Сочинения. Том 4

Александр Строганов

«Писатель Строганов проник в „тонкие миры“. Где он там бродит, я не знаю. Но сюда к нам он выносит небывалые сумеречные цветы, на которые можно глядеть и глядеть, не отрываясь. Этот писатель навсегда в русской литературе». Нина Садур.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Том 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вакуум

В девяти картинах

Действующие лица

Барменша

Александр

Борис

Тимофей

Клавдия

Капитан Кравчук

Лелька

Актер

Действие пьесы происходит в пивной. Из тех, что отличаются теснотой, тяжелым светом, скользким полом и горластыми барменшами, крашенными в ядовито рыжий цвет. Еще недавно таких заведений на необъятных просторах щемящего отечества можно было встретить во множестве. Теперь же сей уголок — редкостная достопримечательность какого-нибудь сибирского городка, надежно спрятанного от суеты и сглаза, точно медный пятачок в бездонном кармане тулупа.

Стулья в таких пивных отсутствуют, а потому завсегдатаи, проводящие здесь помногу часов в день, из-за вынужденных поз кажутся необыкновенно пластичными, в не зависимости от комплекции и возраста.

Щемящей приметой нашей пивной является фикус на подоконнике, наивное напоминание о повседневной жизни.

Кальмары

В пивной только двое посетителей — Борис и Александр

Судя по тому, что на них плащи — на дворе осень. Может быть, весна.

Не смотря на то, что Борис и Александр не выглядят близнецами — у них одинаковые лиловые плащи.

Борис смотрит на Александра, Александр смотрит в вечность.

В глазах барменши больше, чем скука — вакуум.

Долгая пауза.

Слышен дождь.

БОРИС Ты хотел рассказать что-то о своем сне?

АЛЕКСАНДР Еще не время. Давай помолчим.

Пауза.

АЛЕКСАНДР У них это называется паб.

БОРИС У кого?

АЛЕКСАНДР Не важно.

Пауза.

БОРИС Да у тебя похмелье. И вся недолга… и вся недолга.

АЛЕКСАНДР Нет.

Пауза.

БОРИС А как ты поймешь?

АЛЕКСАНДР Что?

БОРИС Ну, вот ты говоришь, еще не время рассказывать. А как ты поймешь, что время рассказывать наступило?

АЛЕКСАНДР О чем рассказывать?

БОРИС О сне… Не хочешь отвечать?.. Это — похмелье.

Борис сочувственно вздыхает и отправляется за новой кружкой.

Возвращается с пивом и копченой рыбой.

АЛЕКСАНДР (Смотрит на тарелку с рыбой.) Что это?

БОРИС Рыба.

АЛЕКСАНДР Я вижу.

Пауза.

БОРИС Я бы хотел закурить.

АЛЕКСАНДР Почему ты говоришь об этом?

БОРИС Я знаю, что ты с похмелья не выносишь табачного дыма. Хотел поинтересоваться, могу я закурить?

АЛЕКСАНДР Это не похмелье.

БОРИС Нет?

АЛЕКСАНДР Нет.

Борис закуривает.

АЛЕКСАНДР У них там, в Амазонке такие длинные… эти… рыбы, не рыбы, черт их знает… как иглы. Одним словом, они забираются прямо туда… прямо…

Пауза.

БОРИС Куда забираются?

Долгая пауза. Александр поднимает кружку, подносит к губам, не отпив ни глотка, ставит не место.

БОРИС Похмелье.

АЛЕКСАНДР Нет.

БОРИС Да.

АЛЕКСАНДР Нет.

БОРИС Да.

Пауза.

АЛЕКСАНДР Нет.

Пауза.

БОРИС Ну и черт с тобой! Не хочешь говорить — не надо… Черт с тобой. В конце концов, не хочешь говорить — не надо. Черт с тобой! Что я, в самом деле, пристал… пристаю… пристал?..

Пауза.

АЛЕКСАНДР (Барменше.) Скажите, а у вас, случайно, нет этих? Как их?.. Такие, резиновые, китайские?.. как нити.

