирующей организации может потребоваться принять решение о том, осуществлять, продолжать или прекращать капитальные инвестиции; акционерам и кредиторам – покупать, продавать или держать акции и долговые инструменты, и предоставлять или погашать займы и другие формы кредита. Характер решений о финансировании принимаемых экономическими агентами зависит от их ожиданий, относительно вложенных в деятельность экономического субъекта инвестиций, основанных на полученных ими финансовых оценках деятельности интересуемого экономического субъекта. Принятие инвесторами или кредиторами решений об инвестировании средств в экономический субъект или кредитовании его деятельности зависит от полученных ими на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности результатов оценки величины, времени и неопределенности будущих чистых притоков денежных средств. Если эти результаты положительны, то и ожидания относительно будущих выгод будут считаться обоснованными. Особую группу заинтересованных сторон – экономических агентов — представляет руководство отчитывающегося экономического субъекта, т. к. в ходе выполнения своих обязанностей по управлению ресурсами экономического субъекта его представители реализуют не только интересы собственников экономического субъекта, но и собственные финансовые интересы в форме дохода, величина которого обусловлена финансовым результатом деятельности экономического субъекта за определенный отчетный период.

Связанные понятия (продолжение)

Ауди́т (от лат. audit — слушает) — термин, имеющий несколько значений. В общем смысле — отрасль экономической деятельности и учебная дисциплина, изучаемая в вузах. В узком смысле слова в соответствии с законодательством Российской Федерации — России под аудитом понимается исключительно деятельность по проведению проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности и данных учёта и выражение по результатам такой проверки обоснованного независимого мнения аудитора о достоверности такой отчётности в форме...
Украинские положения (стандарты) бухгалтерского учёта (УП(С)БУ) (укр. Положення (стандарти) бухгалтерського обліку (П(С)БО)) — нормативно-правовой акт, утверждённый Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности на Украине.
Интеллектуальные активы — экономические ресурсы организации, являющиеся результатом творческой, научно-исследовательской или изобретательской деятельности, обладающие искусственно созданными свойствами редкости и исключительности и способностью приносить экономические выгоды.
Бухга́лтерский учёт, арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Акти́в: часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату.
Финансы организации (или корпоративные финансы) — экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации и касающиеся формирования, распределения и использования её денежных потоков.
Банковский учёт (бухгалтерский учёт в банках) — упорядоченная система сбора и обобщения информации об имуществе и обязательствах кредитной организации, её финансовых и хозяйственных операциях.
Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в отчётном периоде, прямо или косвенно отражая денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании.
Платёжный баланс — движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платёжный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платёжный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, платёжный баланс, в котором расходование денежных средств, превышает их поступления, называется пассивным. Частью платёжного баланса являются баланс...
Кредитная политика коммерческого банка — определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной политики, а процедуры отвечают на вопрос «Как?». Когда менеджмент банка формулирует основы кредитной политики, он прописывает в документе, каким сферам экономики будет уделяться особое внимание, тип идеального клиента — заёмщика, характер взаимоотношений...
Двойна́я за́пись — способ ведения бухгалтерского учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух бухгалтерских счетах, обеспечивая общий баланс.
Инвестиционный меморандум (англ. offering memorandum) — документ, который содержит структурированную информацию, которая предоставляется потенциальным инвесторам.
Ликвидность банка (англ. bank liquidity) — способность банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств.
Ба́зель III — документ Базельского комитета по банковскому надзору, содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования и утверждённый в 2010—2011 гг.
РСБУ (Росси́йские станда́рты бухга́лтерского учёта) — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством финансов России, которые регулируют правила бухгалтерского учёта. Применяются наряду с МСФО, GAAP США и другими бухгалтерскими стандартами деловой практики.
Международная инвестиционная позиция (МИП) — макроэкономическое понятие, обозначающее общий объём и структуру финансовых активов и обязательств страны перед нерезидентами. Международная инвестиционная позиция является одним из элементов счёта операций с капиталом и представляет собой такие виды активов, как акции, облигации, недвижимость и т. п.
