Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития

Коллектив авторов, 2006

В настоящей работе исследуются философские, социологические, криминологические проблемы становления девиантной личности, деформации правосознания несовершеннолетних; анализируется опыт различных стран по противодействию девиантному, в том числе и преступному поведению человека; изучается опыт социального контроля за воспитанием, образованием, становлением личности человека и его поведением; исследуется роль уголовной, административной и других правовых систем в противодействии девиантности и преступности, а также проводятся социологические и эмпирические исследования преступности несовершеннолетних как базового фундамента преступности в целом. Значительное внимание уделяется проблеме юридического, в том числе ювенально-правового, образования населения России, развитию научной системы «ювенальная юстиция». Кроме того, в книге представлен учебно-методический комплекс «Основы ювенальной юстиции», разработанный для преподавания этой дисциплины в учебных заведениях, готовящих специалистов для работы в системе ювенальной юстиции (воспитания, образования, защиты детства, становления личности, профилактики девиантности и т. д.). Работа адресована как юристам, так и всем тем, кому небезразличны судьба несовершеннолетней части общества и проблемы профилактики преступности в целом.

Оглавление

Из серии: Теория и практика уголовного права и уголовного процесса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1

Криминологические проблемы развития юридического воспитания и образования в россии[28]

1.1. Детство. Философские аспекты становления и развития человека

1.1.1. Человек, его природа и структура. Становление личности, воспитание и образование: философские, социологические и правовые аспекты

Прозреть рождение нового образа мышления и мироощущения, уловить мгновение, когда элементы нового становятся частью культуры и начинают изменять и преобразовывать ее — вот, пожалуй, самое замечательное, что может попытаться сделать историк.

В мыслях и сознании человека родилась новая интеллектуальная и духовная энергия, которая затем выразилась в слове, поступке, книге.

Франко Вентури.Вступление к книге Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Непрерывность развития всех сфер (духовной, экономической, политической, социальной и др.) общества — непременное условие его жизненности. Современное общество с его процессами глобализации и интенсификации социальных отношений нуждается не только в непрерывности развития, а прежде всего в его всеобщности (территориальной и временной), системности (по вертикали и горизонтали всех уровней), комплексности количественные характеристики, в его прогрессивности и гуманизации (постоянное улучшение качества жизни), естественности (соблюдение естественных природных прав и свобод как категорий мироздания) — качественные характеристики.

Человеческое общество должно исходить из своей единственности и неповторимости во всем мироздании. Известны многие существа, наделенные в определенной степени способностью понимать, осмысливать, принимать решения и даже отвечать за свои деяния, т. е. естественными свойствами — жить и выживать. Но только человек, созданный по образу и подобию Божьему (эталон подражания, стремления, оценки себя и других людей), наделен Разумом как способностью созидать разумно и целенаправленно и Духом. Человек, имеющий тело (действующую телесную оболочку и магнитную, гравитационную, электрическую, информационную и др. энергию — материю) и душу (как способность регулировать и определять результаты деятельности тела, т. е. Сознание — психическую и психологическую деятельность), наделен также и Духом (Разумом, Сущностью — программой жизни, Волей и Свободой как условиями проявления этой сущности — Духа). Свободная воля составляет основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений. Духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе[29]. Основополагающим в философских воззрениях Н. А. Бердяева является учение о свободе человека и его духовности. Философ разделяет понятия «индивид» (категория биологическая и социологическая) и «личность» (категория духовная). Личность в человеке есть независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа[30].

Духовность человека, как и его душа и тело, передаются от родителей и предыдущих поколений их детям, но совершенствуются и развиваются в процессе их (детей) воспитания, образования и приобретения жизненного опыта. При повторении результатов жизненного опыта в ряде поколений происходит эволюционное развитие человека, его тела и души. Сущность человека — его духовность — остается практически неизменной, что обеспечивает вечность и незыблемость мироздания. Развитие наблюдается во внешнем проявлении духовности — культуре общения, поведении, культурных ценностях, которые имеют свои особенности у разных народов, в разные исторические эпохи и в разных условиях окружающей среды выживания.

Таким образом, воспитание и образование человека и общества (любой совокупности людей) являются основными факторами человеческого общежития, обеспечивающими выживание и самоутверждение Человека и жизнь всего Мироздания — Вселенной.

Уровень воспитания и образования конкретной личности определяет ее статус в конкретном социуме, обществе, статус определенных социумов в определенной общественной формации, а взаимоотношения всех перечисленных субъектов определяют суть человеческого общества в целом.