БАРМЕНША Кальмаров?

АЛЕКСАНДР Да, вот именно, кальмаров?

БАРМЕНША Есть.

АЛЕКСАНДР Большое спасибо.

Пауза.

БАРМЕНША Будете брать?

Пауза.

БОРИС Ты хочешь кальмаров?

АЛЕКСАНДР Да нет. Просто так спросил. Поинтересовался.

БОРИС Зачем?

АЛЕКСАНДР Жители моря.

Пауза.

БОРИС А что ты вдруг вспомнил об этой игле?

АЛЕКСАНДР Об игле?

БОРИС Ну да, об этой игле с Амазонки… которая забирается…

АЛЕКСАНДР Амазонка.

Пауза.

БОРИС И что?

АЛЕКСАНДР Казалось бы, должно быть все иначе, по-другому…

БОРИС И что?

АЛЕКСАНДР На другом конце Света, а подишь ты… Грустно… Не то слово… другое…

БОРИС Что?

АЛЕКСАНДР Напрашивается.

Пауза.

БОРИС А ты пивка-то все же таки выпей… Как лекарство. Просто как лекарство… С отвращением… Хотя пиво, откровенно говоря, очень хорошее, откровенно говоря… Но ты выпей как лекарство… Возможно и с отвращением… Пиво, откровенно говоря, резкое пиво, хорошее, откровенно говоря… С похмелья — самое то, откровенно говоря… Но если, коль скоро уж ты говоришь, не с похмелья, выпей иначе. Не как с похмелья — просто как резкое хорошее пиво, на удивленье резкое и хорошее… Из любопытства и для удовольствия одновременно… Как в жаркий день… Или из любопытства… Жаркий день, удивительное пиво, резкое неожиданно… Или как лекарство… Без любви. С отвращением. И так, и так можно.

Пауза.

АЛЕКСАНДР Душно?

БОРИС Что?

АЛЕКСАНДР Здесь душно?

БОРИС Где?

АЛЕКСАНДР Здесь. Душно?

БОРИС Не знаю.

Пауза.

АЛЕКСАНДР У тебя пот выступил.

БОРИС Это после пива. После пива обыкновенно выступает. Пот. Замечено.

АЛЕКСАНДР Не потому, что душно?

БОРИС Не знаю… А с какой целью ты спросил?

АЛЕКСАНДР Показалось.

БОРИС Что показалось?

АЛЕКСАНДР Не имеет значения.

Александр поднимает кружку и осторожно делает первый глоток.

БОРИС Да?.. Да?!.. Ну, слава Богу! Слушай, нельзя же так пугать! Что только я не передумал!.. Ну, ты даешь! Это же… это же… Я такого еще не видел! Сколько лет прожил, а такого не видел!.. Ну, слава Богу! Как будто камень с души упал! Лучше всякого праздника! Именины сердца! Умница! Молодец! Слава Богу! Уф!

Александр делает еще несколько глотков.

БОРИС Красавец! Просто красавец! Ну, все! Теперь все! Теперь пошло дело! Теперь!..

БАРМЕНША (Голосом автоответчика.) Тише, пожалуйста!

БОРИС (Шепотом.) Все! Теперь только вперед и ввысь! Победа! Теперь все позади! Теперь!..

АЛЕКСАНДР На скорую руку.

Пауза.

БОРИС Что?

АЛЕКСАНДР Это я про себя.

Пауза.

БОРИС Может быть, все-таки взять кальмаров?.. жителей моря?…

Пауза

АЛЕКСАНДР (Расстегивает плащ.) Вот, посмотри.

У Александра под плащом скрывается бинт, наложенный прямо на голое тело. Борис в шоке. Александр тщательно застегивает плащ на все пуговицы. Пауза.

Александр допивает пиво. Борис срывается с места и приносит ему новую кружку. Александр выпивает ее залпом. Борис немедленно приносит ему еще одну кружку. Александр делает пару глотков и отставляет ее.

АЛЕКСАНДР Ну что, сон?