Допущение (принцип) о непрерывности деятельности (англ. Going concern) — одно из основных допущений бухгалтерского учёта и аудита, которое предполагает, что субъект будет продолжать осуществлять свою деятельность в обозримом будущем и не имеет намерения и потребности в ликвидации или прекращении деятельности. Согласно этому допущению активы и обязательства учитываются на том основании, что субъект сможет реализовать свои активы и выполнить обязательства в ходе обычной деятельности. Свидетельством...
Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.
Макропруденциальная политика (англ. macroprudential policy) — комплекс упреждающих мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора в целом либо в его отдельных секторах, в случае реализации которого значительное число участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.
Финансовый контроль в сфере потребительского рынка — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования в области розничной торговли. Формы и методы финансового контроля, общие для организаций любой сферы деятельности, освещены в статье Методы финансового контроля. Настоящая статья посвящена особенностям контроля в розничной торговле и специфическим методам, характерным для документальных ревизий и проверок торговых организаций...
Отло́женный нало́г на при́быль — обязательства по уплате налога на прибыль, или активы по налогу на прибыль, которые возникнут в будущем в связи с существующими в настоящее время облагаемыми или вычитаемыми разницами в оценке активов, обязательств, доходов или расходов для целей финансовой (бухгалтерской) отчётности и для целей расчёта налога на прибыль.
Ба́зель II — принятый в 2004 году документ Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы», содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования. Главной целью соглашения «Базель II» является повышение качества управления рисками в банковском деле, что в свою очередь должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.
Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчётов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
30 июля 2002 г. Президент Буш подписал Закон Сарбейнза — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет. Закон значительно ужесточает требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки — результат многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций.
Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. Foreign Exchange — «зарубежный обмен») — рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Часто используется сочетание «рынок форекс» (англ. Forex market, FX-market).
Платёжная систе́ма — совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, обеспечивающих перевод стоимости от одного субъекта экономики другому. Платёжные системы являются одной из ключевых частей современных монетарных систем.
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — важное понятие, до сих пор не имеющее точного определения в русскоязычной литературе и толкуемое: как система...
Инфраструктурная организация финансового рынка (англ. financial market infrastructure), инфраструктура финансового рынка, институт или объект инфраструктуры финансового рынка – вспомогательная организация (вспомогательный финансовый институт, financial auxiliaries) финансового сектора, чья деятельность связана с предоставлением услуг, необходимых для проведения операций с финансовыми активами/обязательствами или с обеспечением упомянутых операций. Выполнение вспомогательной функции не предполагает...
Кли́ринг (англ. clearing — очистка) — безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями и банками за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.
Реструктуризация ипотечного жилищного кредита — это оказание помощи заемщику в исполнение обязательств по ипотечному кредиту (займу), позволяющей заемщику избежать утраты единственного жилья для проживания и восстановить свою платежеспособность.
Резервные требования представляют собой инструмент монетарной политики, использующийся во многих странах мира. Их суть заключается в следующем: при наличии в пассиве баланса банков определенного вида обязательств (“резервируемые обязательства”) центральный банк требует от банков осуществить вложения в конкретные виды активов (“резервные активы”) в определенном объеме. Данные вложения носят название обязательных резервов, а соотношение их объемов с объемами резервируемых обязательств задается путём...
Де́нежно-креди́тная (монета́рная или кредитно-денежная) поли́тика (англ. monetary policy) — это макроэкономическая политика денежных властей, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка (краткосрочная процентная ставка, номинальный валютный курс или уровень текущей ликвидности банковского сектора) для достижения комбинации конечных целей, в которые могут входить ценовая стабильность, сохранение устойчивого валютного курса, финансовая стабильность и содействие...
Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
Отчёт об изменениях капитала — отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров.
Инвестиционный анализ — это комплекс методических и практических приемов и методов разработки, обоснования и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения.
