Европа без России

Сборник

Искушенный русский читатель может не понять, зачем ему предлагают текст конституционного договора, только что отвергнутый на референдумах во Франции и Голландии. Он длинный и скучный. И почему не принятая Конституция сопровождается у нас текстами нынешнего президента Чехии? Французы и голландцы, отклонившие Конституцию для Европы, породили в России суетные надежды. Неумение вести политику в европейском секторе вдруг сменилось апокалиптическими мечтаниями – пустой расчет! Европеистский миф Большой Европы не только переживет нынешний кризис, но и, весьма вероятно, выйдет из него окрепнув, еще более экспансионистским. Только одна европейская страна исключена наперед из состава Европы – Россия, нации которой отказано в европейской идентичности. Нам следует твердо уяснить для себя обстоятельства и риски, вытекающие из этого факта.

Оглавление

ЧАСТЬ I

Раздел I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЮЗА

Статья I-1

Учреждение Союза

1. Выражая волю граждан и государств Европы к построению общего будущего, настоящая Конституция учреждает Европейский союз, на который Государства-участники возлагают полномочия, необходимые для достижения их общих целей. Союз согласует политики, посредством которых Государства-участники намерены достичь этих целей, и осуществляет на основе Содружества возложенные на него полномочия.

2. Союз открыт для всех европейских государств, уважающих его ценности и готовых утверждать их совместно.

Статья I-2

Ценности Союза

Союз основан на следующих ценностях: уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равноправие, власть закона, уважение прав человека, включая права людей, принадлежащих к меньшинствам.

Эти ценности являются общими для Государств-участников, для общества, в котором господствуют плюрализм, отсутствие дискриминации, толерантность, правосудие, солидарность и равноправие между мужчинами и женщинами.

Статья I-3

Цели Союза

1. Целью Союза является укрепление мира, утверждение признанных ценностей и упрочение благополучия его народов.

2. Союз обязуется предоставить своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, а также внутренний рынок, где конкуренция свободна и не искажена.

3. Союз способствует надлежащему развитию Европы, основанному на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, высоком уровне конкурентности социальной рыночной экономики, ориентированной на полную занятость и социальный прогресс, а также на высокий уровень защиты и повышения качества окружающей среды. Союз поддерживает научный и технологический прогресс.

Он борется с социальным отчуждением и дискриминацией, способствует обеспечению социальной справедливости и защиты, равноправия между мужчинами и женщинами, взаимопонимания между поколениями, гарантий прав детей.

Он призван поддерживать экономическое, социальное и территориальное единство, а также солидарность Государств-участников. Он уважает их культурные и языковые особенности, а также обеспечивает сохранность и преумножение европейского культурного наследия.

4. Во взаимоотношениях с внешним миром Союз защищает и продвигает свои ценности и интересы. Он вносит свой вклад в поддержание мира, безопасности, надлежащее развитие Земли, укрепление солидарности и взаимоуважения народов, развитие свободной и честной торговли, борьбу с бедностью, а также защиту прав человека, в частности прав ребенка, а равно и развитие и строгое соблюдение международного права, основываясь при этом на уважении принципов Устава Организации Объединенных Наций.

5. Союз достигает своих целей, используя средства, соответствующие полномочиям, возложенным на него Конституцией.

Статья I-4

Основные свободы и отсутствие дискриминации

1. В соответствии с Конституцией в Союзе гарантируется свободное перемещение людей, услуг, товаров и капиталов, а также свобода учреждения.

2. При применении Конституции, что не может ограничивать действие любых ее конкретных положений, любая дискриминация на национальной почве запрещается.

Статья I-5

Отношения между Союзом и его Государствами-участниками

1. Союз уважает равноправие Государств-участников перед Конституцией, равно как их национальную самобытность, присущую их основополагающим структурам, политическим и конституционным, включая региональное и местное самоуправление. Он уважает их основополагающие государственные функции, включая обеспечение территориального единства, правопорядка и национальной безопасности.

2. В соответствии с принципом добросовестного сотрудничества Союз и Государства-участники на основе взаимного уважения оказывают друг другу помощь в выполнении задач, предусматриваемых Конституцией.

Государства-участники принимают любые соответствующие меры, обычные или специальные, для выполнения обязательств, вытекающих из Конституции, или актов, принимаемых институтами Союза.

Государства-участники способствуют выполнению задач, стоящих перед Союзом, и воздерживаются от любых действий, способных поставить под угрозу достижение Союзом его целей.

Статья I-6

Союзное право

Настоящая Конституция и законодательство, принятое институтами Союза во исполнение возложенных на них полномочий, обладают верховенством над законодательством Государств-участников.

Статья I-7

Правосубъектность

Союз обладает правосубъектностью.

Статья I-8

Символы Союза

Флаг Союза представляет собой круг из двенадцати золотых звезд на синем фоне.

Гимн Союза основывается на «Оде к радости» из Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.

Девиз Союза: «Едины в многообразии».

Денежной единицей Союза является евро.

День Европы отмечается на всей территории Союза 9 мая.

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ГРАЖДАНСТВО СОЮЗА

Статья I-9 Основные права

1. Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии основных прав, которые составляют Часть II настоящей Конституции.

2. Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Такое присоединение не нарушает полномочий Союза, как они определены в Конституции.

3. Основные права, в силу того, что они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и того, что они вытекают из конституционных традиций, общих для Государств-участников, являются общими принципами законодательства Союза.

Статья I-10 Гражданство Союза

1. Гражданин любого Государства-участника является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство.

2. Граждане Союза обладают правами и обязанностями, определенными в Конституции. Они имеют:

a) право на свободное перемещение и проживание в пределах территории государств — членов ЕС;

b) право голосовать и выдвигаться кандидатами на выборах в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в Государстве-участнике, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане этого государства;

c) право, находясь на территории третьих стран, где не представлено Государство-участник, гражданами которого они являются, получать защиту дипломатических и консульских властей от любого Государства-участника на одинаковых условиях с его собственными гражданами;

d) право подавать петиции в Европарламент, обращаться к Европейскому омбудсмену, а также в институты или консультативные органы Союза на любом из Конституционных языков и получать ответы на том же языке.

Эти права обеспечиваются в соответствии с условиями и ограничениями, определенными Конституцией, и всеми мерами, принятыми на ее основании.

Раздел III

ПОЛНОМОЧИЯ СОЮЗА

Статья I-11

Основополагающие принципы

1. Пределы компетенции Союза определяются принципом передачи полномочий. Осуществление полномочий Союза основывается на принципах субсидиарности и пропорциональности.

2. В соответствии с принципом передачи полномочий Союз для достижения целей, изложенных в Конституции, действует в пределах компетенций, переданных ему Государствами-участниками в соответствии с конституционными требованиями. Компетенции, которые Конституцией не переданы Союзу, сохраняются за Государствами-участниками.

3. В соответствии с принципом субсидиарности в сферах, не попадающих в его исключительную компетенцию, Союз действует, если и поскольку цели намеченных действий не могут быть в достаточной мере достигнуты Государствами-участниками ни на центральном, ни на региональном или местном уровнях и, напротив, в силу их масштабов или результатов, могут быть достигнуты успешнее на уровне Союза.