Пауза, после которой Борис неожиданно начинает смеяться. Смеется долго, до слез. Похоже на истерику. Наконец успокаивается.

БОРИС Прости, это от испуга. Испугался очень. Откровенно говоря. Очень.

Пауза.

АЛЕКСАНДР Ну что, сон?

БОРИС Минуточку.

Борис достает из кармана платок, вытирает им глаза, лицо, шею, лицо, глаза, шею, складывает аккуратно, свернув несколько раз, кладет на место.

АЛЕКСАНДР Ну, что?.. (Барменше.) Скажите, а у вас есть салфетки?

БАРМЕНША Салфетки кончились.

АЛЕКСАНДР Большое спасибо.

Пауза.

БОРИС Дать платок?

АЛЕКСАНДР Зачем?

БОРИС Ты же просил салфетки?

АЛЕКСАНДР Я не просил салфеток.

БОРИС Ты только что говорил с барменшей о салфетках.

АЛЕКСАНДР Просто поинтересовался… Ну что, сон?

БОРИС Может, в следующий раз?

Пауза.

АЛЕКСАНДР Ладно. Слушай…

БОРИС Я вот что подумал. Сон, наверняка кошмарный, а настроение сегодня зябкое…

АЛЕКСАНДР Итак. Сон… Только все, что я тебе сейчас расскажу, должно остаться между нами.

БОРИС Может быть, все же, в следующий раз?

АЛЕКСАНДР Между нами, уговорились?.. Тема интимная… Одним словом, никому… Нельзя, понимаешь… То есть ни одна живая душа, включая твою бывшую тещу…

БОРИС А при чем здесь моя бывшая теща?

АЛЕКСАНДР Ни одна живая душа, включая твою бывшую тещу, и прочее, и прочее, и так дальше и тому подобное, одним словом, ни одна живая душа не должна узнать об этом… Включая тебя самого. Уловил?

Пауза.

БОРИС В последнем пункте не совсем понятно…

АЛЕКСАНДР И мне многое непонятно… Вернее сказать, вызывает сомнения и домыслы… Я потому никому не рассказывал, и не расскажу… Потому как тревожусь, сомневаюсь… побаиваюсь… Да ты сам все поймешь… Надеюсь. очень надеюсь на понимание… Если тебе, конечно не трудно.

Пауза.

БОРИС Даже обидно…

АЛЕКСАНДР Не нужно на меня обижаться. Очень тебя прошу, не нужно на меня обижаться… Понимаешь, я сейчас в таком положении, когда обижаться на меня не нужно. Если можно, не обижайся на меня, пожалуйста. Если, конечно, можешь… Мне бы очень не хотелось, чтобы ты на меня обижался. И ты должен меня понять. Должен меня понять… Если не ты, кто еще поймет меня?.. Обида — вообще последнее дело… Помнишь, как говорят о тех, кто обижается? не помнишь? Помнишь? Помнишь? Не помнишь?.. Знаешь, как про них говорят? Знаешь. Не знаешь? Знаешь?… Вот и умница. Вот и молодец… Всегда был молодцом… Надеюсь… Надеюсь, ты меня правильно понял. Надеюсь, не надумаешь себе ничего лишнего. Надеюсь, хотя бы попытаешься понять меня. Во всяком случае, ты всегда понимал меня… Хотя это трудно. Предупреждаю, это очень трудно, практически невозможно… Такая, брат, история…

Пауза.

БОРИС Может, ну его к черту, этот сон?

АЛЕКСАНДР А если не ты, никто не поймет меня… Ты — из понятливых. Не знаю, как другие, а уж ты-то понятливый… Всегда был понятливым… А другие меня не интересуют… Меня никогда не интересовало, что у них, да как. Это — их личное дело… Пусть — как хотят. Согласен?.. Их жизнь — это их жизнь. Согласен?.. Я к их жизни не имею никакого отношения… Никогда не интересовался их жизнью… Не интересно, веришь, нет?.. То есть, совсем не интересно… Не могу сказать, что мне на них наплевать. Но, во всяком случае, интереса к их жизни не испытываю не малейшего… И надеюсь на взаимность. Надеюсь, ты понимаешь, какого рода взаимность я имею в виду?.. Такая, брат, история. (Ловит встревоженный взгляд Бориса.) Если можешь, пожалуйста, не нужно так смотреть на меня. Пожалуйста… Если тебе не трудно, не смотри на меня так. Пожалуйста… Если тебе, конечно, не трудно.

