Съезд народных депутатов

  • Съезд народных депутатов — высший орган государственной власти в СССР (в 1989—1991), России (в 1990—1993), Дагестанской АССР (1990—1991).

    Предложение о создании «двухэтажной» системы формирования высших органов Советской власти (Съезд — Верховный Совет) в СССР, его союзных и автономных республиках было выдвинуто М. С. Горбачёвым на XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988). 1 декабря 1988 года соответствующие изменения были внесены в Конституцию СССР.

    Большинство союзных и автономных республик (кроме союзной РСФСР и автономной Дагестанской АССР, Съезд народных депутатов которой был упразднен уже в 1991 году) проигнорировали это требование союзной Конституции и при конституционной реформе 1989—1990 годов сохранили прямые выборы Верховных Советов.

    В краях и областях, городах федерального значения, автономных областях и автономных округах Российской Федерации аналогичная система была введена Законом РСФСР от 5 декабря 1991 года № 1985-I, который предусматривал избрание Советами данных субъектов Федерации постоянно действующих Малых Советов (численностью до 1/5 от полного состава Совета), правомочных решать большинство вопросов, отнесённых к ведению соответствующего Совета (но не все). Постановлением ВС РСФСР от 6 июля 1991 года № 1551-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О местном самоуправлении в РСФСР“») избрание малых Советов предусматривалось и для местных Советов (для городских, районных и районных в городах как обязательное, для поселковых и сельских — нет).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Сове́ты наро́дных депута́тов — представительные органы государственной власти СССР в 1977—1993 годах. Созданные Конституцией СССР 1936 года под названием Советы депутатов трудящихся, переименованы в Советы Народных Депутатов Конституцией 1977 года. Осенью 1993 года после принятия новых уставов областей, краёв и автономных округов большинство советов народных депутатов было ликвидировано. Полномочия областных, краевых, окружных советов народных депутатов перешли представительным органам, предусмотренным...
Верхо́вный Сове́т Союза Советских Социалистических Республик (Верхо́вный Сове́т СССР) — высший орган государственной власти в 1938—1989 годах, высший представительный и законодательный орган Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в период с 1938 по 1991 годы. В 1938—1989 годах собирался на сессии (как правило, дважды в год на два дня), в 1989—1991 годах являлся постоянно действующим законодательным органом власти Советского Союза.
Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Росси́йская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Первое в мире социалистическое государство. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Росси́йская Сове́тская Респу́блика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Росси́йская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (упоминания этого названия...
Совет Республики — одна из двух палат Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации). В 1990—1993 годах состоял из 126 депутатов. Учреждён в 1989 году, как одна из палат прежде однопалатного Верховного совета РСФСР. Избран в 1990 году.
Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр.: офиц. ВЦИК; ВЦИК РСФСР) — высший после Всероссийского съезда Советов, законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в 1917—18 годы и РСФСР с 1918 по 1937 год.

