Читательское развитие подрастающего поколения

Галина Александровна Иванова, 2021

В книге рассматриваются исторические, теоретические, методические и организационные аспекты читательского развития детей и юношества в процессе библиотечно-педагогической деятельности. На основе проводимых исследований характеризуются особенности пользователей библиотек разного возраста, их чтение в реальной и электронной среде, анализируются индивидуальные и коллективные методы педагогической деятельности отечественных библиотекарей, их совместная деятельность с педагогами и родителями. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке педагога-библиотекаря. Книга ориентирована на использование в учебном процессе вузов с целью подготовки школьных, детских, детско-юношеских библиотекарей, аспирантов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств. Автор – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Является автором более 200 работ, среди которых монографии, учебная литература.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читательское развитие подрастающего поколения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава2. Становление и развитие педагогики детского чтения

2.1. Условия и предпосылки формирования педагогики детского чтения в дореволюционной России

В истории мировой библиотековедческой и педагогической мысли особое место занимают идеи приобщения к книге, чтению подрастающего поколения, ибо на всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи знаний и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Библиотечная деятельность по работе с детьми берет начало от русской книжности, от времени, когда начала формироваться древнерусская литература и соответственно приемы работы с книгой. А. Н. Ванеев отмечает, что история библиотечного дела в России ХI-ХII вв. относится к числу наиболее изученных периодов, тем не менее предстоит осмысление влияния детской литературы и детского чтения на становление и развитие деятельности библиотекарей, работающих с подрастающим поколением.

Каждая эпоха предъявляет к чтению подрастающих поколений свои требования, которые диктуют не только темы, содержание, но и соответствующую методику работы с книгой среди юных читателей. Так, в Древней Руси господствующее положение в идеологии занимала религия. Ее влияние сказалось на развитии библиотек и на содержании чтения. В ХI-ХII веках первые библиотеки возникли при монастырях и соборах, в фондах которых была широко представлены переводная религиозная литература, жития святых. Наряду с этим, имелись книги исторического содержания, философские и натурфилософские сборники, сочинения по географии, праву, переводы греческих и латинских романов и повестей, а также древнерусская литература.

Наряду с большим количеством переводных изданий, которые довольно широко распространялись на Руси, появляется такой жанр как летописи: «Начальный свод», «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» и др. Одним из самых древних и популярных жанров, служивших воспитательным целям, были поучения. Примером может служить «Поучение Владимира Мономаха» — моральный кодекс своего времени, отличающийся широкими государственными взглядами, благородством, мужеством, уважительным отношением к человеку.

Большую популярность в Древней Руси имели жития святых. Исследователи отмечают положительное воспитательно-образовательное воздействие их на читателей-детей. Дети находили в этих произведениях сведения об окружающем мире, знакомились с природой и географией русских княжеств, с событиями и фактами истории, с замечательными людьми. Жития некоторыми своими сторонами воспитывали в детях положительные черты характера: скромность, трудолюбие, целенаправленность и т. п. Большое влияние на воспитание патриотических чувств оказывали княжеские жития. Одним из самых ярких произведений этого жанра является «Житие Александра Невского», воспевающее мужество и героизм великого патриота, подробно рассказывающего о Ледовом побоище на Чудском озере.

В круг чтения детей и юношества входили исторические легенды и летописные сказания. Специальных произведений для детского чтения еще не существовало. Юное поколение этой эпохи читало те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели и учителя, обучающие их грамоте, отбирали наиболее близкие и доступные детям книги.

Обучение детей в школах велось по греческим, славянским и древнерусским книгам. В 988 г. князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». В 1028 г. Ярослав Мудрый собрал в Новгороде до 300 детей, чтобы «учити книгам». Подобное обучение было и в других российских городах.

Наши далекие предки учили детей относиться к книге с особым уважением и любовью. Книгу восхваляли, учили ее читать. В «Изборнике» Святослава (1076 г.) содержится «Слово о чтении книг», в котором, «пропев восторженно гимн книге», автор дает советы о том, как ее читать. Книгу учили беречь, лелеять, относиться к ней как к святыне. А чтение вслух, для других, для неграмотных, считалось «богоблаженным» делом.

В житийных повестях рассказывается о том, как герои в раннем детстве с увлечением читали книги. В одном из первых произведений русской литературы — «Сказании о Борисе и Глебе» говорится о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира. О книге, чтении немало сведений содержится в новгородских берестяных грамотах. Есть примеры того, как читаемое или услышанное при чтении вслух, дети пытались выразить в рисунках. Так, новгородский мальчик Онфим на берестяных грамотах нарисовал воина, поражающего копьем врага, страшного зверя с длинными зубами, с шестью пальцами и т. п.

Известен опыт обучения детей в учебной библиотеке, созданной в ХII веке Евфросинией Полоцкой. Ю. Н. Столяров, характеризуя ее деятельность, отмечает, что в созданной ею библиотеке два-три года уделялось первому циклу обучения: умению читать, писать, считать, рассказывать наизусть или петь молитвы. Во время второго цикла обучала церковнославянскому, греческому, латинскому языкам, природоведению, риторике, медицине, истории — особенно родословной Рогволодовичей, прошлому Полоцкой земли и всего восточного славянства. Помимо этого, она воспитывала у своих подопечных терпение и воздержание от пороков, чистоту душевную и телесную. Обучала Е. Полоцкая в своей библиотеке и красноречию, а наиболее способных детей — поэтике.

Из сказанного видно, что уже в Древней Руси зарождаются педагогические основы работы с книгой среди подрастающего поколения. Очевидно влияние авторов книг, учителей, воспитателей, библиотекарей, семьи на формирование ребенка как слушателя и читателя литературных произведений. Обязанности библиотекарей этого периода заключались в основном в сохранении фонда и выдаче книг. Судя по тому, что читатели должны были бережно относиться к выданным книгам и своевременно возвращать их книгохранителю, проводилась определенная работа по воспитанию элементарных навыков культуры чтения.