Институты Союза руководствуются принципом субсидиарности в рамках, которые обозначены в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности. Национальные парламенты обеспечивают соблюдение этого принципа в соответствии с процедурой, изложенной в этом Протоколе.

4. В соответствии с принципом пропорциональности суть и форма действий Союза не выходят за рамки необходимого для достижения целей, определенных Конституцией.

Институты Союза применяют принцип пропорциональности в соответствии с положениями Протокола о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.

Статья I-12

Уровни компетенции

1. В случаях, когда Конституция предоставляет Союзу исключительные полномочия в конкретной сфере, только Союз может издавать законы и принимать юридически обязательные акты, Государства-участники делают это сами только тогда, когда уполномочиваются на это Союзом или во исполнение актов Союза.

2. В случаях, когда Конституция оговаривает разделение полномочий между Союзом и Государствами-членами в конкретной сфере, и Союз, и Государства-участники могут принимать юридически обязательные акты, касающиеся этой сферы. Полномочия Государств-участников могут при этом осуществляться только там, где не осуществлял свои полномочия Союз, либо там, где он решил от этого отказаться.

3. Государства-участники согласовывают свои политики в области занятости и экономики в соответствии с процедурами, определенными в Части III, проведение которых отнесено к компетенции Союза.

4. Союз обладает полномочиями определять и проводить общую внешнюю политику и политику в области безопасности, в том числе поступательное формирование общей оборонной политики.

5. В определенных сферах и при условиях, определяемых Конституцией, Союз имеет полномочия оказывать поддержку, координировать или дополнять действия Государств-участников, не замещая при этом их полномочий в данной сфере.

Юридически обязательные акты Союза, принятые на основании положений Части III и относящиеся к этим сферам, не могут влечь за собой согласование законов или регламентов Государств-участников.

6. Масштаб и условия осуществления компетенций Союза определяются положениями Части III, касающимися каждой из сфер.

Статья I-13

Области исключительной компетенции

1. Союз обладает исключительными полномочиями в следующих областях:

а) таможенный союз;

b) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;

c) валютная политика для Государств-участников, чья денежная единица — евро;

d) сохранение морских биологических ресурсов в соответствии с общей политикой рыболовства;

e) общая торговая политика.

2. Союз также обладает исключительными полномочиями в части заключения международных соглашений, если это предусмотрено нормативно-правовым актом Союза, или необходимо для осуществления его внутренних полномочий, или если заключение договора затрагивает общие нормы Союза или изменяет сферу их действия.

Статья I-14

Области совместной компетенции

1. Союз разделяет полномочия с Государствами-участниками, если согласно Конституции он обладает компетенцией, которая не относится к областям, указанным в Статьях I-13 и I-17.

2. Совместная компетенция Союза и Государств-участников распространяется на следующие принципиальные области:

a) внутренний рынок;

b) социальная политика в аспектах, определенных в Части III;

c) экономическое, социальное и политическое единство;

d) сельское хозяйство и рыбный промысел, исключая сохранение морских биологических ресурсов;

e) окружающая среда;

f) защита прав потребителей;

g) транспорт;

h) трансъевропейские сети;

i) энергетика;

j) пространство свободы, безопасности и правосудия;

k) общая безопасность в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в Части III.

3. В областях научных исследований, развития технологий и космоса Союз наделен компетенцией предпринимать действия, в частности по разработке и осуществлению программ; однако исполнение этого полномочия не должно мешать выполнению полномочий Государств-участников в этой сфере.

4. В областях развития кооперации и оказания гуманитарной помощи Союз имеет полномочия предпринимать действия и контролировать общую политику; однако исполнение этих полномочий не должно мешать выполнению полномочий Государств-участников в этой сфере.

Статья I-15

Согласование политик в области экономики и занятости

1. Государства-участники координируют свои экономические политики в рамках Союза. С этой целью Совет министров принимает меры, в частности общие направления для этих политик.

В отношении Государств-участников, чьей денежной единицей является евро, должны применяться специальные положения.

2. Союз принимает меры для обеспечения координации политик Государств-участников в сфере занятости, в частности определяя направления этой политики.

3. Союз может выдвигать инициативы по обеспечению координации социальных политик Государств-участников.

Статья I-16

Общая внешняя политика и политика безопасности

1. Полномочия Союза в области общей внешней политики и политики безопасности охватывают все области внешней политики и все вопросы, касающиеся безопасности Союза, в том числе поступательную выработку оборонной политики, которая может стать основой общей обороны.

2. Государства-участники активно и безоговорочно поддерживают общую внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и солидарности и в полном соответствии с деятельностью Союза в этой сфере. Они воздерживаются от действий, противоречащих интересам Союза или способных ослабить эффективность его деятельности.

Статья I-17

Области вспомогательной, координационной или дополнительной деятельности

Союз обладает полномочиями осуществлять поддержку, координацию или дополнительную деятельность. Сферы такого рода деятельности на европейском уровне следующие:

a) охрана и укрепление здоровья;

b) промышленность;

c) культура;

d) туризм;

e) образование, молодежь, спорт и профессиональное обучение;

f) государственная защита;

g) административная кооперация.

Статья I-18

Оговорка о внесении изменений

1. Если действие Союза является необходимым в рамках политик, определяемых в Части III, для достижения одной из целей, установленных Конституцией, и если Конституция не предусматривает необходимых для этого полномочий, Совет министров, голосуя единогласно, на основании предложения Европейской комиссии и после получения согласия Европейского парламента принимает соответствующие меры.

2. Используя указанную в Статье I-11(3) процедуру контроля за соблюдением принципа субсидиарности, Европейская комиссия уведомляет национальные Парламенты о законопроектах, основанных на данной Статье.

3. Меры, предпринятые на основании данной Статьи, не требуют согласования с ними законов и регламентов Государств-участников в случаях, когда Конституция такое согласование исключает.

Раздел IV

ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ СОЮЗА

ГЛАВА I

Система институтов

Статья I-19

Институты Союза

1. Союз обладает системой институтов, нацеленной на: — утверждение ценностей Союза;

— достижение целей Союза;

— служение его интересам, а именно интересам его граждан и Государств-участников;

— обеспечение последовательности, эффективности и целостности его политик и действий.

Система институтов состоит из:

— Европейского парламента,

— Европейского совета,

— Совета министров (далее именуемого «Советом»),

— Европейской комиссии (далее именуемой «Комиссией»),

— Суда Европейского союза.

2. Каждый институт действует в пределах полномочий, возлагаемых на него Конституцией, и в соответствии с установленными в ней процедурами и условиями. Взаимоотношения между институтами строятся как добросовестное сотрудничество.

Статья I-20

Европейский парламент

1. Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет также функции политического контроля консультаций, как это предусмотрено Конституцией. Европейский парламент избирает Председателя Комиссии.

2. Европейский парламент формируется из представителей граждан Союза. Число представителей не превышает семисот пятидесяти. Представительство осуществляется на пропорциональной основе при минимальном пороге шесть членов от каждого Государства-участника. Ни одно Государство-участник не может получить более девяноста шести мест.

Европейский совет по инициативе Европейского парламента и с его согласия единогласным голосованием принимает Европейское решение, определяющее состав Европарламента в соответствии с принципами, изложенными в первом абзаце данного пункта.

3. Члены Европейского парламента избираются на пятилетний срок на основании всеобщего избирательного права в ходе свободного тайного голосования.

