Лабиринты памяти

Сергей Духин, 2022

«Лабиринты памяти» – пятая книга Сергея Духина, автора серии «Тайна Английского замка», «Длинноухий лисенок Джимми» и сказки «Золотая яма». На этот раз Сергей отходит от темы детской книги и фантастики и приоткрывает нам завесу тайны – сокровенного, личного, курьезного, значительного, душевного, остросюжетного… Истории из жизни, собранные в этой книге – результат многолетней работы и отбора. Жизнь каждого из нас – это, по сути, собрание ярких историй, впечатлений и сопутствующих им событий. Но как уже известный детский писатель Сергей Духин связан с руководителями офиса МММ, артистом Владимиром Высоцким и хищными акулами Дубая? Ответ кроется в автобиографической книге «Лабиринты памяти». Эта жизненная история достойна быть прочитанной. Вы хотели интересную захватывающую книгу, написанную полностью на основе реальных событий отечественным автором? Скорее читайте! Возможно, эти воспоминания приятным шлейфом возродятся и в вашей памяти!

Извлечение четвертое. Экскурсия с подставой

В 1990 году мне выдалась длительная командировка в Туркмению. Объект, который мы строили, находился недалеко от Красноводска. Сейчас он называется Туркменбаши. Этот город-порт, город нефтянников расположен на Каспийском море. До нашего объекта километров сорок. Окружающую природу и ландшафт можно не описывать. Все смотрели фильмы «Кин-дза-дза!» и «Белое солнце пустыни». Они снимались именно там. Правда, в фильмах почему-то показывали в основном пустыню и редко когда горы, которых там довольно много. Местное гостеприимство можно тоже не описывать, оно всем известно. В связи с этим тяжелая рутинная работа иногда скрашивалась положительными эмоциями от различных экскурсий. Было много интересного, но я опишу только один случай.

Один из наших коллег по работе, местный житель, предложил нам использовать выдавшийся выходной день для поездки на очередную экскурсию. При этом тему самой экскурсии он озвучивать не стал, а только сказал, что нас ждет большой и необычный сюрприз. Единственное, что настороживало перед поездкой, так это его ненавязчивые вопросы о нашем самочувствии, давлении, сердце и состоянии нервной системы. Все это делалось в шутливой манере, но все равно обращало на себя внимание.

Мы были молоды, готовы ехать куда угодно, бесстрашны и на здоровье не жаловались.

Всего, включая провожатого, нас было пятеро. Оказалось, что выдвигаться надо среди ночи. Выехали вовремя и, трясясь в военном уазике, допытывались у нашего туркмена, куда же мы все-таки едем. Тот делал хитрый многообещающий вид и молчал как рыба. За неделю до этого наш друг водил нас в горное ущелье, где было настоящее логово змей, и тоже ни о чем нас заранее не предупредил. Я, например, к змеям привычный, но все равно получил хорошую дозу адреналина.

Судя по направлению движения, мы ехали куда-то на север, в сторону города Небит-Даг, сегодня это Балканобад. Дорога оказалась пыльная и тряская. Ехали часа полтора-два. Перед самым рассветом, когда было еще темно, машина остановилась в обычном месте, где пустыня граничила с невысоким горным массивом. Ярко светили звезды, вокруг царила полная тишина. Наш гид раздал каждому по фонарю, построил нас друг за другом и попросил двигаться за ним и не отставать.

Пройдя небольшое расстояние в сторону гор, мы обошли несколько больших скал и остановились у пологих камней метров по пять высотой каждый. Между ними в земле зияла небольшая расщелина. В эту расщелину и начал пролезать наш провожатый. Мы немного напряглись, поскольку еще хорошо помнили змеиное царство. А тут полная темнота и неизвестность.

Перед тем как пролезть в дыру, мы довольно долго в четыре фонаря изучали пространство под землей и пытались уступить друг другу дорогу.

Скорее всего, мы простояли бы там еще дольше, но в лучах фонарей вдруг появилась злая туркменская физиономия и сказала нам, что еще пять-десять минут промедления и идти будет уже некуда. Мы ничего не поняли, но послушались. Оказалось, что внутри нас ждет довольно любопытная просторная пещера. Размер прохода за щелью был метра три-четыре в диаметре и по мере нашего продвижения вниз он еще расширялся.

Происхождение пещеры определить было трудно. Она явно не была рукотворной, но и на русло высохшей подземной реки тоже не походила. Поверхность стен и потолка казалась неоднородной. Местами ее испещряли острые крупные и мелкие камни, местами она имела достаточно ровный и живописный вид.