Борис берет свою кружку и уходит за соседний столик. Пауза. Александр падает без чувств.

БАРМЕНША Эй, эй, эй!

Затемнение.

Сон

Александр и Борис за столиком. Барменша за стойкой.

АЛЕКСАНДР Будто бы на животе у меня — рана. Размером с ладонь. Вокруг — красный волдырь. Воспаление. Красный волдырь с белесыми прожилками. Внутри виден кишечник. Живой и дрожит. Розовый с голубыми прожилками… Нет. Голубой с розовыми прожилками. Дрожит. В испарине. И дрожит. Живой… Я не знаю, что это такое, но выглядит как испарина… И рука тянется, как на грех, тянется прямо туда, в рану, тянется, представляешь?.. Хочет потрогать. Прикоснуться. Рука… Зачем? Не знаю. Рефлекс… Павлов… Рефлекс… Как видишь, старик оказался прав.

БОРИС Какой старик?

АЛЕКСАНДР Павлов… Оказался прав… Рефлекс — это… Это выше… Хоть тресни… Насилу удержался, чтобы не влезть. Если бы влез — все, хана… Как удержался — ума не приложу. Откуда-то сила воли, откуда-то… Ангел удержал… Сам бы не справился… Представляешь, что было бы, если бы влез?.. Ты видел, как хирурги руки обрабатывают? У них на это час, а то и два уходит. А здесь грязной рукой… Знаешь, сколько на руке грязи?.. А он — живой, трепетный. Трепещет. То ли он трепещет, то ли я трепещу… Трепет, одним словом…

Пауза.

БОРИС Павлов, если я правильно помню, собак лампочки глотать заставлял…

АЛЕКСАНДР Муха… Как назло… Откуда взялась? представления не имею. Я последний раз муху видел год… вру, полтора, почти полтора… нет, в аккурат год назад… На Ивана Купала… Запоминающаяся муха была… Я ее запомнил. Очень крупная, глаза на выкате… у них у всех глаза на выкате, но здесь, как-то приметно на выкате… Я еще подумал, что-то с этой мухой не так. Слишком уж умна. Или болеет. Если судить по глазам… И все. После того случая мухи куда-то пропали… Я еще удивлялся, куда-то мухи исчезли… Помнишь, в детстве, сколько их было? А теперь — не стало. То ли вымерли, то ли потравили их. Не знаю… Одним словом, явилась муха. Обыкновенная, невзрачная, с виду даже глуповатая, в сравнении с той, последней… Вьется прямо над раной, норовит внутрь проскочить… Я когда руку отдернул, мне дурно стало. От одной мысли, что я мог бы не удержаться. А тут муха… Представляешь сколько на ней грязи?.. Если теперь мухи и впрямь редкость, представляешь, как они жируют? На помойках, на базарах… на помойках, в канализации, на базарах… в покойницких, не исключено. И вот, со всем этим багажом — она ко мне. Прямо в рану, в кишечник… Я чуть с ума не сошел… Не исключено, что сошел… И муху гоню, и боюсь напрячься, чтобы кишки наружу не пустить… Доводилось тебе видеть, как кишки вываливаются?.. В этом деле больших усилий не надо. Достаточно кашлянуть. И все. И они уже наружи… А их знаешь сколько? Несколько километров… Когда в рану смотришь, кажется, что их немного. А на самом деле, если их по улице пустить, они от старого базара до магазина со шпилем дотянутся… Если не дальше… Итак. Муха вьется, я пошевелиться боюсь. Что делать? — ума не приложу. А решение нужно принимать молниеносно. В таких ситуациях решение нужно принимать молниеносно. тянуть нельзя ни при каких обстоятельствах… Будь я врач, конечно, сразу же сориентировался бы. Но я — не врач… Да оно и врач, еще не известно, (с трудом выговаривает) сориентировался бы или не сориентировался бы. Трудное слово, черт… Что делать? Схватил простыню. Как мог, забинтовался… Конечно, если бы я был врачом, я бы не так забинтовался… А так-то, навыка-то нет… У врачей-то это целая наука, как правильно бинтовать… Это тебе не тяп-ляп!.. Они и час бинтуют и два могут бинтовать… Здесь, конечно наспех получилось. Но, однако же, получилось… Не я — Ангел бинтовал, не иначе… Сейчас прислушиваюсь — кишки как будто на месте. И муха как будто не жужжит, но… (Переходит на шепот.) У меня нет полной уверенности в том, что она не залетела туда… Исчезла. Понимаешь? Как только забинтовался — исчезла. Как будто и не было ее… Как будто сон… Сон как сон… Утром просыпаюсь — простыня на мне. Прислушался — кишки как будто на месте. Муха как будто не жужжит… Ни боли, ни рези, какое-то щемящее ноющее чувство, как будто с похмелья или вот когда детские годы вспомнятся, душа, будто чешется… Сон — не сон, не знаю.