В эпоху Возрождения (ХIV — нач. ХVII вв.), периоды Реформации (ХVI в.) и Просвещения (вторая половина ХVII — ХVIII в.) складываются более благоприятные условия для развития просвещения и образования. Особое значение имело изобретение европейского способа книгопечатания (40-е годы ХV в.), связываемого с именем немецкого изобретателя И. Гуттенберга. Развитие книгопечатания благотворно сказалось на росте числа библиотек, их фондах, на издании книг для детей.

По данным исследования Ф. И. Сетина, первые произведения для детей на Руси появились во второй половине ХV века. В этот период возникает потребность в большом количестве грамотных людей, необходимых для управления освободившимся из-под иноземного ига Московским государством, объединявшим вокруг себя другие княжества и земли. Все это заставляло искать более ускоренные способы обучения. Процесс чтения, в связи с этим, необходимо было сделать более доступным и привлекательным. Поэтому рождение детской книги возникло из потребности просвещения и отвечало практическим нуждам эпохи.

Первой печатной книгой для детей была азбука, составленная первопечатником Иваном Федоровым, изданная в 1574 году. В ней даны советы родителям о воспитании детей. В хрестоматийной части наряду с молитвами помещались различные произведения для самостоятельного чтения, которые можно рассматривать как зачатки поэзии, прозы, публицистики и познавательной литературы для детей.

Большой интерес представляют книги Лаврентия Зизания, изданные в Вильно в 1596 году, — «Наука по чтению и разумению письма словенского», «Грамматика словенска». В них впервые сделана попытка учесть интересы и возможности детей. В первой книге имеется «Лексис», т. е. толковый словарь, в котором объясняется смысл более тысячи непонятных слов, которые могут встретиться при чтении книг. Во второй книге восхвалялась грамматика, рассказывалось о книге, давались советы, как учиться и т. п. В ней впервые появился светский рисунок.

Таким образом, в литературе для детей зарождались педагогические подходы к библиотечному обслуживанию. Пробуждение интереса к книге, учет возможностей ребенка в ее восприятии, рекомендации по работе с печатным текстом — именно в этом значение первых печатных книг для детей в развитии теории библиотечно-педагогической деятельности библиотек.

Разнообразнее в тематическом и жанровом отношении стал круг чтения детей в ХVII веке. Появились книги для чтения, не связанные с учебным процессом. Они лучше и богаче оформляются. Более ярким, образным становится изложение познавательного материала. Книге отводится все большая роль в воспитании растущего человека, в его образовании. Об этом свидетельствуют, например, педагогические взгляды Симеона Полоцкого — выдающегося русского поэта, активного деятеля в области просвещения. Он придавал решающее значение воспитанию, считая, что книга приносит огромную пользу: развивает ум, делает человека образованным, мудрым, трудолюбивым. Учебные и детские книги Симеона Полоцкого, его поэтические книги «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» тесно связаны с его просветительской и педагогической деятельностью. Поэт хотел, чтобы по его книгам ребенок учился читать, обдумывать и понимать читаемое.

Один из первых русских просветителей — поэт Карион Истомин мощным средством распространения просвещения, наряду со школой, считал книгу, которая, по его словам, радость сердцу и чистоту уму приносит, ибо «книжное чтение во вкусе есть сладко». Основную задачу воспитания он видел в формировании нравов, доброты, душевной чистоты, человеколюбия, трудолюбия. Все это нашло выражение в созданных им учебных и детских книгах. Характерной особенностью творчества К. Истомина является стремление понять мир ребенка, особенности детского возраста, восприятие литературных произведений детьми.

К. Истомин — высокообразованный человек, он написал много книг, среди которых был учебник по математике, стихи, переводы с греческого языка и пр. Его букварь с картинками стал своего рода открытием в"жанре"учебника и даже сейчас именно так и делается первый учебник для детей. Верный своим нравственным принципам, К. Истомин рядом с каждой буквой написал поучительный стих, который наставлял детишек, чтобы они знали, как жить по совести. Он готовил детей к тому, чтобы они учились читать тексты духовного содержания — и в книге много слов из религиозной жизни. Чтобы дети ориентировались в жизни, он объяснял своим маленьким читателям слова из жизни повседневной. Словом, книга-открытие, которую интересно читать, рассматривать и узнавать новое.

Работа же над лицевым букварём продолжалась несколько лет. Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр иллюминированного букваря, созданный годом позже, предназначался дочерям царицы Прасковьи Фёдоровны. Оба рукописных экземпляра букваря хранятся в Государственном Историческом музее. Одновременно шла работа по подготовке «более массового» издания «Букваря». Для него разработали целый алфавит, буквы которого состояли из человеческих фигур. Вероятно, источником для букваря послужили азбуки европейских художников — Петера Флетнера (Нюрнберг, около 1540), Джакомо Франко (Венеция, 1596) или Джузеппе Мителли (Болонья, 1683). Но при воспроизведении картинок «Букваря» типографским способом возникли определенные трудности. Тогда К. Истомин обратился к одному из первых русских граверов по металлу — печатнику Оружейной палаты Леонтию Бунину. Ему принадлежал стан для создания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания — в Московском Печатном Дворе. Получив для гравирования рукописный экземпляр учебника, Л. Бунин не стал в точности повторять оригинал, о чём подчеркнул «в подписи», что не только «резал», но и «знаменил» — то есть делал рисунки для гравюр. В 1694 году Л. Бунин закончил работу над «Букварём» — «ради любезного созерцания учащимся», и издание было выпущено в свет в количестве 106 экземпляров. «Букварь» не имел аналогов в русском книгопечатании, и стал первым цельно гравированным изданием, в котором и текст, и рисунки, и книжный декор гравировались на медных досках. Букварь состоял из 44 листов и открывался фронтисписом в фигурной рамке, с текстом, поясняющим содержание и назначение книги. Все листы азбуки оформлялись по одному типу: первое начертание буквы давалось в виде изображения человеческих фигур, затем ряд воспроизведений этой буквы — гравированных инициалов, печатных прописных и строчных, а также рукописных. Причём, как сообщалось в заглавии, воспроизводились не только русские буквы, но также латинские, греческие и польские. Произношение латинских букв разъяснялось польским правописанием. В «Букваре» не было нравоучений и назидательных наставлений. К. Истомин попытался создать учебник, в котором бы занимательные рисунки, сопровождаемые стихами, помогали лучше усвоить азбуку. Букварь К. Истомина представлял исключительное явление для своего времени, отличаясь от всех букварей не только XVII, но XVIII веков. Этот «альбом для любезного созерцания» явился предвестником высокого расцвета русской гравюры на металле последующего столетия. До наших дней сохранилось не более 20 экземпляров.

