Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина

Сергей Палагин, 2020

Человечество ждёт ноосферное мышление. При этом ждёт, не понимая и конкретно не представляя того, чего ждёт. Оно ждёт чего-то нового, с чего начнётся перерождение его к лучшему. Оно ждёт, не представляя, когда конкретно это случится. И вот это случилось. Рассказывать о ноосферном мышлении или о ноосферном самоорганизованном интеллекте бесполезно тем, кто его не ждёт, не знает слово «ноосфера», не знает, кто такой В.И.Вернадский и не испытывает потребности жить ноосферной культурой. Тем не менее, именно в ней спасение нашего планетарного будущего. В ноосферном мышлении есть два, близко стоящих друг к другу термина: «осознаваемая экспансия» и «осознанная экспансия». Чем они отличаются? Догадливый Читатель сразу видит: уровнем осознанности. Осознаваемая – это ещё не осознанная, а значит незрелая. Это очень ёмкие термины, которыми мы охватываем две стороны нашей жизни: нашу самоорганизованность и наши жизненные амбиции: демографические, экономические, энергетические, военные… Осознаваемой, но реально практически неосознанной экспансией мы сегодня разрушаем свою планету и идём к самоуничтожению. Если мы с ноосферным мышлением сможем сделать свою экспансию осознанной, то завтра будем с нею спасать самих себя и свою планету от того, что натворили, «не ведая, что творили». Эта книга для тех, кто хочет выжить завтра, и совершенно не подходит для тех, кто хочет жить сегодня. На Востоке есть такая мудрость: тот, кто во многом себе отказывает, может многое себе позволить. Применительно к воюющему и самоуничтожающемуся человечеству это звучит так: от чего оно должно отказаться сегодня, чтобы продолжиться завтра? Мы так устроены, что за любой хорошей идеей должна следовать соответственно хорошая технология. В данном случае, социальная. Чтобы она у нас была, нам над этим надо хорошо подумать. Но уже не обычным и привычным мышлением, а исключительно ноосферным. Великий российский учёный Владимир Иванович Вернадский, один из основоположников, но позже оставшийся единственным реальным разработчиком учения о ноосфере, писал: «В грозе и буре родиться ноосфера…» Сегодня на планете гроз и бурь более чем достаточно. Не значит ли это, что условия рождения ноосферы созрели? Более чем сто лет назад наши предшественники зачислили себя в особенный биологический вид, который самонадеянно назвали «Homo Sapiens». Но не пришло ли время уже нам самим, с научной полнотой доосознать, что происходит, и с рождением Ноосферного Разума зачислить себя в новый биологический вид «Homo Reflexicus» («Человек рефлексирующий»)? В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Начальная самоорганизация в первой нофукоме — фронтовой

3.1. Почему сознательность у ноосферян сознательная?

Наш царь — это душа. В том и наш грех, что жизнь по частям обдумывают все, а целиком — никто.

Луций Анней Сенека (4 г. до н. э., Кордуба — 65 г. н. э., Рим). «Нравственные письма к Луцилию»

Читатель!

Я, как автор самоучителя, не знаю и не могу знать, насколько развито у тебя сознание и с какой рефлексивной квалификацией ты вникаешь в написанное на этих страницах.

Очень возможно, что весьма подготовлен и слово «рефлексия» тебе хорошо знакомо и ты профессионально им пользуешься. Если так, то эту главу можешь и пропустить.

Если незнакомо совсем, то, прежде чем читать эти страницы дальше, тебе нужно этот пробел в образовании закрыть. Обратись к специальной литературе, а потом возвращайся.

Если слово «рефлексия» знакомо, но больше в виде синонима «сознательность», то тогда я хочу утрясти здесь некоторые организационные детали, чтобы мы понимали друг друга полностью.

Умение сознательно относится к своему сознанию — это тот рубеж, который легко преодолеет настоящий интеллектуал, а тот, кто только мнит себя таким, серьёзно споткнётся.

Умение сознательно относится к своему сознанию — это признак разума в человеке, а неумение — признак всего лишь рассудка.

Что такое сознание?

Самый простейший ответ такой: это состояние психики, при котором человек может себя спросить и сам себе ответить. Или его могут спросить другие, и он может в ответ сказать что-то дельное.

В чём разница между «быть в сознании» и «быть сознательным»?

В том, что «быть сознательным» — это не только находиться сознании, но и сознательно жить.

Может ли человек одновременно быть в сознании, но жить несознательно?

Может. Человек, который живёт несознательно, живёт поведенческими условными и безусловными рефлексами. Он не задумывается, почему он так живёт. Он просто живёт, и всё. То, что он живёт сознательно, ему только кажется.

