Байкал. Остров Ольхон, водный мир

Иван Кунпан, 2020

Эта книга – первая из серии "Байкал". Она о водном путешествии вокруг острова Ольхон. Об особенностях природы и климата. Об удивительных животных и птицах, которые встречались по пути. И об опасностях, которые подстерегают путников в самых неожиданных местах. Мы старались показать красоты острова, как их видно с воды. Поэтому в книге много фотографий. И хотя камера не передает истинного величия Байкала, мы отметили самые интересные моменты путешествия, чтобы дать хотя бы общее представление об этом уникальном уголке природы.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Байкал. Остров Ольхон, водный мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Поход вокруг острова: начало маршрута

Итак, у нас было всего два похода вокруг острова Ольхон. В 2017 году мы прошли маршрут на большой надувной лодке, а несколькими годами раньше — на маленькой резиновой моторной лодке с прицепом. Маршруты начинались из разных точек, но оба раза мы обходили остров по периметру. Поэтому увиденное было одинаковым. Однако одни красоты запомнились нам в первом походе, другие — во втором. Есть что сказать и о зимнем Байкале, о пейзажах острова и Малого моря.

Первый поход вокруг Ольхона мы организовали с товарищем и единомышленником Володей Бакуркиным. Начинали от поселка Хужир, куда позже и вернулись. Там живет замечательная женщина и хозяйка, которую зовут Тамара Ольховикова. У нее мы оставили машину.

У нас была небольшая надувная лодка с мотором «Ветерок-12» и много вещей — палатка, одежда, спальники, еда, 100 литров топлива. Поэтому решили использовать для груза прицепную надувную лодку. Конечно, мы потеряли скорость, но зато шли с Володей по волнам Байкала в полном комфорте.

Второй поход начали из деревни Сахюрта — там мы оставили машину. На берегу пролива Ольхонские ворота собрали лодку, полностью загрузили ее и отправились в путь. Нам не нужен был паром — мы были сами себе хозяевами. Поэтому экскурсию начнем из деревни Сахюрта, так будет последовательно и логично.

Фото 4. Так выглядит деревня Сахюрта (МРС) с парома

Лодка у нас была серьезная — пятиметровый «Фаворит» грузоподъемностью 1200 килограммов с 40-сильным двигателем Yamaha. Мы шли на лодке втроем, поэтому места было много как для вещей, так и для топлива.

Поход 2017 года мы посвятили 10-летию нашего большого путешествия вокруг озера Байкал — мы обошли его по периметру за 21 день и преодолели около 2200 километров по воде. Это была полноценная экспедиция. В большом Байкальском походе прошел закалку наш пятиметровый «Фаворит» с 40-сильной Yamaha. В общем, техника надежная, можно смело идти по волнам Байкала. О большом походе вокруг Байкала будет отдельная книга.

В 2017 году мы не могли позволить себе потратить на поход три недели. Поэтому решили уложиться в 5 дней и пройти по малому маршруту — вокруг острова Ольхон. Посмотреть его красоты с воды.

Итак, обо всём по порядку. Вначале определились с участниками. Так получилось, что в поход сумела пойти только половина предыдущей команды — Анатолий Коробкин, я и мой сын Ваня.

Сложностей с организацией не было. Написали список необходимых вещей и продуктов, определились с датой, маршрутом и вперёд! Начало похода назначили на 13 июля. В июле достаточно тепло, а риск попасть в большой шторм минимальный.

От нашего города Саянска до Ольхона 550 км. Два дня ушло на дорогу: день туда, день обратно и три — на сам поход. По опыту мы знали, что Байкал спокоен утром и вечером, а значит, обойти остров за трое суток вполне реально. В таком походе можно позволить себе отдохнуть, порыбачить и полюбоваться достопримечательностями Ольхона.

Конечно, маршрут в 200 километров можно пройти и за день — но это при хорошей погоде и полном штиле. К тому же, при такой гонке сложно записать хорошее видео и сделать много фотографий.

На остров Ольхон ходит паром от поселка Сахюрта, который в народе называют МРС. В этом месте расстояние от материковой части до острова минимальное — всего три километра. Нам паром не нужен, но до Байкала добираться надо. Выехали из Саянска на рассвете, а в три часа дня были уже на месте — в поселке Сахюрта. С учетом остановок, это хороший результат.

Выгрузили на берегу Байкала груз, а его было немало. Судите сами — лодка 114 килограммов плюс 80-килограммовый мотор. Кроме этого канистры, аккумулятор, запасной винт, масла, палатки, спальники, продукты и так далее. Пока ребята собирали лодку, я съездил на местную заправку и купил 100 литров топлива. Его должно было хватить на прохождение всего маршрута. Машину оставили в МРС у нашего старого знакомого по имени Василий. Спасибо ему за сохранность авто!