Писатели выступали в роли руководителей чтения. Об этом свидетельствуют предисловия к книгам. Первый русский поэт для детей Савватий написал четыре предисловия к рукописному сборнику «Азбуковное учение». В этих предисловиях раскрывалось содержание книги, давалась оценка поступкам героев, разбирались достоинства авторского стиля, высказывались разнообразные мысли, суждения. Автор стремился воспитывать у детей любовь к книге, готовил читателя к пониманию произведения, учил делать практические выводы для себя.

Актуально отметить и то, что для воспитания подрастающих поколений широко использовались произведения, заимствованные из культурных сокровищ всего цивилизованного мира: античной Греции, древней Индии, Византии, Ирана, арабского Востока, тюркоязычных народов, средневековой Франции, Италии, Нидерландов и других стран. Русские дети ХVI и особенно ХVII веков читали специально приспособленные для их понимания басни, рассказы, повести, романы, публицистические произведения, исторические и познавательные сочинения.

Все это говорит о том, что в Древней Руси стремились воспитывать детей на лучших образцах мировой литературы, пробуждать интерес к книге, чтению. При отборе литературы в круг чтения учитывали возрастные возможности детей.

К концу ХVII века у учащихся появились возможности пользования учебными библиотеками, хотя круг таких библиотек был еще невелик. В Москве был создан дворянский «коллегиум» с библиотекой, составленной из лучших книг. Центром распространения книжной культуры являлась библиотека Печатного двора. Ею пользовались учителя Славяно-греко-латинской академии, учащиеся типографской школы. В ней была введена должность книгохранителя, в задачи которого входило выдавать книги, вести описи, инвентаризацию фондов, следить за своевременным возвратом книг. Книгохранитель разыскивал и приобретал книги для библиотеки, составлял каталоги.

Большие собрания книг были в монастырских библиотеках. При монастырях имелись школы, мастерские для переписки и перевода книг. Для библиотек выделялись особые помещения. Библиотекари назначались из числа наиболее образованных и начитанных монахов. Главными функциями в их деятельности являлись сохранение книг и их выдача.

Видную роль в образовании и просвещении играли личные библиотеки. Их собирали главным образом представители господствующих сословий. Известны библиотеки царей Ивана III, Василия III, Ивана Грозного. Крупные библиотеки были у царей Михаила, Алексея и др. Царевич Алексей, когда ему было лет 11–12 имел уже небольшую библиотеку, которая содержала познавательную литературу: по геодезии, архитектуре, строительной технике, навигации, водному строительству и др. Книжные собрания имели ученые, писатели, просветители, родовитые князья. Основную часть любителей книг составляли служители церкви. Так, в библиотеке Симеона Полоцкого — богослова, писателя и педагога, организатора школы — имелись книги на латинском и польском языках, церковная литература, исторические произведения, издания римских классиков, латинских проповедников, энциклопедии. Небольшие собрания книг были в семьях мелких чиновников, ремесленников; несколько книг имели дворовые люди, крестьяне и другие слои населения.

О возросшей потребности в чтении и спросе на книги свидетельствует торговля книгами и их распространение по российским городам. Большой популярностью пользовались «Азбука», «Учебная псалтырь», книги нравоучительного характера. Среди церковных книг спросом пользовались Библия и Евангелие.

Однако книги еще мало были доступны широкому кругу читателей, в том числе и детям. Большинство из них не обучалось грамоте — это не значит, что они были совершенно оторваны от книжной культуры. Большая часть детей приобщалась к религиозным текстам во время богослужения. Распространению знаний, воспитанию детей в значительной степени способствовали произведения устного народного творчества. Исследователями установлено, что песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания бытовали в России с древних времен. Большой популярностью пользовались сказочники и бахари не только в крестьянских семьях, но и у царей, бояр. Бахарь был необходим почти в каждом зажиточном доме. Царь Алексей Михайлович, издавший в 1649 году грамоту с приказом наказывать празднословов и смехотворов, устроивший погром скоморохов, сам держал при дворе столетних стариков и любил слушать их рассказы о старине.

В богатых домах держали для детей старух-сказочниц. Сказки в семьях рассказывали также бабушки и мамушки. Рассказывание сказок в российских семьях стало хорошей традицией. В увлекательной и доступной детям форме рассказывались также и исторические предания, удовлетворявшие их естественный интерес к истории. Это хорошо понимали первые русские педагоги. В ХVI веке был составлен для детей «Царственный летописец», куда вошли сказочные предания.

Итак, к концу ХVII века сложились первоначальные представления о педагогике детского чтения. Они возникли из потребности воспитания подрастающих поколений, обучению их чтению, грамоте, решали задачу сделать процесс чтения более доступным и привлекательным. Была обоснована необходимость приобщения детей к лучшим образцам отечественной и мировой литературы, пробуждения у них глубокого интереса к книге, чтению как источнику знаний и самообразования. Утверждалась значимость для руководителей детского чтения понимания мира ребенка, особенностей детского возраста и восприятия литературных произведений детьми. Эти требования находили реализацию как в самой литературе для детей, так и в деятельности педагогов, библиотекарей. Важную роль в формировании потребностей в чтении играли личные, семейные, монастырские, учебные библиотеки. Расширяется круг чтения детей, появляется больше возможностей приобщения детей к книге, чтению. Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей принадлежала семье.

