Суть человека и его полное описание (без эзотерики)

Анатолий Сушков, 2019

В настоящее время, в отличие от анатомии и физиологии, не существует психической структуры человека. В книге впервые предлагается определение, полностью охватывающее любого живого человека. Раскрывая характеристики субъекта и классифицируя каждую из пяти составляющих, автор построил стройную, непротиворечивую, от максимально обобщённой до детализированной, структуру не только психики, но и человека в целом. Книга предназначена для всех кто интересуется психологией человека и хочет совершенствоваться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суть человека и его полное описание (без эзотерики) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 4. Качества субъекта

Глава 18. Определение составляющей «Качества субъекта»

Когда мы пытаемся характеризовать кого-либо, то вспоминаем прежде всего его Качества.

Качества (суть признаки) — это основная из пяти составляющих субъекта объединяющая все слова обозначающие тело в полном объёме, всё из чего он состоит в рассматриваемый момент: физические, психические, умственные характеристики в их взаимосвязи и сочетании; характеристики всех органов, всех систем органов и сознания. Также в Качества субъекта входит положение его в социуме (семейное, имущественное и т. д.). Качества субъекта — не только тело, ограниченное оболочкой (кожей) и внутренний мир каждого (непостоянный как непостоянно относительное Я каждого), но и элементы и связи сосредоточенные в мозге, в сознании. Под связями подразумевается весь опыт (память) — физиологический, психический, совокупный: результат взаимодействия Обстоятельств и сознания; результат взаимодействия тела (внутренних органов, органов восприятия и органов действия) и сознания; результат Действия сознания с самим собой. В тексте эта категория обозначается одним словом с большой буквы: «Качества».

Физические, психические, умственные и смешанные Качества могут быть задатками, способностями (физиологией), и опытом как содержанием памяти хранящей Действия и результаты Действия органов восприятия, органов действия, психики, сознания, мозга. Можно подумать что Качества — это не только характеристики субъекта, но и всё что произошло с ним. Это не совсем так. Весь прошлый опыт, всё что произошло с субъектом учитывается в рассмотрении Качеств только в той мере в которой это зафиксировано, осталось в его памяти (в том числе в органах, движениях, реакциях, Состояниях, сознании, бессознательном) к моменту рассмотрения. Опыт субъекта хранит также его прошлые Обстоятельства (сохраняются в памяти через органы восприятия), Желания, Качества, Действия и Состояния.

Качества непосредственно связаны с Действиями. Мы можем совершать только такие Действия для которых существуют соответствующие Качества. Все Действия совершаются с применением только тех Качеств которые существуют в рассматриваемый момент. То есть Действия ограничиваются Качествами, зависят от них: мы не можем поднять тяжёлый груз не имея соответствующих физических данных; мы не можем воспроизвести мелодию если у нас нет слуха и мы эту мелодию не запомнили. Но и Действия, и результаты Действий, становясь содержанием памяти, переходят в Качества.

Мы сами своими Желаниями, Действиями создаём себе привязанности, становящиеся нашими Качествами. Эти привязанности и являются часто объяснением наших поступков. Они формируют новые Желания которые закрепляют новые привязанности и т. д. Также очень важным мотивом наших поступков является самочувствие, то есть Состояние.

В проявлении Качеств важны мера, здравый смысл и управление. Поскольку неконтролируемое проявление без меры ведёт к тому что положительные или нейтральные Качества превращаются в отрицательные.

Судя по многим данным, Качества, способности позволяют нам сделать намного больше того что мы делаем. Что же мешает нам? Если не брать во внимание изменяющиеся во времени Обстоятельства, Желания, Действия, Состояния каждого, то мешают нам противоположные Качества или отсутствие необходимых Качеств.

Для понимания Качества приведу из толкового словаря русского языка значения некоторых слов близких по смыслу к этой категории. — качество (существенный признак, свойство отличающее одно лицо от другого)

Качества — это сложившиеся элементы характеризующие человека; это возможности, средства с помощью которых человек совершает Действия. Физические и психические Качества также непосредственно связаны с Состояниями. /Существуют Качества описывающие человека, его системы органов, его органы обобщённо, не учитывая индивидуальных различий, эти Качества долговременные, они существуют всегда. Существуют также Качества описывающие человека более подробно, они изменяются ежемгновенно. Существует также срез Качеств как характеристика объединяющая, результирующая положения органов, систем органов, человека в целом. Эта характеристика — Состояние (см. «Часть 7. Состояния субъекта»).