4. Европейский парламент избирает из числа своих членов своего Председателя и своих должностных лиц.

Статья I-21

Европейский совет

1. Европейский совет придает Союзу необходимый для его развития стимул и определяет его основные политические цели и приоритеты, общие направления политики и проистекающие из них приоритеты Союза. Европейский совет не выполняет законодательных функций.

2. Европейский совет состоит из Глав государств или правительств Государств-участников, а также его Президента и Председателя Комиссии. В работе Европейского совета принимает участие Министр иностранных дел Союза.

3. Европейский совет собирается ежеквартально по инициативе его Президента. Если этого требует повестка дня, члены Европейского совета могут принять решение о том, что каждого из них может сопровождать министр, а Председателя Комиссии — член комиссии.

Если того требует ситуация, Президент созывает внеочередное заседание Европейского совета.

4. Если Конституцией не предусмотрено иное, решения Европейского совета принимаются единогласно.

Статья I-22

Президент Европейского совета

1. Европейский совет избирает Президента квалифицированным большинством на срок два с половиной года с возможностью однократного переизбрания. В случаях, если невозможно исполнение Президентом его обязанностей или в связи с совершением им серьезного проступка, Европейский совет может прекратить его или ее полномочия, действуя в соответствии с той же процедурой.

2. Президент Европейского совета:

a) ведет заседания Совета, направляет его работу;

b) обеспечивает подготовку и последовательность работы Европейского совета совместно с Председателем Комиссии, опираясь на работу Совета по общим вопросам;

c) прилагает усилия для обеспечения единства и достижения консенсуса в Европейском совете;

d) представляет отчет Европейскому парламенту после каждого заседания Европейского совета.

Президент Европейского совета на его или ее уровне, и именно в этом качестве, обеспечивает внешнее представительство по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, не вторгаясь при этом в компетенцию Министра иностранных дел Союза.

3. Президент Европейского союза не занимает национальных государственных постов.

Статья I-23

Совет министров

1. Совет совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательные и бюджетные функции. Он осуществляет функции по формированию политики и координации, как предусматривается Конституцией.

2. Совет состоит из представителей всех Государств-участников на уровне министра, которые могут принимать обязательства от имени Государства-участника и голосовать от его имени.

3. Совет принимает решение квалифицированным большинством голосов, если Конституцией не предусматривается иное.

Статья I-24

Рабочие составы Совета министров

1. Совет проводит заседания в различных составах.

2. Совет по общим вопросам обеспечивает согласованность работы различных составов Совета.

Он подготавливает и обеспечивает организационное сопровождение заседаний Европейского совета во взаимосвязи с Президентом Европейского совета и Комиссией.

3. Совет по международным отношениям планирует внешнеполитическую деятельность Союза на основе базового стратегического курса, определяемого Европейским советом, обеспечивает последовательность деятельности Союза.

4. Европейский совет квалифицированным большинством голосов принимает Европейское решение, определяющее перечень других рабочих составов Совета.

5. Комитет Постоянных представителей правительств Государств-участников несет ответственность за подготовку работы Совета.

6. Совет проводит свои заседания открыто, если на них происходит обсуждение или голосование по законопроектам. В связи с этим каждое заседание Совета разделяется на две части, касающиеся, соответственно, обсуждения законодательных актов Союза и его деятельности, не относящейся к законодательной сфере.

7. Председательство в рабочих составах Совета, за исключением Совета по международным отношениям, осуществляется представителями Государств-участников на основе ротации в соответствии с условиями, определенными Европейским решением Европейского совета. Европейский совет принимает решение квалифицированным большинством голосов.

Статья I-25

Определение квалифицированного большинства голосов в Европейском совете и Совете

1. Под квалифицированным большинством понимается не менее 55 % членов Совета, число которых составляет не менее пятнадцати, представляющих при этом Государства-участники, чья доля в общем населении Союза составляет не менее 65 %.

Блокирующее меньшинство должно включать не менее четырех членов Совета, в противном случае считается, что достигнуто квалифицированное большинство.

2. Действие положений пункта 1 ограничивается, если Совет принимает решение не по предложению Комиссии или Министра иностранных дел Союза; в таком случае под квалифицированным большинством понимается не менее 72 % от членов Совета, представляющих Государства-участники, чья доля в общем населении Союза составляет не менее 65 %.

3. Пункты 1 и 2 применяются и в Европейском совете, в том случае если он принимает решение квалифицированным большинством голосов.

4. В Европейском совете его Президент и Председатель Комиссии не принимают участия в голосовании.

Статья I-26

Европейская комиссия

1. Комиссия отстаивает основные интересы Союза и выдвигает в связи с этим соответствующие инициативы. Она обеспечивает применение Конституции и мер, предписанных институтами в соответствии с Конституцией. Она надзирает, под контролем Суда Европейского союза, за применением законодательства Союза. Она исполняет бюджет и руководит реализацией программ. Она выполняет координирующие, исполнительные и управленческие функции в соответствии с Конституцией.

За исключением общей внешней политики и политики безопасности, а также иных сфер, указанных в Конституции, Комиссия обеспечивает внешнее представительство Союза. По ее инициативе разрабатываются ежегодные и многолетние программы, предполагающие достижение договоренностей между институтами Союза.

2. Законодательные акты Союза могут приниматься только на основании рекомендации Комиссии, если Конституцией не предусмотрено иное. Все прочие акты принимаются на основании рекомендации Комиссии, если этого требует Конституция.

3. Срок полномочий Комиссии — пять лет.

4. Члены Комиссии отбираются на основании их профессиональной компетентности и приверженности идеалам Европы из числа тех, чья независимость не вызывает сомнения.

5. В первый состав Комиссии, назначенный в соответствии с положениями данной Конституции, входит по одному гражданину от каждого Государства-участника, включая Председателя Комиссии и Союзного Министра иностранных дел, являющегося одним из заместителей Председателя.

6. По истечении срока работы состава Комиссии, указанного в пункте 5, в Комиссию входит число членов, включая ее Председателя и Министра иностранных дел, соответствующее двум третям от числа Государств-участников, если Европейский совет единогласным голосованием не примет решение изменить это соотношение.

Члены Комиссии отбираются из числа граждан Государств-участников на основании системы равноправной ротации между Государствами-участниками. Эта система устанавливается Европейским решением, принятым единогласно Европейским советом на основании следующих принципов:

a) Государства-участники абсолютно равны при определении как очередности, так и срока пребывания их граждан в числе членов Комиссии; таким образом, число сроков исполнения полномочий гражданами Государства-участника не может отличаться от этого показателя для любого другого Государства-участника более чем на единицу;

b) с учетом пункта «а» каждый последующий состав Комиссии должен в достаточной мере отражать демографическое и географическое положение государств — членов ЕС.

7. При осуществлении своих полномочий Комиссия полностью независима. Не входя в противоречие со Статьей I-28(2), члены Комиссии не запрашивают и не принимают указаний ни одного правительства или другого института, органа, ведомства или организации. Они должны воздерживаться от любых действий, несовместимых с исполнением их обязанностей или осуществлением поставленных перед ними задач.