«Быть в сознании» и «жить сознательно» — разные вещи.

Сознательный человек тот, кто сознаёт, что он делает, зачем он делает, для кого делает, почему делает, где делает, в какое время делает, насколько системно и профессионально делает, какова вероятность успеха или неудачи будет в его деле, достаточно ли у него ресурсов для его дела (знаний, навыков, времени, денег, сил…), подведёт ли он кого-то в случае неудачи, какова ответственность за то, что он сделает или не сделает…

Определимся:

Сознание есть наше умственное состояние, при котором мы адекватно и контролируемо воспринимаем себя частью окружающей реальности с полной уверенностью в том, что способны эффективно добиваться желаемого.*

Чтобы мы понимали друг друга, ты, Читатель, немного с моей помощью сознательно сформулировал это определение сознания.

Очень возможно, что, как и подавляющее большинство наших соотечественников, ты к уровневости сознания до этого относился рефлекторно. То есть рефлекторно-рефлексивно, «от проблемы», подразумевал актуализируемый уровень сознания условно единственным. Тебя никто не учил тому, что сознание — это не одноуровневое явление.

Теперь времена другие, и, что быть им адекватным, надо уметь сознательно относится к своему сознанию.

А это как?

Очень просто — в работе над своим субъектно представляемым интеллектом.

Сознавай: каждый твой интроспективный субъект или теоретик, от лица которого ты готов действовать — это ведь сознательный персонаж. И ты соответственно от его лица действуешь сознательно. Но ведь он у тебя не один! В твоём интеллекте, претендующим на ноосферность, более 70-ти разных теоретиков, и все они должны жить не порознь, а единым ансамблем! А ведь гармонию этого ансамбля надо сознавать, и сознавать можно только с более высокого уровня! И сознательно направлять сознательную деятельность своих отдельных персонажей в нужное время и в нужное место! Сознание субъектно, и если ты можешь представить себя руководителем, лидером, даже Вождём ансамбля своих теоретиков, то у тебя — второй уровень сознания, а у них — первый.

Только со второго уровня сознания ты начинаешь по-настоящему целиком обдумывать свою жизнь. Потому что с первого уровня сознания ты не видишь себя частью своей жизни, а значит и целиком её обдумать принципиально не можешь.

Есть такое представление, что разум — это рассуждающий сам над собой рассудок. В этом есть доля истины. Там, где человек живёт действительно сознательно — значит, там у него есть и достойная цель. Когда мы поднимаемся на второй уровень сознания, мы с него сознаём, что сознавать что-либо надо достойно. Системно, последовательно, ответственно. И тогда уже никогда не спутаем людей, живущих в таких похожих, но в совершенно разных режимах:

— можно жить рефлекторно контролируемым сознанием и

— можно жить сознательно рефлексируемым сознанием.

Первый живёт рассудочно организуемой жизнью, второй — разумно организуемой.

Если вы не знаете, что у вас есть интеллект, значит, его у вас нет.

Артур Шопенгауэр

3.2. Личностно-фронтовая ноосферная грамотность и закон Парето

В нашем мире простые линейные зависимости типа S = v × t занимают довольно малое место. В мире царствуют зависимости, которые мы математически отражаем параболами, гиперболами, сукцессиями… В том числе и такой зависимостью, как «принцип Парето»…

Эта глава о том, с какой минимальной грамотностью ноосферянин должен уметь бороться на каждом фронте своей фронтовой нофукомы. Грамотность — это (согласно словарю Ушакова) умение бороться с известным мастерством и знанием дела. Минимальная грамотность — это умение как минимум не проигрывать, не допускать принципиальных ошибок и не ухудшать ситуацию. К этому умение вести борьбу на своих фронтах сбалансировано — это тоже личностно-фронтовая грамотность.

1 фронт. На нём человек выступает по отношению к самому себе как личный медик, повар и тренер. Потому что организм надо лечить, кормить и тренировать.

Организм — это биологическая и физиологическая «оболочка» нашей души. Нашего активного психического состояния, нашего сознания. Благодаря организму, телу, мы существуем, живём, дышим, чувствуем, мыслим. Мы со своими организмами — это особи III уровня организации Жизни. А раз особи, то в соответствии со смыслом Жизни мы сотрудничаем и соперничаем с другими организмами (абстрагируясь пока от психической составляющей).

Мы не вольны в том, какой качественности организм нам достался по наследству от наших родителей. Насколько у нас здоровая наследственность, насколько мы породисты, каковы у нас врожденные способности. Что есть, то уже есть. Но нам дано совершенствовать свой организм в очень широких границах, и здесь мы можем добиться впечатляющих успехов.