Получены экспериментальные данные о том что приобретённые признаки наследуются.

— атрибут (необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления в отличие от случайных, преходящих его состояний; постоянная принадлежность, характерный признак)

— существо (совокупность всех физических и душевных сил и свойств человека)

— сущность (самое главное и существенное, внутреннее содержание; суть)

— черта (признак, особенность, какое-либо качество; подробность, деталь; предрасположенность вести себя сходным образом в разных ситуациях)

— неспособность (отсутствие способности к чему-либо, неумение что-либо делать)

— способность (возможность осуществлять какую-либо деятельность, умение делать что-либо, умение вести себя; свойство дающее возможность осуществлять что-либо; индивидуальные особенности обусловливающие предрасположенность к осуществлению деятельности)

— средство (способности, данные)

— недостаток (несовершенство, недочёт; отрицательное качество)

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки на которые мы идём чтобы его скрыть.

— достоинство (положительное качество; сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе)

Твои достоинства — это чьи-то недостатки.

— преимущество (качество, свойство выгодно отличающее кого-либо)

— превосходство (обладание более высокими достоинствами по сравнению с кем-либо; преимущество)

Истинное превосходство лишь умственное и нравственное.

— имманентный (внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы)

— странность (необычные, странные, вызывающие удивление взгляды, привычки, поступки)

— связь (взаимные отношения между кем-, чем-либо; близость, внутреннее единство с кем-либо; общение, сношение с кем-либо)

— контраст (резко выраженная противоположность)

Приведу также слова из толкового словаря русского языка обозначающие обладание субъектом Качествами, опытом, связями, имуществом и всем что он может иметь.

— иметь (владеть на правах собственности; обладать, располагать)

— владеть (иметь своей собственностью; обладать способностью подчинять своему влиянию, своей воле; подчинять себе, охватывать — о мыслях, чувствах; уметь обращаться с чем-либо; быть в состоянии действовать органами тела)

— обладать (иметь своей собственностью, владеть; иметь в числе своих качеств, достоинств)

— наличие (присутствие, существование)

В научной психологии в лабораторных условиях и с помощью тестов можно объективно оценить некоторые Качества испытуемых людей в конкретный момент времени, например: рост, вес (физические характеристики); степень чувствительности и скорость реакции органов чувств, органов действия при внешнем воздействии (физиологические характеристики); скорость, объём, длительность запоминания информации (психические характеристики); правильность и скорость решения различных задач связанных с определением умственных характеристик.

При этом существуют относительные, приблизительные, субъективные оценки таких характеристик одних людей другими людьми. Именно такими оценками пользуются все в повседневной жизни, например: большой, толстый (физические характеристики); зоркий, шустрый (физиологические характеристики); злопамятный, добрый (психологические характеристики); глупый, рассудительный (умственные характеристики).

Но существует большое количество Качеств, характеристик которыми все пользуются и которые нельзя оценить с помощью приборов. Сложность не только в том что многие характеристики являются объединяющими, соединяющими одним словом и физиологические, и психологические, и умственные Качества, например: кичливость, мужественность, деликатность. Сложность прежде всего в оттенках смысла характеристик. Попробуйте с помощью приборов, тестов определить разницу между, например, активностью, энергичностью, деятельностью. Это приблизительные понятия. Более того, их нужно отличать, например, от торопливости и других характеристик. Разумеется, эти оценочные характеристики отличаются от опыта (как содержимого памяти) субъекта. Итак, есть конкретный опыт субъекта и есть словесная оценка Действий субъекта собой или другими людьми.

Мы в этой работе тоже будем пользоваться такими характеристиками, потому что других, наиболее полно описывающих Качества человека, нет, и потому что они всем понятны.

На все значимые смысловые оттенки характеристик существуют отдельные слова. А оттенки характеристик для которых нет отдельных слов можно передать несколькими словами. Значит с помощью языка можно описать весь спектр характеристик человека от внешнего вида и физических Качеств до внутреннего мира и процессов происходящих в сознании.

