Откуда пошла Русская земля

Сергей Еналеев

В этой работе проводится историческое исследование так называемой «Книги Велеса», которая считается грубой подделкой. Доказательства подделки откровенно предвзяты и имеют отношение к филологии, а историческая экспертиза не производилась вообще. Однако представленные в «Книге» сведения о миграционных передвижениях славян полностью подтверждаются открытиями в археологии, антропологии, топонимике и поддерживаются древними письменными источниками. Следовательно, подделкой она не является

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Откуда пошла Русская земля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Происхождение славян

Мы сами — арии, пришли из земли Арийской

в край Иньский.

«Книга Велеса» (дощечка 31б)14

Согласно «Книге Велеса», ранняя история славян есть история ариев. Если собрать вместе все разбросанные по дощечкам сообщения, которые можно уверенно отнести к ариям, то мы получим такую картину.

Очень давно, в глубокой древности, этот народ пришел из Арийской земли в Иньский край и поселился в Семиречье, однако потом оставил это место и устремился на поиски иных благодатных земель (дощечки 9а, 19, 31б). Новый исход состоялся за 1300 лет до времени Германариха и был вызван двумя причинами. Первая из них связана с природной катастрофой, повлёкшей за собой голод и мор 15, а вторая — с вторжением в Семиречье гуннов 16.

Как — то ночью жившие в горах арии были разбужены ржаньем испуганных коней, дрожанием земли и сильным громом. Произошло землетрясение, которое разрушило их дома, разорило хозяйство и причинило такой урон, что люди стали умирать от голода. Всё это арии восприняли как божью кару за непрекращающиеся распри. Принеся в жертву белого коня, они ушли с Ирских гор в Загорье, а отсюда через сто лет направились в Фарсийскую землю. Только та земля оказалась негодной для их овец, и арии ушли из неё в Двуречье, покорив его с помощью своей конницы, а затем в Сирию. Однако им пришлось оставить и эту землю. Они пошли к высоким горам, покрытым снегами и льдами, а когда их преодолели, то попали в цветущую степь. Здесь арии прожили два года, пася свой скот, а потом пошли мимо Каялы к Непре — реке и Карпеньским горам (дощечки 15а, 38а).

Гунны привели в движение степных ариев, которые, теряя в столкновениях с ними людей и скот, ушли из Семиречья на запад и юг17. Те арии, что двинулись на запад, достигли Фасиского моря и остановились у Ра — реки. Но вслед за переселенцами сюда пришли гунны. Тогда с великими трудностями арии переправились со своим скотом на другой берег Ра — реки и пошли к Дону. У Дона они встретились с готами, которые тоже жили когда — то в Семиречье, но ушли оттуда раньше их. Повернув на юг, арии увидели Готское море и выставленное против них войско готов. Вынужденные сражаться, они разбили врага и, похоронив под курганом из белых камней своих павших в битве боляр, пошли дальше на запад к Карпеньским горам (дощечки 9а, 9б, 20). А арии, повернувшие на юг, двинулись через пески и великую сушь в горы. Прежде чем идти в чужую землю, они в течение полувека копили в горах силы, и когда собрали большое конное войско, то отправились в морской край, прокладывая себе дорогу мечами. Так эти арии пришли в тёплые земли, занятые множеством других племён. Не вступая ни с кем в борьбу, они прошли мимо тех земель в высокие горы с тучными долинами и здесь остановились (дощечки 4 г, 26).

География расселения ариев может показаться трудной для понимания, но эта трудность всё — таки преодолима.

Оставляя пока в стороне вопрос о местонахождении прародины ариев, заметим, что по «Книге Велеса» она была севернее Иньского края. С Иньским краем, скорее всего, связано древнекитайское государство Инь. Семиречье — это пограничная с Китаем историческая область в Средней Азии, расположенная на территории Восточного Казахстана между озёрами Балхаш, Сасыколь и Алаколь, а также горами Джунгарский Алатау и Тянь — Шань.