В современной научной парадигме мы для себя открыли, что наш организм — высокосовершенная биологическая самоорганизованная система. Что называется «от природы» она может себя в очень многом себя сохранять, восстанавливать, приспосабливать, самообучаться… Надо лишь научиться чувствовать свой организм и по большей части ему не мешать. Не мешать и умело помогать. Не эксплуатировать его в запредельных режимах, и тогда он может прослужить «верой и правдой» очень долго.

Чтобы умело обращаться со своим организмом и в случае необходимости оказывать ему грамотную помощь, его надо знать. Знать как «вообще», знать анатомию и физиологию, но и знать конкретно, знать собственный организм со своими конкретными плюсами и минусами.

Когда человек при взрослении выходит на уровень полной, зрелой сознательности, то одним из условий этого является то, что он исследует свой собственный организм и его возможности. Знать свой организм — это значит осознавать его на метасистемном уровне. То есть уметь видеть свой организм среди других организмов и знать его возможности на фоне возможностей других. Насколько по сравнению с другими ты здоров или болен, силен или слаб, вынослив или нет, красив или не красив, тренирован или ослаблен… Это называется осознанием своего места в полидисперсном диапазоне своей эволюционирующей единицы.

Жизнь — борьба, и для того, чтобы в ней победить, надо хорошо знать возможности своего организма и умело ими распоряжаться. Ты не доволен возможностями своего организма? — ничто не мешает тебе их увеличить, расширить, изменить в лучшую сторону. Возьми пример с параолимпийцев — как они мастерски используют то, что имеют. А если ты просто здоров и у тебя всё на месте, — каких результатов ты можешь добиться? Но даже если у человека большие проблемы с организмом, проблемы на I фронте, то чаще всего это не мешает ему жить полноценной духовной жизнью. Пример Стивена Хокинга тебя не вдохновляет?

Для того, чтобы быть грамотным борцом на I фронте, надо знать анатомию, физиологию, нейрофизиологию, немного психологию, технику безопасности, гигиену, профилактику…

Техника безопасности — это культура обращения со своим организмом, позволяющая предупреждать возникновение травмоопасных ситуаций и тем более их травматического развития. Не создавайте травмоопасных ситуаций — и у вас не будет травм.

Гигиена для нашего организма — это та же техника безопасности на молекулярно-биологическом уровне. Мы живём в биосфере и находимся под постоянным прессингом различных биохимических воздействий. Здоровый организм может и умеет им противостоять, но только в том случае, когда эти воздействия имеют «средние фоновые значения» и не зашкаливают вследствие каких-то чрезвычайных обстоятельств (например, при эпидемии). В соответствии с этими обстоятельствами мы должны уметь применять адекватные меры и различать характер эпидемии: это химически ядовитые вещества, вирусные атаки или бактериальные.

Профилактика — это комплекс мер обслуживающего характера, которым мы поддерживаем свой организм в активном, работоспособном, боевом состоянии. Профилактика — это самоорганизующие обратные связи организма, которые мы пропускаем через свое сознание и которые воплощаем на уровне активной деятельности. Профилактика — это сознательная помощь нашему организму в сохранении и поддержании его высоких боеспособных качеств.

Стремясь добиться часто надуманных преимуществ, мы подвергаем свой организм чрезмерным нагрузкам и истязаниям. Женщины стесняют свою грудь корсетами, уродуют ноги высокими каблуками, а кожу чрезмерным употреблением косметики сомнительного качества. Мужчины добавляют в пищу анаболики, чтобы при бодибилдинге быстрее росла мышечная масса… Да мало на какие ухищрения мы пускаемся, чтобы «пустить пыль в глаза» окружающим.

Мы не только забываем, а часто просто не хотим знать, что наш организм создан для борьбы за существование, и его нельзя баловать комфортными и искусственными условиями — он детренируется и заболевает. Особенно мы балуем свой организм вкусной и обильной пищей. А уж когда мы заедаем свой психический дискомфорт сдобными булочками, то тут уж нашему желудку приходится совсем не сладко…

Мало кто представляет, насколько тесно физиология организма тесно связана с его психическим состоянием. Допуская излишнюю нервозность в своей жизни, мы расшатываем нормальное функционирование своих органов: сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других. Для восстановления нормы мы принимаем разные порошки, пилюли и таблетки, но этим только заглушаем и ухудшаем положение.

Ещё одна беда, которую мы придумали для своего организма — это различные стимуляторы, которыми мы переводим свой организм в состояние форсажа, чтобы добиться нужного от него эффекта. Тот же допинг, легальный и нелегальный. Те же энергетики. Но это тоже так просто не проходит: после того, как форсаж проходит, организм вынужден долго и трудно восстанавливаться. Тот, кто употребляет допинг, безумно расшатывает здоровье и просто самоуничтожается.