8. Комиссия как орган ответственна перед Европейским парламентом. В соответствии со Статьей III-340, Европейский парламент может вынести вотум недоверия Комиссии. В этом случае члены Комиссии коллективно уходят в отставку, а Министр иностранных дел складывает с себя полномочия, которые он или она исполняли в Комиссии.

Статья I-27

Председатель Европейской комиссии

1. Принимая во внимание результаты выборов в Европейский парламент и после проведения соответствующих консультаций, Европейский совет квалифицированным большинством голосов поддерживает предложение о кандидатуре Председателя комиссии, направляемое в Европейский парламент. Этот кандидат избирается большинством голосов членов Европейского парламента. Если он или она не получат требуемого большинства голосов, Европейский совет квалифицированным большинством голосов должен поддержать и предложить в течение одного месяца новую кандидатуру, которую Европейский парламент избирает по указанной процедуре.

2. Совет, по общему согласию с избранным Председателем, принимает список других лиц, которых он предлагает назначить членами Комиссии. Они отбираются на основании предложений Государств-участников, в соответствии с критериями, установленными в Статье I-26(4) и (6), второй абзац.

Председатель, Министр иностранных дел Союза и остальные члены Комиссии утверждаются Европейским парламентом как состав единого органа. На основании этого состав Комиссии назначается решением Европейского совета, принятым квалифицированным большинством голосов.

3. Председатель Комиссии:

a) определяет общие направления работы Комиссии;

b) решает вопросы внутренней организации Комиссии, обеспечивая последовательность и эффективность ее деятельности в качестве коллегиального органа;

c) назначает из числа членов Комиссии заместителей Председателя, за исключением Министра иностранных дел.

Член Комиссии уходит в отставку по требованию Председателя. Союзный Министр иностранных дел уходит в отставку по требованию Председателя в соответствии с процедурой, установленной в Статье I-28(1).

Статья I-28

Министр иностранных дел Союза

1. Европейский совет, с согласия Председателя Комиссии, квалифицированным большинством голосов принимает решение о назначении Союзного Министра иностранных дел. Европейский совет может прекратить его или ее полномочия в соответствии с той же процедурой.

2. Союзный Министр иностранных дел осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности Союза. Он или она вносит свои предложения по развитию этой политики, которую он или она осуществляет в соответствии с предписаниями Совета. То же относится и к общей политике безопасности и обороны.

3. Союзный Министр иностранных дел председательствует в Совете по международным вопросам.

4. Союзный Министр иностранных дел является одним из заместителей Председателя Комиссии. Он или она обеспечивает последовательность внешнеполитической деятельности Союза. Он или она несет ответственность в рамках Комиссии за исполнение возложенных на нее функций в сфере международных отношений, а также за координацию иных сторон внешней деятельности Союза. Союзный Министр иностранных дел при осуществлении своих функций руководствуется требованиями пунктов 2 и 3.

Статья I-29

Суд Европейского союза

1. Суд Европейского союза включает в себя Европейский суд, Суд общей юрисдикции и специализированные суды. Он обеспечивает соблюдение закона при толковании и применении данной Конституции.

Государства-участники предлагают средства судебной защиты, гарантирующие эффективную правовую защиту в сферах, регулируемых законодательством Союза.

2. В состав Европейского суда входит по одному судье от каждого Государства-участника. В его работе принимают участие Генеральные адвокаты.

В состав Суда общей юрисдикции входит не менее одного судьи от каждого из Государств-участников.

Судьи, Генеральные адвокаты Европейского суда и судьи Суда общей юрисдикции отбираются из числа лиц, чья независимость не подвергается сомнению, и соответствующих требованиям, которые определены в Статьях III-355 и III-356. Они назначаются с общего согласия правительств Государств-участников на срок в шесть лет. Вышедшие в отставку Судьи и Генеральные адвокаты могут быть назначены вновь. 3. В соответствии с Частью III Суд Европейского союза:

a) выносит решения по искам любого Государства-участника, института, физического или юридического лица;

b) выдает предварительные решения по запросам судов или трибуналов Государств-участников относительно толкования Союзного законодательства или юридической силы актов, принятых институтами;

c) выносит решения в других случаях, предусмотренных Конституцией.

ГЛАВА II

ИНЫЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ СОЮЗА

Статья I-30

Европейский Центральный банк

1. Европейский Центральный банк совместно с национальными центральными банками образует Европейскую систему центральных банков. Европейский Центральный банк совместно с центральными банками Государств-участников, чьей денежной единицей является евро, и составляющие Евросистему, осуществляет валютно-финансовую политику Союза.

2. Европейская система центральных банков управляется органами Европейского Центрального банка. Главной целью Европейской системы центральных банков является поддержание стабильности цен. Без ущерба для выполнения этой задачи она поддерживает основные направления экономической политики Союза с тем, чтобы способствовать достижению целей последней. Она также решает другие задачи, поставленные Центральным банком, в соответствии с Частью III и Уставом Европейской системы центральных банков и Европейского Центрального банка.

3. Европейский Центральный банк является самостоятельным институтом. Он является юридическим лицом. Только он может санкционировать выпуск евро. Он независим в осуществлении своих полномочий и управлении своими финансовыми средствами. Союзные институты, органы, ведомства и агентства, равно как и правительства Государств-участников, обязаны уважать его независимость.

4. Европейский Центральный банк принимает все меры, необходимые для выполнения его задач, в соответствии со Статьями с III-185 по III-191 и Статьей III-196 и требованиями, изложенными в Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского Центрального банка. В соответствии с теми же Статьями Государства-участники, чьей денежной единицей не является евро, а также их Центральные банки сохраняют свои полномочия в вопросах валютного регулирования.

5. По вопросам, находящимся в пределах полномочий Европейского Центрального банка, с ним проводятся консультации по всем предлагаемым Союзным актам и предложениям на национальном уровне; по поводу всех этих предложений он может давать заключения.

6. Принимающие решение органы Европейского Центрального банка, их построение и порядок их работы определены в Статьях III-382 и III-383, а также в Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского Центрального банка.

Статья I-31

Счетная палата

1. Счетная палата является самостоятельным институтом. Она проводит Союзные аудиторские проверки доходов и расходов Союза.

2. Она осуществляет проверку счетов Союза в части расходов и доходов и обеспечивает надлежащее управление финансами.

3. В ее состав входит по одному гражданину от каждого Государства-участника. В целях соблюдения интересов Союза ее члены при исполнении своих обязанностей полностью независимы.

Статья I-32

Консультативные органы Союза

1. Европейскому парламенту, Совету и Комиссии оказывают поддержку, выполняя консультативные функции, Комитет регионов, а также Экономический и социальный комитет.

2. В состав Комитета регионов входят представители региональных и местных органов, которые либо обладают полученными в результате выборов мандатами, либо политически подотчетны выборным собраниям.

3. В состав Экономического и социального комитета входят представители организаций работодателей, наемных работников или других сторон, представляющих гражданское общество, особенно в социально-экономической, гражданской, профессиональной и культурной областях.

4. Члены Комитета регионов, а также Социального и экономического комитета не должны быть ограничены обязательствами, связанными с полученными ими мандатами. В целях соблюдения интересов Союза они полностью независимы при исполнении своих обязанностей.

5. Правила, определяющие формирование этих Комитетов, назначение их членов, их полномочия и организацию их работы, перечислены в Статьях с III-386 по III-392.