Воспитание и образование рассматриваются как всеобщие категории, естественные состояния развития и становления из человеческой особи личности человека, социальной его сущности как члена социума, общества. Кроме того, воспитание и образование — это виды человеческой деятельности по общему, культурологическому, профессиональному, специальному развитию и формированию личности человека, определяющие его место в обществе.

Педагогическая литература рассматривает воспитание как чисто педагогический процесс, осуществляющийся между воспитателем и воспитуемым. Существует также понимание воспитания как технологическо-инструментального, прагматического процесса. Все эти виды воспитательной деятельности в человеческом обществе имеют место и решают конкретные задачи. Мы рассматриваем воспитание как социальный институт становления и развития личности человека, объединяющий основные методологические проблемы социологии воспитания во всем многообразии человеческой жизнедеятельности и на всем протяжении жизни конкретного человека, конкретного социума и всего человечества.

Все эти отношения в человеческой жизнедеятельности являются предметом изучения философии воспитания[31]. Под воспитанием мы понимаем прежде всего процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к самостоятельной, социально значимой (производственной, общественной, культурной и иной) деятельности. Оно тесно связано с образованием и обучением (научением). Методологически осуществление (как, когда, где) этих функций (воспитание, образование и обучение) возложено на науку педагогику.

Сущность, цели, задачи воспитания личности определялись философскими исследованиями существования Мироздания и Человека как его частицы. Философия формировала ценностное отношение человека к Миру, способствовала развитию духовных, моральных и социальных связей людей в обществе, теоретически объясняла поведение людей по отношению как к Миру, так и к себе подобным.

Философские идеи воспитания содержались в учениях крупнейших философов прошлого — Платона, Аристотеля, Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Канта, Г. Гегеля, Конфуция, Сунь-Цзы и других. Эти идеи развивают и современные российские философы — Дж. Дьюи[32], К. А. Шварцман[33], С. В. Гальперин[34], В. С. Библер[35], Б. С. Гершунский[36], М. С. Каган[37], В. В. Марков[38], Т. Д. Марцинковская[39], Э. Г. Поздняков[40], Л. В. Кондратюк[41], В. Ф. Уколов[42], Ю. А. Бабиков[43] и др.

В конце 60-х годов XX в. в ведущих университетах Англии, США, ФРГ были созданы специальные кафедры философии воспитания. В Великобритании открыт исследовательский центр по проблемам нравственного воспитания, разрабатываются конкретные программы нравственного воспитания учеников средних школ. В США действует национальное общество по философии воспитания. Предлагаемая философия воспитания призвана обосновать свободу как цель воспитания и сопоставить ценности свободной и обязательной (принудительной) системы воспитания; раскрыть содержание понятия «свобода», что позволит определить и меру ответственности за нарушение свободы других, философски обосновать цель, характер, формы воспитания как процесса формирования личности.

Наука «философия воспитания» имеет несколько концепций: (1) рассматривает науку как область знаний различных философских или философско-психологических систем (прагматизма, экзистенциализма, необихевиоризма и др.), используемых в воспитательной практике с целью выработки у человека способности размышлять на моральные темы; (2) позитивистское направление: приобщение людей к логическому, рациональному мышлению, обучение технике мышления с использованием математических и логических знаний; определение критериев и принципов предмета и методов воспитания; (3) философский метод исследования моральных ценностей, способ передачи культурных ценностей от одной эпохи к другой, ибо ценности культуры охватывают не только моральные, политические, эстетические, религиозные ценности, но и знания; (4) основу философии воспитания видят в философии психологии, поскольку поведение человека определяется желаниями и влечениями души, в философии морали, этики, определяя функции этики в системе философии воспитания, и др.

Не вдаваясь в анализ указанных концепций, следует отметить социальную необходимость выделения философии воспитания в отдельную науку, ибо ни одна из названных концепций, взятая отдельно, не в состоянии разработать философские основы воспитания, обосновать нравственную модель личности, взаимодействие биологических и духовных начал, природного и социального.

Существует наука евгеника — теория о наследовании здоровья человека и путях его улучшения. Предлагается развивать новую науку — духовную генетику, в задачу которой входило бы выявление заложенных природой задатков, способностей, талантов детей, установление возраста их максимального проявления с целью определения, какие способности и задатки могут стать основой положительных или отрицательных в нравственном отношении качеств и в какой мере это зависит от социальных условий жизни индивида.