Академик, кардиохирург Николай Михайлович Амосов писал: «Не надейтесь на медицину, она не может научить человека как стать здоровым. Страшитесь попасть в плен к врачам! Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда».

Академик Федор Григорьевич Углов: «Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни в очень многом зависит от тебя самого».

2 фронт. Семьянин.

Быть членом известного рода, носит известную фамилию — это честь. Всегда было и есть величайшим правом и обязанностью продолжать и преумножать заслуги и могущество своего рода. Тех, кто шел против родовых традиций, не поддерживал их, того называли выродками и изгоняли из членов рода. Кличка или прозвище «безродный» является одним из самых презрительных.

Издавна полноценное духовное формирование после рождения человек получал, как правило, только в семье. С эпоху осознаваемой рефлексии семью стали называть «ячейкой общества». Неспособность продолжить свой род считается одной из величайших трагедий в жизни человека.

Жизнь течёт циклами, и семейный цикл — один из самых значимых: сначала семья вкладывает свои ресурсы в нового человека, потом, когда он вырастает, должен уже свои ресурсы вложить в следующее поколение. В семье ресурсы не возвращаются как в обычной экономической сделке встречной стороне, человек должен направить их в будущее. И как он это сделает, настолько и приобретает вес и уважение в обществе. Свадьба, создание семьи — одно из самых радостных событий в жизни человека. Наоборот, развод, распад семьи — одно из самых больших несчастий.

Для того, чтобы мужчина и женщина хотели продолжить себя в детях, чтобы создавали устойчивые пары, Природа придумала Любовь. Любовь — как волшебное состояние встречной психической самоорганизованности мужчины и женщины. Такой, когда партнер ищет себе «половинку», которая по духу подходила к нему более всего и вызывала бы наибольшее желание продолжить свой род именно с ним. Желание любить и быть любимым Природа «зашивает» в наследственность, и когда человек созревает, в нем просыпается то, что древние греки называли «эрос». Запомни, Читатель: любить — это значит жить жизнью того, кого любишь.

3 фронт. Гражданин своего государства.

«Быть бессмертным не в силах, но надежда моя — если будет Россия, значит, буду и я!». Как всегда, всё созданное Природой сбалансировано, и право быть членом своей державы уравновешено обязанностью своей державе служить.

Но служба своему государству — дело не простое. Наша служба своему «государству вообще» представлена службой конкретным людям, которые в этой службе в соответствие со своими явными или скрытыми интересами могут помогать, содействовать, а могут мешать и даже вредить. Служение государству протекает в правовом пространстве, а кроме него есть ещё и пространство морально-нравственное. Чтобы в этом пространстве выжить, его надо знать и быть в нём не только Гражданином, но и Личностью.

4 фронт. Общественная жизнь. Член общества.

Общественная жизнь — эта та сфера человеческих отношений, которую называют ещё гражданским или частным обществом. Если государство — это сфера официальных, правовых отношений, то общественная жизнь — это сфера неофициальных, морально-нравственных отношений. В общественной жизни тоже есть свои сотрудничество и соперничество, но они лежат как бы в более глубокой, духовной плоскости. В государственной жизни историю и минувшие события хранят документы, а в общественной жизни — преимущественно человеческая память. Природа государственной самоорганизованности такова, что можно справить себе документ, придумать легенду, устроиться на работу и начать жить. И вроде бы всё будет нормально. Природа общественной жизни такова, что в неё вписаться нельзя, если тебя не хранят в своей памяти люди, среди которых ты по идее должен вырасти. И культуру которых должен в себя впитать.

5 фронт. Материальная собственность. Хозяин и собственник.

С тех пор, как человек стал активной метасистемно самоорганизующейся системой, он начал организовывать вокруг себя все, что было ему по силам. А уж неживую природу — в первую очередь. Он начал создавать то, что сегодня мы называем «техносферой». Хотя в свою материальную собственность человек зачислял и прирученных животных, взращиваемые сельскохозяйственные культуры, порабощённых людей, территорию с природными ресурсами… Владение материальной собственностью давало свои огромные преимущества, но и требовало от хозяина соответствующих знаний, навыков и владения многими технологиями. Материальную собственность мало создать, её надо суметь сохранить, удержать и отстоять. Если человек сделал материальную собственность своей «оболочкой», то эта оболочка претерпевала все те превратности судьбы, какие выпадали на долю её хозяина. Дружил с кем-то хозяин, создавал семью — происходило объединение собственности. Ссорился хозяин или разводился с женой — делили и собственность. Как только человек стал хозяином своих вещей, он начал нарабатывать и культуру пользования своими вещами. Он создал для себя этот фронт со своими особыми законами. И главный закон был таков: умей жить так, чтобы вещи служили тебе, а не ты служил своим вещам. Тот, кто не умел подчинить вещи себе или избавиться от свалившегося на голову непосильно большого наследства, как правило, погибал. С течением времени люди накопили огромные материальные ценности и сами того не заметили, как сфера материальных отношений стала особенно неустойчивой сферой сотрудничества и соперничества. Богатство позволяло иметь совсем другое качество жизни, и поэтому многие слабые головы сочли наличие богатства эквивалентом счастья. И ради обладания богатством часто ввязывались в такую борьбу, которая есть «борьба без правил».