О́бщие фонды ба́нковского управле́ния (сокр. ОФБУ) — имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на правах общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Имуществом ОФБУ управляет банк. Лицензию банку выдаёт Центральный банк России.
Специальный стандарт распространения данных, ССРД — стандарт, принятый МВФ для общественно доступной публикации макроэкономической статистики, экономических и финансовых данных. Стандарты, которые должны исполнять члены, выбравшие для себя ССРД, касаются следования GxP в вопросах: охват публикуемых данных, их периодичность, своевременность, свободный доступ к ним, их целостность и качество. Обязанности адаптантов ССРД...
Микрофинанси́рование (англ. microfinance) — вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства, предполагающий более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.
Фонд консолидации банковского сектора — специальный инвестиционный фонд, созданный Банком России в 2017 году в соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для финансового оздоровления несостоятельных банков. Фонд не является юридическим лицом и его имущество обособлено от остального имущества Банка России. Фонд находится под управлением специальной управляющей компании.
Рейтинговое агентство IBI-Rating (АйБиАй-Рейтинг) - рейтинговое агентство, участник рынка ценных бумаг Украины. Агентство внесено Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в реестр рейтинговых агентств, уполномоченных на проведение рейтинговой оценки.
Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.
Ревизия определения и распределения прибыли — проверка законности и правильности определения и распределения прибыли хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия определения и распределения прибыли может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка.

Упоминания в литературе (продолжение)

Во-первых, существуют различия в определении финансовой деятельности организации в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности. В международных стандартах финансовая деятельность (МСФО 7) – это деятельность, которая приводит к изменению в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании, а согласно российским стандартам, финансовая деятельность связана с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций, иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. Такие различия не позволяют однозначно классифицировать по видам деятельности один и тот факт хозяйственной деятельности, в результате чего, например, денежные поступления при выпуске краткосрочных облигаций в российской практике классифицируются как финансовая деятельность, а долгосрочных – как инвестиционная; в МСФО денежные средства, привлеченные в результате эмиссии облигаций, классифицируются как финансовая деятельность25.
Указанные выше определения доходов и расходов являются интерпретацией соответствующих определений, данных в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В Российской Федерации и до вступления этих нормативных актов порядок определения доходов и расходов строился на тех же базовых принципах. В то же время использование указанного выше понятия расходов в целях ведения бухгалтерского учета вызывает ряд вопросов. В первую очередь это касается того, что одна и та же по своей экономической природе операция квалифицируется по-разному. Так, например, в пункте 3 ПБУ 10/99 указывается, что не признается расходами организации выбытие активов в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.). В свою очередь, в пункте 7 ПБУ 10/99 к расходам организации относятся расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов.
Требования к финансовой отчетности и аудиту признают тот факт, что для акционеров и других стейкхолдеров основным источником информации о компании является ее консолидированная финансовая отчетность – как годовая, так и промежуточная. Такая отчетность должна формироваться на основе принципов, имеющих международное признание. Кроме того, годовая отчетность должна составляться в соответствии с национальным законодательством для целей контроля соблюдения корпоративного законодательства и целей налогообложения.
Понятие достоверности и полноты определяется и в других нормативных документах по бухгалтерскому учету. В соответствии с п. 32 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета) бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности. Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, установлено, что «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету». Так, достоверность и полнота отчетности ставится в зависимость от устанавливаемых требований к порядку составления финансовой отчетности. Одновременно с этим в ПБУ 4/99 определено, что «если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения». Реализовать в практической бухгалтерской работе эту возможность предоставляют нормы приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», согласно которым организациям только рекомендуется при разработке формата бухгалтерской отчетности исходить из образцов форм этой отчетности.