Характеристики которые даются субъектам другими людьми, даются чаше всего в результате их проявления. Чтобы охарактеризовать человека нам нужно его увидеть (тогда мы сможем описать его внешний вид, некоторые физические и психические Качества), или увидеть его в Действии (тогда мы сможем охарактеризовать его Качества связанные с поступками, речью, сознанием). Мы также можем узнать о ком-либо из документов, статей, рассказов других о нём. Характеризовать внутренний мир человека, если он не проявляется, можно только косвенно на основании тех проявлений которые известны, а также в результате самонаблюдения и анализа. Несмотря на относительность, приблизительность, расплывчатость, обобщённость, субъективность оценочных словесных характеристик, они довольно точно описывают носителя этих Качеств. И чем ближе мы знаем человека, тем точнее можем описать его. Конечно, случаются ошибки, когда поступки кого-либо не соответствуют представлениям о нём. Как говорит пословица для таких случаев: «Чужая душа — потёмки». Подробнее поступки субъекта и их происхождение мы обсудим в последующих главах, сейчас же сообщим что на его Действия влияют не только Качества, но также Желания, Состояния, и Обстоятельства в которых он находится.

Чтобы разобраться в Качествах субъекта нужно рассмотреть его во всей полноте, со всеми связями, включая положение в семье, в обществе.

Для примера рассмотрим схематично Действия взрослого субъекта в будничный день. Он просыпается, встаёт, совершает туалет, готовит завтрак, завтракает, одевается, выходит из дома, обходит зимой скользкие колдобины чтобы не упасть, садится в автобус или собственный автомобиль, затем едет в метро, приезжает на работу, общается с коллегами, руководителями, подчинёнными, знакомыми, незнакомыми (кстати, со всеми по-разному, пусть даже с незначительными оттенками, но по-разному), выполняет привычные и непривычные Действия, усваивает новую информацию о происходящем в мире, о чём-либо происшедшем с коллегами, об изменениях в работе, дополняет этой информацией свои представления («картинку»), возвращается домой, общается с родными (не так как с коллегами на работе), ужинает, отдыхает, готовится ко сну, засыпает. Он адекватно воспринимает окружающее, перерабатывает информацию полученную извне. Он совершает все необходимые физические движения, Действия пальцами, руками, ногами, телом, шеей, головой, лицом согласованно, доведя их до автоматизма. И везде он знает как вести себя. Он знает как находиться, двигаться в окружающей природной среде. Он знает как пользоваться окружающими предметами дома, в общественных местах, на работе, от зубной щётки до сложных устройств. Он знает как вести себя с окружающими людьми от родных до незнакомых: разговаривать, влиять на них, добиваться своего. Он обладает моральными и нравственными качествами. Он выработал способность мгновенной оценки окружающих людей, окружающей обстановки. Он научился ощущать, адекватно воспринимать окружающее. Он научился усваивать новую информацию самого разного характера от простых до абстрактных представлений и условностей принятых в жизни и, например, в телепередачах или произведениях искусства. Он научился корректировать свои представления и формировать свои взгляды. Он научился избавляться от ненужной информации. Он научился вспоминать прошедшее, планировать будущее, ставить цели и добиваться их. Он научился и многому другому. В общем он научился жить в соответствии со своими Качествами, наклонностями, Желаниями. Для того чтобы совершать эти простые и непростые, привычные и непривычные Действия нужно обладать соответствующими Качествами. На этом примере мы схематично перечислили Действия взрослого субъекта выделяя его взаимодействие с Обстоятельствами (см. часть «Обстоятельства по отношению к субъекту»): людьми, природной средой, окружающими предметами и всем что воздействует на его сознание, включая информацию самого разного рода. При этом взаимодействии субъект проявляет и дополняет соответствующие приобретённые Качества. Где же находятся эти Качества? В теле, в мозге, в сознании. Это внешний опыт в широком смысле (опыт органов восприятия, органов действия, сознания, ума, памяти, эмоций) — содержание памяти как результат взаимодействия с внешней средой и с другими людьми: знания, навыки, умения, привычки (активный опыт); накопленные впечатления через ощущения, восприятия (пассивный опыт). Содержанием памяти могут быть накопленные сведения, телефоны, адреса, связи, работа, транспорт, расположение учреждений, предыдущие события, разговоры, идеи, взгляды, знания, речь, привычки. Итак, внешнее переходит во внутреннее (Обстоятельства в которых находился субъект, взаимодействие с ними и результат взаимодействия, становясь содержанием его памяти, его опытом, становятся его Качествами). Важно отметить: не воспринятое нами не существует для нас.

