Социальная педагогика. Шпаргалка

Наталия Александровна Богачкина, 2009

Основные педагогические понятия

Рассмотрим основные понятия педагогической науки.

Ведущим понятием является понятие «образование». В. И. Журавлев и В. В. Краевский полагают, что этот термин вводит объект педагогики в общий социальный контекст и открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях.

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Педагогическая энциклопедия дает следующее определение образования — это в буквальном смысле формирование образа мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях.

В. И. Андреев определяет образование как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, на определенных этапах своего развития переходящую в самообразование, т. е. образование — это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни, овладение культурой различных видов деятельности и общения.

В таком подходе В. И. Андреев высказывает солидарность с определением почти забытого русского педагога С. И. Гессена (1887–1950), который рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики, полагая, что это основа развития личности. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова в качестве основных понятий педагогики предлагают рассматривать воспитание, обучение, систему образования, содержание образования, педагогический процесс. В их курсе лекций даются следующие определения указанным понятиям.

Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности.

Система образования — это общее и специальное образование. Общее — это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые человеку.

Содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обучения и воспитания. Представляет противоречия и закономерности каждого из элементов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я