Особая экономическая зона

  • Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

    В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005 года. ОЭЗ создается постановлением правительства РФ на срок до 49 лет без права продления.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Территория опережающего развития (полное название Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР) — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Там должны быть созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР».
Национальные зоны экономического и технического развития Китая (кит. 国家级经济技术开发区) — это специальные районы КНР, привлекающие прямые иностранные инвестиции. Обычно называются «зонами экономического и технического развития» или просто «зонами развития».
Всесторо́ннее региона́льное экономи́ческое партне́рство, сокращенно ВРЭП (англ. Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) — это соглашение о «зоне свободной торговли плюс» («ЗСТ +»), охватывающее 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея...
Импортозамеще́ние в Росси́и — замещение импорта товарами, произведёнными внутри России.
Зона регулируемого (промышленного) развития - территориальное объединение на базе предприятий и производственных комплексов, не использующих полностью свои мощности и инфраструктуру. Цель создания зоны - загрузка производственных мощностей, дополнительные эффекты - взаимная кооперация и экономия вновь создаваемых предприятий на инфраструктурных издержках.

Упоминания в литературе

Зона территориального развития относится к типу зон ускоренного экономического развития. Зоны ускоренного экономического развития присутствуют и в зарубежных правопорядках. Так, в Великобритании создаются «зоны предпринимательства» (Enterprise Zone), под которыми понимаются определенная правительством на срок в 10 лет ограниченная территория, создаваемая в целях стимулирования экономической деятельности, на которой в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической активности[17]. В Венгрии предпринимались попытки использовать предпринимательские зоны для подъема отсталых в экономическом отношении территорий с высоким уровнем безработицы, однако заметного развития эта форма не получила: из 11 зарегистрированных реально действует только одна – Захоньская предпринимательская зона[18]. В Польше особые экономические зоны также рассматриваются как один из важных инструментов проведения региональной политики с целью создания и активизации хозяйственной жизни в депрессивных регионах с высоким уровнем безработицы. В настоящее время в Польше существуют 14 специальных экономических зон[19]. В Японии действуют специальные зоны, связанные со структурными реформами, направленные на создание упрощенных условий для ведения определенного бизнеса там, где это ранее делать было невозможно. Указанные зоны, как предполагается, должны способствовать экономическому развитию регионов, привлечению в них прямых инвестиций. В настоящее время в Японии функционирует более 900 специальных зон, связанных со структурными реформами[20]. Использование специальных экономических зон с целью оживления экономики отдельных регионов также практикуется во Франции и в Соединенных Штатах Америки.
Только 10 марта 2005 г. после трех лет жарких дискуссий Правительство России одобрило законопроект об особых экономических зонах. В соответствии с законом предусматривается создание двух типов зон – промышленно-производственных и технико-внедренческих. Зоны первого типа – зоны концентрации промышленных производств – связаны с крупными инвестициями и должны явиться важным инструментом развития депрессивных территорий, в частности на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Зоны второго типа будут создаваться в целях развития новой экономики и располагаться вблизи крупных научно-исследовательских центров, что, по мнению авторов законопроекта, обеспечит коммерциализацию научных исследований страны.
Изучение негативного опыта неудачных проектов по созданию особых экономических зон позволяет выделить следующие типичные просчеты, которые были допущены на стадии их проектирования: неудачный выбор местоположения зоны, удаленной от мировых торговых и транспортных сетей; недостаточное развитие базовой производственной и социальной инфраструктуры зоны; недостаточной объем ее финансирования государством на первоначальном этапе; недостаточно прозрачные и согласованные связи между органом управления зоны и региональными властями, а также органами центральной власти (министерством финансов, налоговым ведомством, таможенным ведомством и т. д.) Так, успех свободных экономических зон в Малайзии и Шри-Ланке был достигнут во многом благодаря эффективному взаимодействию местных и центральных органов власти, позволивших интегрировать политику развития особой зоны в сферу общенациональных экономических программ и приоритетов.
Особые экономические зоны отличаются сравнительно более либеральным регулированием бизнеса – например, в целях поощрения международной торговли ОЭЗ могут быть освобождены от различных налогов, квот и необходимости соблюдения отдельных законодательных норм. Понятие ОЭЗ охватывает различные категории зон – например, свободные торговые зоны (СТЗ), свободные зоны (СЗ), особые зоны экспорта (ОЗЭ) и свободные порты; все они имеют аналогичные цели. Особые экономические зоны существуют во многих странах. Множество ОЭЗ функционирует в Китае и Индии, государственные предприятия Китая даже участвуют в ОЭЗ африканских стран. На Ближнем Востоке существует постоянно действующая программа развития ОЭЗ, в том числе Индустриального города Абу-Даби и Дубайского международного финансового центра.
Основополагающим направлением развития экономических институтов является поддержка малого инновационного предпринимательства, стимулирование входа на рынок новых компаний, формирования инфраструктуры инноваций. Однако инновационная инфраструктура, которая в виде специальных проектов развивалась с 2006 г. (ИТ-парки, техниковнедренческие зоны) оказалась настолько неэффективной, что управление этими проектами было передано в новые ведомства. В частности, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было ликвидировано, а его полномочия переданы в Министерство экономического развития (МЭР). ИТ-парки будут переданы из Минкомсвязи в МЭР. В отношении технико-внедренческих зон правительством было констатировано, что общеэкономический климат настолько неблагоприятен для инноваций, что создание «закрытых зон» не в состоянии изменить условия для осуществления инновационной деятельности. Кроме того, у резидентов зон нет экономических стимулов заниматься технологическими инновациями[84].