Туркмен спешил, идти за ним было непросто. Несмотря на фонари, все постоянно спотыкались и отставали. Так мы постепенно удалились от входа, как мне показалось, метров на сто пятьдесят. Тут последовала команда остановиться, и мы сгрудились на достаточно большой и условно ровной площадке. Пещера здесь значительно расширилась и, кроме того, еще и раздвоилась. Наша группа стояла на месте так называемой стрелки. Высота свода была метров шесть, ширина метра четыре, может быть, пять. Наш провожатый постоянно поглядывал в какую-то бумагу и на часы, просил не шуметь и прислушивался.

Сложно передать наши ощущения. В принципе, сюрприз уже состоялся. Представьте, что вы ночью — именно ночью, а не днем — залезаете в пещеру и в полной тишине спускаетесь по узкому туннелю глубоко под землю, при этом у вас над головой висят готовые в любой момент упасть огромные каменные глыбы. Кроме того, пол усеян камнями, и если вдруг что случится, то быстро по ним не побегаешь.

Внезапно наш провожатый что-то услышал и резко развернулся в сторону одного из проходов. Последовала команда всем замолчать, выключить фонари и взяться за руки. Руки не отпускать, еще раз предупредил он. Все было очень странно, и тут нам стало не до шуток.

Неожиданно где-то в глубине пещеры появился непонятный шум, природу которого сразу распознать было невозможно, но по мере его приближения и, соответственно, усиления, стало совершенно понятно, что это звуки воды. Причем воды, идущей с огромной скоростью по всему сечению туннеля в нашем направлении. Шум стремительно усиливался, на нас надвигалось настоящее подземное цунами. Помните, как в фильме «Кавказская пленница» главные герои стояли на дороге и, держась за руки, тряслись от страха? Я думаю, что их ситуация по накалу эмоций была раз в двадцать слабее нашей.

Вода прибывала и была уже совсем рядом, где-то здесь в темноте, прямо перед нами. Оставались секунды. Сознание отказывалось верить в такую глупую подставу с таким бесславным концом.

— Закройте глаза, держите крепче руки! — крикнул в последний момент наш друг.

Про руки я, честно, ничего не помню. Помню, как в мозгу проигрывался ролик про несущееся в потоке и бьющееся о камни человеческое тело. Помню, как эта самая волна на меня налетела. Только это была не вода, а живое, воздушное и скользкое нечто. Обдало густым незнакомым терпким запахом, перехватило дыхание. В один миг на волосах и одежде повисли десятки маленьких невидимых существ, некоторые из которых проникали за ворот рубашки. Я непроизвольно принялся сбрасывать с шеи эту нечисть, и тут же почувствовал резкую боль в ладони от чьего-то укуса.

Сознание идентифицировало врага. Это была огромная плотная стая летучих мышей. Наверное, их там было сотни тысяч. Они летели сплошной лавиной и полностью перекрыли своими телами и крыльями всю пещеру. Выдавленные к стенам или столкнувшиеся с нами мыши падали, ползли, махали крыльями, пытались взлететь и снова падали.

Этот шум больше не был похож на цунами. Звук проносящейся мимо и сквозь нас огромной стаи мелких мерзких тварей вообще ни с чем нельзя было сравнить. Прошу прощения за слово «мерзких», поскольку люблю животных, но в той ситуации назвать их иначе я не мог. Трудно сказать, как долго это продолжалось. Быть может, всего пару минут, но поверьте, они длились целую вечность.

Когда мы пришли в себя, включили фонари и осветили стены и пол пещеры, все выглядело уже не так страшно. Часть отставших от стаи мышей ползала по полу и стенам, часть махала крыльями и уносилась вдогонку остальным. Некоторые из них облепили каменные выступы, забились в пещерные ниши и вообще не двигались. Очень хотелось поскорее выбраться наверх к свежему воздуху.

Выходили молча. Расположившись на камнях у входа в пещеру, также молча слушали пояснения нашего гида. Суть заключалась в том, что многотысячная колония мышей сидит себе под землей в насиженном месте и не двигается. Но прямо над ними в потолке есть какое-то сквозное отверстие. И вот, когда встает солнце и его первые лучи вдруг проникают через это отверстие под землю, потревоженная светом многотонная, многотысячная стая летучих мышей просыпается и в едином порыве перелетает в другой конец пещеры. Затем в определенное время суток мыши возвращаются обратно и на следующий день все повторяется. Время начала пролета по пещере каждый раз меняется в зависимости от восхода солнца.

Хорошо помню, как мы слушали нашего туркмена и заодно переосмысливали всю свою жизнь и свои поступки. Курили все, даже те, кто до этого не курил вообще. Поверьте, в тот момент нам любой подвиг был по плечу! По сравнению с только что пережитым в пещере какой-то там подвиг — это что? Так, мелочь…

Окончательно мы пришли в себя только в машине на обратном пути. Тут уже голоса прорезались у всех сразу. Перебивая друг друга, мы всю дорогу говорили нашему гиду, что думаем про его экскурсию, его экскурсионные методы и, конечно же, о нем самом в частности.