Обладание материальной собственностью напоминает обладание огромным пирогом, который хозяин несет по жизни и следит за тем, чтобы с пирогом ничего не случилось. Но жизнь устроена так, что всегда есть желающие этот пирог за спиной хозяина либо с края откусить, либо вообще отхватить кусок и убежать. И чем пирог больше, тем труднее его уберечь и тем больше охотников поживиться. Стремясь защитить свой пирог, свою собственность от любителей лёгкой наживы, хозяин привлекает для этого свои силы от других фронтов, и тем самым как бы ввергает их в запустение. Владение материальной собственностью таково, что оно требует чуть ли не ежеминутного внимания. Стремясь сохранить свою непосильную для себя собственность, недалёкий человек разбалансирует свой гиперцикл личных фронтов и погибает. Погибает, потому что на одном из запущенных, оставленных без внимания фронтов терпит решающее поражение. Погибнуть человек может не в прямом смысле, не умереть, но его здоровое общество отторгнет из себя и с ним никто не захочет поддерживать нормальные отношения. Человек, проигравший на этом фронте, превращается в изгоя. Как было сказано классиком, «люди гибнут за металл».

6 фронт. Рабочий, служащий.

В этой социальной роли мы добываем себе средства к существованию. Взяв эту роль на себя, начав её исполнять, человек включается тем самым в поток жизненных ресурсов Эти ресурсы мы либо производим, либо распределяем, либо ими управляем. Работающий человек — это структурная часть государства или гражданского общества, через которого течёт своя энергия. И он должен обеспечивать это протекание энергии через себя, ибо это есть условие его жизни. Человек без работы — это потенциальный мертвец, утрата работы ставит человека на грань его существования. Без работы человек может продержаться какое-то время за счёт своих ресурсов, за счёт ресурсов близких ему людей, но это время весьма скоротечно. И важно не просто продержаться, важно не опуститься при этом с обжитого социального уровня. На этом фронте нам нужна не просто работа, но такая, чтобы соответствовала способностям и образованию, была стабильной, давала социальные гарантии… А для этого опять же приходится создавать вокруг себя такую метасистемную организованность, чтобы она работала на своего творца, обеспечивала максимальную организационную отдачу. Чтобы на работе уважали, хорошо платили, ценили…

Есть люди, которые умеют работать только на других. Они выработали у себя психотип наёмного работника и на этом остановились. Часто потому, что более сложный психотип предпринимателя оказался не по их психическим и умственным силам. Но есть и люди, которые научились работать на себя. Эти люди с психотипом предпринимателя организуют своё дело, становятся руководителями, работодателями, бизнесменами…

7 фронт — «Внутренний мир». Мыслитель.

Основа этого фронта — мировоззрение. Или своя Картина мира. Абсолютно адекватной она может быть только в ноосферно-научном качестве. Все остальные варианты (мистический, религиозный, философский, доноосферно-научный) — это условно-адекватные варианты. Обладание ноосферно-научной Картиной мира — это высший уровень интеллектуальной самоорганизованности. Но это доступно пока далеко не всем. У подавляющего большинства — совокупность прикладных знаний по «направлениям» и проблемам.

Мы живём «изнутри наружу», и поэтому порядок в «фронтовых знаниях» обеспечивает 7-й фронт, а порядок на 7-м фронте мы обеспечиваем его рефлексией. Отсюда 7-й фронт — это рефлексивный фронт, это пространство проявления нашей сознательности. Здесь мы начинаем с понятия «рефлексивная грамотность».

Человек должен знать, что он знает и как он знает. Различать содержательную рефлексию от структурной. До тех пор, пока не станешь хозяином своих знаний и освоишь умения ими распоряжаться, на успех на этом фронте можешь не рассчитывать. Рефлексия своего Внутреннего мира — начало начал личной самоорганизации. Сознательно организуя свои знания по фронтам и отслеживая их качество, человек приводит в порядок свою личностно-фронтовую самоорганизованность. И иначе — никак. Порядок в знаниях — первая предпосылка к успешной борьбе на фронтах.