Вопросы и задания:

1. Какие требования предъявлялись к чтению детей в Древней Руси?

2.Проанализируйте опыт обучения детей в библиотеке, созданной Евфросинией Полоцкой. Что в этом опыте вам показалось наиболее значимым?

3. Какие представления о педагогике детского чтения сложились к концу XVII века?

2.2. Педагогические идеи в области детского и юношеского чтения, их роль в развитии библиотечного обслуживания (18 в.)

Веком быстрого и самобытного развития России был ХVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. В течение ХVIII века были основаны Академия наук и Российская академия, открыт Московский университет. С учетом нужд государства открывались учебно-воспитательные учреждения, создавались государственные начальные (цифирные) школы, гарнизонные адмиралтейские школы. Все они были светскими. В Указе Петра I от 28 февраля 1714 г. сказано о необходимости открытия во всех губерниях при архиерейских домах, больших монастырях цифирных школ. К 1718 г. было открыто 42 цифирных училища.

Организация и содержание народного образования и просвещения первой трети ХVIII в. отражали прогрессивные явления культурной жизни России. В этот период осуществлялась разработка идеи создания учебных и публичных библиотек. Автором первых проектов был Ф. С. Салтыков — выдающийся деятель петровской эпохи. В основе его проектов лежали материалы и наблюдения, полученные в результате ознакомления с библиотечным делом ряда стран — Голландии, Франции, Англии. В письме Петру I от 1 декабря 1712 г. Салтыков писал, что «всенародное обучение во всяких свободных науках и во всяких художествах может исправиться и сравнится в краткое время со всеми лучшими европейскими государствами»16. Важное место в достижении этой цели он отводил учебным библиотекам, которые рассчитывались на удовлетворение запросов учащихся в возрасте от 6 до 23 лет и педагогического персонала. В «Пропозициях», адресованных Петру I, Салтыков советовал «велеть из разных языков и из разных наук делать библиотеки как в Англии — в Оксфорде и Кембридже»17.

Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новые учебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале века. Так, в 1701 г. была издана богато иллюстрированная детская книга «Треязычный букварь» Федора Поликарпова, а в 1704 г. его же книга — «Лексикон треязычный». По поручению Петра I Ф. Поликарпов написал также русскую историю для детей. Автор стремился влиять на воспитание у детей интереса к чтению, формировать круг их чтения. Но вместе с тем он предостерегал детей от чтения Цицерона, Сократа, Овидия, Вергилия, басен Эзопа. Вместо них он предлагал «украситься «цветословием» церковных писателей».

Кроме учебных книг в этот период создавались педагогические трактаты, свод правил о поведении учащихся в школе и вне школы. Среди них важное место занимала книга «Юности честное зерцало», представляющая собой свод правил при царском дворе. Эту первую печатную книгу для детей и юношества, написанную живым русским языком, украшенную пословицами, поговорками, меткими выражениями, называют выдающимся памятником Петровской эпохи. Детское чтение обогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшее значение имели отход от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близком живому, разговорному и более доступному детям.

Вопросы детской литературы и детского чтения были в центре внимания самого крупного поэта начала ХVIII в. Феофана Прокоповича. Он имел богатейшую личную библиотеку на разных языках, насчитывающую более 230 тысяч томов. По личной просьбе Петра I Ф. Прокопович написал «Краткую историю России» и «Первое учение отроком». Особую популярность имела его оригинальная детская книга «Первое учение отрокам», которая выдержала двадцать изданий. В большом предисловии к этой книге автор изложил свои педагогические взгляды. Он считал, что воспитанием ребенка надо заниматься с раннего возраста, образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечал Прокопович, должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное — «многажды худше и злейше». В «Духовном регламенте», написанном в 1721 г. для Синода, Ф. Прокопович ставит вопрос об открытии духовных школ, школ для простого народа, отмечая, что при школах надлежит быть библиотеке, ибо школа без библиотеки, как без души. Дело учителя, писал Прокопович, спрашивать ученика о том, произведение какого автора он читал, что записал, «а если чего не разумел, то б ему объяснил учитель». Он отмечал полезность такой работы.

Просветители того времени, отстаивая необходимость образования для каждого сословия, в том числе и для простого народа, уделяли большое внимание вопросам чтения, стремились разработать основы сознательного чтения. Так, видный экономист и публицист И. Т. Посошков, излагая свои педагогические принципы в трактате «Завещание отеческое», писал о прочтении книг и почитании их.: «Егда будеши, сыне мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила, и кая те речь понравится, записывай именно, в коей книге и в коей части… пользу бо великую себе и людям получиш от тоя записки. И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай…» 18.

Во второй трети ХVIII в. прогрессивная общественность во главе с М. В. Ломоносовым активно отстаивала демократизацию просвещения, развитие отечественной науки, создание научных национальных кадров. Заботясь о распространении просвещения, Ломоносов настаивал на создании университета, доступного всем слоям общества. В письме И. И. Шувалову об основании Московского университета он особое внимание уделил созданию университетской библиотеки, а также гимназии при университете: «должна быть гимназия, без которой университет как пашня без семян»19. Свои прогрессивные взгляды на обучение и воспитание гимназистов Ломоносов изложил в «Регламенте московских гимназий». В целях повышения качества обучения и воспитания любви к родному языку он создал свои знаменитые учебные книги — по риторике и «Российскую грамматику».

Вратами своей учености Ломоносов называл книги, прочитанные в детском возрасте. Еще у себя на родине он впервые увидел у старика Дудина книги — арифметику Л. Ф. Магницкого и «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого, с которыми не расставался и выучил наизусть. В 1730 г. Ломоносов, в возрасте 19 лет, отправился из Архангельской губернии пешком в Москву учиться, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Свободное от занятий время он проводил в библиотеке. В круг его чтения вошли летописи, церковные книги на славянском языке, богословские сочинения. В библиотеке Ломоносов перечитал и все философские, физические и математические книги.