Долгая пауза.

БОРИС Э-э, брат, да тебе надо бы присесть, брат. С этим, брат, шутить, брат? Да ты что, брат?! Да ни в коем случае, брат! С этим, брат, не шутят, брат!.. А ну-ка, давай-ка, брат, присядем, брат!

Борис пытается затащить Александра на столик.

БОРИС Давай-ка, брат, вот сюда на столик, брат. А ну-ка, брат, давай-ка, брат, вот сюда на столик, брат. Давай-ка, давай-ка. Вот сюда, брат, вот сюда! На столик. А ну-ка, давай-ка…

БАРМЕНША Свиньи, свиньи, свиньи, свиньи, свиньи!

БОРИС (Барменше.) Стул!.. Нам нужен немедленно нужен стул!.. Человеку плохо, ему нужен немедленно нужен стул! Срочно стул! Тотчас, немедленно, срочно!..

БАРМЕНША Свиньи, свиньи, свиньи!

БОРИС (Барменше.) Не кричи! Что ты кричишь?! У человека в животе дыра с голову, а ты кричишь?!.. Ты что, не разбираешься, когда кричать, а когда не кричать?!. Ты что, ты что?! Дыра с голову, а ты кричишь!.. Ты понимаешь, или ты ничего не понимаешь?!.. Разве можно кричать?! Видишь, как мы мучаемся, и кричишь! (Александру.) Давай-ка, брат, вот сюда на столик, брат. А ну-ка, брат, давай-ка, брат, вот сюда на столик, брат. Давай-ка, давай-ка, вот сюда, вот сюда. Я помогу тебе, брат, ты не напрягайся, я помогу тебе, брат, давай-ка, давай-ка… (Барменше.) Немедленно стул! Немедленно!..

БАРМЕНША Свиньи, свиньи, свиньи!

БОРИС (Александру.) Стульев нет… Давай-ка, давай-ка, затянем покрепче брат. Здесь, брат, нужно покрепче затянуть, брат! Давай-ка, брат, живот руками стяни! Стяни, я тебе говорю! Стяни, брат! Давай я тебе помогу, давай-ка, брат! Давай-ка, стянем потуже! Ах ты, брат, да что же это, брат?!.. Легче, легче, теперь легче? Полегче брат, полегче тебе?

Барменша движется к Борису и Александру. Друзья замирают.

Вот она у столика. Достает сигарету, закуривает.

Затемнение.

Я так не поступаю

Александр, Борис и барменша за столиком.

БАРМЕНША (Пускает клубы дыма.) Обычно я так не поступаю… Никогда… Понимаете, что я имею в виду?

Пауза.

БОРИС Не лучшие времена?

БАРМЕНША Бросьте.

Пауза.