Полагаем, что именно воспитание и образование способны и обязаны обеспечить ментальную совместимость различных социумов как важнейшее условие духовной интеграции человеческих сообществ, движение человеческой цивилизации ко все большей целостности и всеединству отдельных народов, которые сейчас разобщены не только религиозными конфессиями, но и различными оккультными сектами. Воспитание и образование как часть культуры все более соизмеримы с такими сферами духовной жизни людей, как наука и религия, они выступают в качестве связующего «моста» между знанием и верой, объединяя и интегрируя сущностные особенности этих двух областей человеческой мыследеятельности в единую, целостную систему миропонимания.

Педагогические, психологические, социологические и криминологические исследования поведения несовершеннолетних показали, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите, охране и заботе не только в силу своей физической и умственной незрелости. Детство и отрочество — это особый этап в развитии и становлении человека. Основные качества и характер человека закладываются в малолетнем возрасте, а в дальнейшем только развиваются. Подтверждением этого тезиса служит теория анализа межличностных взаимодействий, созданная Эриком Берном в США в начале 50-х годов. На ее базе сформирована система социального вмешательства, или психотерапии.

Структура личности, по Э. Берну, включает три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эго-Родитель — набор чувств, установок и образов поведения, свойственных реальному родителю, который воспитывает, контролирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Ребенок включает в себя все естественные чувства, побуждения и отпущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела. Функциональное мышление и поведение Ребенка направлено на выживание и развитие. Алгоритмы жизни вырабатываются у детей, как правило, до 5 лет, сохраняются на всю жизнь[44] и зависят от уровня воспитания и образования именно в этом возрасте.

Согласно анализу межличностных взаимодействий интуитивные решения, принятые в детстве, вместе с заданной родителями программой и собственным жизненным опытом составляют основу жизненного плана, или сценария. Сценарий раннего детства — как заслужить общественное признание и выжить.

Анализ структуры и функций Эго-состояний индивидуума и их осознанное целенаправленное использование социологом (терапевтом, учителем, воспитателем) подводят к осознанию возможности их изменения. Трансактный анализ позволяет успешно предсказывать поведение индивидуума и корректировать воздействие на него, главным образом путем его воспитания и образования.

Детство — важный этап в жизни человека. Всякое цивилизованное общество должно исходить из приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, гражданственности.

Детство — это проблема продолжения рода человеческого и проблема формирования личности будущего полноправного члена общества. Реальное претворение в жизнь естественных прав человека — на жизнь, материнство, детство, семью, образование, благоприятную окружающую среду — является предпосылкой существования и развития человека и общества.

Образование — это право человека, обладающее огромной мощью преобразования. Именно на нем базируются краеугольные камни свободы, демократии и устойчивого человеческого развития.

Человек по своей природе от рождения наделен естественными потребностями выживания и самоутверждения. На первоначальном этапе своего существования человек еще не способен и не научен трудиться, чтобы добывать и создавать жизненно необходимые средства (продукты питания и жизнеобеспечения). Эти функции за него выполняют в первую очередь мать, отец, семья как микросреда обитания или другие аналогичные социальные институты (детский дом, садик, приемная семья и т. д.). Период от рождения до 14 лет делится на ряд фаз. (1) До 4 лет включительно — становление характера и собственнических черт (до 3 лет), становление воли поведения (до 5 лет). Человек понимает, что значит «мое», т. е. «мое и ничье больше», что он отличается от других. Он не просто выживает, а осознает свою потребность выживания и самоутверждения среди других детей, если они есть в среде (микросреде) или же среди других членов семьи. В этот период он усваивает естественную природную возможность жить и выживать за счет других. До 3 лет в человеке вырабатываются собственнические черты характера — нежность, ласковость, покорность, удовлетворенность, а также требовательность, настойчивость, властность, злобность, жестокость, индивидуализм и эгоизм, ощущение своего отличия от других. Он уже устойчиво ходит, передвигается в пространстве, ощущает себя во времени, т. е. это уже действующая личность: что-то ломающая, уничтожающая, приобретающая навыки поведенческой деятельности. До 5 лет идет естественное развитие сознания и становление индивидуальной личности. Этот период в жизни человека неотделим от его сущности, это природа его естественного выживания за счет своего окружения как микрообщества. Роль семьи в воспитании ребенка в этот период основная и главенствующая. Роль государства и основного его звена — муниципальной составляющей, заключается в социальной защите семьи как ячейки, основы общества и детей этого возраста. (2) В 5–6 лет человек развивается по пути познания мира. Вопросы «почему» и полученные ответы двигают его к получению знаний и совершенствованию своей созидательной, творящей деятельности — поведения. Он самостоятельно передвигается, ест, удовлетворяет свои жизнеобеспечивающие потребности и отправляет естественные надобности. Он утверждает: «Я — сам». У него проявляется природная необходимость самоутверждения как личности. Самоутверждение реализуется в его поступках, поведении, отношении к своим ровесникам, к членам семьи и посторонним взрослым людям. Ко всем этим категориям людей у него разное отношение, по-разному относятся к нему и эти люди. В этот период в человеке утверждается его самостоятельность в созидании, творчестве, самообеспечении, выживании, проявляется потребность в труде, самосовершенствовании — учебе, познании мира. Он становится собственником, прежде всего, результатов своего труда, т. е. вещей, а также собственником вещей, находящихся в его распоряжении и полученных им от окружающих. У него вырабатывается стереотип собственника и на результаты чужого труда, способности выживания и самоутверждения за счет других людей, общества, т. е. публичных интересов. Происходит самоутверждение личности в обществе себе подобных, отождествление себя с другими и в то же время выделение себя из массы других, определение своей значимости среди сверстников, возможности самоутверждаться по сравнению с ними. (3) Период 7—13 лет — это время активного приобретения и закрепления знаний, жизненного опыта, выделения себя и своей роли в среде сверстников, выживания, в том числе и за счет их труда и знаний, самоутверждения и определения своей роли среди них, проявления равноправия и своей значимости в семье и микросреде; тогда же проявляется сексуальное влечение и происходит сексуальное самоопределение.