Горы, с которых ушли арии после землетрясения, названы Ирскими. Слово «ир» истолковывается В. И. Далем как «злоба», то есть Ирские горы — это Злые горы. Злым же для ариев мог стать только горный массив, образованный Тянь — Шанем, Памиром и Гиндукушем, где колебания земной коры не стихают и в современную эпоху, о чём свидетельствуют происходящие здесь землетрясения18. В одной из дощечек «Книги Велеса» упоминается жизнь ариев в Пятиречье (дощечка 36а). Пятиречьем, или Пенджабом, называется равнина в бассейне реки Инда на северо — западе Древней Индии. Она лежит южнее Гиндукуша, и, наверное, будет правильно связать её с Загорьем, куда арии пришли, покинув Ирские горы. Фарсийская земля — это Фарс, историческая область на юге Ирана, Двуречье — Месопотамия, высокие снежные горы — Большой Кавказ. О Каяле ничего определённого сказать невозможно, однако из «Слова о полку Игореве» известно, что так называлась степная река в Северном Причерноморье. Река Непра — это Днепр (былинный Непр Славутич), Карпеньские горы — Карпаты.

Ра — река — древнее название Волги, а Фасиское море, куда она впадает, может быть только Каспийским морем. Готское море, которое увидели арии, идя на юг по берегу Дона, конечно же, — Азовское море.

Пески, через которые прошла третья группа ариев, связаны, похоже, с пустыней Кызылкум, а горы, в которых они копили силы перед тем, как идти в чужую землю, — с Памиро — Алаем. Плотно населённые тёплые земли — это опять Месопотамия, морской край — южное прибрежье Каспия, а высокие горы с тучными долинами — Малый Кавказ.

Итак, арии, жившие на Тянь — Шане, Памире и, вероятно, Гиндукуше, после землетрясения ушли с гор в Пенджаб. Из Пенджаба они по югу Иранского нагорья перешли в Месопотамию, потом двинулись в Сирию, на Кавказ, Северное Причерноморье, к Днепру и на Карпаты. Под натиском гуннов часть остававшихся в Семиречье ариев отошла к Волге, переправилась через неё и, пробившись сквозь племена готов, вышла к Днепру и Карпатам. Другая часть ариев прошла на Памиро — Алай вдоль западных отрогов Тянь — Шаня по окраине пустыни Кызылкум. Отсюда арии, преодолев сопротивление местных племён, дошли до Месопотамии и, повернув от неё на север, вышли на Кавказ со стороны Каспийского моря.

Как видим, устремившись из Семиречья в почти противоположных направлениях, два потока ариев сошлись, тем не менее, в одном месте — в Карпатах. Третий поток, который остановился на Малом Кавказе, был, по сравнению с этими двумя, малочисленным19, и можно говорить о переселении на Днепр и Карпаты основной массы семиреченских ариев. Однако самое примечательное состоит в том, что арии, вытесненные гуннами за Волгу, называли себя русами, арии, осевшие на Кавказе, — антами, а арии, побывавшие в Индии, получили название скифов, и все они, согласно «Книге Велеса», являются славянами, то есть народом, который славит своих богов20.

Нет нужды доказывать всю важность представленных в «Книге Велеса» сведений. Они не только заполняют белое пятно в ранней истории славян конкретным содержанием, но вручают также ключ к решению проблемы ариев, которых наша официальная историческая наука не считает даже народом, а любители истории выставляют каким — то сверхэтносом.

Об ариях научный мир впервые узнал из древнеиндийских источников. Индию с ариями связывает религия индуизма, которая возникла в результате смешения их веропредставлений с веропредставлениями местных племён. По отношению к местным племенам арии были завоевателями. Согласно материалам археологических раскопок, в Индию они вошли с северо — запада и первоначально поселились в Пенджабе. Эти данные хорошо согласуются с тем, что мы читаем в «Книге Велеса». Совпадает и время рассматриваемых событий. Если археологи датируют появление ариев в Пенджабе началом второй половины II тыс. до н. э., то анализ хронологии «Книги Велеса» показывает, что Семиречье они покинули в конце XVI в. до н. э21.

Из «Книги Велеса» мы знаем, что после ста лет жизни в Пенджабе, то есть в конце XV в. до н. э., арии ушли в Иран и, перемещаясь со своими стадами на запад, достигли Двуречья. Из истории мы знаем также, что в конце XIII в. до н. э. в Двуречье мощным потоком вторглись кочевые племена, которые покорили в его северной области воинственное Ассирийское царство, находившееся в расцвете своего могущества. Кочевники господствовали в Ассирии более ста лет и привели к полному разорению её хозяйства, опустошению полей, голоду и мору населения. Однако в начале XI в. до н. э. Ассирия оправилась от полученного удара и опять как ни в чём не бывало повела захватнические войны по всем направлениям. Что стало с кочевниками, неизвестно. Историки уверяют, что они растворились в местном населении, хотя сами же сравнивают их вторжение с наводнением, а древние ассирийские тексты говорят о быстрой и почти полной перемене языка в это время на севере Двуречья [26]. Раствориться должны были бы, по логике, не кочевники, а ассирийцы. Только в действительности ничьей ассимиляции не было, а, как показывает «Книга Велеса», был вполне естественный уход кочевников из разорённой ими страны на новые места.

