Скоморох. Либретто

Дмитрий Псурцев

В 2124 году рэп является одной из главных форм искусства, знаменитый рэпер Ксиллофонтус Кассиус участвует в церемонии переутверждения Государя – и вдруг совершает непонятную, ужасную ошибку. Наказание неотвратимо. Но… в 1524 году просыпается в избе, и сам себя не помнит, скоморох Ксенофонт: ему предстоит поступить на службу к последнему удельному князю, встретиться с Касьяном-смутьяном, угадывающим строки его песен, сочинить первые образцы древнерусского хип-хопа. Кто же он такой, этот скоморох?

Оглавление

Второе действие, удельное княжество, 1524 год

Сцена I

(изба кружальщика)

Антураж бревенчатой средневековой русской избы, какой она, может быть, представляется воображению человека из 2124 г. Горит красноватая лампочка в форме свечи или лучины. За оконцем полумрак. На лавке, вальяжно раскинувшись, лежит человек, судя по всему, спит. Спустя секунд десять, покряхтывает и пошевеливается. Человек похож на Ксиллофонтуса, но на нём кафтан, сапоги, он имеет средней длины бороду, довольно длинные волосы, подстриженные под горшок.

Человек

Что за притча? Где это я? И что это со мной такое?

Входит чёрный кот, либо кукольный, либо из фанеры (на колёсиках, его тянут за леску), у кота хвост трубой, белая грудка и белые чулочки на лапах.

Человек

О, кот явился. Ну что, какие новости, сударь кот? Опять новый биток принёс? (проходит несколько секунд) Чего молчишь, а?

Кот

(громко и выразительно) Мяу. Мяу. Мяу.

Человек

Да, небогатый репертуар.

Входит девушка с косой, в длинном сарафане. Кот поспешно прячется под стол, лишь хвост торчит наружу.

Девушка

(громко и выразительно, оперным речитативом, в духе «Хованщины») Вот ты куда, кот Севастьян, запропастился! / Знать, чуешь, чью сметану съел, / Носушки с половину опростал. / Уж я тебя…

Человек

(недоумённо) Носушка… Несушка, курица, где-то слышал. А носушка?.. Что это такое, носушка? Может быть, какая-то посудина с носом? Не знаю такого слова. И что это вы, барышня, так странно разговариваете? Как будто это… как будто это опера древнего композитора… ну, который на портрете в музее, в халате, с красным носом. Я потом, после музея, послушал его музычку. Точно! Как же его фамилия? Помню, что на «м». Му… му… Не помню дальше. Коровья фамилия? Нет, не коровья…

Девушка

(речитативом) А что ж здесь странного? / Мне батюшка велел / Перед людьми захожими лихими / Такой держать фасон.

Человек

(издевательским речитативом) А кто это, лихие люди? / Неужли я? (смеётся, потом хватается за голову, продолжает обычным тоном, страдальчески) Что же так голова болит-то? Прямо разламывается. И как меня вообще тут угораздило очутиться? Странная какая-то история. Вот как ты думаешь, кто я такой? (в сторону) Я, правда, и сам этого не помню…

Девушка

Не думаю, а знаю! / Кто ж не знает в окрестностях тебя? / Срамной ты скоморох. / Зовёшься Ксенофонтом. Голова же / Твоя болит, ибо вчера в кружале / Ты выпил много зелена-вина.

Человек

(насмешливо, входя в роль) А ты кто такова, что про меня / Всё ведаешь?

Девушка

Я Леля, дочь кружальщика. / И ты сейчас сидишь / У нас в большой избе. / Вчера сказал отец: / «Пускай уж отоспится, / И дальше прочь идёт своей дорогой, / Петь людям свои песни, потешать их… / Ведь Ксенофонт не злой, а лишь ершистый…» (прибавляет обычным тоном) Вон и гусли твои валяются под лавкой…

Человек

Приснится же такое… Как говоришь, «Ксенофонт»? Ну и имечко! (берёт гусли) Никогда в руках не держал, только знаю, были вроде такие в древности. По форме эта штука крыло напоминает. Строй-то хоть какой у них?.. Струн вижу шесть… Эх, настроить как гитару, да и дело с концом… Где наша не пропадала. DADGAD делать будем. (подкручивает колки, проводит по струнам)

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я