Этим
епитимийная дисциплина усиливалась – ведь аскетизм монашеской жизни, пост и труд в монастыре неизбежно добавлялись к другим благочестивым практикам.
Эта темпоральная калькуляция подчёркивается системой коммутаций, при которой длительности покаянного поста могут заменяться на различные иные
епитимийные упражнения (коленопреклонения, чтение определённого числа псалмов и молитв, заказные мессы), в том числе и финансовые (отдача определённой суммы денег на бедных) [Vogel 1994а: 9–20].
Изучение
епитимийных номоканонов показывает, как широко понималась область «нечистого», связанного с родами.
Да и частые детальные описания нарушения этого предписания (названные в
епитимийных сборниках «вечным грехом») создают впечатление о далеко не христианском отношении прихожанок к данному запрету,.