Правила, указанные в пунктах 2 и 3, определяющие источники их формирования, регулярно пересматриваются Советом, чтобы отражать экономическое, социальное и демографическое развитие Союза. Совет, по предложению Комиссии, принимает на этот счет Европейское решение.

Раздел V

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СОЮЗА

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья I-33

Правовые акты Союза

1. Для осуществления полномочий Союза институты в соответствии с Частью III используют в качестве правовых инструментов Европейские законы, Европейские рамочные законы, Европейские регламенты, Европейские решения, рекомендации и заключения.

Европейский закон является законодательным актом общего применения. Он обязателен во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех Государствах-участниках.

Европейский рамочный закон является законодательным актом, обязательным для каждого Государства-участника, на которое он распространяется, в отношении результата, который должен быть достигнут, но оставляет выбор форм и методов на усмотрение властей такого государства.

Европейский регламент не является законодательным актом и принимается во исполнение законодательных актов и отдельных положений Конституции. Он может быть либо обязательным во всех своих частях и подлежащим прямому применению во всех Государствах-участниках, либо и обязательным для тех Государств-участников, на которые он распространяется, и в отношении результата, который должен быть достигнут, оставляя при этом выбор форм и методов на усмотрение властей таких государств.

Европейское решение не является законодательным актом, обязательным во всех своих частях. Решение, указывающее тех, на кого оно распространяется, обязательно только для них.

Рекомендации и заключения обязательными не являются.

2. При рассмотрении проектов законодательных актов Европейский парламент и Совет должны воздерживаться от принятия актов, не предусмотренных соответствующей законодательной процедурой для данной сферы.

Статья I-34

Законодательные акты

1. Европейские законы и рамочные законы принимаются по предложениям Комиссии совместно Европейским парламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой, предусмотренной Статьей III-396. Если эти два института не могут прийти к согласию в отношении акта, он не принимается.

2. В отдельных предусмотренных Конституцией случаях Европейские законы и рамочные законы принимаются Европейским парламентом с участием Совета или последним — с участием Европейского парламента в соответствии со специальными законодательными процедурами.

3. В отдельных предусмотренных Конституцией случаях Европейские законы и рамочные законы могут приниматься по инициативе группы Государств-участников или Европейского парламента по рекомендации Европейского Центрального банка или по запросу Европейского суда или Европейского Инвестиционного банка.

Статья I-35

Акты, не являющиеся законодательными

1. Европейский совет принимает Европейские решения в предусмотренных Конституцией случаях.

2. Совет и Комиссия, в частности в случаях, упомянутых в Статьях I-36 и I-37, и Европейский Центральный банк в особых случаях, предусмотренных Конституцией, принимают Европейские регламенты и решения.

3. Совет принимает рекомендации. Он делает это по предложению Комиссии в случаях, когда Конституцией предусматривается, что он принимает акты по предложению Комиссии. Он принимает решение единогласным голосованием в случаях, когда это требуется для принятия Союзного акта. В особых предусмотренных Конституцией случаях рекомендации принимают Комиссия и Европейский Центральный банк.

Статья I-36

Делегированные Европейские регламенты

1. Европейские законы и рамочные законы могут предусматривать делегирование Комиссии права на принятие делегированных Европейских регламентов в целях внесения дополнений или поправок в некоторые несущественные положения закона или рамочного закона.

Цели, содержание, область действия и продолжительность такой передачи полномочий однозначно определяются Европейскими законами и рамочными законами. Существенные положения остаются в компетенции Европейского законодательства или рамочного закона и соответственно не могут быть объектом делегирования полномочий.

2. Европейские законы и рамочные законы однозначно излагают условия, на которых может осуществляться делегирование; эти условия следующие:

a) Европейский парламент или Совет могут принять решение об отзыве делегирования;

b) делегированный Европейский регламент может вступить в силу лишь при условии, что Европейский парламент или Совет в течение установленного Европейским законодательством или рамочным законом периода не выскажут возражений.

В отношении исполнения подпунктов «а» и «б» Европейский парламент принимает решение большинством голосов, а Совет — квалифицированным большинством голосов.

Статья I-37 Имплементационные акты

1. Государства-участники обязуются принять все предусмотренные национальным законодательством меры, необходимые для имплементации обязательных актов Союза.

2. В тех случаях, когда для исполнения обязательных правовых актов Союза необходимы единые условия, такие акты должны предоставлять имплементационные полномочия Комиссии или, в специально оговоренных особых случаях, предусмотренных Статьей I-40, Совету.

3. Для исполнения пункта 2 Европейские законы заблаговременно устанавливают правила и принципы действия механизма контроля со стороны Государств-участников за осуществлением Комиссией переданных ей имплементационных полномочий. 4. Союзные имплементационные акты имеют форму Европейских имплементационных регламентов или Европейских имплементаци-онных решений.

Статья I-38

Общие требования к Союзным законодательным актам

1. Если Конституцией не оговорен тип подлежащего принятию акта, институты выбирают его по каждому случаю в отдельности в соответствии с применимой процедурой и при соблюдении принципа пропорциональности, упомянутого в Статье I-11.

2. В законодательных актах приводятся вызвавшие их издание причины, а также ссылки на предложения, инициативы, рекомендации, запросы или заключения, предусматриваемые Конституцией.

Статья I-39

Опубликование и вступление в силу

1. Европейские законы и рамочные законы, принятые в соответствии с обычной законодательной процедурой, скрепляются подписями Председателя Европейского парламента и Председателя Совета.

В остальных случаях их подписывает председательствующий принявшего их института.

Европейские законы и рамочные законы публикуются в Официальном журнале Европейского союза и вступают в силу с указанной в них даты или, если она не указана, на двадцатый день после публикации.

2. Европейские регламенты и Европейские решения, не указывающие тех, кому они адресованы, заверяются председательствующим принявшей их организации.

Европейские регламенты и Европейские решения, не указывающие тех, кому они адресованы, публикуются в Официальном журнале Европейского союза и вступают в силу с указанной в них даты или, если она не указана, на двадцатый день после публикации.

3. Европейские решения, за исключением упомянутых в пункте 2, доводятся до сведения тех, кому они адресованы, и вступают в силу с этого момента.

ГЛАВА II

ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья I-40

Особые положения об общей внешней политике и политике безопасности

1. Европейский союз осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, основанную на политической солидарности Государств-участников, определении вопросов, входящих в сферу общих интересов, и достижении все большего объединения усилий Государств-участников.

2. Европейский совет определяет стратегические интересы Союза, а также цели общей внешней политики и политики безопасности. Совет вводит эту политику в рамки стратегического курса, установленного Европейским советом в соответствии с требованиями Части III.

3. Европейский совет и Совет принимают необходимые для этого Европейские решения.

4. Общая внешняя политика и политика безопасности осуществляется Союзным Министром иностранных дел и Государствами-участниками с привлечением национальных и союзных ресурсов.

5. Страны-участницы консультируются в рамках Европейского совета и Совета по вопросам внешней политики и политики безопасности, представляющих общий интерес, с целью выработки общего подхода. Перед осуществлением каких-либо действий на международной арене или принятия на себя обязательств, которые могут отразиться на интересах Союза, Государства-участники проводят консультации в Европейском совете или в Совете. Государства-участники путем объединения усилий обеспечивают способность Союза защищать свои интересы и ценности на международной арене. Государства-участники проявляют взаимную солидарность.