Связанные понятия (продолжение)

Свободная экономическая зона «Нахо́дка» — территория города Находки и соседнего Партизанского района с особым правовым режимом, на которой в 1990—2006 годах государство планировало ввести льготный налоговый и таможенный режимы для развития международных экономических отношений в пределах территории, а также инвестировало кредитные средства на реализацию инфраструктурных проектов.

Подробнее: Находка (свободная экономическая зона)
Тяньцзиньская зона экономического и технического развития — (кит. 天津经济技术开发区), английская аббревиатура — TEDA, паллад. "Тай да" (кит. 泰达). Главная зона со свободным рынком города Тяньцзиня (КНР), располагается в районе Тангу. Зона была основана по указу Госсовета КНР 6 декабря 1984 года и стала одной из первых СЭЗ в КНР. В настоящее время представительство иностранного бизнеса в зоне — примерно на уровне Шанхая.
Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Военно-промышленный комплекс США (англ. Military–industrial complex) — альянс монополистического ядра военной промышленности США с верхушкой государственного аппарата, то есть военно-промышленный комплекс государства.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.
Наукогра́д (технопо́лис) — город, либо район более крупного города, имеющий высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.
Система информационного обеспечения рынков сельскохозяйственной продукции (АМИС) (англ. Agricultural Market Information System, AMIS) — межведомственная платформа (созданная по инициативе Министров сельского хозяйства стран «Большой двадцатки») по повышению прозрачности информации о рынках продовольственных товаров и улучшению координации политических мер в кризисных ситуациях. В её состав входят основные страны-производители и страны-потребители продовольственных товаров, освещаемых системой АМИС...

Подробнее: АМИС
Плановая экономика, или плановое хозяйство, — экономическая система, при которой материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом. Система централизованного планирования существовала в СССР и других странах, которые идентифицировали себя как социалистические.
Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.
Титановая долина — особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Свердловской области. Приоритетные отраслевые направления ОЭЗ: аэрокосмическая отрасль, изделия из титана, машиностроение любых отраслей (производство средств производства, производство компонентов), строительные материалы.
Индустриализация (от лат. Industria) — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые...
Промпарк — специальная территория, на которой объединены производственные и иные предприятия посредством общей инфраструктуры и взаимной производственной кооперации. Смысл создания промпарка в том, чтобы сконцентрировать на одной территории предприятия с общей сферой деятельности (профильный промпарк) и/или использующих единую инженерную инфраструктуру (инфраструктурный промпарк) — энергообъекты и электросети, теплосеть, водные объекты, канализацию и очистные сооружения, сети связи и сигнализации...

