Легенда бренда. Как создать историю, которая сделает ваш бизнес культовым

Лин Графт, 2019

А вы знали, что первоначально Coca-Cola была запатентована как лекарство? На разработку эмблемы Land Rover создателей вдохновила баночка с сардинами? А первым изделием Louis Vuitton был самый обычный сундук? Все это – примеры легенд успешных брендов. Зачастую именно отсутствие легенды мешает компании стать по-настоящему культовой и обзавестись гигантской армией фанатов. Лин Графт провел более пятисот видеоинтервью с ведущими бизнесменами мира, включая основателей LinkedIn, Starbucks и Dropbox. Он разработал пошаговую инструкцию, с помощью которой вы создадите запоминающуюся историю для вашего бренда. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Бизнес. Лучший мировой опыт

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенда бренда. Как создать историю, которая сделает ваш бизнес культовым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Сила истории

Истории — одна из самых мощных сил на этой планете. Истории — это часть того, кем мы являемся. Мы были погружены в повествование с тех пор, как начали ходить по земле. Антропологи нашли свидетельства существования историй в каждой культуре и обществе на планете. Их можно найти в наскальных рисунках, свитках, картинах и религии. Сама наука «история» полна разных сюжетов — от Геракла до короля Артура, от Юлия Цезаря до Платона и от Афины до Клеопатры.

Еще до изобретения письменности мужчины, женщины и дети сидели вокруг костра, рассказывая истории, чтобы развлечь друг друга и передать мудрость молодому поколению. Само повествование было для человечества способом защитить клан и выжить. Оно уберегало нас от опасности, подсказывало, где выращивать урожай и найти пищу и воду. Так племя, собираясь вокруг костра в конце дня, превращалось в общность. История — это часть нашего этноса. Независимо от того, кто вы, откуда родом или какой этнической принадлежности, пола или социально-экономического происхождения, на вас влияет история.

Истории и наша ДНК

От рождения до смерти повествование сопровождает каждый этап нашей жизни. С младенчества нас окружают историями. Можно сказать, что они заложены в нашей ДНК. Еще до того, как мы начинаем понимать отдельные слова, родители читают нам истории. По мере взросления истории укореняются в нашем образовании и жизненном опыте. Независимо от того, где мы узнаем об этих историях — в школе, церкви, книгах, телешоу, играх или фильмах, — они всегда рядом. От «Паутины Шарлотты»[8] до «Моби Дика»[9], от греческой мифологии до «Звездных войн», а также рассказов наших бабушек и дедушек и родителей, истории — это то, как нас развлекают, как мы учимся и как мы осмысливаем мир.

Истории вплетены в каждый аспект нашей личной и профессиональной жизни. Мы растем вместе с такими историями, как «Давид и Голиаф» или «Паровозик, который верил в себя»[10], и начинаем понимать, что можем достичь чего угодно независимо от нашего положения. Когда мы попадаем в мир бизнеса, мы ищем того же вдохновения у таких знаменитостей, как Генри Форд, Джон Дэвисон Рокфеллер, Мэри Кей Эш или Уолт Дисней.

За последние несколько десятилетий предприниматели стали легендарными героями, о которых мы хотим знать как можно больше.

Истории культовых и невероятных личностей раньше были сосредоточены на литературных персонажах и мифологических фигурах, президентах и генералах. Теперь они сфокусированы на таких людях, как Ричард Брэнсон и Илон Маск, Опра Уинфри и Марта Стюарт. Мы узнаем об успехе в бизнесе из историй великих предпринимателей мира. Нас вдохновляют их учения и путешествия, потому что мы от природы склонны тяготеть к хорошим историям.

На самом деле мы биологически запрограммированы интерпретировать жизнь с помощью историй.

Наука рассказывать истории

Истории выходят за рамки чтения перед сном и уроков в школе: они являются частью физической и химической структуры человеческого понимания. Истории — это не только часть наших ДНК и этноса. Они также вызывают физические реакции в человеческом теле.

