Из связей – в князи, или Современный нетворкинг по-русски

Максим Чернов, 2018

Многие из нас, начитавшись западных книжек про нетворкинг, приходят на конференции, чтобы познакомиться с максимальным количеством людей. Завоевать их всех! Раздать визитки! И вот, пожав руки чуть ли ни всем участникам конференции, мы почему-то совсем не имеем от этого никакого профита. Просто поболтать с кем-то или обменяться визитками – это еще не нетворкинг. Нетворкинг – это длительные дружеские отношения, на выстраивание которых может уйти немало времени, это постоянное поддержание и углубление связей с людьми, которые могут быть для нас интересны или полезны. Желание автора, эксперта по нетворкингу и спикера многих конференций по выстраиванию связей, PR и личному брендингу, поделиться своим опытом с другими вылилось в написание книги. В книге «Из связей – в князи, или современный нетворкинг по-русски» Марксим Чернов постарался охватить основы нетворкинга как науки, дать прикладные советы по его практическому применению и рассказать истории людей, которые в нем преуспели. А так как западные инструменты нетворкинга не всегда работают у нас, автор рассказывает про методы, адаптированные именно под российскую ментальность. Время одиночек осталось позади! Выстраивайте дружеские и доверительные отношения с другими людьми, и вы увидите, насколько более интересной и наполненной станет ваша жизнь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из связей – в князи, или Современный нетворкинг по-русски предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Социальный капитал: зачем нужны связи?

Эта глава будет немного напоминать школьный учебник, но мне показалось, что для полного понимания нетворкинга, она пригодится.

Понятие «социального капитала» появилось не так давно — в 1980 г. Но уже стало предметом активных исследований социологов.

Что же такое социальный капитал? По сути, он есть у каждого человека. Ведь это и есть наши связи, то есть люди, с которыми мы общаемся и которые могут помочь в осуществлении наших планов. Основа социального капитала — доверие. Чем больше вам доверяют, тем крупнее ваш социальный капитал, а значит, ваше положение в обществе.

Экскурс в историю

Идея социального капитала принадлежит французскому социологу Пьеру Бурдьё. Он вкладывал в это понятие групповую солидарность — установление доверия между членами одной группы. Ведь, поддерживая взаимовыгодное сотрудничество, каждый ее участник придет к цели с наименьшими затратами. Социальный капитал — это фактически групповой ресурс для людей.

Сегодня эту тему активно исследует американский политолог, профессор Гарвардского университета Роберт Патнэм. Он предложил измерять социальный капитал с помощью силы и частоты контактов, электоральной активности, членства в различных организациях, удовлетворенности взаимоотношениями и т. д.

Его исследования показали, что ощущение безопасности в обществе тесно связано с интенсивностью межличностных контактов. Так, во время войны в Афганистане американцы чаще приглашали гостей и сами бывали в гостях, устраивали пикники и командами играли в боулинг. Но, самое главное, они чувствовали себя в большей безопасности, чем в конце 1990-х гг., когда США не вели никаких масштабных войн. Несмотря на мирное время, индивидуализм укрепил свои позиции: люди стали меньше общаться и реже встречаться. Как результат — возросли тревога, недоверие, неуверенность и чувство опасности в обществе.

Патнэм пришел к выводу, что в обществах с высокой степенью социального капитала люди чувствуют себя более счастливыми и удовлетворенными.

Классификация социального капитала

Иногда социальный капитал может быть негативным. Иными словами, его наличие и использование наносит вред и отдельному человеку, и обществу в целом.

Обычно подобный «негатив» характерен для общества с высокой степенью преступности и низким уровнем экономического развития. В случае опасности люди объединяются в криминальные группы. Взаимопомощь, высокий уровень доверия и закрытость позволяют совместно противостоять враждебному внешнему миру. Однако такие группы представляют угрозу для тех, кто оказался за их пределами.

Некоторые ученые разделяют социальный капитал на связующий и вспомогательный.

Первый «связывает» между собой членов одной группы: повышает доверие, делает коллектив устойчивым к внешним воздействиям, позволяет легче решать внутренние задачи. Такой социальный капитал нужен группам, которые создаются ради выживания и совместного противостояния внешним угрозам. К примеру, общины бездомных, где действует принцип: «Вместе мы — сила». Внутри такой группы люди менее уязвимы. Но при выходе из нее человек теряется перед недружелюбными проявлениями со стороны внешнего мира и не готов в одиночку им противостоять.

Вспомогательный социальный капитал — объединение разных коллективов. Он помогает установлению новых деловых связей, обмену опытом и идеями, делает возможной совместную работу над проектами.

В настоящее время вспомогательный социальный капитал развивается и накапливается интенсивней. Причина тому — быстрое распространение информации. При этом отдельные общества и нации склонны накапливать связующий и низводить до минимума вспомогательный социальный капитал. Яркий пример — Северная Корея.

Некоторые ученые выделяют третий тип социального капитала — соединяющий. Он характерен для связей между людьми с существенной разницей в социальном положении. Соединяющий социальный капитал позволяет достигать целей с наименьшими издержками.

Незыблемыми основами любого типа социального капитала остаются доверие и социальные связи, способные конвертироваться в полезный ресурс. При этом и группа, и каждый ее участник могут пользоваться этими благами в любой пропорции.

Особенности функционирования социального капитала

Социальный капитал (так же, как и любой другой) подчиняется общим экономическим законам. Его можно производить, накапливать, расходовать, обменивать, наследовать и так далее. Может он и истощаться.

Парадокс в том, что чем активнее он используется, тем быстрее наращивается. То есть чем больше вы общаетесь с человеком, тем крепче ваша связь. Верно и обратное: чем меньше используется социальный капитал, тем скорее он истощается.

Благодаря доверию внутри группы крепнет взаимосвязь, и сообщество становится более закрытым. С одной стороны, такая особенность позволяет коллективу слаженно работать над внутренними задачами и эффективно противостоять внешнему миру. С другой — у новичков появляются проблемы с вступлением в него. Да и членам группы становится сложнее ее покинуть: чем выше социальный капитал, тем жестче контроль и строже санкции.

Исследования показали, что значительная часть профессионалов используют свои социальные связи для достижения следующих целей:

1. Знакомство с экспертами, лидерами общественного мнения, журналистами — 25 %.

2. Поиск подрядчиков, поставщиков — 22 %.

3. Получение инсайдерской информации (конкуренты, конкурсы, тендеры, законопроекты) — 20 %.

Интересно, что почти 20 % опрошенных придерживаются мнения, что использовать личные связи в рабочих целях этично при любых обстоятельствах. 66 % считают это допустимым лишь в случае крайней нужды. На практике 87 % респондентов используют личные связи для работы только по мере необходимости. 3 % называют некорректным поведением задействование личных связей в рабочих целях. Еще столько же согласны с утверждением, но считают, что обойтись без этого невозможно.

Почти 1/5 опрошенных пользуются личными связями для получения инсайдерской информации. К таковой могут относиться тендеры, активность конкурентов, готовящиеся законопроекты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из связей – в князи, или Современный нетворкинг по-русски предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я