Упоминания в литературе

Новая редакция ст. 108 Конституции СССР установила, что «высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР», а Верховный Совет является «постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР» (ст. 111 Конституции СССР). Теперь во всех статьях Конституции, где говорится о высшей государственной власти в Советском Союзе, Верховный Совет СССР следует за Съездом народных депутатов СССР. То есть была создана система «Съезд – Совет», внешне схожая с той, которая функционировала до 1936 г., но все-таки имеющая принципиальные отличия.
Реформы государственного управления во второй половине 1980 – х гг. Апрельский (1985 г.) и июньский (1987 г.) Пленумы ЦК КПСС о вопросах государственного управления. Реформы высших органов государственной власти и управления. Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» (1988 г.). Съезд народных депутатов СССР. Его функции и компетенция. Изменение порядка формирования и функций Верховного Совета СССР. Съезд народных депутатов РСФСР. Введение поста Президента СССР. Его функции и полномочия. Президент РСФСР. Его компетенция и взаимоотношения со Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР. Изменения в местном государственном управлении. Попытки повышения роли местных Советов. Проведение выборов в Советы на альтернативной основе (1987 г.).
Конституционной реформой были учреждены два высших органа государственной власти Союза ССР – Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Съезд был высшим (верховным) органом государственной власти СССР и мог принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР (ст. 108 Конституции). Верховный Совет характеризовался как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, он избирался Съездом из числа народных депутатов СССР и был ему подотчетен (ст. 111).
Конституционная комиссия – это созданная высшим органом государственной власти из числа представителей всех субъектов Федерации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проекта новой российской Конституции. Такая комиссия создавалась на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. из представителей Верховного Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека, работала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции рассмотрен V Съездом народных депутатов в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта. На Конституционную комиссию возлагалась обязанность дог работать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов – VII, декабрь 1992 г., VIII, март 1993 г., IX, апрель 1993 г. – эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, опубликован. Проект по основным вопросам конституционной реформы расходился с идеологией и взглядами президентской стороны. Проект, в частности, определял правовое положение Верховного Совета, свойственное в большей мере парламентской республике, в силу чего существенно ограничивались полномочия главы государства.
К чему же пришли страны в своем большинстве в новое время, в т. ч. и Россия? Прежде всего, это отказ от производственного принципа выдвижения кандидатов, теперь в России исключительно территориальные выборы. В Советском Союзе в начальный период перестройки применили такой вариант корпоративного представительства, как избрание части депутатов вновь созданного верховного представительного органа государственной власти – Съезда народных депутатов СССР от компартии и иных общественных организаций (профсоюзов, комсомола и т. д.). Это позволило вовлечь во власть и политическую жизнь страны свежие силы. Но в своем большинстве новоявленные депутаты не стали представителями своих организаций, они, все же, не только назывались народными депутатами СССР, но и реально выступали в общенародных, общегосударственных интересах (так, избранный Академией наук СССР народным депутатом академик А. Д. Сахаров предлагал реформы политической системы страны, проект новой Конституции СССР и др.). Вместе с прекращением существования СССР осталась в истории и эта система представительства. Можно предположить, что в любом случае она не просуществовала бы недолго, поскольку созданный из ее среды Верховный Совет СССР стал действовать на постоянной основе с зачатками профессионального парламентаризма, являя собой прообраз будущего союзного парламента. К тому же в Российской Федерации, которая единственной из союзных республик ввела у себя также Съезд народных депутатов РСФСР, он формировался путем избрания депутатов по территориальному принципу.

Связанные понятия (продолжение)