Считается, что Ассирию покорили семитские племена арамеев, однако мы видим, что завоевателями были вовсе не арамеи, а арии, пришедшие из Ирана22. С этими ариями нужно связывать и внезапное падение в начале XII в. до н. э. Хеттского царства, поскольку Сирия, на территории которой они остановились, входила тогда в его состав. Дальше Малой Азии, окружённой с трёх сторон морями, ариям с их стадами идти было некуда. Отсутствие новых привлекательных для жизни территорий как раз и стало той причиной, по которой они ушли из Передней Азии в Северное Причерноморье, а о том, что арии дошли до Карпат, свидетельствуют итальянские археологи, производившие раскопки в Пенджабе. По заключению итальянцев в Северную Индию и в нынешнюю Венгрию, территория которой примыкает к Карпатам, в конце II тыс. до н. э. пришли из Центральной Азии племена скотоводов, одинаковые по хозяйственному укладу, обычаям, вере и внешнему облику [113].

Многие историки, основываясь на выводах лингвистов, склонны расценивать Северное Причерноморье как прародину ариев, полагая, что они были здесь автохтонами, другие же видят в нём промежуточную стоянку ариев на их долгом пути из — за полярного круга в Иран и Индию.

Связь ариев с Заполярьем выявил индийский историк и санскритолог Б. Г. Тилак [125]. Изучая древнейшие памятники ведической культуры Индии, в частности созданную в конце II тыс. до н. э. «Ригведу», которая представляет собой сборник религиозных гимнов ариев, он раскрыл ряд содержащихся в них загадочных для природы Индии явлений, таких как неподвижное стояние над головой Полярной звезды и вращение вокруг неё планет, уходящее на полгода к югу и к северу солнце, красочные картины неба, соответствующие северному сиянию, и т. д. Тилак пришёл к выводу, что арии могли наблюдать эти явления лишь в Арктике и, следовательно, они там жили. По характеру векового изменения положения солнца он показал, что арии постепенно переместились из Арктики на юг. На это же указывает и «Авеста», другая древнейшая книга ариев, созданная в Иране.

Сформулированная Тилаком полярная теория заслуживает внимания, но маршрут, проложенный историками для ариев из Заполярья в Индию через Северное Причерноморье, Переднюю Азию и Иран, вызывает неприятие, даже если ничего не знать о «Книге Велеса». Во — первых, арии были скотоводами и земледельцами, поэтому устроить их могла лишь такая земля, которая одинаково хорошо подходила бы и под пастбище для скота, и под культурную обработку. Северное Причерноморье этим требованиям удовлетворяет как нельзя лучше. Геродот в V в. до н. э., а мы и сейчас, в эпоху экологического неблагополучия, восхищаемся плодородием причерноморской земли. Уходить отсюда ариям, окажись они здесь, было совершенно незачем, даже в засуху. Во — вторых, по данным археологов, арии поселились в Индии в XV в. до н. э. Для того чтобы успеть к отмеченному времени, они должны были выйти из Северного Причерноморья уже в первой четверти II тыс. до н. э., но никакой смены археологических культур в Северном Причерноморье ни в этот, ни в более ранний период не выявлено. Обитавшие здесь с IV тыс. до н. э. племена трипольской культуры, в которых некоторые исследователи видят ариев, перестали существовать уже после того, как те появились в Индии. Если же допустить, что в начале II тыс. до н. э. мигрировала лишь часть «трипольцев», то следы их самобытной культуры были бы оставлены на всём пути от Северного Причерноморья до Индии, но никто из археологов этого не отмечает. Напротив, «трипольцы», перед тем как исчезнуть, испытали на себе влияние культуры, связанной с Индией. В-третьих, «Авеста» была создана ариями в Иране примерно на двести лет позже, чем «Ригведа» в Индии [37]. Если бы арии пришли в Индию из Северного Причерноморья через Иран, то «Авеста» была бы не младше, а старше «Ригведы».