Простой акт рассказывания истории активизирует у аудитории больше частей мозга, чем просто цифры или статистика, создавая тем самым более высокую вероятность связи между оратором и аудиторией. Просто факт активизирует две части мозга, в то время как убедительная история — шесть-семь[11]. Кроме того, у вас в шесть раз больше шансов запомнить информацию, содержащуюся в истории, чем запомнить голые факты или цифры[12].

По мере того как части мозга становятся более активными, высвобождаются химические вещества, вызывающие в организме такую же реакцию, как и другие стимулирующие действия. Те же химические вещества, которые выделяются, когда вы едите шоколад, занимаетесь сексом или принимаете наркотики, выделяются, когда вы слышите историю. Эти химические вещества, которые запускаются в мозге и разносятся по всему телу, заставляют вас чувствовать радость, когда вы слышите замечательную историю, грусть — когда удручающую, или взволнованность — когда вдохновляющую.

Я побеседовал с доктором Полом Заком, директором и основателем Центра исследований нейроэкономики и профессором экономики, психологии и менеджмента в Университете Клермонт Градуейт[13], чтобы лучше понять, что происходит, когда эти нейрохимические вещества высвобождаются в мозге. Доктор Зак проводит обширную работу по изучению нейрохимических веществ, чтобы помочь количественно оценить влияние историй, фильмов и рекламы на потребительский опыт. Ему принадлежит открытие поведенческого эффекта окситоцина (часто называемого гормоном любви) — нейрохимического вещества в мозге, которое побуждает людей к совместной деятельности.

В своих исследованиях он обнаружил, что убедительные истории вызывают выработку окситоцина и способны влиять на наши взгляды, убеждения и поведение.

Доктор Зак поделился информацией, что эти нейрохимические вещества — важный фактор в вопросе о том, почему истории могут стимулировать более высокий уровень внимания аудитории и устанавливать с ней эмоциональную связь. Когда мы сталкиваемся с захватывающей историей, ряд химических веществ, таких как АКТГ[14] и кортизол, которые являются нейрохимическими веществами возбуждения, заставляют мозг обращать внимание на происходящее. Впоследствии также высвобождается окситоцин (его еще называют гормоном любви, потому что он вызывает сочувствие и доброту), что создает определенный уровень доверия. Когда вы слышите убедительную историю, эта комбинация химических веществ создает кумулятивный эффект, заставляя вас обращать внимание и заботиться о персонажах и цели истории. Доктор Зак добавляет: «Когда вы эмоционально вовлечены в историю, ваш мозг вырабатывает химические вещества, позволяющие начать отделять эмоции от истории, которую вы слушаете».

Из-за этой нейрохимической реакции вы чувствуете, как кровь течет по вашим венам, когда читаете книгу или смотрите фильм. Та же самая химическая реакция объясняет, почему вы расстраиваетесь и плачете или радуетесь и смеетесь вместе с персонажами. Даже если вы интуитивно знаете, что то, что вы читаете или просматриваете, нереально, вы все равно переживаете каждый аспект представленной истории. Это называется зеркальным эффектом[15]. Согласно ему, любой опыт, который предлагает история, зрители испытывают буквально. То же самое происходит, когда вы стоите перед человеком и рассказываете хорошую историю. Его мозг будет имитировать то, что происходит в вашем мозгу.

Исследование, проведенное профессором Ури Хэссоном в Принстоне[16], продемонстрировало именно это. Профессор Хэссон — профессор нейробиологии, который изучал влияние историй на мозг. Для своего эксперимента он попросил женщину рассказать историю на английском, а затем ее же на русском языке. Мозг женщины был под наблюдением, как и мозг людей в аудитории. Все слушатели понимали только английский. Когда она рассказала историю на английском, они все поняли ее историю и их мозг начал синхронизироваться с ее мозгом. Области мозга, отвечающие за мысли и эмоции — островок или центральная доля, лобная кора и множество других областей, — начали имитировать то, что происходило в ее мозгу. Чем больше аудитория понимала историю, тем больше их мозговые модели и реакции совпадали с ее. Когда женщина вернулась и прочитала рассказ по-русски, расставляя те же акценты, в мозге слушателей не возникло никакой деятельности: они не поняли, что она говорила. Поскольку аудитория не понимала, о чем идет речь, не было никакой истории, которой можно было бы поделиться. Следовательно, не возникло никакой связи, потому что мозг был не активирован[17].