Впервые в системе МСФО введен этот стандарт к обязательному применению при составлении годовой финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 1 января 2001 года или после этой даты. Стандарт 2000 года заменил ранее действовавшие требования, которые были установлены в МСФО 25 «Учет инвестиций». В соответствии с МСФО 25 «Учет инвестиций», компании разрешалось выбирать метод учета инвестиций в недвижимость по остаточной стоимости согласно основному порядку учета, изложенному в МСФО 16 «Основные средства»; по переоцененной стоимости за вычетом амортизации согласно допустимому альтернативному порядку учета, изложенному в МСФО 16 «Основные средства»; по фактическим затратам на приобретение за вычетом величины обесценения согласно МСФО 25 «Учет инвестиций» или по переоцененной стоимости, согласно МСФО 25 «Учет инвестиций». Положения МСФО 25 «Учет инвестиций» потеряли свою силу при вступлении в действие первой версии (2000 года) стандарта по учету инвестиционной недвижимости. В настоящее время действует МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество» в редакции 2005 года с учетом внесения в него изменений последующими стандартами (например, МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»).
Основными формами официальной финансовой отчетности являются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Каждая форма бухгалтерской отчетности позволяет решать определенные задачи. Бухгалтерский баланс – это основа для анализа экономического состояния предприятия. Отчет о прибылях и убытках раскрывает финансовые результаты деятельности организации. Отчет о движении денежных средств характеризует денежные потоки предприятия и его платежеспособность.
Исходным пунктом в построении системы бухгалтерского учета являются интересы лиц, нуждающихся в информации, создаваемой системой бухгалтерского учета. В связи с этим при разработке концептуальных основ подготовки отчетности Совет по международным стандартам финансовой отчетности предварительно сформировал Правила подготовки и представления финансовой отчетности. Данный документ определил цели и общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки элементов финансовой отчетности.
В настоящее время значительно повышаются требования к организации информационного обеспечения субъектов хозяйствования, системы учета и отчетности, появляются новые формы и методы ведения учета. Бухгалтерская отчетность – основной источник информации, который позволяет оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. Именно поэтому так важна роль аудиторских проверок финансовой отчетности, способствующих повышению ее качества. Ни один солидный западный банк не будет предоставлять кредита клиенту, ели он не имеет проверенной аудиторами бухгалтерской отчетности, ни один серьезный инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором. Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора – гарантия достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Цель аудита определена как выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор устанавливает, обеспечивают ли способы отражения объектов бухгалтерского учета для данной организации достоверность их отражения в бухгалтерской отчетности. Также он выявляет выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности. Чтобы пользователи бухгалтерской отчетности имели достоверную информацию о деятельности предприятий, необходимо:
Среди актов, регулирующих бухгалтерский учет доходов и расходов, изданных в рамках своей компетенции собственно Правительством РФ, особое место занимает Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. Ее высокая значимость объясняется тем, что в соответствии с этой программой осуществляется реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации, одним из направлений которого является издание таких принципиально важных для формирования системы бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций документов, как положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.
Финансовый анализ – это исследование и оценка внутреннего состояния предприятия по данным финансовой отчетности с целью выработки рекомендаций и построения прогнозов по изменяющимся финансовым условиям деятельности предприятия. Финансовое состояние организации постоянно изменяется. Для выявления причин финансовых проблем необходимо регулярно проводить анализ финансового состояния. В основе анализа финансового состояния организации лежит расчет ключевых показателей, дающих картину прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. Финансовый анализ базируется на данных бухгалтерского учета и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни[5].
формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъектов, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с Законом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
Во второй половине XIX в. в США и Великобритании активно развивалось банковское дело и финансовые рынки, что потребовало формирования и предоставления финансовой отчетности для получения кредитов и участия в торгах на биржах. В итоге появились общедоступная, хорошо структурированная и достаточно унифицированная публичная отчетность и необходимость понимания и научного осмысления роли и значимости учетной информации, отчетности и баланса исходя из интересов различных пользователей отчетности, в том числе и менеджеров.
