Записки врача. С серьёзными основами акупунктуры и вступлением к гомеопатии

Владимир Максимович Мойсеенко

В книге описываются первые шаги молодого врача, первые удачи и неудачи, даются основы акупунктуры, которые помогут не только начинающим иглотерапевтам, но и уже опытным профессионалам. А также даётся представление о гомеопатии, как о научной и полноправной ветви развития медицины, о её подвижниках и сложностях её принятия академической медициной.

Оглавление

Глава 6.

Начало практики

Наше пребывание в интернатуре закончилось, и по распределению я попал в небольшой городок. В больнице я полдня принимал пациентов в поликлинике, а полдня работал с больными в стационаре. И конечно же, я часто применял мою любимую акупунктуру, хотя официального разрешения на это я не имел, поскольку на тот момент ещё не окончил курсов по акупунктуре. В больнице, где я работал, удивительным образом невропатологами были не только завотделения неврологии, что само собой разумеется, но и начмед и главврач. Отношение ко мне было вполне доброжелательным. Поначалу некоторые трудные случаи заболеваний, не реагирующие на обычные средства лечения, они начали направлять ко мне, на акупунктуру. Мол, поможет иглотерапия — хорошо, а нет — так на нет и суда нет. Всё равно ничего не помогает. Начмед, прислав ко мне своего пациента с невритом лицевого нерва, даже начал мне показывать, как ставить иглы, уверяя меня и пациента, что тоже занимался акупунктурой. Правда, между нами говоря, иглы он тыкал совсем мимо точек и так неглубоко, что они просто висели, готовые упасть. При этом он распространялся среди больных и коллег, что акупунктуре меня научил именно он. Я, конечно, поправлять его не стал, но как только он вышел из палаты, иглы переставил. Появились первые удачные результаты моего лечения. Ко мне начали обращаться пациенты из других отделений. Как-то обратился молодой человек с пансинуситом. На рентген-снимке все придаточные пазухи носа были забиты гноем. Парень испытывал сильные боли, температура тела достигала 39 градусов. Проблема состояла ещё и в том, что он был выраженным аллергиком и наотрез отказался от всяких антибиотиков. Поэтому одновременно с акупунктурой я использовал аутоуринотерапию: трижды в день он должен был выполаскивать пазухи носа собственной свежей мочой. Моча набиралась в стакан и втягивалась через отверстия носа, сначала с одной стороны с зажиманием противоположной ноздри, а затем — с другой, при этом через рот она выпускалась. Перед сном делались компрессы с мочой на область лобной и гайморовых пазух. При этом желательно, чтобы моча отстоялась три дня. Довольно быстро прошли боли и нормализовалась температура тела. Когда через 10 дней врач из ЛОР-отделения сделал контрольный снимок, он был поражён: все пазухи полностью очистились от гноя.

Обращались ко мне и желающие бросить курить. Им помочь было довольно просто. Сутки они должны были не курить, затем приходили ко мне в состоянии абстиненции, и я снимал её с помощью игл. Обычно иглы ставились в точку Инь-тан, посредине между бровями. При этом игла вводилась вертикально в направлении корня носа до ощущения иррадиации в нос. Затем добавлялись две точки Ин-сян (20-я точка меридиана Толстого кишечника) и четвёртая точка того же меридиана Хэ-гу, одна из наиболее популярных точек акупунктуры. Иглы держим обычно 20—30 минут, периодически подкручивая. И такие сеансы при необходимости повторяем до четырёх раз, через день. Нередко хватает одного сеанса.

Как-то ко мне обратился наш лифтёр дядя Миша. Это был пожилой человек, лет за семьдесят. Сообщил, что его замучил кашель. Врачи ему советуют бросить курить, но он сам никак не может бросить. Ему хватило одного сеанса акупунктуры. После чего он уже больше не курил.

Были и некоторые специфические пациенты из спецкомендатуры. То были условно заключённые, отрабатывавшие свой долг перед обществом на серном комбинате. Несколько таких ребят обращались ко мне с просьбой снять зависимость от наркотиков.

Хорошие результаты показала иглотерапия при неврите лицевого нерва, особенно свежем неврите. Был случай, когда один пациент уже через неделю восстановил подвижность мускулатуры поражённой части лица только на акупунктуре.

В общем, результаты были неплохими. Слух обо мне прошёл по всему небольшому городку. И пациенты, попадая в стационар, стали проситься направить их именно в мои палаты. Таким образом, мои палаты были всегда полными, а палаты других докторов были полными не всегда. Особенно это обеспокоило завотделения, начмеда и главврача, которые также имели свои палаты и пациентов в них. Как-то главврач вызвал меня к себе и сообщил, что запрещает мне заниматься акупунктурой и мануальной терапией, поскольку у меня нет соответствующих курсов. Что мне оставалось делать? Пришлось снизить свою акупунктурную активность. Во всяком случае в стационаре. Однако в тех случаях, когда я видел, что данному пациенту иглотерапия очень даже показана, то нередко не сдерживался и ставил иглы. Несколько раз меня на этом ловили. Было собрание коллектива больницы, где мне ставили на вид моё недостойное поведение. Собирали профсоюзное собрание, где требовали от меня в очередной раз отказаться от пагубной практики. Любочка моя меня успокаивала, но нервы мои были на пределе. Так продолжалось до тех пор, пока мне не удалось добыть путёвку на курсы по иглотерапии (рефлексотерапии, как она у нас называлась) в Харьков. После чего я уже занимался акупунктурой спокойно, не обращая внимания на недоброжелательных коллег.