Если вы можете создать физиологическую реакцию с помощью истории, то она будет обладать невероятной силой.

Майя Ангелу сделала знаменитое заявление: «Люди могут не помнить, что вы для них сделали или что вы им сказали, но они будут помнить, что вы заставили их чувствовать». Это секретный ингредиент любой истории. Именно это чувство, это je ne sais quoi[18], говорит об ассоциации, которая возникает с замечательной историей. Это и есть сердце.

Сердце — это то место, где устанавливается связь с аудиторией, ее подготовка в ментальном, эмоциональном, психологическом и духовном плане к тому, что вы хотите заставить их почувствовать. Если сердечные струны натянуты, аудитория последует за вами, куда бы вы ее ни повели.

Истории, которые заставляют обращать на них внимание и эмоционально вовлекают, — это истории, побуждающие нас к действию.

Эмоциональные решения

Как предприниматели, мы постоянно ищем способы рассказать о нашем бизнесе так, чтобы люди приняли решение в нашу пользу. Мы хотим, чтобы они покупали наш продукт, инвестировали, писали о нас, встречались с нами или сотрудничали. Мы пытаемся повлиять на эти решения, потому что от такой реакции зависит наш ежедневный успех. А с другой стороны, люди делают выбор не на основе фактов и информации — они принимают решения, основанные на эмоциях. История, наполненная такими эмоциями, может убедить аудиторию встать на вашу сторону. Мы склонны полагать, что наш выбор — результат рационального анализа фактов и доступных альтернатив. Однако исследования показали, что решения принимаются вовсе не логично, а эмоционально.

Антонио Дамасио, профессор нейробиологии в Университете Южной Калифорнии, утверждает в своей книге «Descartes’ Error»[19], что эмоции являются ключевым компонентом в принятии решений. В 1982 году у Дамасио был пациент по имени Эллиот с опухолью головного мозга, которую профессор впоследствии удалил. Хотя операция прошла успешно и Эллиот все еще набирал 97 процентов в тестах на Ай Кью, его жизнь начала разваливаться. У него не было никакой мотивации, и он не мог принимать решения. Пациент бесконечно спорил о тривиальных вещах в своей жизни. Дамасио понял, что опухоль была расположена в той части мозга, которая отвечает за эмоции.

Наблюдая за прогрессом Эллиота, профессор обнаружил, что, когда область мозга, ответственная за генерирование эмоций, была повреждена, пациент не мог принимать решения, даже если остальная часть мозга функционировала нормально. Логическая, неповрежденная часть мозга позволяла Эллиоту выполнять повседневные задачи, но он не мог принимать простые решения — например, где поесть или что надеть. Он мог рационально обрабатывать информацию о выборе, но не мог решить, потому что у него не было «предчувствия» относительно вариантов, которые были перед ним. Дамасио обнаружил, что именно эмоции в конечном счете побуждают нас к действию.

Без эмоций люди не испытывают нужду действовать, независимо от важности ситуации или объема предоставляемой информации.

Другими словами, обращение к сердцу более эффективно, чем обращение к голове. Если вы сосредоточитесь на разработке замечательной истории, у вас будет больше шансов достучаться до кого-то эмоционально. Именно эмоции способны вдохновлять и мотивировать. Они передают страсть, стоящую за идеей или верой, и помогают понять, что важно. Вызвать эмоциональную реакцию у вашей аудитории — значит помочь ей понять, почему людям должно быть не все равно. Эти эмоции вызывают у них желание выслушать вашу идею и понять, как она вписывается в их жизнь и как влияет на них.

ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЛЯЮТ ОБРАЩАТЬ НА НИХ ВНИМАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОВЛЕКАЮТ, — ЭТО ИСТОРИИ, ПОБУЖДАЮЩИЕ НАС К ДЕЙСТВИЮ.