Метод капитализации прибыли как второй основной метод доходного подхода к оценке бизнеса выступает в качестве одного из наилучших вариантов доходного подхода определенного предприятия. Данный метод основывается прежде всего на базовой посылке, согласно которой определяемая стоимость собственности исследуемого предприятия соотносится и равняется текущей стоимости предполагаемых доходов. Метод капитализации прибыли в большей степени применяется для определенных ситуаций, в которых предполагается, что данное предприятие или организация будет получать определенное и равное количество прибыли, а также в тех случаях, когда предполагается, что темпы развития данного предприятия будут постоянными и стабильными. Следует учитывать, что в рамках российской экономики метод капитализации прибыли применяется довольно редко, так как величина прибыли предприятий подвергается постоянным изменениям. Основными этапами осуществления метода капитализации прибыли являются: проведение анализа финансовой отчетности предприятия или организации; исчисление величины прибыли, которая в будущем будет подвергнута капитализации; осуществление расчета адекватной ставки капитализации; выявление предварительного объема стоимости; осуществление некоторых поправок, касающихся нефункционирующих активов; осуществление некоторых поправок, касающихся контрольной либо неконтрольной доли предприятия. В данном случае также осуществляется проведение поправок на недостаток ликвидности предприятия.
Применение аналитических систем основано на утверждении, что финансовое состояние банков может быть оценено последовательным набором финансовых переменных. В рамках банков каждой группы оценивается большое количество финансовых показателей. При этом переменные показатели в основном включают параметры достаточности капитала, качества активов, рентабельности и ликвидности. В качестве информации обычно используются данные официальной финансовой отчетности банков. Система позволяет оценить различные показатели банков в динамике, а также в сравнении со средними показателями группы. Значительные отклонения показателей конкретного банка от групповых данных служат основанием для внимания со стороны органов надзора.
При анализе какой-либо фирмы мы хотели бы, в первую очередь, узнать классы принадлежащих ей активов, их стоимость и степень неопределенности относительно данной стоимости. Бухгалтерские отчеты хорошо выполняют задачу классификации принадлежащих фирме активов, неплохо справляются с оценкой их стоимости, но плохо отражают неопределенность относительно ее величины. Данный раздел начнется с обзора принципов бухгалтерского учета, лежащих в основе классификации и измерения стоимости активов, а также с рассмотрения ограниченности финансовой отчетности, раскрывающей соответствующую информацию об активах.
Наличие тесной связи между ликвидностью и риском признается банковскими специалистами достаточным основанием для выделения риска ликвидности в качестве самостоятельного риска, подлежащего непрерывному наблюдению и контролю. В частности, МСФО устанавливают требования по раскрытию информации о риске ликвидности в числе прочих финансовых рисков при составлении финансовой отчетности, что нашло соответствующее отражение в письме Банка России от 25.12.2003 № 181-Т «О Методических рекомендациях „О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности“». Следует подчеркнуть, что, несмотря на периодический характер процесса подготовки финансовой отчетности, мониторинг рисков является непрерывным процессом, в ходе которого результаты оценки рисков надлежит уточнять, обновлять и пересматривать.
Особое значение при анализе кредитного риска имеет комплексный подход [17]. Оценка кредитного риска на основе анализа баланса заемщика, путем вычисления и интерпретации финансовых коэффициентов должна дополняться анализом денежного потока заемщика во времени, оценкой рентабельности проекта, под который осуществляется заем. Вопрос оценки займа с точки зрения его приемлемости для банка подразумевает также управление портфельным риском банка – необходимо выяснять, приведет ли выдача данной конкретной ссуды к концентрации риска в одной отрасли экономики и на одних и тех же сроках платежей по займам; связь с финансовым анализом на базе финансовой отчетности, при этом необходимо решать и вопрос о ее достоверности, поскольку риск соответствия отчетности реальным процессам, происходящим на предприятии, в условиях экономической нестабильности или быстрого роста отдельных отраслей может быть весьма ощутимым.
✓ должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Финансовая отчетность, имеющаяся на сегодняшний день, не отражает истинного финансового состояния предприятия, с одной стороны, а с другой – налоговая система несовершенна. Такое несовершенство учетных данных, служащих базой для налогового учета, оставляет широкие возможности для самого агрессивного налогового планирования. Проблема заключается в создании условий, при которых предприятию становится выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т. е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и для расчета налогов. При этом сама налоговая система должна быть простой и понятной;
Важнейшим критерием признания в бухгалтерском учете и условием раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности выступает оценка элементов в денежном выражении. Использование денежного измерителя позволяет сформировать единую информационную модель, характеризующую финансовое положение и финансовые результаты деятельности экономического субъекта, а также сопоставлять различные по своей сущности элементы финансовой отчетности.