6. Европейские решения в отношении общей внешней политики и политики безопасности принимаются Европейским советом и Советом единогласно за исключением случаев, упомянутых в Части III. Европейский совет и Совет принимают решение на основании инициативы Государства-участника, по предложению Союзного Министра иностранных дел или указанного министра при поддержке Комиссии. Европейские законы и рамочные законы в этой сфере исключаются.

7. Европейский совет может единогласным голосованием принять Европейское решение, позволяющее Совету принимать решения квалифицированным большинством голосов в случаях, не указанных в Части III.

8. С Европейским парламентом регулярно проводятся консультации по основным аспектам и базовым проблемам внешней политики и политики безопасности. Парламент постоянно информируется о развитии ситуации.

Статья I-41

Особые положения об общей политике в области безопасности и обороны

1. Общая политика в области безопасности и обороны является неотъемлемой частью общей внешней политики и политики безопасности. Она обеспечивает Союзу возможность оперативного привлечения гражданских и военных ресурсов. Союз может в соответствии с принципами Устава ООН использовать их для зарубежных миссий, проводимых в миротворческих целях, для предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности.

Выполнение этих задач обеспечивается с привлечением ресурсов, предоставленных Государствами-участниками.

2. Общая политика в области безопасности и обороны включает в себя последовательное формирование единой оборонной политики Союза. Это может привести к организации единой обороны, если Европейский совет примет такое решение единогласным голосованием. В таком случае он рекомендует Государствам-участникам одобрить такое решение в соответствии с требованиями их конституций.

Политика Союза, проводимая в соответствии с настоящей Статьей, не должна вступать в противоречие с характером обеспечения безопасности и обороны отдельного Государства-участника. Она уважает обязательства отдельных стран-участниц, которые полагают, что их единая оборона обеспечивается НАТО в соответствии с Североатлантическим договором и что она совместима с единой политикой в области безопасности и обороны, определенной в рамках Союза.

3. Государства-участники предоставляют свои гражданские и военные ресурсы Союзу для осуществления общей политики в области безопасности и обороны, внося свой вклад в достижение поставленных Советом целей. Государства-участники, совместно создающие многонациональные силы, могут предоставить их для обеспечения общей безопасности и обороны Союза.

Государства-участники должны постоянно повышать свой военный потенциал.

Учреждается Агентство, в ведении которого находятся вопросы развития оборонного потенциала, исследований, закупок и вооружений (Европейское оборонное агентство), для определения оперативных потребностей, осуществления мер для их удовлетворения, для определения и, если возможно, осуществления необходимых мер наращивания промышленной и научной основы оборонного сектора, для участия в формулировании политики наращивания европейского потенциала и вооружений и для содействия Совету в оценке развития военного потенциала.

4. Европейские решения в отношении общей политики в области безопасности и обороны, включая те, что инициируют в соответствии с положениями данной Статьи международные миссии, принимаются по предложению Министра иностранных дел Союза или по инициативе Государства-участника единогласным голосованием Совета. Министр иностранных дел Союза может, если необходимо совместно с Комиссией, предложить использовать одновременно национальные ресурсы и инструменты Союза.

5. Для защиты ценностей Союза и обеспечения его интересов Совет может доверить исполнение задания в рамках Союза группе Государств-участников. Выполнение такого задания регулируется Статьей III-310.

6. Государства-участники, военный потенциал которых отвечает повышенным требованиям и которые взяли друг перед другом больше обязательств в этой области для выполнения более сложных миссий, устанавливают в рамках Союза постоянное структурированное сотрудничество. Такое сотрудничество регулируется положениями Статьи III-312. Оно не должно отражаться на исполнении условий Статьи III-309.

7. Если Государство-участник станет жертвой вооруженной агрессии на своей территории, другие Государства-участники принимают на себя обязательство всеми имеющимися у них средствами предоставлять ему помощь и содействие в соответствии со Статьей 51 Устава ООН. Такие действия не должны наносить ущерб особому характеру политики в области обороны и безопасности вовлеченных Государств-участников.

Соглашения и сотрудничество в этой области должны быть совместимы с обязательствами по Североатлантическому договору, который для участвующих в нем стран остается основой их коллективной обороны и средством ее осуществления.

8. С Европейским парламентом регулярно проводятся консультации по основным аспектам и основным проблемам общей политики в области обороны и безопасности. Он постоянно информируется о развитии ситуации.

Статья I-42

Особые положения, относящиеся к области свободы, безопасности и правосудия

1. Союз создает зону свободы, безопасности и правосудия:

a) путем принятия Европейских законов и рамочных законов, направленных при необходимости на сближение законов и регламентов Государств-участников в областях, указанных в Части III;

b) путем углубления взаимного доверия между компетентными органами Государств-участников, в частности на основе взаимного признания судебных и внесудебных решений;

c) с помощью оперативной кооперации между компетентными органами Государств-участников, включая полицию, таможню и другие службы, занимающиеся предотвращением и расследованием преступлений.

2. Национальные парламенты могут, в рамках области свободы, безопасности и правосудия, участвовать в контрольных механизмах, предусмотренных Статьей III-260. Они привлекаются к политическому мониторингу Европола и контролю за деятельностью Евроджаста в соответствии со Статьями III-276 и III-273.

3. Государства-участники в соответствии со Статьей III-264 имеют право инициативы в области сотрудничества полицейских и судебных органов в части борьбы с уголовными правонарушениями.

Статья I-43

Оговорка о солидарности

1. Союз и Государства-участники действуют совместно в духе солидарности, если Государство-участник стало объектом террористической атаки или пострадало от катастрофы природного или антропогенного характера. Союз мобилизует все имеющиеся в его распоряжении инструменты, включая и военные, предоставленные Государствами-участниками, для:

a) предотвращения угрозы терроризма на территории Государств-участников; оказания помощи Государству-участнику на его территории по просьбе политического руководства в случае террористической атаки;

b) помощи Государству-участнику на его территории по просьбе политического руководства в случае катастрофы природного или антропогенного характера.

2. Детальные условия реализации положений этой Статьи изложены в Статье III-329.

ГЛАВА III

РАСШИРЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья I-44

Расширенное сотрудничество

1. Государства-участники, желающие установить между собой расширенное сотрудничество в сферах, на которые не распространяется исключительная компетенция Союза, могут использовать его институты и взять на себя такие полномочия, применив соответствующие положения Конституции и учитывая ограничения, установленные Статьями с III-416 по III-423.

Расширенное сотрудничество должно быть направлено на достижение целей Союза, защиту его интересов и усиление интеграционных процессов. В соответствии со Статьей III-418 такое сотрудничество постоянно открыто для всех Государств-участников.

2. Европейское решение, разрешающее расширенное сотрудничество, принимается Советом как последняя мера, если установлено, что цели такого сотрудничества не могут быть достигнуты в течение приемлемого периода времени Союзом в целом, и при условии, что в такое сотрудничество предполагает включиться по крайней мере треть Государств-участников. В таком случае Совет принимает решение в соответствии с процедурой, изложенной в Статье III-419.

3. Все члены Совета могут участвовать в дискуссиях по этому вопросу, но право голосовать имеют только те члены Совета, которые представляют страны, предполагающие включиться в расширенное сотрудничество.