В период 14–17 лет окончательно формируется социальная личность: накапливаются базовые знания о собственной личности как частице природы и об обществе как о среде обитания, трудовые навыки, способности приобретать знания, опыт, возникает критическое отношение к себе, появляется способность сознательно анализировать и оценивать свои поступки, определять свою роль, значимость, и поэтому ответственность перед другими за последствия своих поступков. Сексуальное влечение превращается в потребность его удовлетворения.

В период с 18 до 21 года сексуальные потребности, применение трудовых навыков, знаний, использование общественных связей превращаются в потребность создания семьи, продолжения рода, накопительство. Человек становится взрослым, т. е. ответственным за себя. С 21 года человек осознает свою ответственность за себя, своих близких, микрообщество и свою социальную роль в обществе. С 40 лет человек приобретает мудрость и ответственность за своих близких, свое окружение (микрообщество) и все общество.

Известный российский психотерапевт, профессор М. Е. Литвак отмечает, что у человека присутствует четыре вида потребностей: пищевая, оборонительная, чувство собственной значимости-лидерства, сексуальная. У людей на передний план выступает секс или желание социального успеха. Многие люди зацикливаются на сексе потому, что у них не удовлетворено чувство собственной значимости. Им нужно объяснить, что сексуальных проблем не существует, есть только деловые, которые нужно решать: найти достойного себе партнера или повысить свой интеллектуальный уровень, душевные качества до соответствия избранному партнеру.[45] Как видим, физиологические потребности остаются одними из главных для человека и не заменяются деловой активностью, а достигаются через труд, путем работы над собой.

Таким образом, человек с момента рождения имеет естественное природное свойство выживать, жить и самоутверждаться за счет ближайшего микрообщества и общества и приобретает способность выживать и самоутверждаться за счет своего труда, приобретенных способностей к творчеству и созиданию[46].

Век, столетие — это не только исторический отрезок жизни человеческого общества, это, как правило, еще и эпоха, этап его развития. XX в. принято называть индустриальной эпохой человечества, традиционным этапом развития человеческой цивилизации. Традиционным считается общество, которое чтит и бережет свои традиции. Фундаментом, на котором зиждутся все сложнейшие конструкции общественной организации, является семья, которая возникла в эпоху неолита и до сих пор остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85 % людей в мире живут в семьях, преимущественно в нуклеарных — супруги и их дети[47].

В конце XX в. зарождается новое общество — информационное. В условиях наступления информационной эпохи именно глубоко традиционный институт семьи становится основной движущей силой общественного развития. С переносом рабочего места информационного производства в дом, к семейному очагу, должно развиваться семейное общение, наиболее глубокие и сильные отношения между близкими людьми. Именно семья, а не атомарная личность, не бюрократизированная корпорация, должна стать основой новой глобальной формирующейся информационной цивилизации XXI в.

Информационная фаза развития выдвигает знания на роль основной ценности, главного носителя человеческого капитала. Именно семья принимает первоочередное и решающее участие в формировании знаний у молодежи, способности молодого поколения (детей) принять на себя ответственность за будущее, способности к сохранению основ общества и общественной жизни. Поэтому создание семейной парадигмы развития становится наиболее актуальной задачей по обеспечению цивилизованного будущего России и всего мира. Сейчас от государства требуется включить стимулы развития семьи, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя и за благополучие своих близких.