В условиях реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) возникает необходимость в получении информации, дающей объективную картину финансового положения результатов деятельности российских организаций, многие из которых являются общественно значимыми субъектами хозяйственной деятельности.
Отражая факты хозяйственной деятельности в документе, бухгалтер осуществляет оценку хозяйственна процессов, имущества и обязательств. Согласно п. 99 раздела «Принципы» [82, с. 57] «оценка – это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и вноситься в баланс и в отчет о прибылях и убытках».
Как известно, форма отчета о движении денежных средств в России была введена в действие с 1 июля 1996 г. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 31. В настоящее время формат этого отчета в целом отвечает как требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), так и принципам GAAP. С 1 января 2011 г. в Российской Федерации действует новая форма бухгалтерской отчетности – «Отчет о движении денежных средств», утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Система российских стандартов включает новый нормативный документ – Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденный приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н). В соответствии с новым порядком в отчет включается движение не только денежных средств, но движение денежных эквивалентов.
2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО).
Финансовые отчеты в разных странах имеют в целом одинаковую смысловую нагрузку, но порядок их составления различен. В некоторых странах порядок, принципы составления, раскрытия учетной информации в отчетности регламентируются на законодательном уровне, в других большая инициатива принадлежит составителю. Поэтому финансовая отчетность, составленная субъектами экономической деятельности, может быть различной как по внешнему формату, так и по внутреннему содержанию, а если точнее, то по порядку представления и раскрытия предлагаемой информации. Для гармонизации национальных систем бухгалтерского учета национальными учетными законодательствами многих стран были предприняты меры по их сближению. Такими базисными основами могут являться международные стандарты финансовой отчетности (МСФО – IFRS), общепринятые принципы учета США (US Generally Accepted Accounting Principles – USGAAP).
Для аудитора очень важно иметь представление о системе бухгалтерского учета проверяемого предприятия. Оно должно быть достаточным, чтобы определить и понять основные типы операций, которые проводятся предприятием; способы осуществления операций; значимые учетные записи, счета, представленные в финансовой отчетности; процедуры представления отчетности; оценку осведомленности и действий руководства относительно организации системы бухгалтерского учета. Такое представление аудитор должен иметь на этапе планирования, так как уровень и качество системы бухгалтерского учета влияют на выбор подхода к аудиторской проверке.
Показатели, характеризующие состояние платежеспособности организаций, подлежащих финансовому мониторингу, определяются ФСФО РФ на основе данных агрегированных форм финансовой отчетности, поступивших от территориальных органов (агентств) ФСФО РФ. Обработка поступивших форм финансовой отчетности завершается в течение квартала, следующего за отчетным. Учет состояния платежеспособности предприятий осуществляется ФСФО РФ в электронной форме, путем ведения соответствующей базы данных. По каждому предприятию, включенному в состав организаций, подлежащих финансовому мониторингу, в базу данных учета платежеспособности предприятий заносятся: 1) данные учетной карты организации; 2) рассчитанные показатели, характеризующие состояние платежеспособности.
В самом общем смысле В.Я. Соколов определяет «доходы и расходы как потоки материальных и финансовых активов, которые циркулируют на предприятии»[39]. На наш взгляд, понятия «доходы» и «расходы» имеют конкретный смысл и их неправомерно рассматривать в общем смысле именно по отношению к такой точной прикладной науке как бухгалтерский учет. От точности определения содержания этих понятий зависят стоимостные величины бухгалтерских записей и, в конечном итоге, параметры финансовой отчетности, а по ним, как это ни парадоксально, инвесторы определяют сферы вложения своих временно свободных финансовых ресурсов. Затраты – это не отраженные по дебету счетов 90 или 91 расходы компании, т. е. убывание стоимости ресурсов (технических, сырьевых, трудовых и т. п.).