М. В. Ломоносов проявлял большую заботу о библиотеках. Эта забота была проникнута стремлением способствовать развитию русской культуры, науки, просвещения. Этими же стремлениями он руководствовался, создавая свои научные и поэтические произведения. Его «Риторика», включающая превосходно переведенные произведения разных народов, значительно расширила круг литературных знаний русского читателя.

Последователи Ломоносова, его ученики, профессора Московского университета, открытого в 1755 г., рассматривали проблемы воспитания и обучения не только дворянской, но и молодежи других сословий. Ставились вопросы о целях обучения и воспитания подрастающего поколения, о роли нравственного воспитания в формировании личности человека, о литературе как средстве воспитания и образования. Итогом прогрессивной педагогической мысли этого периода является коллективный труд профессоров Московского университета «Способ учения» — методические рекомендации, изданные в 1771 г. В этом труде изложены научные основы дидактики и методики обучения в гимназиях и других учебных заведениях. Он нацеливал на необходимость руководствоваться в работе с учащимися принципами активности и сознательности. В нем отмечается, что «никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может». Это требование в полной мере можно отнести и к библиотекарям.

В последней трети ХVIII в. правительство Екатерины II принимает меры по расширению сети учебных заведений. К концу ХVIII в. открылось 315 малых и главных училищ с общим числом учащихся около 20 тыс. человек. Этого было явно недостаточно для такой огромной страны как Россия. Но все же это был шаг вперед на пути создания государственной системы народного просвещения, в том числе и открытия новых учебных библиотек.

В этот период происходит количественный и качественный рост литературы для детей. В создании произведений для юных читателей принимали участие крупнейшие ученые, писатели, политические и государственные деятели. Даже императрица Екатерина II писала многочисленные произведения во всех жанрах, издавала журналы. В этот период зарождается детская журналистика. Детские книги издаются не только в столицах, но и в других городах: Курске, Смоленске, Костроме, Владимире, Саратове и др.

Наиболее значительный вклад в развитие педагогики детского чтения внесли Н. Г. Курганов, А. Т. Болотов, Н. И. Новиков. Большую популярность у читателей имела книга Н. Г. Курганова «Письмовник», выдержавшая 18 изданий. Это энциклопедическая книга нового типа, в которой нашли отражение последние достижения науки, рекомендовались произведения народного творчества. В этой книге Курганов высказал свои взгляды по вопросам воспитания, образования и детского чтения. Доброе воспитание, утверждал он, есть «надежнейший залог благосостояния государства». Книга для Курганова — лучший друг, который поучает мудрости.

Значительным и оригинальным произведением для чтения детей явилась «Детская философия» А. Т. Болотова. По содержанию — это энциклопедическая книга, а по форме — беседы детей со взрослыми. Болотов в этой книге выступил как популяризатор научных знаний среди детей. Важное место в его книге, особенно в первой части, рассчитанной на читателей младшего возраста, занимали проблемы нравственности, взаимоотношений между людьми, которые решались как в просветительском, так и в религиозном духе. «Детскую философию» Болотов читал после уроков ученикам своего пансиона сначала в рукописи, а потом уже печатный экземпляр.

Заметим еще одну особенность в деятельности Болотова как педагога — это стремление к комплексному использованию искусств в воспитании детей. Страсть к театру, увлечение педагогикой и литературой, занятия с детьми привели его к мысли организовать театр, в котором бы актерами и зрителями были дети. В 1779 г. в селе Богородицке Тульской области был открыт первый в России детский театр, на сцене которого за два года его существования было поставлено около 20 пьес, в том числе и пьесы самого Болотова.

Библиотековедов привлекает статья А. Т. Болотова «Современник, или Записки для потомства» (1795 г.), имеющая подзаголовок «О выдаваемых книгах и объявлениях об оных и о злоупотреблениях при том бывших». Эта работа имеет прямое отношение к отбору необходимых библиотеке книг. В ней Болотов поставил вопрос об оценке вновь выходящей литературы. Эту задачу он связывал с отбором книг в личные библиотеки и выдвигал предложение о создании такой книги, в которой бы «достоинство всех книг прямо и беспристрастно было изображено» или хотя бы издавался журнал, в котором на новые книги была бы самая короткая критика. Болотов обращал внимание на методы предварительного просмотра книги. Он ставил вопрос об издании особых книг, содержащих советы молодым людям, желающим иметь библиотеки. В этих книгах, по его мнению, должна быть краткая и разумная критика и советы о том, какие книги выбирать и какие «обегать должно». Эти мысли Болотова встретили понимание и поддержку со стороны просветителе ХVIII века.

Одним из выдающихся просветителей этого периода был Н. И. Новиков. Из книг, которые он издал, можно было составить разносторонне подобранную библиотеку. Новиков издавал книги на русском и иностранном языках, учебники, словари, книги по истории, географии и другим наукам, художественные произведения, журналы — «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и др. В 1772 г. он издал «Опыт исторического словаря о российских писателях», где даны сведения о 317 писателях.

Заботясь о распространении просвещения в России, о том, чтобы книги могли читать те, кто не в состоянии их купить, Н. И. Новиков открыл бесплатную публичную библиотеку-читальню при университетской книжной лавке в Москве.

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. Ярким событием в жизни юных россиян стало издание Новиковым журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789 гг.), выходившего каждую субботу как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Этот журнал — первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского и юношеского чтения. Он обращен к «российскому юношеству», которое не знало иностранных языков и из-за этого «либо совсем ничего не читало, либо обременяемы были чтением несоразмерным ни их развивающемуся еще понятию, ни памяти их»20.