Было ли решение принято единогласно, определяется в этом случае по голосованию представителей стран, включившихся в расширенное сотрудничество.

Квалифицированное большинство в этом случае определяется как не менее 55 % членов Совета, представляющих не менее 65 % населения Государств-участников, предполагающих включиться в сотрудничество.

Блокирующее меньшинство должно включать минимальное число членов Совета, представляющих более 35 % населения указанных Государств-участников, плюс один голос. В противном случае считается, что достигнуто квалифицированное большинство.

В отступление от положений третьего и четвертого абзацев, в случаях, когда Совет принимает решение не по предложению Комиссии или Министра иностранных дел Союза, необходимое квалифицированное большинство определяется как не менее 72 % членов Совета, представляющих не менее 65 % населения стран, предполагающих принять участие в расширенном сотрудничестве.

4. Акты, принятые в рамках расширенного сотрудничества, обязательны только для участвующих в нем стран. Эти акты не могут рассматриваться как часть нормативно-правовой системы Европейского союза, которую должны воспринять Государства — кандидаты на вступление в Союз.

Раздел VI

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОЮЗА

Статья I-45

Принцип демократического равенства

В своей деятельности Союз соблюдает принцип равенства граждан, которые получают равное внимание от его институтов, органов, ведомств и агентств.

Статья I-46

Принцип представительной демократии

1. Деятельность Союза основывается на представительной демократии.

2. Граждане непосредственно представлены на союзном уровне в Европейском парламенте.

Государства-участники представлены в Совете Европы главами государств или правительств, а в Совете своими правительствами, которые в соответствии с принципами демократии подотчетны своим парламентам или своим гражданам.

3. Каждый гражданин имеет право участвовать в демократической жизни Союза. Решения принимаются насколько возможно открыто и при участии гражданина.

4. Политические партии на европейском уровне вносят свой вклад в формирование европейского политического сознания и выражение воли граждан Союза.

Статья I-47

Принцип участия в управлении

1. Институты соответствующими средствами предоставляют возможность гражданам и представительным объединениям выражать свое мнение во всех сферах деятельности Союза и свободно обмениваться этими мнениями.

2. Институты поддерживают постоянный открытый диалог с представительными организациями и гражданским обществом.

3. Комиссия проводит широкие консультации с соответствующими сторонами с целью обеспечения прозрачности и согласованности деятельности Союза.

4. Граждане, если их число не менее одного миллиона и они представляют значительную часть Государств-участников, могут по своей инициативе обращаться в Комиссию по поводу вопросов, находящихся в ее компетенции, с предложениями об издании законодательных актов, обеспечивающих выполнение Конституции. Европейские законы определяют требования к процедуре осуществления такой инициативы граждан, включая минимальное число Государств-участников, которые эти граждане представляют.

Статья I-48

Социальные партнеры и независимый социальный диалог

Союз признает роль социальных партнеров и содействует возрастанию их роли на своем уровне, учитывая различия между национальными системами. Он создает благоприятные условия для диалога социальных партнеров, уважая их самостоятельность.

Трехсторонний Социальный саммит по вопросам развития и занятости содействует развитию общественного диалога.

Статья I-49 Европейский омбудсмен

Избираемый Европейским парламентом Европейский омбудсмен обязан получать, изучать и отчитываться о жалобах на недостатки в деятельности институтов Союза, его органов, ведомств и агентств в соответствии с зафиксированными в Конституции условиями. Европейский омбудсмен полностью независим при исполнении своих обязанностей.

Статья I-50

Прозрачность процедур Союзных институтов, органов, ведомств и агентств

1. В целях повышения уровня управления и обеспечения участия гражданского общества институты, органы, ведомства и агентства обеспечивают максимально возможную открытость своей деятельности.

2. Заседания Европейского парламента проводятся публично, так же как и заседания Совета, когда проводится обсуждение и голосование по проектам законодательных актов.

3. Каждый гражданин Союза, физическое и юридическое лицо, проживающие или имеющие зарегистрированный юридический адрес в одном из Государств-участников, имеет в соответствии с условиями, определенными Частью III, право на доступ к документации союзных институтов, органов, ведомств и агентств, независимо от формы ее хранения.

Европейские законы определяют общие принципы и ограничения, регулирующие право доступа к таким документам в зависимости от общественного или частного интереса.

4. Каждый институт, орган, ведомство и агентство определяют своими внутренними инструкциями конкретные процедуры доступа к их документам в соответствии с Европейскими законами, указанными в пункте 3.

Статья I-51

Защита сведений личного характера

1. Каждый имеет право на защиту касающихся его или ее сведений личного характера.

2. Европейские законы или рамочные законы устанавливают правила защиты индивидуума при обработке сведений личного характера союзными институтами, органами, ведомствами и агентствами, а также Государствами-участниками, осуществляющими деятельность, регулируемую союзным законодательством и правилами в отношении свободы перемещения таких сведений. Контроль за соблюдением этих правил возлагается на независимые организации.

Статья I-52

Статус церкви и нерелигиозных организаций

1. Союз уважает и не ставит под сомнение определенный национальным законодательством статус церкви и религиозных объединений или коммун в Государствах-участниках.

2. Союз также уважает определенный национальным законодательством статус философских и нерелигиозных организаций.

3. Признавая их индивидуальность и особую роль, Союз обязуется поддерживать регулярный открытый диалог с этими церквями и организациями.

Раздел VII

ФИНАНСЫ СОЮЗА

Статья I-53

Бюджетные и финансовые принципы

1. Все составляющие союзных доходов и расходов за финансовый год учитываются и отражаются в бюджете Союза в соответствии с Частью III.

2. Отраженные в бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.

3. Отраженные в бюджете расходы выделяются на годовой бюджетный срок в соответствии с Европейским законом, приведенным в Статье III-412.

4. Осуществление показанных в бюджете расходов требует предварительного принятия обязательного законодательного акта Союза, обеспечивающего законодательное обоснование таких действий и осуществление соответствующих расходов в соответствии с Европейским законом, упомянутым в Статье III-412, за исключением предусмотренных этим законом случаев.

5. С целью соблюдения бюджетной дисциплины Союз не должен принимать никаких актов, которые могут повлечь расходы из бюджета, не убедившись предварительно, что связанные с таким актом расходы могут быть покрыты за счет ресурсов Союза и в соответствии с долгосрочной финансовой программой, упомянутой в Статье I-55.

6. Бюджет исполняется в соответствии с принципами сбалансированного управления финансами. Государства-участники должны взаимодействовать с Союзом, чтобы гарантировать, что предусмотренные бюджетом средства используются в соответствии с этими принципами.

7. Союз и Государства-участники должны во исполнение положений Статьи III-415 противостоять мошенничеству и иной противозаконной деятельности, наносящей ущерб финансовым интересам Союза.

Статья I-54

Собственные средства Союза

1. Союз самостоятельно обеспечивает себя средствами, необходимыми для достижения его целей и проведения его политики.

2. Без ущерба другим доходам бюджет Союза финансируется полностью за счет собственных средств.

