Зачем нужна семья, или Чему и как учить детей в XXI веке

Антонина Федорищева, 2023

Сегодня вряд ли найдутся родители, которых не волновал бы вопрос: «Чему и как учить ребенка в XXI веке?» Автор книги – педагог, семейный психолог и многодетная мама щедро делится профессиональным и личным опытом, и призывает своего читателя искать собственный стиль воспитания, подчеркивая, что универсального рецепта не существует.Эта книга – не просто набор советов для пап и мам, а скорее дружеская беседа о том, как не потерять веру в себя, воспитывая детей в наше стремительное время, полное технологических новаций и избытка информации.Задачи, которые поставил перед собой автор:– воодушевить читателя на поиски своего индивидуального стиля воспитания;– помочь настроить взаимоотношения с системой образования;– снизить уровень родительской тревоги за будущее ребенка;– обозначить важные моменты на пути взросления детей;– взглянуть на сложности как на возможности и поверить в свои силы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зачем нужна семья, или Чему и как учить детей в XXI веке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

СЕМЬЯ. РАДОСТЬ БЫТЬ РЯДОМ

«Не ограничивай ребенка своим собственным опытом,

ибо он рожден в другое время».

Древнееврейская пословица

1.1.

Роль семьи в формировании личности

Почему я поставила главу о семье на первое место? Потому что искренне считаю, что каждая личность нуждается в другой личности. Мы все стремимся к свободе творчества, свободе обретения своей целостности, свободе самоутверждения и самоактуализации. Это стремление невозможно без «окружения», в котором мы отражаемся, изучаем себя и других, учимся понимать и ценить себя и окружающих как часть себя.

Именно в семье закладываются основные ценности, правила и нормы поведения, именно семья транслирует правильное отношение к себе и к миру, учит с ним взаимодействовать. Семья дает нам возможность любить и чувствовать себя любимым, получать и отдавать, поддерживать и учиться, проявляться и быть безоговорочно принятыми. Несмотря на то, что сейчас социологи и психологи говорят о «кризисе семьи», мне хотелось бы отметить положительные тенденции развития современной «ячейки общества».

На смену жесткой и закрытой модели советской семьи, где в роли начальника выступал родитель, а ребенок считался подчиненным, пришла модель семьи, в которой вертикальная система воспитания дала сбой. Современная семья постепенно утрачивает функциональность, существовавшую всегда, и особенно это касается вопроса выживания.

Сегодня женщина в состоянии сама прокормить себя и потомство, а мужчина вполне способен вести домашнее хозяйство и может иметь внебрачные отношения. На первый план выходит личностное развитие. Да, союз мужчины и женщины по-прежнему популярен, только теперь мы вступаем в него позднее и более осознанно. Мы стали гораздо требовательнее к своим партнерам и не боимся прекращать отношения, которые нас больше не устраивают. У каждого из нас появилось больше разнообразия в том, как строить свою жизнь, карьеру, родительство. Мы стали лучше понимать себя и поэтому более трепетно относиться к детству, понимая, какое огромное значение в жизни человека имеют первые годы жизни в семье.

Несмотря на все риски (близкие отношения — всегда риск, ведь в отношениях мы вынуждены открываться и становиться более уязвимыми, зависимыми, вынуждены учитывать желания других членов системы), мы все же продолжаем создавать семьи, и это обусловлено тем, что всем нам жизненно необходимо чувство близости и покоя. Именно той близости, при которой можно быть самим собой и не притворяться. Поэтому мы создаем такую территорию, где можно расслабиться и ни с чем не воевать. Ведь наш мир порой похож на поле боя в прямом и переносном смысле: множество задач, конкуренция, скорость всех процессов, поток информации, с которым нам не по силам справиться (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2).

Обеспечение надежного тыла — главная задача современной семьи. Создание семьи имеет смысл только тогда, когда человек чувствует себя в ней лучше, чем вне нее. Еще одна интересная тенденция в развитии семьи — более позднее обособление детей. Общая продолжительность жизни увеличивается, и мы уже можем позволить себе потратить на развитие детей достаточно большой период жизни. Дети начинают задерживаться в семье, тем самым продлевая себе период детства.

В природе более продолжительное детство означает повышение уровня развития. Как это скажется на будущем поколении — пока непонятно. Ведь мы еще никогда не сталкивались с такими стремительными изменениями. Но ясно одно — отношения в семье меняются в сторону гуманности, уважения индивидуальности и личности каждого из ее членов.

Благодаря доступности информации, общению и открытости современной семьи родительские модели стали более гибкими. Они индивидуализируются и меняются с невероятной скоростью. Приемы, которыми пользовалась семья при воспитании первого ребенка, становятся уже неактуальными для второго и последующих детей. Сегодня мы сами решаем, что для нашей семьи хорошо, а что плохо. И эта свобода, это право, это непостижимое ранее приобретение, с одной стороны, радует, а с другой — пугает. Ведь долгие годы право решать, что и как должен делать человек, оставалось у государства, церкви, общины, партии, старшего поколения.

Порой мы не знаем, что делать с этой свободой. В мире так много информации и возможностей, что, не имея собственной индивидуальности, мы рискуем раствориться как личности и потерять себя. Поэтому сегодня очень важно разумно воспользоваться этим правом — самостоятельно решать, что для нас хорошо и какими должны быть брак и семья (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зачем нужна семья, или Чему и как учить детей в XXI веке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я