Теперь относительно Качеств не имеющих явных внешних проявлений. У каждого субъекта происходят внутри различные физиологические процессы, психические переживания и умственная работа. Те из них которые стали содержанием памяти относятся к опыту приобретённому при взаимодействии с собственным внутренним миром, то есть к Качествам. Известно что в сознании нет ничего чего бы не было в ощущениях. Почему же мы говорим об опыте приобретённом при взаимодействии с внутренним миром? Потому что эти вторичные процессы, хотя и основаны на ощущениях, самостоятельны. Это новые закрепившиеся, устойчивые связи в сознании, результат процессов от элементарных до творчества. Например, грёзы, мечтания, планы, придуманное стихотворение. Это важно знать потому что внутреннему миру уделялось мало внимания в психологии. А ведь это значительная часть нашей жизни, влияющая на наши поступки. Опыт внутренний (психический) — содержание памяти (содержание сознания) как результат взаимодействия с внутренней средой: представления, воображения; мысли; речь внутренняя; результат Действия внутренних органов и систем (то что хранится в подсознательном, бессознательном); прошлые Обстоятельства, Желания, Качества, Действия, Состояния направленные внутрь.

Далее, как член социума субъект может обладать следующими Качествами: имя; принадлежность к государству, расе, нации, национальности, народу, классу, сословию, слою населения, обществу, сообществу, коллективу, группе, толпе; семейный, родственный статус; формальное, служебное, общественное (в том числе звание, должность), имущественное и неформальное положение в любой группе, в семье.

Также субъект обладает Качествами которые присваиваются ему другими. Имеется в виду не субъективное мнение кого-либо о нём, а различные звания, награды, статус. Они говорят о положении субъекта в социуме. Хотя они как будто ничего не добавляют к его физическим, психическим и умственным Качествам, но в силу соответствующего статуса изменяется роль субъекта, его Действия, и в них проявляются те Качества которые при другом положении не проявляются. Затем в силу изменения Обстоятельств, Действий накапливается соответствующий опыт и приобретаются новые Качества. Психологически присвоение статуса, звания субъекту аналогично назначению его на должность.

Помимо формального у каждого из нас в любой группе есть и неформальное положение. «Положение в семье» — это не только формальный статус (муж, жена, отец, мать, ребёнок, брат, сестра), но и результат сложившихся взаимных отношений субъекта к родным и родных к субъекту, а также фактическая роль его и круг обязанностей в семье. «Положение в трудовом (учебном) коллективе» — это не только профессия, должность, формальные обязанности, служебное, общественное положение, но и результат взаимных отношений субъекта и членов коллектива, а также реальная роль его в коллективе. «Положение в обществе» — например, учащийся, пенсионер. Важно отметить: между людьми не бывают только формальные отношения. Везде между людьми где есть формальные, есть и неформальные отношения, даже в жёстко регламентированной среде: военной, тюремной. Это происходит потому что мы все друг к другу относимся по-разному. И чтобы определить отношение одного человека к другому достаточно одного взгляда, одного произнесённого слова.

Где же находятся Качества соответствующие формальному и неформальному положению субъекта? Они являются содержанием его памяти. А если их нет в его памяти? Значит он ними не обладает.

— Допустим, — возражает критик, — но эти Качества могут являться памятью окружающих и соответственно изменять их поведение по отношению к субъекту.

— Да, но мы обсуждаем Качества субъекта и его поведение, а не поведение окружающих. Качества субъекта по отношению к Обстоятельствам, в том числе другим людям, рассмотрены выше.

— Ну, хорошо, — продолжает критик, — разберём другой случай. Субъект думает что обладает каким-либо Качеством, а у него его объективно нет.

— И здесь ответ понятен. Субъект обладает Качеством ложного представления о какой-либо стороне своей натуры. Значит, нам присуще такое Качество как заблуждение. Почему же, в отличии от животного мира, нам дана способность заблуждаться? (Ответ см. ниже главу 25 «Заблуждения субъекта»).

Рассматривая Качества не будем забывать о том, что как бы мы ни абстрагировались от субъекта, «не существует Качества без его носителя». Следовательно, так же как физические (телосложение), психические Качества тоже имеют индивидуальные особенности.

Учитывая важность и всеобъемлемость сознания, психических Качеств выделим их в отдельные главы (см. ниже), но прежде попробуем дать определение физическому и психическому в человеке.

Глава 19. Физическое

Приведу схематично основные сведения о телосложении из справочников по анатомии.