Американцы — прагматики. Для них критерий ценности социальных явлений, общественных отношений — это прибыль, материальное блага. Не случайно в США придается столь важное значение укреплению семьи, семейных отношений, в том числе на религиозной, духовной основе. Именно семье отводится значительная роль в образовании детей и обеспечении преемственности знаний, образа жизни, общественного сознания.

Образование и воспитание всегда отражают и соответствуют структуре общества, общественным отношениям на определенном историческом этапе развития, а также сущности человека, его месту и роли в системе мироздания (природы).

Надо всегда помнить, что мироздание едино по своей сути и многообразно по формам проявления и существования, что человек — это частица материального мира, соответствующая образу и подобию этого мироздания, биологическое существо, наделенное сознанием и разумом, а потому предназначенное для управления всем мирозданием.

Базовые философские представления о единстве мира и его системности, о хаотичности и линейности, структурности его развития являются основополагающими и при исследовании таких социальных явлений, как человек — общество — государство; законопослушное поведение — правонарушение-преступление; право — обязанность — ответственность; наказание — воздействие — восстановление нарушенных прав и др.

Проблема хаоса и порядка интересовала людей издревле[48]. Порядок — это то, что можно предвидеть. Хаос, напротив, нельзя предвидеть. Религия говорит, что порядок создает Бог, а хаос творит дьявол. Философ и математик Рене Декарт заявил: все, что можно описать математикой, — порядок, все, что выходит за рамки математики, — хаос. Гегель предложил триаду: тезис — антитезис — синтез. Он подсмотрел в природе самое важное свойство развивающихся систем: из порядка возникает хаос, из которого возникает уже новый другой порядок. Извечный вопрос: что первично — курица или яйцо, порядок или хаос? Из хаоса нарождается порядок, но хаос не может быть постоянным — он убивает порядок и жизнь, однако дает начало жизни, которая возможна только при определенном порядке, упорядоченности явлений и проявлений, динамике развития.

К концу XX в. была создана теория ДИНАМИЧЕСКОГО ХАОСА. Это математическое описание перехода от динамики к хаосу — горизонт прогнозирования, который выступает в качестве критерия хаотичности: мал горизонт прогнозирования — значит, хаос; велик — значит, динамика, порядок. Хаос и порядок различаются величиной горизонта прогнозирования.

Любая социальная система является развивающимся прогнозом жизни: есть прогноз на 5—10 лет — порядок, неизвестно, что будет завтра, — хаос. Любой порядок в экономике (устойчивое развитие) обязательно и во вполне определенный момент, который можно рассчитать, сменится периодом хаоса, в результате которого появится новый порядок. Это естественно: предопределено, что хаос — это необходимое условие для жизни. Человеку (обществу) всегда нужен аппарат, обеспечивающий генерацию ценностей информации для решения в повседневной жизни нерешаемых задач, встреч со случайностью. Организм (социальный и индивидуально материальный) должен уметь решать задачи в условиях недостатка информации. Для этого нужен хаос, нужно много перебрать, перещупать, перемешать.

Есть современная математика, синергетика. Есть люди, которые призваны и воспитаны управлять. Это юристы, психологи и экономисты. Народные массы, как правило, интуитивно чувствуют и принимают решения гораздо более правильные, чем образованные люди. Поэтому надо повышать уровень, качество образования. В школах уже проходят дифференциальное исчисление. Когда эта наука войдет в жизнь, вопрос определения системности решится сам собой. Но всестороннее математическое образование только технически расширяет горизонт прогнозирования. Надо еще знать базу прогнозирования, которой является право — развивающаяся система, определяющая порядок жизни, ее устройства и обеспечения. Поэтому наравне с математическим необходимо еще и всеобщее правовое и информационное образование населения.

С точки зрения философии система трактуется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Система — сложная целостность, возникшая в результате объективного, закономерного процесса соединения составляющих ее элементов[49].

Право — это развивающаяся социальная система, соответствующая социальной сущности человека как постоянной, изначально данной категории и социальной сущности общества в определенный исторический период его развития. Система права должна соответствовать складывающимся общественным отношениям в обществе, иначе она не сможет управлять обществом и обеспечивать динамический порядок в нем. Когда общественные отношения не соответствуют действующему праву, наступает хаос — невозможность прогнозировать развитие общества на базе действующего права. В результате хаоса рождается новое общество с новой системой права, регулятором динамического порядка в этом обществе.