Подробнее: Промышленный парк
«Анатолийские тигры» (тур. Anadolu Kaplanları) — международный термин, используемый в контексте турецкой экономики для описания и объяснения феномена экономического роста в ряде городов Турции. «Тигры» демонстрируют впечатляющие показатели роста с 1980-х годов; в них также появляется новый тип предпринимателей, занимающих видное положение в городе.
Центр международной торговли (ЦМТ) — это организация, объединяющая и обслуживающая компании и организации, занятые в области международной торговли. Основная задача ЦМТ — стимулирование экономического развития того региона, в котором этот Центр действует.
«Оди́н по́яс и один путь» (кит. 一带一路) — выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».
Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.
Эконо́мика СССР представляла собой вторую в мире по объёму ВВП (по паритету покупательной способности) систему общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции различных отраслей народного хозяйства. На долю экономики СССР приходилось около 20 % мирового промышленного производства.
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
Свободная экономическая зона Манауса (порт. Zona Franca de Manaus, ZFM) — одна из «свободных зон» Бразилии. Расположена в штате Амазонас в северной части страны и включает в себя его центр и самый крупный город Манаус. Была основана 28 февраля 1967 г., став первой экономической зоной, основанной в Бразилии. Получив значительные значительные экономические преимущества (налоговые и торговые льготы, освобождение всех импортных товаров и компонентов от импортных пошлин), свободная экономическая зона...
Австралийский центр международных сельскохозяйственных исследований (АЦМСХИ) является правительственным уставным органом, который действует в рамках портфеля Министерства иностранных дел Австралии. Он был создан в 1982 году для оказания помощи и содействия ученых-аграриев Австралии с тем, чтобы использовать их навыки на благо развивающихся стран, и в то же время работать над решением собственных сельскохозяйственных проблем Австралии.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
ТРАСЕКА (аббревиатура от англ. Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) — программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по организации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия». В организационном плане ТРАСЕКА представляет собой межправительственную комиссию.
Политика реформ и открытости (кит. трад. 改革開放, упр. 改革开放, пиньинь: Gǎigé-Kāifàng, палл.: Гайгэ-Кайфан, буквально: «Реформы и открытость») — программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономики, и открытость внешнему миру.
Инновационный территориальный кластер — территориальный кластер со значимой (по сравнению с отраслевыми и страновыми показателями) долей инновационной продукции кластера, а также со сформированной инновационной инфраструктурой, включающей взаимодействие между собой стейкхолдеров региональной инновационной системы (образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, общественные...
Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—65 годы. Характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу». Связывается с именем первого секретаря ЦК КПСС и (с 1958 года) председателя Совета Министров СССР Н. С...
Новый экономический механизм («чин таакан май») — экономическая политика в Лаосской народно-демократической республики с 1986 года. Включает приватизацию предприятий, поощрение иностранных инвестиций и создание рыночной экономики. В политическом отношении в Лаосе сохраняется однопартийная система. В этом плане «чин таакан май» похож на политику реформ в соседних социалистических странах — преобразования Дэн Сяопина в КНР и Дой Мой во Вьетнаме. «Чин таакан май» позволил Лаосу в 1990-е — 2000-е годы...
Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Лицензинторг (англ. LICENSINTORG) — федеральное государственное унитарное предприятие, внешнеэкономическое объединение, созданное в 1962 году для осуществления международного технологического обмена на коммерческой основе. Название отражает основную цель деятельности предприятия — торговлю (куплю-продажу) лицензиями на внешнем рынке, как правовой и коммерческий механизм передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономическая система, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идеи смешанной экономики придерживаются сторонники демократического социализма...
Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Размер доли собственности компании, необходимой для эффективного управления, составляет более 10% компании.
Государственное регулирование телекоммуникаций в КНР — это cистема нормативных, институциональных и организационных элементов государственного управления в КНР, посредством которых складывалась система государственного контроля и обеспечения деятельности сети Интернет и других телекоммуникационных сервисов на территории КНР.
Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — метод расчета расходов и доходов на предприятии в условиях плановой экономики, предполагавший равномерное распределение части прибыли в пользу «общественности» — работников предприятия. Метод предполагал самостоятельную управляемость и финансирование в рамках централизованно (т.е. правительством) установленных цен. Наиболее часто метод ассоциируется с Советским Союзом.
Экономика города (англ. urban economics) — наука об экономических исследованиях городских территорий, исследующая городские проблемы. Экономика города — раздел микроэкономики, который изучает городскую пространственную структуру и размещение домашних хозяйств и фирм. Экономика города исследует распределение ресурсов в городской черте, ориентирована на решения о размещении фирм и на сами города как центры экономической активности. Экономика города сосредоточена на изучении пространственных отношений...
Индустриальный парк — это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией.
Первая пятилетка — первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Был принят в 1928 году на пятилетний период 1928—1932 годов, и выполнен за четыре года и три месяца (по крайней мере так было объявлено). По итогу его выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную страну.
Моша́в (ивр. ‏מוֹשָׁב‏‎ — букв. «поселение»; мн. ч. ‏מוֹשָׁבִים‏‎ — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
«ИЗОТ» (сокр. от болг. „Изчислителна, Записваща и Организационна Техника“) — болгарское государственное объединение по разработке и производству вычислительной техники в рамках кооперации СЭВ.
Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) — проект системы автоматизированного управления экономикой СССР, основанной на принципах кибернетики, включающей в себя вычислительную сеть, связывающую центры сбора данных, расположенные во всех регионах страны.
Государственная экономика — все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти.
Малые и средние предприятия (сокр., англ. Small and medium-sized enterprises, сокр. или Small and medium-sized businesses, сокр.) — наименование коммерческих предприятий, которые не превышают определенных показателей (см. также средний класс). В противном случае их относят к крупным предприятиям.
Мировой рынок капитала — сложный экономический механизм, система рыночных отношений, которая обеспечивает аккумуляцию и перераспределение финансовых средств (ресурсов) между странами и регионами. Вывоз капитала представляет собой одностороннее движение капитала за рубеж в форме инвестиционных товаров или денег с задачей получения прибыли или процентов.
Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.
Районирование — деление территории или акватории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части (районы, земли).
Зелёное строительство (также Экологическое строительство, Экостроительство, Экодевелопмент) — это вид строительства и эксплуатации зданий, воздействие которых на окружающую среду минимально. Его целью является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка по проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и сносу.

