Тень Гамаюна

Людмила Евграфова, 2021

Действие романа разворачивается сразу в двух планах: современном: Санкт-Петербург начала двухтысячных годов, и историческом: XII век, Древняя Русь, время правления князя Андрея Боголюбского. Князь этот, в отличие от Александра Невского, Дмитрия Донского был мало прославлен. Боголюбский несомненно был сильной, пассионарной личностью, первым государственником, но восстановить единство Руси ему не удалось. Однако, он сделал то, за что ему должны быть благодарны потомки: установив культ Пресвятой Богородицы, он оформил важнейший ментальный код русского народа. В противовес Киеву – столицей сделал город Владимир, по приказу отца – Юрия Долгорукого начал отстраивать Москву. Судьбы современных героев книги удивительным образом связаны с судьбой суздальского князя. Николай Боголюбов, молодой учёный, искусствовед, исследует время правления Боголюбского, надеясь, что его фамилия как – то связана с прозвищем суздальского князя. Узнав, что его учитель профессор Камышников обнаружил на раскопе в Старой Ладоге новые артефакты, он отправляется туда. По воле случая на его пути появляется девушка Алина…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень Гамаюна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 6

Прилети, Гамаюн, птица Вещая,

Через море раздольное, горы высокие,

Ты воспой, Гамаюн, хитроумная

Песнь о русских князьях, их великих делах.

Молочный брат Андрея — Илья, всё больше уединялся от другов. Что — то чертил, рисовал узоры разные, на деревянных вальках, лопатках, набойных досках вырезал изображения зверушек, цветов, геометрических фигур. Однажды прибежал ко княжичу радостный, аж светился весь:

— Гляди — ко, княже, что тебе покажу! — и достал из — за спины ременной кожаный пояс, украшенный серебряной узорной пряжкой, — вот, тебе сплел, и пряжку сам изготовил. Будешь привешивать сюда кресала, ножны, а то и ключи, если захочешь. Ты уже настоящий рыцарь и носить тебе, не снимая, главный знак воинского достоинства!

— Спасибо, брат, красота — то какая! — похвалил Илью Андрей, разглядывая подарок. Тут же снял старый ремень и опоясался новым.

А Илья опять что — то достает, разглаживает на столешнице и улыбается.

— Что это? — спросил княжич.

— Это мечта моя, — ответил Илья. — Ты, княже, можешь ее исполнить!

На лазурном фоне неба увидел Андрей, парящий белым лебедем, одноглавый четырех — столпный храм с золотой маковкой, стоящий на высокой горе. Вниз к синей воде вели белокаменные ступени. И во всем этом была такая гармония, такое изящество линий, пропорций и пластики, что охнул князь Андрей и воскликнул:

— Вселенским покоем, щемящей грустью веет от этого образа. Душу разбередил ты мне! Теперь это и моей мечтой будет! Ну, брат, спасибо! Угадал ты мое тайное желание. Как стану княжить, как найду мастеров, способных создать такую красоту, даю тебе слово, — построю подобный храм в нашей, владимирской земле.

Ударили по рукам други и расцеловались.

Чем больше Андрей вникал в княжеские дела, тем лучше понимал, что нельзя жить, как жили предки. От удельного многовластия все беды идут! Распадается земля, легко враги подчинят ее.

Вопреки наставлениям Богуна, не любившего греков, Андрей все чаще проводил время в беседах со священниками, приехавшими из греческой земли. Культурой их восхищался, пением, язык греческий изучал. От них узнал он о системе нотации, которую изобрел Гвидо Аретинский, о мензурах, ритмических соотношениях в музыке, красиво названных греками — максима, лонга, бревис, семибревис. Появился у него и наставник духовный — Микула. Речи Микулы об «автократии», «единодержавии» как нельзя лучше отвечали его собственным мыслям. А «единодержавию» греческая вера самый лучший друг. С помощью одного бога легче держать в узде непокорные умы людей. Византийские императоры давно поняли, что учение Христа, если его немного подправить, станет тем «краеугольным камнем», на котором они построят свои империи. Многобожие, проповедуемое волхвами, опасно для самого существования государственности. Всякий кудесник себя пророком мнит, но речи их губят народ. С детства помнил Андрей, что по наущению волхвов был убит в Ростове первый епископ Леонтий. Не хотели волхвы новым веяниям уступать. До сих пор смерды вере христианской сопротивляются. Темны смерды, суевериями живут. Не чают выгоды своей, не хотят в воле боярской, да княжеской ходить. А поодиночке — ни за что ведь пропасть могут!