Общество, как и весь мир, многообразно и в то же время двуедино: тезис и антитезис, положительное и отрицательное, героизм и преступность и т. д.

Социальная система состоит из человека (гражданина) и общества, представителем которого является прежде всего государство.[50]Право как регулятор социальной системы также двуедино. Одна система права защищает человека от общества, государства, другая — общество и государство от человека (гражданина). Одно право регулирует поведение гражданина в отношении общества, другое — поведение общества в отношении гражданина. Существует естественное право — неотъемлемая часть сущности человека и общества, обеспечивающая их существование. Но это право опять же двуедино и служит составной частью обеих правовых систем.

Таким образом, человек как материальное существо, частица природы, является частицей Вселенной и всего Мироздания — как носитель Разума. Духовность — программа развития — делает человека основой, стержнем Вселенной. В то же время Человек эти свойства постоянно совершенствует, развивает в непрерывной практике социального общежития (бытия), основанной на свободе Воли, что определяет его первичную сущность. Отсюда, Человек — это социальное явление. Он не может, за исключением случаев насилия, жить без общения с себе подобными, вне общества. Основные потребности человека (выжить и самоутвердиться) проявляются с момента его рождения. Функциональное мышление и поведение ребенка направлено на выживание и развитие. Алгоритмы жизни и использования своего времени, как мы уже отмечали, вырабатываются у детей уже в самом раннем возрасте[51] и регулируются, прежде всего, Вселенной, Космосом, потребностями их развития и существования, а также потребностями развития и существования всего человеческого социума и его конкретных структур (от семьи до государства) с выработанным присущим им порядком.

Человек, Общество, Государство — социальные явления одной сути. Они рождаются, развиваются по одним законам Жизни, которые проявляются в их действиях, поведении. Эти законы естественны, без них не может существовать ни Человек, ни Общество, ни Государство.

Всеобщая декларация прав человека впервые в истории юридически воплотила и закрепила идею о том, что люди не являются достоянием государственной власти. Они имеют естественные и неотчуждаемые права, которые государство обязано соблюдать и защищать.

Само государство — плод социальной деятельности человека, оно создано им для обеспечения его естественных прав. Суть государства определяется и закрепляется в его основном законе — Конституции, а проявляется, как и существо конкретного человека, в его действиях.

Человек, выступая субъектом — творцом государства и общества, ответственен не только за сам акт социального творения, но и за его результат. Система «человек — государство» трансформируется в систему «гражданин — общество — государство», где человек приобретает социальную сущность, а общество выражает коллективную социальную сущность человека, его разума и коллективного сознания.

Сознание и разум человека проявляются в его поведении, поступках по отношению к мирозданию (природе), а значит, и по отношению к себе как частице природы. Поэтому сознание и разум отдельного индивида соединяются (как ручейки в реку, море, океан) в парное (супруги), групповое (семья), коллективное, мировое, общественное сознание и разум и проявляются в формах индивидуального и коллективного поведения.

Природа, биологическая сущность человека созданы таким образом, что человеку от рождения даны только энергетические, духовные, постоянно материализующиеся способности — сознание и разум, которые он постигает и приобретает из существующих в мире постоянно коллективных сознания и разума. Каждый человек, приобретя коллективное сознание и разум, в силу и меру своих способностей приспосабливает их для своего выживания и самоутверждения, чем постоянно совершенствует коллективное сознание и разум и качественно улучшает формы и способы своего бытия. В этом, на наш взгляд, и заключается бессмертие человека: его души как энергетической информационной формы, проявляющейся в сознании и разуме; его тела как органической материальной формы, передающейся по наследству. Душа и тело едины в отдельном индивидууме и постоянны в своем сознательном, разумном, коллективном проявлении и бытие.

Процесс постижения и приобретения индивидуумом коллективного общечеловеческого сознания и разума, развития на их основе индивидуального сознания и разума в человеческом общежитии именуется воспитанием и образованием как отдельной личности, так и человеческого общества в целом. Воспитание и образование превратилось в самостоятельную профессиональную сферу человеческой деятельности, основанную, прежде всего, на преемственности поколений, обычаях и традициях, моральных, этических и эстетических эталонах человеческого поведения.

Воспитание и образование человека и всего общества в общечеловеческой деятельности имеет первостепенное значение для существования и развития человека как разумного существа. Добывать питание, воспроизводить и продолжать свой вид способны все виды и формы живой природы, но быть творцом мироздания, управлять им может только Разум, присущий человеку и сформированный им в процессе своего становления и развития.