Новейшие, проведённые Е. Е. Кузьминой, исследования, результаты которых академик И. М. Дьяконов назвал научным подвигом немыслимой храбрости, показывают, что ариев археологически представляют племена андроновской культуры [69]. Эта культура была распространена в бронзовом веке на огромном пространстве от Урала до Енисея и от западносибирской тайги до гор Тянь — Шаня и Памира. Центр её распространения — территория Казахстана. Отсюда, а не из Северного Причерноморья Кузьмина выводит ариев в Индию. Но, скажут нам, если доказано, что арии пришли в Индию из Казахстана, то в Казахстан они непременно переселились из Северного Причерноморья. Только ни одна из открытых в Северном Причерноморье археологических культур в сложении андроновской культуры участия не принимала. Андроновские племена, как покажем ниже, сами пришли в Северное Причерноморье в середине II тыс. до н. э., и именно с их приходом в трипольской культуре появляются новые боги и параллели с гимнами «Ригведы».

Корни «андроновцев» нужно искать не у Чёрного моря, а, как показал Тилак, за полярным кругом.

Согласно «Авесте», арии покинули свою родину из — за наступления холода. Тилак связывает его с плейстоценом и помещает ариев на каком — то арктическом материке, скрывшемся под водами Северного Ледовитого океана. Однако подтверждение выводов Тилака о северной прародине ариев мы находим в голоцене.

Известно, что начавшееся приблизительно в XIII тыс. до н. э. глобальное потепление климата переместило границу полярного круга на несколько сотен километров ближе к Северному полюсу, чем теперь, и на Крайнем Севере были созданы все условия для жизни людей. В IV тыс. до н. э., когда произошло похолодание климата, здесь ещё росли лиственные и хвойные леса, а почву покрывали различные травы и злаки, разнообразным и многочисленным был животный мир. Похолодание привело к возникновению на высокоширотных материках Северного полушария обширных ледниковых зон. В прилегающих к ним областях климат иссушался, вследствие этого вымирали леса и образовывалась тундра. Холод делал жизнь на севере чрезвычайно трудной, и отступление людей на юг в поисках спасения от него было вынужденной мерой.

В европейской части Северного полушария резкое похолодание климата, по данным палеоклиматологов, началось в 3680 г. до н. э., а затем повторилось в 3100, 2600 и 2000 гг. до н. э. [17]. Если основываться на датировках, полученных с помощью радиоуглеродного метода, то начало андроновской культуры совпадает с третьей фазой резкого похолодания климата. Хотя Кузьмина не доверяет радиоуглеродному методу, показывающему для погребений одних и тех же могильников очень большой разброс дат, и относит самые древние андроновские памятники только к XVII в. до н. э., тесное группирование около десятка из них в пределах XXVII–XXI вв. до н. э. не может быть случайным и отражает, скорее всего, достаточно реальную хронологию погребений, тем более что этим временем датируются памятники всех трёх основных типов андроновского населения — фёдоровского (XXVII в. до н. э.), петровского (XXIII в. до н. э.) и алакульского (XXI в. до н. э.). Это подтверждает и ДНК-генеалогия.

Согласно её наработкам, «андроновцы» были носителями гаплогруппы R1а, общий предок которой жил около 20000 лет назад на территории Алтая, Монголии и Северного Китая [58]. В X–VII тыс. до н. э. из R1а последовательно выделились три рода, и третий род разделился потом на две ветви R1а1а1b1 и R1а1а1b2, восходящие соответственно к 2900 ± 500 и 3700 ± 500 гг. до н. э. Примерно в 2500 г. до н. э. первая ветвь разделилась на две подветви R1а1а1b1а2 и R1а1а1b1а3, а вторая дала внучатую гаплогруппу R1а1а1b2а1а. Как видим, полученные датировки совпадают с первой, второй и третьей фазами резкого похолодания климата, и поскольку изменение в структуре гаплогрупп обычно связывается с миграцией их носителей, можно утверждать, что по мере начавшегося в XIII тыс. до н. э. потепления климата предки ариев двинулись из Южной Сибири далеко на север, а потом с наступлением резкого похолодания вернулись отдельными группами на свою прежнюю родину.

Самое раннее фёдоровское погребение открыто на Верхнем Енисее, а петровское и алакульское — в Приуралье. Поскольку ни петровских, ни алакульских погребений в фёдоровском ареале нет, а фёдоровские хотя и присутствуют в петровском, но стратиграфически являются более поздними, можно предположить, что арии шли на юг по разным дорогам. Одна из них, несомненно, пролегала вдоль Уральских гор, которые могут служить своеобразным ориентиром для определения места расположения ариев на Крайнем Севере.