Госуда́рственный сове́т Респу́блики Крым (укр. Державна Рада Республіки Крим, крымско-тат. Къырым Джумхуриетининъ Девлет Шурасы) — однопалатный парламент Республики Крым в составе Российской Федерации; согласно Конституции Республики Крым, утверждённой 11 апреля 2014 года, Государственный совет Республики Крым, избираемый сроком на пять лет в составе 75 депутатов, является высшим и единственным представительным и законодательным органом власти республики.
Местное самоуправление на Украине (укр. Місцеве самоврядування в Україні) — это право территориальной общины — жителей села (либо добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сёл), посёлка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление — это форма публичной власти, которая реализуется специфическими субъектами — территориальными коллективами и формируемыми ими органами, имеет особый объект — вопросы местного...
Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов — согласно конституциям РСФСР 1918 и 1924 года высший орган государственной власти РСФСР, собрание представителей советов рабочих депутатов, советов крестьянских депутатов и прочих организаций.
Ту́льская областна́я ду́ма — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Тульской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Башкирский центра́льный исполни́тельный комите́т (ЦИК БАССР, БашЦИК; башк. Башҡортостан үҙәк башҡарма комитеты) — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Башкирской АССР в 1920—1938 годы. Функционировал в период между съездами Советов автономной республики.
Сове́ты — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в РСФСР, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.
Госуда́рственный Сове́т СССР — не предусмотренный Конституцией СССР временный орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик, созданный Законом СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».
Всеукраинский съезд Советов (укр. Всеукраїнський з'їзд рад) — высший орган советской власти Советской Украины с декабря 1917 года и до принятия Конституции УССР 1937 года. По Конституции УССР 1919 года, составленной по образцу Конституции РСФСР 1918 года, съезды созывались Всеукраинским центральным исполнительным комитетом (ВУЦИК) не реже одного раза в год, по Конституции 1929 года — не реже одного раза в два года. На практике эта периодичность соблюдалась не всегда - так, между XII съездом...
Верхо́вный Сове́т БССР/Белорусской ССР / Верхо́вный Сове́т Респу́блики Белару́сь — в 1938—1990 высший орган государственной власти БССР; в 1990—1991 — постоянно действующий высший орган государственной власти (парламент).
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
Алтайское краевое Законодательное Собрание (АКЗС; в 1940—1994 и 1999—2007 годах — Алтайский краевой Совет народных депутатов, АКСНД) — представительный орган законодательной власти Алтайского края.
Совет министров Автономной Республики Крым (укр. Рада міністрів Автономної Республіки Крим, крымско-тат. Qırım Muhtar Cumhuriyetiniñ Nazirler şurası, Къырым Мухтар Джумхуриетининъ Назирлер шурасы) — высший орган исполнительной власти Автономной Республики Крым — административной единицы Украины, подотчётный Верховному Совету Крыма и де-факто существовавший до марта 2014 года.
Совет Федерации СФРЮ (серб. Савет федерације СФРЈ, хорв. Savjet federacije SFRJ, макед. Совет на Федерацијата на СФРJ, словен. Svet federacije SFRJ) — совещательный орган Социалистической Федеративной Республики Югославия, занимавшийся вопросами общей политики.
Ивановская областная Дума (с 1994 по 2005 — Законодательное собрание Ивановской области) — постоянно действующий высший и единственный законодательно-представительный однопалатный орган государственной власти Ивановской области.
Народное Собрание Гагаузии (Gagauziyanin Halk Topluşu) - законодательный орган АТО Гагаузия (Гагауз-Ери).
Тольяттинская городская дума (ТГД) — представительный орган городского округа Тольятти. Образован с 1994 года, Обладает правами юридического лица. Депутаты думы избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.
Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.
Сове́т представи́телей регио́нов (также Сове́т региона́льных представи́телей) Респу́блики Индоне́зии (СПР, СРП; индон. Dewan Perwakilan Daerah Republik Indinesia, DPD-RI) — наряду с Советом народных представителей (СНП), одна из палат Народного консультативного конгресса (НКК), высшего законодательного органа Индонезии. Образован в 2004 году в результате претворения в жизнь принятых тремя годами ранее поправок к Конституции. В нынешнем составе СПР 136 депутатов.
Совет депутатов города Новосибирска — представительный орган муниципального образования города Новосибирска. Депутаты Совета депутатов избираются на 5 лет в количестве 50 человек по смешанной системе.
Совет министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) до мая 1991 года; орган исполнительной власти РСФСР с мая 1991 года. Действовал в период с 1946 по 1991/1992 годы, до переименования РСФСР в Российскую Федерацию.
Дальневосто́чная респу́блика (ДВР) (6 апреля 1920 — 15 ноября 1922) — де-юре независимое демократическое государство с капиталистическим укладом в экономике, провозглашённое на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Де-факто являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией.
Киро́вская городска́я Ду́ма — представительный орган власти на территории муниципального образования «Город Киров». Состоит из 36 депутатов, избирается населением Кирова по 18 одномандатным округам и единому избирательному округу сроком на 5 лет. Председатель городской Думы, избираемый из числа депутатов, является главой города Кирова.
Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России.
Сове́т наро́дных комисса́ров (аббр.: совнарком, СНК) — наименование советского правительства в Советской России, СССР и республиках Союза ССР, использовавшееся в период c 1918 по 1946 годы.
Конституция Молдавии (Конституция Республики Молдова, молд. Constituţia Republicii Moldova) — основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Текущая версия была принята парламентом 29 июля 1994 года.
Дума Находкинского городского округа — представительный орган местного самоуправления Находкинского городского округа.
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Российская Советская Республика) — социалистическое российское государство в период после Октябрьской революции 1917 года и до образования СССР в 1922 году (с 19 июля 1918 официально — РСФСР).
Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.
Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.
Тамбовская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Тамбова. Обладает правом принимать от имени населения города Тамбова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет...
Сельсовет, сельский совет, с/с — название местного органа власти (сельский Совет народных депутатов) и единица административно-территориального деления в СССР. В видоизменённой форме (иногда и с тем же названием) институт сельсоветов сохранился в ряде государств, образовавшихся на территории СССР.
Совет народной обороны (серб. Савет народне одбране СФРЈ, хорв. Savjet narodne odbrane SFRJ, макед. Совет на народна одбрана на СФРJ, словен. Svet za narodno obrambo SFRJ) — совещательный орган Социалистической Федеративной Республики Югославия, занимавшийся вопросами вооружённых сил и обороны страны.
Всекитайское собрание народных представителей (кит. упр. 全国人民代表大会, пиньинь: Quánguó Rénmín Dàibiǎo Dàhuì, палл.: Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй),ВСНП (кит. упр. 全国人大, пиньинь: Quánguó Réndà, палл.: Цюаньго Жэньда) — высший законодательный орган (парламент) Китайской Народной Республики, согласно Конституции КНР — высший орган государственной власти страны. В состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.
Дума города Костромы — постоянно действующий представительный орган местного самоуправления города Костромы.
Конституционное собрание — представительный орган Российской Федерации, обладающий полномочиями учредительной власти.
Союзный совет (англ. Union councils of Pakistan) или сельский совет — орган местного самоуправления в Пакистане, состоящий из 13 советников. Возглавляет союзный совет — назим (что эквивалентно должности мэра) и наиб назим (заместитель мэра). Территория союзного совета включает в себя большой посёлок, прилегающие к нему районы и близлежащие маленькие деревни. Термин союзный совет может быть использован также для населённых пунктов, которые являются частью города.
«Пара́д суверените́тов» (1988—1991) — наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
Национально-культурная автономия мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири — форма экс-территориальной автономии татарского и башкирского народов на территории бывшей Российской империи.
Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».
Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком - коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах...