Бухгалтерский финансовый учет – это система сбора и обработки учетной информации, необходимой для составления финансовой отчетности. Финансовый учет включает в себя информацию по учету балансовых счетов: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, денежных средств и используется не только внутри предприятия, но и внешними пользователями. Финансовый учет регулируется нормативными документами.
Точно такой же случай проведения обязательного аудита предусматривался и в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об аудите. Открытым акционерным обществом, согласно п. 1 ст. 97 части первой ГК РФ, признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Там же установлено, что открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Согласно п. 6 ст. 103 данного Кодекса акционерное общество, обязанное в соответствии с этим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Как установлено там же, аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 или более процентов. При этом предусмотрено, что порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества. Изложенные правила воспроизведены и детализированы в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[36].
В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была разработана и принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Согласно этой программе дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
В основу российской системы бухгалтерского учета, согласно Постановлению Правительства РФ № 107 от 25.02.2011, положены международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). До этого момента значительная часть норм из этих стандартов была перенесена в Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые также продолжают применяться. Однако в текстах МСФО можно найти больше полезной информации, описаний возникающих ситуаций и разъяснений для бухгалтера. ПБУ в этом отношении выглядят более краткими и обобщающими.
Новым для России методом финансового контроля является аудит, который получил широкое распространение. Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской организации и др. В соответствии с федеральным законодательством аудит делится на обязательный и добровольный. Обязательный аудит – это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. Следует также отметить, что обязательный аудит – это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского, налогового учета и финансовой отчетности, а добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором аудиторской организации (индивидуального аудитора) с хозяйствующим субъектом. Так, Законом об аудиторской деятельности установлено, что обязательный аудит проводится, если:
а) развивать в интересах общества единый набор стандартов финансовой отчетности высокого качества, которые будут являться осуществимыми и принятыми повсеместно. Эти стандарты должны содержать высококачественную, прозрачную и сопоставимую информацию, чтобы помочь инвесторам, участникам различных рынков капитала всего мира и другим пользователям принимать верные экономические решения;
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. При этом отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Элементы финансовой отчетности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.
Однако баланс выгод и затрат в российских условиях оказывается сильно деформирован. Реципиенты инвестиций не получают должной отдачи (выгод) от выполнения ими требований рынка: российскому финансовому рынку характерна высокая стоимость заимствований и низкая дюрация при привлечении долговых инвестиций, небольшой объем инвестиций, привлекаемый на внутреннем рынке – как для долговых, так и для долевых инвестиций. При этом транзакционные издержки и риски, связанные с выполнением стандартов финансового рынка (сторона затрат), весьма высоки, значительно выше, чем в других странах с сопоставимыми условиями привлечения инвестиций на финансовых рынках. Затраты на корпоративное управление, на МСФО и аудит, на раскрытие информации, на соответствие другим критериям листинга и т. д. в российских условиях дополняются резким ростом рисков недружественных поглощений в случае поддержания большей открытости (прозрачности), включая прозрачность финансовой отчетности и прозрачность структуры собственности.
Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было сказано ранее, главная цель аудита – дать точные, достоверные сведения о проверяемой организации. Аудиторство представляет собой независимый анализ финансовой отчетности предприятия. Целью аудиторства является определение достоверности финансовой отчетности, ее полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Данные источники, являются основой информационноаналитической и отчетно-статистической информации и содержат систему финансовой отчетности, которая представляет собой отчетность коммерческого банка, используемую для ознакомления и анализа его деятельности Банком России, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем для открытой публикации (см. Приложение А).
В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть финансовое состояние организации, финансовые результаты или деловая активность организации и т. д.
Постановка задач определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудитором в системе учета и отчетности. Цель – оценка достоверности финансовой отчетности, ее соответствие законодательству.
На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями.
Основной задачей аудита нематериальных активов является подтверждение информации о нематериальных активах в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я