Из «Книги Велеса» мы знаем, что в середине II тыс. до н. э. из андроновского ареала, куда входит Семиречье, за Волгу переселились русы. Действительно, по данным археологических раскопок, в конце XVI или в начале XV в. до н. э. из Заволжья в степи Северного Причерноморья вторглись многочисленные племена срубной культуры. Эти племена были названы так по распространённому у них обряду погребения. Умерших они хоронили в ямах, стены которых обкладывались деревом. Внутри ямы сооружался как бы сруб высотой в один — два венца. Его покрывали накатом из брёвен или хвороста, а сверху насыпали курган. О силе вторжения «срубников» можно судить по площади захваченной ими территории. На западе их стоянки и курганные погребения обнаружены по обоим берегам Днестра, на севере они вышли на линию Самара — Воронеж — Курск — Киев, а на юге заселили Северный Кавказ и степной Крым. Русы, дойдя до Карпат, тоже могли поселиться у Днестра, и это обстоятельство как будто склоняет к тому, что они и есть «срубники», но «андроновцы», обитавшие в Семиречье, своих покойников в срубах не хоронили. Стало быть, «срубниками» являются не русы, а опередившие их с уходом за Волгу готы.

Тилак, изучая Веды, показал, что арии при расселении из Арктики разделились на две группы, которые стали поклоняться разным богам. Возможно, в «Авесте» отражена вражда именно между этими расселяющимися группами, и именно этой враждой обусловлено выявленное археологами обособление «фёдоровцев» от петровского и алакульского населения.

Основной ареал расселения «фёдоровцев» охватывает Восточный Казахстан, Тянь — Шань, Памир и Южную Сибирь, а ареал «петровцев» и генетически связанных с ними «алакульцев» — Южный Урал, Приуралье, Западный и Центральный Казахстан. Мы видим, что «фёдоровцы» обитали в тех же местах, что и арии «Книги Велеса». Так же, как и они, «фёдоровцы» изначально поселились рядом с китайцами, а найденные в Южном Приуралье, Заволжье, Подонье и на Украине фёдоровские погребения и керамика подчёркивают путь русов из Семиречья на Днепр. Опять же с «фёдоровцами» Кузьмина связывает ариев, вторгшихся через горные перевалы Северного Афганистана в Индию. Нам ничего не остаётся, как признать «фёдоровцев» родоначальниками славян23. Если же учесть, что «срубники» представляют собой, по сути, западную часть алакульского населения, то это население, надо думать, является родоначальником готов. Разделение ариев на славян и готов хорошо объясняет истоки отражённой в «Книге Велеса» двухтысячелетней вражды между этими народами и, самое главное, почему археологи и лингвисты не могут найти доказательств пребывания готов в Приазовье: они ищут германцев, а готы были народом, который мало отличался от славян и языком, и культурой.

В XIV в. до н. э. жизнь на многих андроновских поселениях прекратилась. Начало этому процессу положил уход «срубников» за Волгу. Археологические данные, увязанные с «Книгой Велеса», показывают, что причина ухода «андроновцев» со своей территории кроется в неудержимом наступлении на них гуннов.

По письменным переднеазиатским источникам установлено, что в середине II тыс. до н. э. на север Месопотамии проникла какая — то особая группа ариев, которая, как полагают историки, заняла господствующее положение в хурритском государстве Митанни. До ариев народы Передней Азии были едва знакомы с лошадью, а с их приходом здесь активно стало развиваться коневодство и широко распространилась практика применения лошадей в упряжках боевых колесниц, что привело к настоящему перевороту в военном деле.

Нетрудно убедиться, что этими ариями были анты. В начале XV в. до н. э. они отделились в Семиречье от русов и ушли на Памиро — Алай. Через пятьдесят лет, собрав там большую конницу, анты пошли на запад и осели в долинах Малого Кавказа. Как раз в его предгорных областях учёные локализуют главнейшие центры коневодства, и как раз второй половиной XV в. до н. э., когда анты уже освоились на новом месте, датируются археологами изображения колесниц на сирийских печатях и написанный на хурритском языке, но с арийской лексикой коневодческий трактат из Нузи.