Тело человека состоит из головы, шеи, туловища, верхних конечностей, нижних конечностей. Телосложение имеет половые, возрастные и индивидуальные особенности. При сравнении телосложения людей одного пола и возраста выявляются индивидуальные различия.

В основе строения человека лежит клетка. Ткани — это клетки и расположенное между клетками вещество. Ткани: эпителий (кожа), кости, хрящи, сухожилия, связки, мышцы, кровь, лимфа, нервы. Нервные клетки обладают физиологическими свойствами раздражимости и проводимости. Органы объединяются в системы органов: система органов движения; пищеварительная; дыхательная; мочевая; половая; сердечно-сосудистая; система органов чувств; система органов внутренней секреции; нервная система (вегетативная и соматическая). Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, сосудов и отчасти мускулатуры. Соматическая нервная система воспринимает раздражение из окружающей среды и координирует реакции скелетной мускулатуры. Центральную нервную систему составляют спинной и головной мозг. ЦНС регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой, управляя поведенческими реакциями, координируя деятельность всех органов тела. Основу деятельности ЦНС составляет рефлекс, так как любая реакция организма есть ответ на изменение окружающей или внутренней среды.

Физическое — это то из чего состоит тело: клетки, ткани, органы, системы органов с их функциональными возможностями и в их взаимосвязи, способности органов чувств воспринимать, способности органов Действия действовать. А также Качества собственно тела: возраст, рост, вес, то есть анатомия и физиология. К физическим Качествам относится и всё что связано с мышцами.

Движение и чувствование составляют феномен называемый жизненной силой. Каждая клетка обладает движением и чувствительностью. Движение является представителем физиологических сил, чувствительность — психологических. Орган ответственный за движение в каждой клетке это система кровообращения. Дыхательная система является вспомогательным орудием системы кровообращения. Движение сердца находится вне произвольного контроля. Движение дыхательного центра является до некоторой степени произвольным. Посредством этого движения может осуществляться связь между всеми физиологическими движениями. Упражняясь с целью улучшения дыхательной деятельности человек может укрепить психические силы. И наоборот.

Глава 20. Психическое

Приведу некоторые представления о психическом из отдельных книг по психологии.

В научной психологии существует психофизиологическая проблема (проблема взаимоотношения души и тела). Научные психологи так её объясняют. «Накопленные факты позволяют выдвигать новые гипотезы, которые по-новому трактуют многие механизмы поведения. Но как от этого перейти к психике? Исследование всего нашего внутреннего мира исторически было отделено от изучения работы мозга естественнонаучными методами. К изучению психического существовало два подхода. В первом случае для описания субъективного мира наблюдатель использовал аналогию с собственным внутренним миром, что приводило к привлечению таких психологических терминов как воля, чувства, разум, цели и т. д. Но это не приводило к пониманию реально существующих материальных механизмов психических явлений. Другой подход использовал исключительно естественнонаучные методы и понятия, и это приводило к исчезновению психического: как от физических величин и химических реакций перейти к миру психических явлений? Среди имеющихся решений проблемы наиболее перспективна идея о том что психическое и физиологическое — это две сущности одного и того же процесса». В то же время на сегодняшний день приборное физическое исследование психической реальности невозможно. Объективное наблюдение и поведенческий эксперимент в сочетании с методом субъективной интерпретации в терминах «состояний сознания» до сих пор остаются главными орудиями психологического научного познания.

В научной психологии определить функции психики чрезвычайно трудно, для этого нужно перечислить все формы и характер её проявления, поэтому и определения психики различаются и являются неполными. Но в основном психологи согласны в том что психика — субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах. Психика — свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды. Психика — рефлексия организма, способность к различным рефлексам, проявление организмом реакционных способностей на раздражители внешнего и внутреннего миров человека. Психика — внутренний субъективный мир человека. Та часть сознания в которой учитываются только память и способности функционировать в себе, без способности воспринимать окружающее, называется внутренним миром или внутренней средой человека. Психика — функция головного мозга. Психика находится в единстве с соматическими процессами. Головной мозг — орган психической деятельности. Головной мозг осуществляет свою отражательную функцию через посредство органов чувств. Системы головного мозга, которые служат биологической основой психики, формируются не только под влиянием внешних, но в первую очередь врождённых и генетических (внутренних) факторов. Действительно, если мозг состоит из нервных клеток, а клетки являются носителями генома, то наш мозг не является TABULA RASA, а имеет предрасположенности. Поставляемую органами чувств информацию головной мозг (высший орган психической деятельности) сличает, комбинирует, сопоставляет с прежним опытом, проверяет практикой, накапливает, закрепляет в памяти; она служит основой для сознательных Действий человека, ответных по отношению к окружающей среде. Одна из важнейших особенностей психики — её целостность.