Особенности организации чтения молодого поколения в системе Новикова состояли в том, что издаваемый им журнал стремился дать объективные и подлинно научные знания по физике, истории, географии и некоторым другим наукам в соответствии с уровнем развития учащихся, их возрастными особенностями. Одновременно система чтения преследовала цели воспитания истинного патриота и гражданина отечества. Материалы в журнале имели, как правило, художественный характер и отличались вместе с тем полемической направленностью, что способствовало пробуждению интереса к чтению, развитию у детей любознательности. Такой подход к отбору материала оказал большое влияние на русскую прогрессивную педагогику и организацию детского и юношеского чтения.

Деятельность Н. И. Новикова в значительной мере предопределила историческое развитие теории и практики руководства детским и юношеским чтением в России. С момента своего возникновения профессионально организованное и руководимое чтение юного поколения приобрело демократический характер и было идейно связано с прогрессивным общественным движением.

Демократическую линию в сфере детского и юношеского чтения продолжил А. Н. Радищев, произведения которого часто были рассчитаны для чтения мальчика или юноши. К ним можно отнести не только «Путешествие из Петербурга в Москву», но и его произведения «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Слово о Ломоносове», «Слово о Пугачеве», «Житие Федора Васильевича Ушакова». Общая критика государственного устройства в статьях Радищева сочеталась с критикой системы воспитания и образования, господствовавшей в сфере российского дворянства. Социальный идеал писатель видел в обществе «мудрых и знающих» людей. Он писал, что преимущества человеку могут дать только знание и благородство, что путь к ним лежит через образование, познание и чтение, возвышающие душу и ум человека.

C удивительной для своего времени четкостью А. Н. Радищев сформулировал мысль о единстве знания и нравственности, о необходимости в первую очередь нравственного воздействия на ребенка в процессе чтения.

Идеи Н. И. Новикова и А. Н. Радищева о детском, юношеском чтении противостояли консервативным сословным представлениям, призывающим ограничить круг чтения молодых людей и воспрепятствовать проникновению грамотности в широкие массы русского народа. Разработанные выдающимися просветителями основы педагогики чтения получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов и библиотекарей России в ХIХ в.

Библиотеку уже в ХVIII в. стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное распространению просвещения и развитию экономики и науки. Перед библиотеками ставилась задача не только собирать и хранить книги, но, прежде всего, выдавать их для чтения, обеспечивать доступность фондов для расширяющегося круга читателей. В течение ХVIII в. было открыто немало библиотек разного назначения. И. И. Бакмейстер писал, что в России «находится библиотек столько, сколько может быть иной себе не воображает».

В 1786 г. появился «Устав народным училищам в Российской Империи», в котором говорилось о том, что в каждом губернском городе должно быть по одному четырехклассному главному городскому училищу. В уездных городах могли открываться малые народные училища. В главных народных училищах предусматривалось создание книгохранилищ, состоящих из разных иностранных и российских книг, особенно по учебным предметам.

В связи с открытием публичных и учебных библиотек ставятся вопросы организации библиотечного обслуживания читателей, оказания им помощи в выборе книг. Деятельность библиотекаря в этот период стала приобретать педагогическую направленность. Так, профессор Х. А. Чеботарев, назначенный в 1776 г. заведующим библиотекой Московского университета, помогал студентам учиться методам самостоятельной работы с книгой, формировал у них навыки систематического чтения и умения выбирать книги. Студенты и учащиеся гимназии собирались в библиотеке для чтения и для бесед о прочитанном.

В 1779 г. была издана речь Х. А. Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению», в которой обосновывается чтение как путь к достижению «учености». Он обосновал правила «благоразумного чтения лучших и полезнейших книг», что способствует приумножению знания. Чеботарев советовал делать правильный выбор книг, руководствуясь при этом рекомендациями научных журналов, знающих людей, предостерегал от торопливого и беспорядочного чтения, отмечал необходимость систематичности в чтении, критического подхода в оценке книг. Рекомендовал проводить «ученые состязания, или так называемые диспуты», которые дают возможность испытать «силы разума», выявить истину.

В библиотеках начинают обращать внимание на создание удобств для чтения и оказания помощи читателям в выборе книг. Правила и инструкции некоторых библиотек обязывали библиотекарей собирать сведения о хороших писателях, изучать лучшие книги, учитывать при выдаче вкусы и склонности читателей. Следовательно, в работе библиотек учебных заведений проявлялись первые элементы организации чтения учащихся и их изучения.

В этот период высказываются мысли о требованиях к библиотекарям. В. Н. Татищев в изданном в 1793 г. лексиконе / словаре/ указывает, что библиотекарь «должен быть многих наук и разных языков… наученный, к тому прилежный читатель, всякой книги качество знать». Он обязан оказывать помощь читателю в выборе книг, обращаться с ним «учтиво, ласково и помощником к приобретению полезного знания себя показывать».

Таким образом, возникновение библиотечно-педагогической деятельности теснейшим образом связано с развитием культуры, образования, просвещения, с изданием и распространением книг, с созданием библиотек. Первоначальные представления о педагогической сущности деятельности библиотекарей формировались под влиянием развития детского и юношеского чтения.

Прослеживая состояние библиотечного дела и развития чтения в России в ХVIII в., следует отметить низкий уровень работы библиотек, их недоступность широкому кругу людей и лишь начальный этап распространения самообразовательного чтения преимущественно среди привилегированных слоев русского общества. Исследователи указывают, что, по официальным данным, в 1783 г. на 800 человек в России обучался только 1, прослойка грамотных людей составляла всего 4 %21. Однако и в этих неблагоприятных условиях растет число книг и библиотек. Получает свое первоначальное становление и развитие специальность библиотекаря как просветителя и организатора чтения.

Вопросы и задания:

1. Какие требования выдвигались к содержанию и организации чтения детей в XVIII веке?

2. Почему деятельность Н. И. Новикова в значительной мере предопределила развитие теории и практики библиотечного обслуживания подрастающего поколения?