«Книга Велеса» о господстве ариев в Северной Месопотамии ранее XII в. до н. э. умалчивает. Историки признают его по факту появления в XIV в. до н. э. арийских имён у представителей митаннийской знати, а также по присутствию в договорной клятве царя Куртивазы наряду с местными божествами богов ариев. Но не следует забывать, что египтяне, хетты и ассирийцы воевали в Митанни только с хурритами. Если бы арии покорили хурритов, то они не стали бы называть себя их именем, менять свой язык и смешивать своих богов с чужими, потому что они были бы победителями, а заимствование всего этого у побеждённых есть, как заметил один видный лингвист, исторический абсурд. Присутствие у высокопоставленных хурритов арийских имён и богов обусловлено, на наш взгляд, не более чем соседскими отношениями двух народов. Вполне возможно, что вождь ариев, желая наладить мирные отношения с соседями, выдал за митаннийского царя свою дочь, а родившийся от этого брака наследник в угоду матери получил арийское имя. Воспитанный матерью, он воспринял её богов и поклонялся им наравне с хурритскими богами, а по восшествии на престол пригласил к себе на службу ариев. Подобных примеров история знает немало.

Дополнительный свет на этот вопрос проливает Диодор Сицилийский — античный автор, живший в I в. до н. э. Говоря о скифах, Диодор сообщает, что «сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса и были презираемы за своё бесславие» (Историческая библиотека, II, 43). Из «Книги Велеса» мы знаем, что скифами стали называться арии, пришедшие в Северное Причерноморье из Индии. Но эти арии, потрясшие в XII–XI вв. до н. э. Переднюю Азию, не были ни малочисленными, ни бесславными. Зато малочисленными были анты, поселившиеся на Малом Кавказе, в предгорьях которого течёт река Аракс. Малочисленность не позволила им поискать себе места силой в Месопотамии и заставила укрыться в горах Кавказа. На фоне постоянно воевавших друг с другом хурритов, хеттов и ассирийцев анты действительно должны были выглядеть бесславно, потому что слава народов, по Диодору, заключается в их военной силе и завоеваниях. Отсюда следует, что арии в Митанни господствующего положения не занимали.

В VII в. до н. э. Переднюю Азию снова потрясли скифы, вернувшиеся сюда из Северного Причерноморья. Своё вторжение они осуществили с территории Азербайджана, куда проникли через Дербентский проход. Учёные предполагают, что вместе со скифами во вторжении участвовала значительная группа местного скотоводческого населения, и мы не сомневаемся, что этими скотоводами были анты — их родичи. Хотя они не соприкасались друг с другом несколько столетий (с XII–XI вв. до н. э., когда скифы впервые появились в Северной Месопотамии), им вряд ли довелось утратить общее сходство в облике, языке и религии. В глазах древнего мира скифы и анты должны были выглядеть как один народ, и потому этот древний мир легко присвоил антам имя скифов, а скифам — историю антов. Вот почему историкам никак не удаётся убедительно связать выводы археологов о среднеазиатском происхождении скифов с сообщением Диодора об их прародине у Аракса. Некоторые историки даже выдают эту кавказскую реку за среднеазиатскую Сырдарью или Волгу, чем запутывают и себя, и других. У Аракса первоначально жили не скифы, а принятые за них анты. Это они пришли на Кавказ из Средней Азии, и это они, как передаёт Геродот, были вытеснены со своей родины другим народом.

Нельзя обойти вниманием дальнейшее сообщение Диодора о скифах. Он пишет, что, завоевав в последующем обширную территорию в Северном Причерноморье и Азии, они переселили многие покорённые племена в другие земли, а самые важные выселения были из Ассирии на южное побережье Чёрного моря и из Мидии в Приазовье. Как скифы покорили Мидию в VII в. до н. э., рассказал Геродот, а вот о предшествовавшем ему покорении Ассирии рассказывает лишь «Книга Велеса». Для нас интересно то, что Диодор в полном согласии с «Книгой Велеса» относит завоевание Ассирии к скифам, показывая тем самым, что жившие на севере Малой Азии потомки ассирийских переселенцев помнили ариев и помнили как скифов, а если учесть, что Геродот о выселении из Мидии умалчивает, то оно, скорее всего, было тоже связано с ариями.

Если бы «Книга Велеса» была подделкой, то содержащиеся в ней сведения об ариях никогда не оказались бы в полной гармонии, даже в деталях, с результатами новейших исследований. Известно, что критерием подлинности заподозренного в фальсификате исторического документа является подтверждение его положений данными науки, которыми не мог располагать фальсификатор. Поскольку все основные, связанные с ариями, открытия учёные сделали тогда, когда не то что Сулакадзева, но и Миролюбова не было в живых, сомневаться в подлинности «Книги Велеса» не приходится.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Откуда пошла Русская земля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я