Грек внушал, что будущему Великому князю не только знания разные нужны, нужно и дипломатическое умение! Князь — выше остальных, с него много спрашивается, нельзя ему без оглядки жить. Рассказывал, что родятся на Земле особые люди, — посвященные в замыслы Божии и Богом направляемые. Эти люди ведут за собой остальных, дают им новые традиции, завоевывают новые земли! Так устроен мир, что все в нем сначала растет, потом утверждается, а после — отмирает. Не могут люди изменить Божий порядок вещей, но могут менять законы, которые стареют и не отвечают духу времени. Европейские государи хотят отвоевать Гроб Господень у мусульман. Ради этого объединяются. А Русь противоречиями раздирается. Князь — это власть. И нет другой власти в Русской земле, кроме князя. Значит, князь — посредник между Всевышним и людьми. Тот самый хитроумный Гамаюн, передающий людям волю Божию, его законы. Не случайно восточные владыки именуют себя в грамотах, от лица их рассылаемых: «Гамаюна подражателя, светлейшего и мудрейшего Императора Византийского Иоанна, Государя Константинопольского послание…» Вот и дед его Мономах Законы новые людям дал, Русской Правдой называемые. Только Правда эта, редко каким князем соблюдалась. Обычным делом стало в междоусобных войнах грабить имущество поверженного врага. Отряды черных клобуков и половцев, служившие князьям, считали грабежи платой, чужое добро — естественной военной добычей. Изменить этот ход вещей не смог ни дед Мономах, ни отец Андрея — Юрий Владимирович. Отец судом да расправой над преступниками вообще мало занимался. Влекли его другие страсти — Киев да веселье буйное. Хоть и любил батюшка вторую свою жену, дочь императора византийского Иоанна Комнина Елену, родившую ему сыновей Василька и Михаила, но не отказывался многих жен подданных навещать, веселился с ними под музыку, любезничал ночи напролет, и вино без меры пил. Сейчас Елена опять на сносях ходила, не допускали няньки князя Юрия к ней.

Нянюшка Ефросинья рассказывала про те времена, когда Ростово — Суздальское княжество входило в состав Киевского государства. В подчинении у столицы Южной Руси находилось. Но князь Юрий Владимирович сделал Суздаль столицей самостоятельного, независимого от Киева, княжества. Не любо было это киевским князьям, а помешать тому они не могли. Теперь за Киев он хочет воевать, вынашивает план, чтобы сесть старшим на киевском престоле. Да Изяслав не дремлет. Подговорил муромских да рязанских князей напасть на Суздаль. Пришлось Юрию сына Ивана на муромцев посылать, а самому в Суздаль вернуться, чтобы булгары не полезли. Только строптивые князья даже боя не приняли. Рязанский князь к половцам убежал, а княжество под Юрия просилось. Но не захотел Юрий эти земли взять, посадил туда верного человека. Другой интерес у него был. От Суздаля до южных земель много верст. Между Киевом и северо — востоком лежат густые непроходимые леса вятичей. Мешает это торговому сообщению суздальцев с южными землями, мешает и конному движению войска. Затеял Юрий Владимирович проложить «сквозь вятичи» сухопутную дорогу от Оки на Днепр. Взял бы в помощники Андрея, да на днях надо отправлять его с великим посольством в Константинополь, а там и в Святую землю, поклониться Гробу Господню.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень Гамаюна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я