За время моей службы в городской больнице я успел переболеть инфекционным гепатитом. В инфекционном отделении я провалялся два месяца. И это время я посвятил переводу книги доктора У Вэй Пина «Китайская акупунктура». Это был английский перевод китайского учебника, написанного президентом Китайского общества по исследованию акупунктуры и уже переведённого на французский язык. Книга написана простым и понятным языком. Удивительно просто в ней излагаются вопросы акупунктуры, крайне запутанные в нашей литературе.

Акупунктура получила толчок к своему развитию и более широкому распространению в период царствования Жёлтого императора — Хуан Ди. Уже тогда использовались в качестве лекарств различные яды. Особенно популярными были соли ртути. От побочных действий таких лекарств люди нередко получали серьёзные осложнения и умирали. Если посмотреть на побочные действия современных фармакологических средств, то вы не удивитесь, что нередко после назначения одного лекарства врач назначает другое, чтобы бороться с побочным действием первого. Нередко современные лекарства так раскачивают утлую лодочку нашего организма, и без того подверженного различным вредностям, что баланс функций нарушается безвозвратно.

В трактате «Хуан-ди Нэй Цзин» приводятся слова Хуан Ди, с которыми он обращается к своему врачу Ци Бо:

Хуан Ди говорит Ци Бо: Я, вождь великого народа, долженствующий получать от него большую дань, опечален тем, что не могу собрать её, ибо мои люди часто болеют. Поистине, мой народ достоин сожаления, и мне не хотелось бы, чтобы он опрометчиво поглощал в прописываемых знахарями настойках разные яды. Я хочу, чтобы людей лечили с помощью небольших игл, используемых в акупунктуре. Я приказываю, чтобы этот метод был передан всем последующим поколениям и чтобы законы, касающиеся этого метода, были точно установлены, чтобы было легче использовать их, тяжелее забыть и чтобы в будущем они не были заброшены. Кроме того, чтобы эти закономерности аккуратно исполнялись и чтобы путь к исследованию был открыт.

Интересен ещё один вопрос Хуан Ди к Ци Бо и ответ последнего, не потерявший актуальности и теперь:

Император Хуан Ди: Мне приходилось слышать о том, что в древние времена люди доживали до столетнего возраста. Но в наши дни даже пятидесятилетний уже является развалиной. С чем это связано: с изменением обстоятельств или же вся вина за это лежит на людях?

Врач Ци Бо: В древние времена люди жили согласно Дао, или Высшему Закону. Соблюдая правила иньско-янских взаимоотношений, они были воздержанными и вели упорядоченную и простую жизнь. А потому, будучи здоровы и душой и телом, они и могли жить до ста лет. В наше же время, поскольку люди спиртные напитки пьют точно обычную воду, ищут всё новых и новых удовольствий и предаются невоздержанности, они не живут более пятидесяти лет. Согласно учению мудрецов, для того, чтобы избежать «извращённых фэнь» (патогенные внешние воздействия) — необходимо вести простую и спокойную жизнь. Сохраняя тем самым всю свою энергию «в резерве», обеспечиваешь неуязвимость тела для болезней. Для того, чтобы сердце его пребывало в покое, мудрец должен воздерживаться от желаний; усталость тела — допустима, но никак не допустимо истощение духа. Живя в подобной простоте, человек и в наши дни может прожить до ста лет.

Как мы знаем, на Руси люди проживали и дольше. Известен указ Петра Первого об уничтожении всех трёхсотлетних старцев. А если мы пройдёмся по кладбищу при Донском монастыре или по любому другому старому кладбищу, то найдём немало людей, проживших более 100 лет.

Я далёк от мысли, что всю современную фармакологию следует выбросить на помойку. В острых ситуациях она нередко помогает человеку выжить, как и хирургия. Но если можно решить ситуацию без использования средств с выраженными побочными действиями, то почему не воспользоваться акупунктурой, гомеопатией, мануальной терапией, магнитотерапией и прочими неакадемическими методами лечения? Арсенал врача не должен быть ограничен только академическими методами.

На заре моей карьеры невропатолога ко мне в палату поступил пациент с ишемическим инсультом в результате тромбоза мозговых сосудов. Заведующая отделения порекомендовала мне назначить антикоагулянты. Благодаря чему тромб рассосался, но как побочное действие возникло кровоизлияние в мозг — геморрагический инсульт, от которого пациент и скончался. И как же быть с нашим замечательным девизом Non nocere! — «Не навреди!», если большинство препаратов, используемых современной медициной, имеют множество побочных действий? И как вам побочные действия вакцин, среди которых синдром внезапной смерти?..

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я