Упоминания в литературе (продолжение)

Уже 28 ноября в Северодонецке (Луганская область) состоялся Всеукраинский съезд народных депутатов и депутатов местных советов всех уровней, на который съехались около 4 тыс. делегатов из 17 регионов Украины.[44] Главным решением съезда стало заявление о возможности создания Юго-Восточной автономии, в случае прихода к власти «нелегитимного президента» В. Ющенко. Для этого предполагалось провести референдум. Также было принято решение о создании Межрегионального совета органов местного самоуправления украинских регионов. Однако из-за нерешительности организаторов съезда и общей направленности региональных руководителей на клан победителей, инициативы съезда остались нереализованными. Наиболее последовательных глав Харьковской области Е. Кушнарёва и Донецкого областного совета Б. Колесникова обвинили в сепаратизме и арестовали, однако вскоре уголовные дела были закрыты за отсутствием состава преступления. Но после официальной победы «в третьем туре выборов» В. Ющенко, автономистские настроения сохранились только в названии оппозиционной Партии Регионов.
Уже 28 ноября в Северодонецке (Луганская область) состоялся Всеукраинский съезд народных депутатов и депутатов местных советов всех уровней, на который съехались около 4 тыс. делегатов из 17 регионов Украины.[52] Главным решением съезда стало заявление о возможности создания Юго-Восточной автономии, в случае прихода к власти «нелегитимного президента» В. Ющенко. Для этого предполагалось провести референдум. Также было принято решение о создании Межрегионального совета органов местного самоуправления украинских регионов. Однако из-за нерешительности организаторов съезда и общей направленности региональных руководителей на клан победителей, инициативы съезда остались нереализованными. Наиболее последовательных глав Харьковской области Е. Кушнарёва и Донецкого областного совета Б. Колесникова обвинили в сепаратизме и арестовали, однако вскоре уголовные дела были закрыты за отсутствием состава преступления. Но после официальной победы «в третьем туре выборов» В. Ющенко, автономистские настроения сохранились только в названии оппозиционной Партии Регионов.
Характер деятельности Верховного Совета СССР изменялся с момента избрания и начала работы в мае 1989 года первого Съезда народных депутатов СССР. Конституция 1936 года по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.
Инициированный руководством партии процесс демократизации внутрипартийной и общественной жизни был обусловлен все более явным кризисом самой партии и, как следствие, усиливающимся давлением общественности. Поэтому «перестройка» изначально мыслилась как способ улучшения работы самой партии при сохранении за ней статуса правящей. С этой целью перекраивалась система представительной власти, вводились принципы альтернативности и элементы советского парламентаризма. Единую систему представительных органов государственной власти по стране стали составлять Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов и верховные советы союзных и автономных республик, советы народных депутатов автономных областей, автономных округов, краевые, областные и других административно-территориальных единиц.
21 сентября Президент Ельцин подписал Указ № 1400, в соответствии с которым прекращалось функционирование системы Советов, распускался Съезд народных депутатов и Верховный Совет, объявлялись выборы в Федеральное Собрание (Госдуму и Совет Федерации) и референдум по подготовленному его командой советников проекту Конституции. КП РФ, безусловно, не поддержала этот документ, который Конституционный Суд признал противоречащим Основному Закону страны. В то же время позиция партии была противоречива.
В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже сам избирает другой орган иного уровня. Например, в России, согласно Конституции 1978 г. в редакции 1989 г., граждане выбирали народных депутатов России, которые собирались на Съезд народных депутатов России, избирающий из своего состава членов Верховного Совета России.
В июне 1990 г. первый съезд народных депутатов РСФСР избрал Конституционную комиссию и поручил ей подготовить проект новой Конституции. Проект несколько раз публиковался в печати, неоднократно выносился на обсуждение Съезда народных депутатов, на котором в октябре 1991 г. представленный Конституционной комиссией проект был принят к сведению, а 18 апреля 1992 г. основные положения проекта Конституции и общая концепция конституционных реформ были одобрены.
Началом перестроечных процессов стало принятие Первым Съездом Народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, провозглашавшей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Существенная активизация деятельности советов всех уровней начинается после отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Всего за 1990 год было принято свыше 150 законодательных актов, формирующих основу рыночных реформ, законодательное закрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности и хозяйственной деятельности, утверждение их равенства, создание конкурентной среды. Были введены институт президентства и Конституционный Суд.