Осознание состояния своего сознания — это результат усилий на 7-м фронте.

Будь, Читатель, когнитотехнологом самого себя! В Интернете сейчас огромное количество всяких знаний и практических рекомендаций о деятельности мозга! Поройся в этой информации и насобирай самых востребованных знаний и советов для самого себя. В одних статьях ты узнаешь, как надо мыслить, в других — как не надо мыслить… Это, что называется, элементарная когнитотехнологическая грамотность. Ведь этому пока ещё нигде специально не учат, и мы, по сути, до сих пор остаёмся когнитотехнологически безграмотными!

Чем лучше ты будешь знать свой мозг, тем на более эффективную работу сможешь его настроить! Или так: чем лучше твой мозг будет знать сам себя тем на более продуктивную отдачу он сможет самоорганизоваться!

8 фронт. Игрок.

Смотри разработки в Когнитотехнологе.

У каждого человека есть свои игрушки. Если дано — играй, но не заигрывайся. Есть такая болезнь у современного человечества — игромания. Её, как и любую болезнь, легче предупредить, чем вылечить.

9 фронт. Личный эколог.

Экологом человек становится, начав собирать информацию об экологической обстановке вокруг себя: чем в месте своего нахождения он дышит, какого качества местные пищевые ресурсы, какие рядом конкретные источники экологической опасности… Борьба — это прежде всего проявление высокой поисковой активности. Человек ведь не просто хочет выжить, он хочет жить и жить гарантированно стабильно. Это невозможно, если не учитывать экологическую обстановку в месте своего нахождения или пребывания. Кроме того, на место своего пребывания надо уметь смотреть во всех масштабах: района, города, своей страны, всего человечества.

Привыкай к мысли, Читатель, что ты — Гражданин Мира.

Ибо мышление ноосферянина — это мышление Гражданина Мира.

Вести борьбу на фронтах в 1-й нофукоме сбалансировано позволяет знание закона Парето.

Математическую зависимость, которая позже получила название «Принцип 80/20», обнаружил в 1897 году итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923). Позже его открытие называли по-разному: «принципом Парето», «законом Парето», «правило 80/20», «принцип наименьшего усилия», «принципом дисбаланса» и т. п.

«Принцип 80/20» гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий отвечает за большую долю результатов получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Количественно это выражается в том, что на получение 80 % результатов у нас уходит 20 % всего затраченного времени. На практике 80 % приложенных усилий (и это основная доля!) имеют к получаемому результату второстепенное, не очень значительное отношение.

Рисунок 3.2.1. График Принципа Парето

Пионером реального использования «Принципа 80/20» был американский инженер Джозеф Юран, стоявший у истоков революции качества в начале 1950-х годов. Юран сделал принцип Парето (или, как он иногда его называл, «принцип немногого, имеющего решающее значение») способом повысить качество продукции. Он предложил использовать Принцип 80/20, наряду с другими статистическими методами, для искоренения выпуска бракованной продукции, для повышения надежности и полезности производимых товаров.

Одной из самых первых корпораций, взявших на вооружение Принцип 80/20 и наиболее успешно использовавших его, была IВМ. Её специалисты в 1963 году обнаружили, что примерно 80 % компьютерного времени тратится на обработку всего 20 % команд программы. Компания немедленно переделала системное программное обеспечение так, чтобы наиболее используемые 20 % были наиболее доступны и удобны для пользователя, что сделало компьютеры IВМ более эффективными и быстрыми в большинстве приложений, чем машины конкурентов. Разработчики персональных компьютеров и программного обеспечения таких кампаний, как «Эппл», «Лотус», «Майкрософт» эффективно применяли Принцип 80/20. Благодаря этому они своими наиболее дешевыми и простыми в работе машинами эффективнее опередили соперников и завоевали рынок.

Особенно внимание на принцип Парето обращаешь тогда, когда ставишь перед собой задачу добиться сбалансированности фронтов в 1-й нофукоме. Не просто так народная мудрость гласит: хочешь жить — умей вертеться! Это значит, надо уметь вовремя переключаться на тот фронт, на котором наибольшая напряжённость, который наиболее проблемный.

Нам, Природа, как своим детям, здесь приходит на помощь: нелинейный характер отдачи от наших усилий позволяет «отбиваться» от наседающих на фронтах проблем с достаточно высокой эффективностью. С настолько достаточной, что надо быть просто тупицей, чтобы проиграть там, где выигрыш или победа чуть ли не сама плывёт к нам в руки.