3. Какое влияние оказывали педагогические идеи в области детского и юношеского чтения на становление деятельности библиотек?

2.3. Развитие педагогических идей в области детского и юношеского чтения, их реализация в деятельности библиотек (19 — начало 20 в.)

В трудах писателей, критиков, педагогов ХIХ в. содержится множество идей, суждений по вопросам детского, юношеского чтения, которые сыграли большую роль в формировании теории библиотечной работы с подрастающим поколением.

В. Г. Белинский (1818–1848) считал литературу действенным средством образования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии 1840 г. «О детских книгах» он писал: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека… Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон»22. Критик отмечал непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу. Его не удовлетворяло состояние детского, юношеского чтения. Большей частью для детей предназначались произведения далеко не лучших зарубежных авторов конца ХVIII — начала ХIХ в., приспособляемые русскими переводчиками к требованиям официальной идеологии и педагогики (книги Ренневиля, Кампе, Коцебу, Шмидта или Беркеня, Бульи и Жанлис). Безликие и безжизненные, слащаво-сентиментальные произведения были ненавистны критику. Резко критикует он и реакционно-дидактические сочинения отечественных писателей: А. Зонтаг, А. Ишимовой, В. Бурьянова (Бурнашева), П. Фурмана, Б. Федорова.

В. Г. Белинский сформулировал требования к содержанию и специфике детского, юношеского чтения. Он доказывал необходимость ориентировать чтение на развитие чувств, воображения. Книга для детей должна быть занимательной, дарить радость, наслаждение, будить любознательность. Белинский раскрыл и отстоял в борьбе с реакционной критикой и официальной охранительной педагогикой непреходящую силу нравственно-эстетического воздействия на молодое поколение произведений отечественных писателей — И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова.

Истинным воспитателем детей критик считал В. Ф. Одоевского. Он горячо приветствовал «Русские сказки дедушки Иринея», пробуждающие у читателей «любознательность, наблюдательность и любовь к природе». Особую роль в формировании гражданских чувств отводил историко-художественной литературе, полагая, что она даст юному гражданину примеры «великих действий представителей человечества».

Белинский рекомендовал для детского, юношеского чтения переводную литературу: романы Вальтера Скотта и Фенимора Купера, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Дон Кихот» Сервантеса, произведения Гофмана, «Илиаду» и «Одиссея» Гомера. В круге детского и юношеского чтения большое место отводил Белинский научно-познавательной литературе. Об этом свидетельствуют рецензии на статьи и книги по зоологии, астрономии, минералогии, географии и т. д.

Непреходящее значение имеют мысли Белинского о психологии восприятия литературных произведений. Необходимой ступенью их постижения он называет момент «внутреннего и задушевного освоения и сдружения» с ними, насыщение «непосредственного чувства». Именно это чувство создает психологическую почву для «приемлемости впечатлений изящного» и в конечном счете — для общего понимания произведения, способности читателя сформулировать свое суждение о нем. «Непосредственное чувство» активизирует фантазию читателя, становится основой читательского творчества. Вместе с тем, по мнению критика, в процесс «наслаждения чтением» необходимо включать знания, мысль, так как наиболее богатая и плодотворная форма постижения художественной реальности рождается через неразрывное, гармоническое единение в этом процессе знаний и эмоций, разума и чувства. Полноценное освоение литературного произведения, считает Белинский, требует от читателя современных понятий о творчестве, то есть определенного уровня эстетического развития. В его основе, по мнению критика, расширение читательского кругозора и одновременно просвещение читателей в общетеоретических проблемах культуры и литературы.

Эффективность воспитательного воздействия книги, по мнению Белинского, во многом зависит от целенаправленного руководства чтением, которое основывается на умении воспитателя разобраться в литературных произведениях и на всестороннем знании читателя-ребенка. Критик привлек внимание руководителей чтения к возрастным и индивидуальным особенностям юных читателей, требовал учета их при создании книг и воспитании литературой: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно затушить в нем всякое развитие»23.

Белинский нацеливал педагогов на необходимость уважительного отношения к ребенку, всемерного развития его индивидуальных способностей. Он призывал развивать у детей с самых ранних лет «чувство изящного». Белинский считал, что при рассказывании, например, следует не выговаривать «нравственную мысль», а давать ее почувствовать, не делать «из нее вывода в конце рассказа», а представить детям возможность самим ее вывести.

А. И. Герцен (1812–1870), сознавая себя продолжателем дела Радищева и декабристов, многократно возвращался к мысли о передаче революционных и патриотических традиций молодому поколению через чтение: «Книга — духовное завещание одного поколения другому… в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий; она программа будущего»24. Герцен считал, что воспитание «молодых штурманов будущей бури» невозможно без привлечения книжных богатств и активного участия юношества в общественной жизни. Он горячо приветствовал открытие публичной библиотеки в Вятке 6 декабря 1837 г. как «храма мысли». Герцен выявляет закономерности возрастного развития личности, его движущие силы и характерные особенности каждого возрастного периода.

Обобщая свои наблюдения и размышления о развитии детей, писатель делает вывод, что они рано обнаруживают богатство и глубину переживаний, что дети не только пытливы, но и проницательны, «упорно возвращаются… ко всему таинственному и страшному, и допытываются с удивительной настойчивостью и ловкостью до истины». У детей рано возникают социальные чувства. Они стремятся к обществу товарищей, сверстников. Герцен отмечает, что дети — жадные слушатели, потому что любознательны: они любят много раз слушать один и тот же рассказ. Их привлекают не только сказочные, фантастические сюжеты, но и исторические события, факты из современной общественной жизни, особенно если они имеют героический характер.

Признавая значение каждого жизненного периода для читательского развития, Герцен особо выделяет юношеский возраст, когда обогащается и углубляется внутренняя жизнь, жизнь чувств, воображения, начинается интенсивная работа мышления. Юношество стремится понять причины всего существующего, отыскивает ответы на свои вопросы не только в художественных произведениях, но и в научных, научно-популярных книгах.