Человеческая жизнь развивается циклично, поэтапно и проходит различные стадии совершенствования. Величайший кладезь науки жизни — Библия — констатирует, что в начале было слово. Практика человеческой жизни подтверждает эту истину. Сущность будущего человека закладывается уже в сексуальных проявлениях, в желании мужчины и женщины продолжить свой род, в подготовке себя и создании условий для этого. Данную стадию принято называть «планирование семьи», а воспитание и образование, воздействуя на родителей, будет воспринято их будущим ребенком.

По данным Минздрава в России примерно 2,5 %, или около 4 млн населения поражены психическими заболеваниями. Некоторые исследователи приходят к выводу, что мотивация поведения индивида примерно на 80 % определяется его генотипом и лишь на 20 % фенотипом, т. е. внешними условиями[52]. По нашему мнению, личность формируется на основе природных задатков в соответствии с физиологическим и психологическим развитием индивида. Иначе говоря, объективный мир, усвоенный субъектом в итоге неповторимого пути познания и опыта, трансформируется в своеобразное, присущее только данному индивиду сочетание знаний, опыта, взглядов, которое характеризует этого человека как индивидуальность, составляет его особое лицо.

В России создается система органов и учреждений по профилактике негативных явлений в стадии планирования семьи. Человечеством выработаны философские, медицинские, биологические и другие научные знания, а также накоплен громадный народный опыт в этом плане. Задача государства — сделать доступными и обеспечить усвоение этих знаний каждым человеком в период его полового созревания. Она должна решаться школой в 10—11-м классе. Насколько наше общество готово (вернее, не готово) к решению этой задачи, знают и школьники, и учителя, и чиновники образовательной системы, и ученые, занимающиеся этими проблемами. Для решения этих проблем необходимы значительные усилия государства и всего общества, прежде всего — кардинальные изменения их политики и отношения к данному вопросу: он должен быть главенствующим в воспитании, образовании и развитии как отдельного человека, так и всего общества.

После зачатия плод проходит стадию внутриутробного развития, получает внешнее воздействие через мать и ее роль в отношениях в семье, социуме. Человечество накопило значительные знания о необходимости воспитания ребенка в утробе матери. Но признать их достаточными нельзя. Общество и государство прикладывают значительные усилия к обеспечению благополучия будущей матери и семьи, которое обусловливается в основном благополучием всего общества. Много зависит и от самой семьи. Семья не может быть просто иждивенцем общества. Особая забота о женщине — будущей матери должна быть, прежде всего, обеспечена членами ее семьи, поведение которых обусловлено их воспитанием и условиями жизни общества. Государственное регулирование семейных отношений переоценить невозможно: это правовое регулирование, создание стимулов к образованию и развитию семьи, социальное обеспечение, экономические льготы для женщины. Только таким путем можно обеспечить равноправие мужчины и женщины в обществе и выполнение женщиной своего предназначения: вынашивание и рождение ребенка, материнство, воспитание нового человека.

1.1.2. Философские проблемы воспитания и образования

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем…

Три пути ведут к знанию: путь размышлений — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта это путь самый горький.

Конфуций

С рождения ребенка начинается жизнь нового Человека как существа, наделенного сознанием и разумом, которые развиваются и совершенствуются поэтапно, по мере роста и развития самого человека. Человек рождается с единственным инстинктом, единственной потребностью: выжить и самоутвердиться в окружающем мироздании, среде. Практика выживания и самоутверждения формирует его характер, потребности, поведенческий статус для удовлетворения этих потребностей, т. е. личность человека. Основную роль в этом процессе играют воспитание и образование.

Формы воспитания и образования зависят от стадии и этапов взросления, развития и становления организма ребенка, жизни человека. Практика знает два периода жизни человека — несовершеннолетний и взрослый, каждый из которых можно разделить на этапы: ранний детский — до 6–7 лет, малолетний — 7—11 лет, подростковый — 11–14 лет, взросление — 14–18 лет, молодежный — 18–25 лет, взрослый — 25–60 лет, пенсионный — 60–80 лет, старческий — 80 лет и более. Существует и более детальная периодизация возраста несовершеннолетних: младенческий (до года), ранний (1–3 года), дошкольный (3–7 лет), отроческий (7—10 лет), подростковый (10–16 лет), ранний юношеский (16–18 лет)[53]. Психологи утверждают, что характер человека формируется к 5 годам[54]. Проблемы ясельного воспитания, развития сети ясельных учреждений не должны уходить из сферы правового регулирования государства, поскольку на протяжении этого возрастного периода закладываются основы будущей личности.