На фронтах нашей 1-й нофукомы мало выиграть и победить: фишка в том, что надо выиграть и победить сбалансировано! Можно сказать, что фронта 1-й нофукомы в своей комплексности — это наш единый фронт, только полилогичный и многомерный. Проигрыш на одном участке фронта приводит к поражению вообще. Знание закона Парето позволяет вести борьбу на наших фронтах наиболее эффективно. Кроме того, знание этого закона способствует проявлению психологической гибкости при «перескакивании» с фронта на фронт.

Отсюда рекомендации для всех: руководствуйтесь принципом Парето, ищите и вкладывайте в дело те 20 % усилий и средств, которые обеспечат вам 80 % результата! Не распыляйтесь на перфекционизм! Не засиживайся на том фронте, на каком пока относительно благополучно или на том, который у вас самый любимый «по игрушкам».

3.3. Освобождение времени для 7-го фронта: «Мыслитель». Не только для организованного обслуживания всех остальных фронтов, но и для личностного саморазвития

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.

— Что вы делаете так поздно? — спросил Резерфорд.

— Работаю, — последовал ответ.

— А что вы делаете днем?

— Работаю, разумеется, — отвечал ученик.

— И рано утром тоже работаете?

— Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

— Послушайте, но когда же вы думаете?

В настоящий момент для тебя, Читатель, просто нет другого выбора: хочешь иметь в разумные сроки ноосферный интеллект — добейся такой сбалансированности 1-й нофукомы, чтобы для размышлений и интеллектуальных занятий времени было по 2–3 часа в день.

У тебя просто должен быть такой специально настроенный жизненный баланс!

Жаворонки могут предпочитать раннее утро, когда ЕЩЁ никто не беспокоит, а совы — поздние вечера, когда УЖЕ никто не беспокоит. Отключайте все каналы связи — и работайте своими мозгами над своими мозгами.

Пожалуй, это своеобразный решающий, переломный рубеж от неорганизованного (или стихийно-организованного) образа жизни к организованному.

В своё время, лет тридцать назад, мне выпала удача познакомиться с книгой учёного с мировым именем, Ганса Селье «От мечты к открытию». Я многое почерпнул из его жизненного опыта и, в частности, его пример самоорганизации в работе. В главе «Время для раздумий» он пишет:

«Как бы ни был активен учёный и как бы ни стремился к практической работе, он должен выделять время для размышлений. Казалось бы, это очевидно, и всё же многие исследователи в такой степени поддаются стремлению быть всё время в деле, что у них не остаётся времени для правильного планирования экспериментов и для осмысления наблюдений. Типичный „работяга“ — обычно молодой человек — переоценивает значение „делания“ конкретных вещей; он не ощущает себя работающим, если спокойно сидит на месте, погружённый в свои мысли или даже просто в мечты. Это великое заблуждение. Мы уже видели, что некоторые самые лучшие идеи рождались в полудрёме или в фантазиях, между тем как одна хорошая идея может освободить нас от многодневной рутинной работы.

Но нет ничего хуже, если, размышляя, вы были вынуждены прервать ход своих мыслей как раз в тот момент, когда идея была готова родиться. Вот почему, желая на чём-либо сосредоточиться, я скрываюсь в своём кабинете под защитой таблички „Просьба не беспокоить!“ и отключаю телефоны. Чтобы сделать этот закон действенным, потребовалось немало времени. Всегда появлялось что-нибудь экстренное — эксперимент ли, который сорвётся без моего немедленного вмешательства, неотложный ли междугородный звонок, внезапное посещение какой-либо важной персоны, — и я был вынужден признать, что для таких случаев должно делаться исключение. В результате исключения превращались в правило, и у меня никогда не оставалось времени для себя. Тогда мне пришла в голову простая мысль: порой я отсутствую неделями, совершая лекционное турне, но лаборатория при этом функционирует вроде бы нормально; отсюда вывод — она должны быть в состоянии обходиться без меня в течении нескольких часов в день, даже если я и в городе. Это умозаключение придало мне силы сделать решительный шаг, и теперь, когда на дверях виси табличка „Просьба не беспокоить!“, действительно никто не имеет права войти, за исключением секретарши, да и то лишь в случае смертельной опасности.

Пусть же те, кто сомневается в целесообразности применения подобных драконовских мер, учатся на моём опыте: лаборатория прекрасно работает, несмотря на моё периодическое отсутствие. Мои помощники научились в экстренных случаях принимать самостоятельные решения (фактически такие случаи крайне редки), а человек, звонивший по междугороднему телефону, звонит снова, и как правило, звонок оказывается не таким уж и срочным. Даже важный гость не обижается, ибо знает, что о встрече надо было договориться заранее, а секретарша просто говорить ему, что меня „тут нет“ (умалчивая о том, что я есть „там“ за закрытой дверью). Как бы то ни было, сделать вывод о моём оскорбительном к нему безразличии никак нельзя раз уж я не был поставлен в известность о его прибытии»[10].