Трансформация сообщения в убедительную историю — один из наиболее эффективных методов охвата, влияния и убеждения аудитории. Истории могут разрушить и даже изменить самые глубоко укоренившиеся предрассудки и убеждения. Если вы сможете тронуть людей рассказом, который эмоционально передаст вашу идею, есть большой шанс, что они примут ее на интуитивном уровне. Если истории созданы и рассказаны эффективно, они передают аудитории сообщение о том, что условия оптимальны для принятия решения. Независимо от того, идет ли речь о финансировании или прессе, продаже или партнерстве, истории побуждают мозг реагировать благоприятным образом.

Если вы предприниматель, отличная история может стать инструментом, который изменит весь ваш мир.

Швейцарский армейский нож предпринимательства

Одна из главных причин для того, чтобы позаботиться о своей истории в качестве предпринимателя, заключается в том, что часто это единственное, чем вы обладаете. Некоторые основатели компаний могут начать с команды людей, получить финансирование перед запуском или даже иметь некоторую форму признания бренда. Однако реальность такова, что для 99 процентов всех владельцев нового бизнеса есть только они сами и их идея. Как и у большинства предпринимателей, у вас почти ничего нет, но в то же время вы должны сделать все возможное.

История — это единственный актив, который можно создать прямо сейчас и без ресурсов. Она дает мощный инструмент, обеспечивающий вас теми ресурсами, которых не хватает. Подобно швейцарскому армейскому ножу, историю можно использовать для любых нужд бизнеса: привлекать капитал, стимулировать продажи, развивать партнерские отношения, заинтересовывать СМИ и набирать персонал. История делает неосязаемое осязаемым, обыденное — великолепным, невозможное — непостижимым. Она создает эмоциональный мост между вами и вашей аудиторией. История связывает вас со всеми и со всем, что вам нужно.

Питер Губер, уважаемый голливудский продюсер, чьи фильмы принесли более трех миллиардов долларов по всему миру и были заявлены на пятьдесят номинаций премии «Оскар», подробно рассказывает об этой идее в своей книге «Tell to Win: Connect, Persuade, and Triumph with the Hidden Power of Story»[20]. Питер утверждает, что истории — это наш троянский конь.

Истории — подарок для аудитории и способ доставки. Они передают сообщение через защитные стены аудитории. Ежедневно на нас сваливается столько информации, сколько не сваливалось никогда за всю историю. Нас постоянно бомбардируют рекламой, объявлениями о продажах и социальными сетями. Из-за этого мы автоматически пытаемся обезопасить себя как сознательно, так и подсознательно. Мы избирательнее относимся к информации, которую хотим получить, и отключаемся от того, что нам не хочется слышать.

Будучи владельцами бизнеса, мы должны искать способы пробиться сквозь болтовню нашего высокотехнологичного мира и привлечь внимание людей. История может сделать именно это, снизив их бдительность. С историями ваше сообщение внедряется в слушателя на уровне подсознания, потому что он заинтересован, общается, учится или ему важно то, о чем говорится. Люди пересекли мост и находятся внутри истории вместе с вами точно так же, как участники эксперимента Хэссона по зеркальному эффекту. К тому времени, когда они закончат слушать историю, у них сформируется определенное отношение к бизнесу, продукту или услуге — это поможет им действовать без убеждений и напоминаний.

ИСТОРИЯ ОСНОВАТЕЛЯ КОМПАНИИ: БЕРТ ДЖЕЙКОБС

История Берта Джейкобса, одного из основателей компании «Лайф из гуд»[21], показывает на собственном примере, как мощь истории способна все изменить. Я видел выступление Берта Джейкобса, а также познакомился с ним на конференции «Техас для женщин» несколько лет назад, когда он был в своем книжном туре. Я почувствовал страсть, влияние и необузданные эмоции трансцендентной способности Берта рассказывать истории из первых рук во время его выступления и моих последующих бесед с ним.