3. Европейский закон, принимаемый Советом, устанавливает положения относительно структуры собственных средств Союза. Совет может устанавливать новые категории собственных средств или изымать существующие категории. Решение принимается после консультаций с Европейским парламентом единогласным голосованием Совета. Закон вступает в силу после одобрения его Государствами-участниками в соответствии с их конституционными процедурами.

4. Европейский закон, принимаемый Советом, устанавливает меры по использованию системы собственных средств Союза в объеме, предусмотренном Европейским законом, принятым на основании пункта 3. Совет принимает решение после получения согласия Европейского парламента.

Статья I-55

Долгосрочная финансовая программа

1. Долгосрочная финансовая программа должна гарантировать, что расходы Союза производятся надлежащим образом и в пределах собственных ресурсов. Она определяет предельные ежегодные суммы ассигнований по категориям расходов согласно положениям Статьи III-402.

2. Европейский закон, устанавливающий долгосрочную финансовую программу, принимается Советом. Совет принимает решение после получения согласия Европейского парламента, которое дается большинством входящих в его состав членов.

3. Годовой бюджет Союза должен соответствовать многолетней финансовой программе.

4. Европейский совет может единогласным голосованием принять Европейское решение, дающее Совету право принимать Европейский закон, упоминаемый в пункте 2, квалифицированным большинством.

Статья I-56

Бюджет Союза

Европейский закон устанавливает годовой бюджет Союза в соответствии со Статьей III-404.

Раздел VIII

СОЮЗ И ЕГО СОСЕДИ

Статья I-57

Союз и его соседи

1. Союз развивает с соседними государствами особые отношения, направленные на создание пространства процветания и добрососедства, построенного на ценностях Союза и характеризующегося близкими мирными отношениями, основанными на сотрудничестве.

2. В целях исполнения пункта 1 Союз может заключить с соответствующими странами особые соглашения. Такие соглашения могут предусматривать наличие взаимных прав и обязательств, а также возможность совместной деятельности. Их имплементация является предметом периодических консультаций.

РАЗДЕЛ IX

ЧЛЕНСТВО В СОЮЗЕ

Статья I-58

Условия вступления и порядок вступления в Союз

1. Союз открыт для всех государств Европы, которые уважают ценности, указанные в Статье I-2, и привержены идее их совместного продвижения.

2. Европейское государство, желающее стать членом Союза, направляет свое заявление в Совет. Европейский парламент и национальные парламенты ставятся в известность о наличии такого заявления. Совет принимает соответствующее решение единогласным голосованием после консультации с Комиссией и получения от Европейского парламента согласия, которое дано большинством его членов. Условия и процедура приема устанавливаются соглашением между Государствами-участниками и Государством-кандидатом. Это соглашение подлежит ратификации каждым участвующим в нем государством в соответствии с его конституционными требованиями.

Статья I-59

Приостановление некоторых прав, связанное с членством в Союзе

1. По обоснованной инициативе, поддержанной одной третью Государств-участников, обоснованной инициативе Европейского парламента или по предложению Комиссии, Совет может принять Европейское решение, указывающее, что возникла явная опасность серьезного нарушения одним из Государств-участников принципов, указанных в Статье I-2. Совет принимает такое решение большинством в четыре пятых голосов, получив предварительно согласие Европейского парламента.

Прежде чем выносить подобное определение, Совет заслушивает Государство-участника и, действуя по той же процедуре, может обратиться к нему с рекомендациями.

Совет проводит регулярные проверки, чтобы установить, сохраняются ли основания, по которым было вынесено данное определение.

2. Европейский совет по инициативе трети Государств-участников или по предложению Комиссии может принять Европейское решение, указывающее на наличие серьезного и длительного нарушения одним из Государств-участников принципов, указанных в Статье I-2, предварительно предложив ему представить свою позицию. Такое решение Европейский совет принимает единогласным голосованием, получив предварительно согласие Европейского парламента.

3. В случаях, когда было вынесено решение, указанное в пункте 2, Совет квалифицированным большинством голосов может принять Европейское решение о приостановлении некоторых из прав, принадлежащих Государству-участнику в соответствии с Конституцией, в том числе права голоса для члена Совета, представляющего данное государство. При этом Совет принимает во внимание возможные последствия такой приостановки с точки зрения прав физических и юридических лиц.

В любом случае данная страна по-прежнему несет свои обязательства в соответствии с Конституцией.

4. Совет может принять квалифицированным большинством голосов Европейское решение, изменяющее или аннулирующее меры, принятые в соответствии с пунктом 3, в ответ на изменение ситуации, которая привела к введению данных мер.

5. В случаях, оговариваемых данной Статьей, член Европейского совета или Совета, представляющий данное Государство-участника, не принимает участия в голосовании, и Государство-участник не учитывается при подсчете одной трети или четырех пятых государств, о котором говорится в пунктах 1 и 2. Их неучастие в голосовании не препятствует принятию Европейского решения, упомянутого в пункте 2.

При принятии Европейских решений, предусмотренных пунктами 3 и 4, квалифицированное большинство определяется как не менее 72 % членов Совета, представляющих участвующие в голосовании Государства-участники, и не менее 65 % населения этих стран.

В случаях, когда после принятия решения о приостановлении права голосовать, в соответствии с пунктом 3, Совет принимает акты на основе одного из положений Конституции, квалифицированное большинство голосов определяется так же, как и во втором абзаце, либо, если Совет принимает решение по предложению Комиссии или Союзного Министра иностранных дел, — как не менее 55 % членов Совета от участвующих в голосовании Государств-участников, представляющих не менее 65 % населения этих стран. В последнем случае блокирующее меньшинство должно включать минимальное число членов Совета, представляющих более 35 % населения участвующих в голосовании Государств-участников, плюс один голос. В противном случае считается, что достигнуто квалифицированное большинство. 6. Применительно к случаям, оговоренным в данной Статье, Европейский парламент принимает решение большинством в две трети голосов входящих в его состав членов.

Статья I-60

Добровольный выход из Союза

1. Государство-участник в соответствии с собственной конституционной процедурой может принять решение о выходе из Союза.

2. Государство-участник, решившее выйти из Союза, уведомляет о своем намерении Европейский совет. В соответствии с указаниями Европейского совета Союз ведет переговоры и заключает соглашение с этим государством, определяющее порядок его выхода из Союза, учитывая рамки его будущих отношений с Союзом. Указанное соглашение вырабатывается в соответствии с положениями Статьи III-325(3). Оно заключается с согласия Европейского парламента Советом и принимается квалифицированным большинством голосов.

3. Действие данной Конституции в отношении указанного государства прекращается с момента вступления в силу соглашения о выходе из Союза или, если таковое не будет достигнуто, по истечении двух лет после уведомления, упомянутого в пункте 2, если Европейский совет с согласия данной страны-участницы не примет единогласного решения о продлении указанного срока.

4. В случаях, оговариваемых пунктами 2 и 3, член Европейского совета или Совета, представляющий покидающее Союз Государство-участника, не участвует в обсуждении в рамках Европейского совета или Совета, а также в принятии Европейского решения в отношении указанного государства.

Квалифицированное большинство определяется в этом случае как не менее 72 % членов Совета, представляющих участвующие в голосовании Государства-участники и не менее 65 % населения этих государств.

5. Если государство, покинувшее Союз, подаст прошение о возвращении в его состав, такое прошение рассматривается в соответствии с процедурой, оговоренной в Статье I-58.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я