I съездом народных депутатов России образовывается конституционная комиссия, начавшая работу над проектом новой Конституции. V съезд народных депутатов РСФСР принимает к сведению подготовленный проект и вносит предложение о его доработке с учетом предложений народных депутатов. В дальнейшем доработанный проект должен был быть вынесен на рассмотрение очередного съезда. На VI съезде была лишь одобрена общая концепция проекта. Было принято решение о доработке ряда глав с учетом предложений и замечаний Президента РФ. В силу сложившейся расстановки политических сил в депутатском корпусе в действующую Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены многочисленные изменения. Данные изменения носили противоречивый характер. Именно возникшие противоречия послужили правовой основой разгоревшемуся противоборству законодательной и исполнительной властей.
Но как бы не обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый базовый закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации было принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов – тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.
Механизм осуществления народовластия разрабатывался советскими учеными. Ученый Л. А. Григорян писал, что народ в социалистическом обществе осуществляет свою власть через разветвленный механизм, объединяющий многочисленные организации трудящихся и различные формы непосредственной демократии. Этот механизм в своем строении отражает структуру власти народа, представляющую собой соединение государственной власти и общественного самоуправления.[57] В общую совокупность элементов механизма народовластия в СССР ученый включал: КПСС (руководящая роль в механизме социалистического народовластия); Верховный Совет СССР; массовые организации трудящихся (профсоюзы, комсомол, кооперация, ДОСААФ и так далее).[58] Примерно в подобном русле раскрывал осуществление власти народа (народного суверенитета) А.А. Безуглов.[59] В Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР от 20 июня 1990 года № ВС 90-4 «О механизме народовластия в РСФСР» закреплялось, что народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, а также в формах непосредственной демократии.[60] Представляется, что подобный подход к раскрытию реализации народного суверенитета морально устарел и не соответствует конституционно-правовым реалиям Российской Федерации. Механизм осуществления народного суверенитета (народовластия) следует раскрыть через норму части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Между тем, принимая 12 июня 1990 г. Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», I Съезд народных депутатов РСФСР в п. 8 жестко записал: «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума»[329].
Повышению роли и значения прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве способствовало и принятие 26 декабря 1990 г. Съездом народных депутатов СССР Закона СССР № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». Названный Закон значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений.
Правовое воплощение концепции судебной власти в российском конституционном законодательстве связано с признанием принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную основой функционирования Российской Федерации как правового государства в декларации «О государственном суверенитете РСФСР» (ст. 13), принятой Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 г. Это принципиальное положение было подтверждено и развито Конституцией РФ 1993 г.
Таким образом, мы видим, что процедура отрешения Президента от должности очень непроста. Единственная на сегодняшний день попытка парламентариев выдвинуть обвинение высшему должностному лицу государства не вышла даже за пределы Государственной Думы. Смещение Президента с должности – чрезвычайное событие, и оно должно быть всесторонне обосновано, но, видимо, указанные сложности связаны, в частности, с предыдущими попытками более легкой процедуры импичмента со стороны Съезда народных депутатов в 1993 г.
Важнейшим событием в становлении партий (вернее – протопартий) в позднесоветский период становятся поправки в Конституцию СССР, принятые съездом народных депутатов в марте 1990 года. Принятию поправок предшествовали политический процесс длительностью более года, 200-тысячный митинг в феврале 1990 года в Москве и изменение позиции Михаила Горбачева относительно требований демократов.
Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1742.
Ведомости СНД и ВС РФ – «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;
Ведомости СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я