Когда мне возражают, что «на ЭТО нет времени», я обычно парирую замечательной русской присказкой: «Был бы дружок, сыщется и часок» и известной мудростью: «Тот, кто хочет, ищет методы, а кто не хочет ищет причины». Человек так устроен, что если он чего-то хочет, то времени для этого всегда находит. Если кто-то себя обманывает — я его не уговариваю. Хочешь — делай! Не можешь — никто тебя за уши не притягивает. Вот только ещё триста лет назад Мишелем Монтенем было прекрасно сказано: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

Освоение ноосферного мышления — задача исключительно индивидуальной самоорганизованности. Если у претендента она недостаточна с самого начала, то какое может быть продолжение?

Освобождение времени для борьбы самого с собой на 7-м фронте и начало систематической работы на нём — это своеобразный вступительный экзамен. Если ты его сдашь сам себе, то после это можно говорить о том, что ноосферное мышление для тебя реально достижимо. Если же не сумел подняться над жизненной суетой, то ты не для ноосферянства, а ноосферянство не для тебя. Осознай ограниченность своих возможностей и займись тем, на что способен. Если же с таким раскладом не согласен — готовься, учись, тренируйся и сдавай вступительный экзамен с новыми силами.

Выделение для своих занятий на 7-м фронте по 2–3 часа в день — это выделение времени для существования управляемого хаоса саморазвития. Именно через этот «белый» хаос ты Читатель, и будешь расти как самоорганизованная и самоорганизующаяся система. Интеллектуальное перепрограммирование — это не только сложный, но и весьма канительный и небыстрый процесс, ибо в нём мы работаем главным образом со своим подсознанием. Которое уже запрограммировано в предыдущей, доноосферной части нашей жизни. И нам, чтобы выжить, надо достойно и упорно отвечать вызовам эпохи Делать то, что мы никогда не делали и мыслить так, как мы никогда не мыслили. Ноосферный транскультурный переход — это прежде всего когнитивное самоперепрограммирование нашего подсознания.

На эти 2–3 часа в день ты, Читатель, «уходишь в себя» и становишься крутым интровертом, чтобы после возвращаться каждый раз немного другим человеком. Ты же знаешь, что когда происходит перезагрузка компьютера, он недоступен каким-либо операциям с ним. Так и с тобой: пока ты делаешь свой очередной шаг в ноосферном транскультурном переходе, никто и ничто не должно тебя отвлекать.

Но для этого надо создать условия!

Создать в системе своей жизни подсистему, в которой ты будешь добиваться более высокой самоорганизованности, а потом «по выходу» с более высоким личным самоорганизационным потенциалом повышать организованность и остальной части своей жизни.

Почему надо выделять время для умственных занятий таким крупными «блоками» — по 2–3 часа? Почему нельзя в течение дня позаниматься четыре раза по полчаса? Потому что так работает мозг: чтобы «въехать» в рассматриваемую (разумеется серьёзную и глубокую тему), ему надо час-полтора. Это ещё называется «собраться с мыслями». Да ты сам знаешь, Читатель, загрузка любой программы в компьютерные «мозги» тоже требует времени. Тем более, если работа творческая, мысли неординарные, то почву для инсайта надо подготовить. На «ровном» месте хорошая мысль сама не приходит. Кроме того, по недавно проведенным исследованиям, если человека отвлекли, то он возвращается «в тему» в среднем за 23 минуты. Поэтому и советуют опытные мыслители: если занялись серьёзной работой не отвлекайтесь! И не позволяйте никому себя отвлекать!

Если трудно представить наносимый вам ущерб в минутах, пересчитайте его в денежном эквиваленте. Сколько стоит ваше время на работе? Предположим у вас оклад 45 000 рублей в месяц. 22 рабочих дня по 8 часов — это примерно 250 рублей стоит 1 час вашего времени Так вот если отвлекли вас на 1–2 минуты, а вы потом тратите на возвращение в тему 23 минуты — считайте, что за эти 1–2 минуты вас ограбили рублей так на 80. За волосок не постоишь — всей бороде пропасть!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Селье Г. От мечты к открытию: Как стать учёным. Пер. с англ. Общ. ред. М. Н. Кондрашовой и И. С. Хорола; Послесл. М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола — М.: Прогресс. 1987. С. 170–171.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я