Актуальной для педагогов-библиотекарей являлась мысль Герцена о том, что в целях формирования мировоззрения нужны особый отбор материала и особые методы его передачи. Он дает замечательный пример сообщения научных знаний в своих произведениях «Разговор с детьми» и «Опыт бесед с молодыми людьми». Учитывая возрастные психологические особенности читателей, уровень их подготовки к восприятию знаний, Герцен добивается, чтобы слушатели восприняли его объяснения явлений действительности не как навязанные извне, а убедились в его правоте, согласились с его доказательствами. Он вовлекает их в «логический процесс», активизирует их умственную пытливость, любознательность, постановкой вопросов стимулирует дальнейшую самообразовательную деятельность.

Герцен высоко ценил систематическое самообразовательное чтение по определенной программе. Он писал, что его собственное бессистемное чтение в детские годы было «одним из главных препятствий серьезному учению». В дальнейшем Герцен составлял списки книг для себя и для своих близких. Например, список книг для его пятнадцатилетней дочери содержит широкий круг литературы: учебные пособия по математике, истории и географии, в том числе и по географии России, сочинение Брема «Жизнь животных», поэмы Байрона, сочинения Корнеля, сказки Андерсена, «Путешествия» Купера и др.

Герцен считал необходимым с детских лет формировать у читателей умения и навыки сознательного и критического чтения, а также перечитывания лучших литературных произведений. Ссылаясь на личный опыт чтения, он писал: «У меня страсть перечитывать поэмы… великих maestri: Гете, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта»25 (59, с. 279). По мнению Герцена, человек по-новому читает и воспринимает произведения великих писателей при перечитывании. Более качественное прочтение — результат нового в его жизненном и читательском опыте, в его мыслях и переживаниях. Это и показатель его духовного развития и влияния чтения.

Признавая значение руководства чтением, Герцен выражал опасение, что при некоторых условиях оно может затормозить непосредственное эмоциональное восприятие произведений. Это происходит в том случае, если оценивать неповторимые по своей глубине и красоте художественные произведения под углом зрения «обыденной житейской мудрости», которая является показателем полного равнодушия к ним. А между тем эти произведения нужно читать с увлечением, cо страстью, и это поможет «проникать глубже в предмет, охватывать его своим огнем».

Восприемниками передовых идей в педагогике детского и юношеского чтения стали революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Их деятельность начиналась в новых исторических условиях.

Н. Г. Чернышевский (1828–1889), борясь за воспитание «нового человека», мечтал, чтобы книги для детей и юношества были «учебником жизни», действенным средством образования и самообразования, формирования нравственных качеств и революционно-демократических идеалов. Этим определяется боевой дух его статей и рецензий, которые он публиковал в журнале «Современник» в 1854–1862 гг. Чернышевский отстаивал содержательность круга детского, юношеского чтения. Еще в студенческой работе «О том, какие книги должно давать читать детям» (1849) он опровергал доводы «ограничителей детского чтения».

Критик отстаивал современный социальный роман как чтение не только интересное, но и полезное для детей, требовал уважения к уму и любознательности юных читателей. В рецензии на книгу о Пушкине Чернышевский писал, что с детьми можно серьезно говорить об истории, о нравственных науках, о литературе. Он привлек внимание педагогов к особенностям детского восприятия книги. В рецензии «Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии» (1860) он писал, что пусть дети читают какие хотят книги, но «во всех книгах они будут замечать лишь шумные сцены сражений, разных геройских подвигов, а любовные интриги они будут пропускать без всякого внимания».

Критик хорошо понимал психологию читателя-подростка. В предисловии Чернышевского к книге о Пушкине читаем: «Кто потрудится перенестись мыслию к собственному детству и отрочеству, тот, верно, вспомнит, как в то время хотелось ему казаться большим и как отталкивало его одно название детский»26.

Большое внимание Чернышевский уделял самообразовательному чтению. Призывал шире распространять знания с помощью хороших и нужных книг. В 1878 г., находясь в вилюйской ссылке, размышляя о характере воспитания и обучения сыновей, Чернышевский писал: «Учение в школе — это еще не учение, надо самому учиться тому, что нравится, развивать любовь к чтению, особенно к произведениям передовой русской литературы, т.к. Пушкин, Лермонтов, Гоголь… все-таки гораздо важнее и в тысячу раз умнее, чем все школьные книги всех на свете школ»27.

Развитие читательской активности и самостоятельности, воспитание сознательного, критического отношения к книге, постоянное изучение учащихся как читателей, глубокое понимание их психологии — эти педагогические принципы были положены в основу деятельности Чернышевского как учителя словесности и заведующего библиотекой в Саратовской гимназии. Они сохраняют свою ценность и в наши дни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читательское развитие подрастающего поколения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И.А. Соловков. — Москва: Педагогика, 1987. — С.172.

17

Там же. — С. 56.

18

Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И.А. Соловков. — Москва: Педагогика, 1987. — С. 68.

19

Там же. — С.93.

20

Сетин, Ф. И. История русской детской литературы, конец Х — первая половина Х1Х в.: учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов /Ф. И. Сетин. — Москва: Просвещение, 1990. — С. 60.

21

Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов. — Москва: Высш. шк., 1986. — с. 15.

22

Белинский, В. Г. О детской литературе /В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. — Москва: Дет. лит., 1983. — С. 82, 91.

23

Там же. — С. 91.

24

Герцен, А. И. Речь на открытии публичной библиотеки в Вятке 6 декабря 1837 г. /А. И. Герцен //Собр. соч..: В 30 т. — Москва: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1. — С. 367–368.

25

Герцен, А. И. Записки одного молодого человека /А. И. Герцен // Собр. соч.: В 30 т. — Москва: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 279.

26

Белинский В. Г. О детской литературе /В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. — Москва: Дет.лит., 1983. — С. 241.

27

Там же. — С. 233.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я