Остановимся подробней на психике. Под психическим мы будем понимать не только способности отражения окружающей действительности, но и способности отражения в головном мозге информации от внутренних органов, результаты этих отражений, способности контроля и управления всех систем органов, а также сознание. Сами органы, их характеристики, их состояния в каждый момент — это соматика, это то что относится к физическим Качествам. Но сигналы поступающие от внутренних органов в головной мозг и создающие в нём элементы и связи которые могут стать частью особой памяти будем считать психикой, психическими Качествами. Потому что такие элементы и связи, дающие знать о внутренних органах, об их недомоганиях, пониженной или повышенной активности, тоже влияют на наши Желания, на наши Действия и Состояния. Также как окружающий нас материальный мир при восприятии, отражении в сознании становится содержанием психики, так и соматика, внутренние органы при поступлении в головной мозг сигналов от них тоже становятся содержанием психики, психическим.

Что же тогда в нашем теле есть только физическое без психического? Это анатомия, физиология, морфология, размеры, функции, связи и другие характеристики органов. «Но ведь боль от какого-либо органа физическая». «А отражение её в мозге — это психическая характеристика». Боль и есть отражение состояния органа в психике. Например, при употреблении спиртного качества поджелудочной железы изменяются, она испытывает значительные трудности о которых в мозге ничего не известно. Или у субъекта обнаруживается прободная язва желудка (а это процесс не одного дня) когда он теряет сознание от кровотечения, хотя в мозг никаких сигналов от желудка не поступало поскольку в нём нет нервных окончаний. То есть физические характеристики могут изменяться, а психические нет. А бывает психическое без физического? Да, например, мы вспоминаем события прошедшего дня и можем не воспринимать окружающее и сигналы от внутренних органов. А может физическое влиять на психическое? Конечно, например, у субъекта появилось сильное желание опорожнить мочевой пузырь, он больше ни о чём не может думать. А может психическое влиять на физическое? Да, существуют психосоматические заболевания, например, язва желудка. Сильный стресс может привести даже к остановке сердца. Отметим также что если психическое не соединяется с физическим, то оно никак не проявляется. Психическое может проявляться только в соединении с физическим.

Психологи считают что в силу чрезвычайной сложности психики её нельзя описать простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Действительно, если под бессознательными процессами считать мало контролируемые (неконтролируемые), малоосознаваемые (неосознаваемые), малоуправляемые (неуправляемые), полуавтоматические (автоматические) процессы, неосознаваемые установки, неосознаваемые побудители сознательных действий и другие процессы, но происходящие в сознании, тогда трудно в сознании выделить бессознательное. Ситуация осложняется тем что в психологии существуют понятия «бессознательные процессы» и «бессознательное», и даже «коллективное бессознательное» (Фрейд). А как назвать процессы происходящие в мозге и в той части головного мозга которая не относится к сознанию? Правильнее всего было бы назвать их бессознательными или неосознаваемыми, то есть происходящими вне сознания. Но исторически сложилось так что под этими словами понимаются процессы происходящие в сознании. Хотя это всего лишь вопрос степени контроля Действий и мы всегда при желании можем такой контроль осуществить или усилить. Поэтому такие процессы происходящие в сознании правильнее было бы называть неконтролируемыми, автоматическими. А процессы происходящие в головном мозге, но не в сознании — бессознательными. В самом деле, как можно называть бессознательным то что тут же, при переключении на него внимания, переходит в сознательное?

С учётом сказанного разделим психику на бессознательное и сознательное. Бессознательное (иногда применяют термин подсознательное) в самом широком смысле — психические процессы не осознаваемые индивидом, неосознаваемые психические структуры. Функция бессознательного (подсознательного) — выживание в любых условиях, инстинкт самосохранения. Большинство процессов происходящих в теле человека обеспечивающих слаженную работу всех систем органов — бессознательные. Они контролируются, управляются головным мозгом автоматически, без участия сознания. Отметим одну важную особенность. В особых случаях, например угроза жизни, при нехватке времени мы совершаем поступки под влиянием бессознательного, бессознательные поступки. Вообще, чем более обдуманные, контролируемые поступки совершает субъект тем более развито его сознание, тем он совершеннее. (О сознании см. ниже главу 24 «Сознание, память субъекта»).