Упоминания в литературе (продолжение)

Потребность российского государства в увеличении темпов экономического роста, развитии высокотехнологичных сфер экономики, повышении уровня конкурентоспособности, как отдельных экономико-территориальных единиц, так и страны в целом, предопределила создание и развитие свободных экономических зон. На современном этапе развития, когда активно формируется и развивается рынок высоких технологий, необходимых для благополучия и процветания экономики страны в аспекте формирования инновационной устойчивости регионов, в Российской Федерации возникла проблема с эффективным претворением в жизнь инновационного потенциала из-за отсталости в развитии необходимой инфраструктуры и недостатка инвестиционных притоков. Благоприятный климат свободных экономических зон позволяет увеличить инвестиционное обеспечение проектов, создавать новые технологии и инновационную продукцию с последующим экспортом на зарубежные рынки, что, в конечном счёте, способствует повышению конкурентоспособности российской экономики и степени её интегрированности в мировую хозяйственную систему. Одной из наиболее перспективных особых экономических зон, расположенных на территории Российской Федерации, является Калининградская СЭЗ. Выгодное территориальное расположение, высокий уровень потенциальных возможностей региона, привлекательный инвестиционный климат и многие другие факторы позволяют сделать акцент на данном анклаве и рассматривать его как «западный российский локомотив», движущий нашу страну по пути прогресса и требующий активации своего экономического и инвестиционного потенциала [4]. Рассмотрение проблем, с которыми столкнулся анклав в процессе своего функционирования и их анализ, позволит найти пути выхода из образовавшихся проблемных зон и успешно преодолеть тормозящие развитие экономики в Калининградской области элементы.
1. Можно считать, что становление государственного частного партнерства в России началось с XIV съезда РСПП в ноябре 2004 г., когда было объявлено о начале в стране периода ГЧП. Необходимо было определить механизмы участия государственных структур в проектах ГЧП. Основными участниками стали созданный Инвестиционный фонд Российской Федерации, особые экономические зоны и венчурные фонды, и ряд государственных программ по консолидации государственных институтов развития в 2007 г. на основе Внешэкономбанка. В июле 2005 г. был принят ожидаемый инвесторами Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Он призван обеспечить легальную структуру с целью упрощения осуществления проектов ГЧП на основе концессионных соглашений по поводу финансирования инвестиций и восстановления российской инфраструктуры.
Создание особых экономических зон (ОЭЗ)[1]. Наиболее показателен в создании особых экономических зон опыт Турции. Развитие туризма в этой стране началось в середине 1980-х годов, когда турецкое правительство приняло решение сдать пустующие земли (в основном на Средиземноморском побережье) в аренду на 49 лет за незначительную плату. Главное условие – строительство отеля на данной территории. На эти цели мог быть выдан практически беспроцентный кредит, предусматривалось освобождение от уплаты налогов на пять лет. В результате на побережье стали появляться кемпинги, затем – трехзвездочные отели. В настоящее время возводятся преимущественно пятизвездочные гостиничные комплексы с полным спектром всевозможных услуг. Турецкий опыт был успешно использован в Египте и Тунисе [40].
Эффективны партнерские программы сотрудничества банков развития с целью кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Эти программы реализуются путем предоставления банкам-партнерам целевых кредитных линий или субординированных кредитов. Так, Черноморский банк торговли и развития предоставил субординированный кредит Московскому кредитному банку сроком на 7 лет в объеме 20 млн долл. [11]. В настоящее время в России функционирует более 200 институтов и банков развития, среди которых известны Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Особые экономические зоны», ОАО «Российская корпорация нанотехнологий» и др. В 2006 г. решением президентов России и Казахстана был создан Евразийский банк развития, приоритетом которого является экономическая интеграция. В 2009 г. участниками Банка стали Таджикистан и Армения, в 2010 г. к ним присоединилась Беларусь, позднее в 2011 г. – Кыргызстан. Межгосударственные банки развития являются эффективным кредитно-инвестиционным механизмом, позволяющим благодаря высокому статусу учредителей и уровню международного рейтинга осуществлять финансирование инвестиционных проектов на выгодных для заемщиков условиях.