Берт и его пятеро братьев и сестер выросли в семье, принадлежащей низшему среднему классу в Массачусетсе. Их дом был маленьким, в нем постоянно царил хаос. Возможно, у ребят многого не было, но родители научили их тому, что самое важное в жизни — это друзья, семья, смех и любовь. Их отец был ремесленником и кормильцем всей семьи. Однажды он попал в автомобильную аварию, в которой чуть не погиб. Отец Берта выжил, однако травмы в результате несчастного случая сильно повредили его правую руку, что фактически разрушило его карьеру и привело к тому, что он погрузился в глубокую депрессию с перепадами настроения.

Мать Берта, полная решимости не допустить, чтобы несчастный случай повлиял на семью, усердно работала над тем, чтобы дети всегда искали в жизни что-то хорошее. Каждый вечер за ужином, если дела шли плохо, она использовала простой трюк, чтобы поднять им настроение. Она оглядывала сидящих за столом и говорила: «Расскажите мне что-нибудь хорошее, что произошло сегодня», и каждый из детей делился своим опытом. Берт наблюдал, как мгновенно меняется энергия за столом. В конце концов все вместе начинали смеяться. Такой оптимизм стал для него уроком, о котором он помнил еще многие годы.

Когда мальчики окончили колледж, они захотели путешествовать, поэтому устроились на случайную работу. Один из братьев уехал в Калифорнию, чтобы преподавать, а другой — в Колорадо, чтобы стать лыжным инструктором. Во время одной из своих поездок друг к другу в гости они решили начать совместный бизнес. Братья оценили навыки друг друга (один был хорош в графическом дизайне, а другой отлично управлялся со словами) и основали компанию по продаже футболок.

Они вернулись в Массачусетс, купили фургон у одного из других братьев, который работал в индустрии подержанных автомобилей, и отправились работать. Братья потратили все свои сбережения, которые в то время составляли около 160 долларов, и купили первый комплект футболок. В следующие пять лет они путешествовали вверх и вниз по Восточному побережью, продавая футболки на фестивалях и в университетах, зарабатывая деньги везде, где только могли. Но они никогда не зарабатывали много денег. На самом деле начинающие предприниматели подрабатывали школьными учителями на неполную ставку в местных начальных и средних школах, чтобы оплачивать счета, а иногда спали в университетских общежитиях, чтобы не тратить деньги на отели.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Бизнес. Лучший мировой опыт

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенда бренда. Как создать историю, которая сделает ваш бизнес культовым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Детская книга Элвина Брукса Уайта. М.: Азбука, 2020.

9

Основная работа Германа Мелвилла. М.: Азбука, 2021.

10

Американская детская сказка о важной роли оптимизма и трудолюбия.

11

Александр Джи. Хат и др. “Natural Speech Reveals the Semantic Maps That Tile Human Cerebral Cortex,” Nature 532 (2016): 453–58, https://www.nature.com/articles/nature17637; Джей. Гонзалез и др. “Reading Cinnamon Activates Olfactory Brain Regions,” Neoroimage 32, no. 2 (2006): 906–12, https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16651007

12

Джи. Эйч. Бауер и Эм. Си. Кларк “Narrative Stories as Mediators for Serial Learning,” Psychonomic Science 14 (1969): 181–82.

13

Университет Клермонт Градуейт — член сообщества университетов «Клермонт Колледжиз». Предлагает широкий спектр магистерских программ по различным специальностям. Известен в научном сообществе своими исследованиями в области здравоохранения, образования, математики и др.

14

Адренокортикотропный гормон.

15

Джорджио Коричелли “Two-Levels of Mental States Attribution: From Automaticity to Voluntariness,” Neuropsychologia 43, no. 2 (2005): 294–300.

16

Принстонский университет — один из старейших и уважаемых университетов США. Наряду с Гарвардским и другими университетами (всего — 8) принадлежит к Лиге Плюща.

17

Кристофер Джей. Хани и др. “Not Lost in Translation: Neural Responses Shared across Languages,” Journal of Neuroscience 32, no. 44 (2012): 15277-83.

18

«Je ne sais quoi» (фр.) — досл. «Я не знаю что».

19

«Ошибка Декарта».

20

«Рассказывайте, чтобы побеждать. Связь, убеждение и триумф с помощью скрытой силы истории».

21

Компания, занимающаяся производством одежды, посуды и т. п. с яркими жизнерадостными логотипами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я