Функции психики: восприятие, отражение, все функции памяти и управление.

Многие психологические Качества зависят прежде всего от структуры мозга каждого (мозги у всех разные и некоторые их области могут кратно различаться и количественно и качественно) и характера индивидуальных связей в сознании. Действительно, если электрические сигналы и химические реакции в сознаниях проходят с разными скоростями, разной интенсивностью и с разными значениями других параметров, то и быстрота реакции, сообразительность, объём памяти, активность и многие другие Качества будут у разных людей различными.

Глава 21. Социальное

Люди являются стадными, коллективными, социальными существами и без человеческого окружения сформироваться и остаться людьми не могут. Принадлежность к социуму формирует и развивает речь, модели поведения, трудовые навыки и такие Качества которые позволяют субъекту выжить, развиваться, совершенствоваться и жить полноценной, соответствующей его природе, счастливой жизнью. Социум передаёт и воспитывает у субъекта не абстрактные, не соответствующие, а те вкусы, традиции (и многое другое) которые соответствуют географическим, климатическим, историческим, социальным, общественным, семейным и другим условиям в которых живёт субъект.

Поэтому для понимания того социального что может быть принадлежностью любого субъекта нам необходимо перечислить хотя бы в самом общем виде все социальные факторы, условия, структуры могущие влиять на субъекта. Структура всех групп и подгрупп Качеств, в том числе относящихся к социальным, перечислена в главе 34 «Классификации Качеств субъекта». Хочу ещё раз отметить что вся эта глава состоит из цитат по большей части из толкового словаря русского языка. Автор стремился перечислить все разделы и подразделы входящие в главу. Термины входящие в подразделы, последнее звено структуры (листочки), перечислены не полностью. В связи с этим в некоторых случаях у читателя может возникнуть вопрос — почему включён один термин и не включён другой. Потому что автор не ставил себе такой цели и потому что перечислить все структурные оттенки невозможно. Разве можно перечислить все цвета, образы, звуки со всеми их оттенками, интонациями? Термины-листочки приведены в классификации как пример.

Глава 22. Субъект, объект взаимодействие между ними

Напомним, субъект — это отдельный человек и определяется он как взаимодействие всех пяти составляющих пентаграммы в каждый момент времени, включая всё содержание памяти, весь опыт: привычки, наработанные приёмы, типичные реакции, такие же типичные слова и интонации, Желания, цели, планы, мечты и т. д. (более подробно см. часть 2 «Человек»).

Объект противополагается субъекту. Всё что вне субъекта ограниченного кожей, это объекты: то что воспринимается (включая произведения искусства); то что испытывает воздействия субъекта; природная среда; различные материальные и нематериальные объекты (грубые, тонкие); вещи, предметы; явления, процессы; живые, неживые; растения, деревья, вся флора; вся фауна, включая людей. Если рассматривать термин субъект в значении Я, то объектом для него является собственное сознание: память (включая прошлые Обстоятельства, Качества, Состояния, Желания, Действия); весь внутренний мир субъекта [чувства, настроения, эмоции, Состояния, ментальные объекты, абстрактные понятия, обобщающие, условные категории и правила сложившиеся к рассматриваемому моменту, информация самого разного рода, любой предмет размышления (вплоть до существующих только в сознании субъекта)]; обладающие Качествами, не обладающие Качествами и многое другое (более подробно см. главу 17 «Классификация Обстоятельств по отношению к субъекту»). Поскольку каждый объект обладает многочисленными Качествами, характеристиками на него можно смотреть с разных точек зрения (выделяя ту или другую грань), как на: существующий, несуществующий; материальный, нематериальный; внешний, внутренний; образный, буквальный; причину, следствие; изолированный, взаимосвязанный; цель (назначение), средство; относительный, абсолютный; обладающий Качествами, не обладающий Качествами; временный, постоянный; ограниченный, неограниченный; изменяющийся, неизменный; и т. д. Субъект выбирает точку зрения (систему координат) на объект и характеризует его в выбранной системе координат.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суть человека и его полное описание (без эзотерики) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я