Формирование условий эффективного развития народного хозяйства предполагает создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Эти условия способствуют активизации инновационных факторов развития предприятий, отраслей и регионов. Поэтому в условиях глобальной экономики макроэкономические условия эффективного развития в первую очередь связаны с формированием такой научно-технической политики государства, которая способна обеспечить поддержку приоритетных отраслей, наукоемких производств и технологий. Для этого необходимо стимулировать использование инструментов, которые наилучшим образом позволят повысить эффективность экономики страны, например, развивая рынки лизинговых и трастовых операций, ипотечного кредитования, переходя на ускоренные методы начисления амортизации. Организационные инструменты повышения эффективности отечественной экономики предусматривают создание структур, наиболее восприимчивых к инновационной деятельности (технопарков, технико-внедренческих особых экономических зон, технополисов и т. д.), развитие механизмов государственно-частного партнерства, одной из форм реализации которого являются концессионные соглашения, и т. д. На рис. 1.1 представлен механизм стимулирования повышения эффективности российской экономики.
Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, отвечая на вопросы журнала «Генеральный директор», подчеркнул: «Во всем мире инновации – это внедрение нового усовершенствованного продукта, товара или услуги. И ключевое слово здесь – именно «внедрение». Отсюда одна из наших основных задач – создавать условия для превращения знаний и технологий в продукт, востребованный экономикой, социальной сферой, конкретными людьми. Для этого и был создан широкий спектр институтов развития – от особых экономических зон до Инвестиционного фонда. Наша задача – открыть дорогу для массового внедрения инноваций во все сферы жизни: в систему управления, в производство, в социальную сферу. Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом – вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня».11
Целевая финансовая поддержка региональных проектов развития за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и создание особых экономических зон будет проводиться как комплексные меры.
Концепция взаимодействия кластера и цепочки добавления стоимости были приняты законы по регулированию развития холдингов, финансово-промышленных групп, особых экономических зон разного типа, развитию регионов с разным уровнем социально-экономического развития. Однако в отличие от развитых стран, где мезоэкономические структуры и составляющие их элементы четко определены, достаточно стабильны, характеризуются устойчивыми пропорциями и взаимосвязями и изменяются под влиянием современных факторов развития мировой экономики (глобализации, информатизации, экологизации и т. д.), мезоэкономическая составляющая экономики развивающихся стран, стран с переходной экономикой, в том числе и Российской Федерации, находится на этапе становления. Именно эффективное управление мезоэкономическими структурами и их адекватное развитие в ближайшие годы будут оказывать возрастающее влияние на макроэкономическую динамику и могут стать важнейшими факторами роста российской экономики в послекризисный период.
Для этого была проделана большая работа по созданию законодательства о промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зонах. В целях расширения частных инвестиций широко применяются механизмы использования средств Инвестиционного фонда, венчурных фондов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 437[3] определяет функции данного органа в сфере внешнеторговой деятельности. В частности, Министерство уполномочено на осуществление взаимодействия с органами, регулирующими деятельность участников таможенного союза, а также с ВТО. В сферу компетенции данного органа не входят вопросы, связанные с техническими ограничениями, санитарным и фитосанитарным контролем. Министерство призвано обеспечить координацию деятельности иных органов по привлечению в экономику России прямых иностранных инвестиций, по созданию благоприятных условий для российских хозяйствующих субъектов за рубежом. Совместно с Министерством иностранных дел орган власти уполномочен проводить мониторинг соблюдения всех обязательств стран-участников ВТО по отношению к России и России в качестве члена этой организации. Министерство экономического развития Российской Федерации рассматривается как представитель нашего государства по разрешению споров в рамках ВТО. Оно также осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Особое место среди объектов налогового стимулирования занимают технико-внедренческие особые экономические зоны, для которых предусмотрено чрезвычайно большое количество налоговых преференций, причем практически по всем налогам. Главное, конечно, это введение режима свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются внутри ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. Для резидентов указанных анклавов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, что крайне важно для зарплатоемких инновационных производств.
Государство поддерживает научные разработки в виде грантов, ссуд, субсидий; формированием особых экономических зон, наукоградов, технопарков, центров трансферта технологий; созданием госкорпораций, венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства; мерами в области налогового стимулирования и благоприятствования законодательства инновационным фирмам.
Для особых экономических зон, Инвестиционного фонда РФ созданы свои системы управления. Рассмотрим, как осуществляется управление средствами Инвестиционного фонда.
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1). Таможенная территория Российской Федерации также включает находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2). На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я