В зависимости от периода развития человека меняются формы его воспитания и образования, сопровождающие и совершенствующие его на протяжении всей жизни. Раннему детскому периоду соответствует дошкольное воспитание и образование, малолетнему периоду — начальное школьное образование, подростковому и периоду взросления — общее среднее образование и начальное профессиональное, молодежному периоду — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание, в дальнейшем происходит совершенствование профессиональных знаний и навыков. Начальное образование всех детей дает им навыки, позволяющие учиться на протяжении всей жизни, чтобы обеспечить выживание в мире и самоутверждение в обществе.

Для каждого из перечисленных периодов становления и развития личности должны разрабатываться конкретные минимальные государственные стандарты воспитания и образования, которые следовало бы утвердить на законодательном уровне. Эти стандарты могут только дополняться различными воспитательными и образовательными учреждениями и предприятиями.

Придавая столь важное значение воспитанию и образованию человека, общество в лице созданного им государства должно уделять максимум внимания организации и правовому регулированию данной профессиональной деятельности человечества, правовому регулированию процессов воспитания и образования детей, обеспечению им здорового образа жизни. Это прежде всего правовые обязанности семьи и государства, дошкольных воспитательных заведений, школы, учреждений здравоохранения, служб социального контроля и социальной защиты материнства и детства, планирования и развития семьи.

Народы в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка утвердили свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, определили, что ребенок, ввиду своей физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Законодательство современной России полностью базируется на указанных принципах защиты материнства и детства как естественных прав человека, присущих ему от рождения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Теория и практика уголовного права и уголовного процесса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

28

Подготовлено Н. П. Мелешко.

29

Чичерин Б. Г. Философия права. М., 1900. С. 53, 225.

30

Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 21.

31

Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 1994; Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4; Харчев А. Г. Социология воспитания (о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М., 1990; Ильчиков М. 3. Смирнов Б. А. Социология воспитания: Монография. М., 1996.

32

Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.

33

Шварцман К. А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. М., 1989.

34

Гальперин С. В. Мое мироведение. М., 1992.

35

Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990.

36

Герщунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия: Гармония Знания и Веры. М., 2001; Философия образования для 21 века. М., 2002.

37

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

38

Марков В. В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.

39

Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.

40

Поздняков Э. Г. Философия преступления. М., 2001.

41

Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001.

42

Уколов В. Ф. идр. Философия управления/Теория управления: Учебник. М., 2003.

43

Бабиков Ю. А. Мировоззрение, или Возвращение Прометея. Рязань, 2002.

44

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.; М., 1997. С. 169–189.

45

Российская газета. 2005. 19 авг. С. 30.

46

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ, и нем. М., 1999; Бандура А., Уолтэрс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Бренцовой и Б. Красовского. М., 1999.

47

Тумусов Ф. Планета надежды нашей // Российская газета. 2000. 20 окт. С. 9.

48

Чем больше демократию вводишь, тем меньше ее становится // Российская газета. 2000. 18 авг. С. 9.

49

Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. М., 1991. С. 408; Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 220.

50

В плане развития российской государственности мы часто путаем демократию с анархией и противопоставляем их правопорядку, государственной дисциплине в управлении обществом на основе устоявшихся принципов человеческого общежития — равенства, свободы, братства, справедливости.

Исторически Россия прошла множество этапов и форм социального общежития и управления обществом: от разрозненности до монолитного единства, от общинного самоуправления до абсолютного монархизма и централизации власти. Во второй половине XIX в. российский самодержавный царизм как форма управления трансформировался в конституционное либерально-демократическое управление страной, где единоначалие (царь) превратилось в одно из средств социального контроля и демократического развития управления (парламент, конституция). В начале XX в. понадобилось революционное преобразование управления структурой общества — уничтожение демократических форм правления и установление единоличной власти, более жесткой, чем царизм, управление обществом через насилие, уничтожение инакомыслия, демократизма.

Данные формы правления потерпели крах в конце XX века с приходом демократических форм управления обществом (парламент, конституция, свободы слова, предпринимательства, конкуренции и т. д.) через правопорядок, который сегодня все больше напоминает хаос и анархию. Представляется, что мы все еще движемся по пути установления порядка и когда-нибудь научимся управлять (хаосом) эволюционными методами, упреждая различные неизбежные революции общественного развития.

51

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.; М., 1997. С. 169–89.

52

Селезнев М. Правовые аспекты генетической гигиены // Законность. 1999. № 4. С. 39

53

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Российская газета. 1999. 15 дек. С. 7.

54

Энциклопедия социальной работы. М., 1994. Т. 3. С. 331; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.; М., 1997. С. 18.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я