Дети мыслят по-разному. Записки психолога

Анатолий Зак

В брошюре, адресованной широкому читателю, рассматриваются важные различия в мышлении детей. Одни дети решают задачи содержательно, вдумчиво, стараясь понять свои действия, другие действуют формально, торопливо и часто безуспешно, пытаясь получить результат. Предлагаются также задания, чтобы узнать, как тот или иной ребенок решает задачи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети мыслят по-разному. Записки психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

К. Линней и Ч. Дарвин — два подхода

Рассмотрим особенности разных способов познания на примере подходов к изучению живой природы, которые использовали в своих исследованиях такие известные ученые — натуралисты, как К. Линней (XVIII век) и Ч. Дарвин (XIX век).

Как действовал К. Линней, какие способы познания использовал? Он поступал просто. Пользуясь приемами формального, наглядного обобщения, сравнивал растения между собой по внешним особенностям и удерживал повторяющиеся. В результате К. Линней разделил весь растительный мир на 24 класса, создав грандиозную классификацию флоры Земли. Например, все цветковые растения он распределил на классы в зависимости от наличия у них таких наблюдаемых признаков, как число, форма и расположение тычинок.

В первый класс, поэтому, попали растения с одной тычинкой, в пятый — с пятью, в десятый — с десятью. Надо сказать, что, наряду с удобством классификации К. Линнея в использовании, многие натуралисты отмечали ее искусственный и формальный характер. Ведь она базировалась на совпадении наблюдаемых признаков, а не на внутреннем реальном родстве растений, включенных в один класс. В пятый класс, например, попали такие разнородные по своей природе растения, как морковь, лен, лебеда, колокольчик, незабудка, смородина, калина, и наоборот, а такие растения, как брусника и черника, относящие по своей природе к одному роду, попали в разные классы, поскольку имеют разное число тычинок.

А как действовал Ч. Дарвин, какие способы познания использовал? Он поступал иначе, чем К. Линней. Хотя он также изучал проявления жизни на Земле, но, в отличие от К. Линнея, считал необходимым выявить реальное родство, внутреннюю общность разных видов живых организмов, — в частности тех, которые встречались ему во время кругосветного плавания на корабле «Бигль».

Например, на островах около Южной Америки и на самом континенте было обнаружено несколько видов волкообразных лисиц. Верный своему методу, своему способу познания природы великий биолог не ограничился описанием лишь внешнего сходства и внешнего различия этих животных, а показал, что все они произошли от одного прародителя. Его потомки, попав в разные условия обитания, постепенно изменились и стали достаточно непохожими друг на друга.

Отмеченные особенности подходов К. Линнея и Ч. Дарвина к изучению живых организмов позволяют квалифицировать первый как формальный, поскольку он основывается на сравнении наблюдаемых свойств объектов, а второй — как содержательный, поскольку этот подход связан с поиском и выявлением скрытого единства, внутреннего родства внешне различных объектов.

Вместе с тем, как указывают исследователи, изучающие методы познания, необходимо использовать оба подхода в познании природы. Дело в том, что с помощью формального подхода можно легко опознавать известные объекты, выполнять их первичное упорядочение и последующую классификацию. Благодаря же применению содержательных способов познания можно провести дальнейшую систематизацию упорядоченных объектов уже соответственно их природе и на основе реального родства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети мыслят по-разному. Записки психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я