БОРИС Вы были сестрой милосердия?

БАРМЕНША Не нужно домысливать… фантазировать, сочинять, бредить, не нужно… Не люблю… Я сказала то, что сказала. И ничего больше… Я сказала: обычно я так не поступаю… Никогда… Акцент на последнем слове. Никогда.

Пауза.

АЛЕКСАНДР Если я правильно вас понял, то, что сейчас произошло — исключение?

Пауза.

БАРМЕНША (Борису.) А ваш друг не глуп. Понял меня правильно. Ситуацию оценил. Справился.

БОРИС Ничего удивительного. Светлая голова. Отличается ясным умом. Как говорится, два угодья в нем: пьян, да умен. (Пытается смеяться.) Два угодья в нем: пьян, да умен. Это о нем… Приболел немного.

БАРМЕНША Лишнее.

Пауза.

БОРИС Образован. Любит книги. Технику. Радиодетали… Кубик Рубика.

БАРМЕНША Не имеет значения.

БОРИС Кубик Рубика не имеет значения?!

БАРМЕНША Кубик Рубика не имеет никакого значения.

Пауза.

БОРИС Александр, можно я расскажу ей о нашем несчастье, она все равно слышала?

БАРМЕНША Несчастья — чушь..

БОРИС Несчастья — чушь?

БАРМЕНША Чушь и бред… Мы научились много и красиво говорить. А что с поступками?.. Просто иногда нужно действовать вопреки и наперекор. Всегда… Или напрочь отказаться от действий… Но не часто… Пару раз можно себе позволить. Не больше…

АЛЕКСАНДР Очень сильная фраза.

БАРМЕНША Находите?

АЛЕКСАНДР Да. Очень сильная.

БАРМЕНША (Борису.) А ваш друг — не дурак.

БОРИС Выпьете с нами пива?

БАРМЕНША Подумали, прежде чем произнести это?

БОРИС Честно?

БАРМЕНША Конечно.

БОРИС Нет.

БАРМЕНША А как получилось, что вы все же произнесли это?

БОРИС Сам не знаю. Просто пришло в голову, и все.

БАРМЕНША Импульс?

БОРИС Что, простите?

БАРМЕНША Я спрашиваю, это — импульс?

Борис в растерянности смотрит на Александра.

АЛЕКСАНДР Вообще — похоже.

Пауза.

БАРМЕНША Рак.

БОРИС Что?

БАРМЕНША Рак.

Пауза.

БОРИС Что, рак?

БАРМЕНША Как аналогия и в продолжение диспута… Вот сейчас мне в голову пришло это слово. И что прикажете мне с ним делать?

БОРИС Не знаю.

БАРМЕНША Произнести вслух?.. Может быть, покрутить в голове?

БОРИС Честное слово, не знаю.

Пауза.

БАРМЕНША А, может быть, взять лист бумаги, написать его и рассматривать?.. Я могу расположить слово в середине листа. Могу?

БОРИС Почему бы и нет?

БАРМЕНША Могу в углу.

БОРИС Можете.

БАРМЕНША А могу исписать им весь лист. Рак, рак, рак, рак, рак… бисерным почерком. Весь лист.

БОРИС Почему бы и нет?

БАРМЕНША Но я, как видите, не делаю этого. Почему?

Пауза.

АЛЕКСАНДР Может быть, потому, что вам этого не нужно?

БАРМЕНША Вот оно. (Борису.) Дошло?

Пауза.

БОРИС Не хотелось бы вас обижать…

БАРМЕНША И не нужно… Не нужно меня обижать… Хотя, если откровенно, я еще не встречала людей, способных меня обидеть. А знаете, почему?

БОРИС Нет.

БАРМЕНША Да потому что я не поддаюсь импульсам и вибрациям… Я просто не замечаю их… Как будто их нет в природе.

АЛЕКСАНДР Вы обладаете экстрасенсорными способностями?

БАРМЕНША Разумеется. Где живем-то?

Пауза.

АЛЕКСАНДР (Барменше.) Простите, могу я задать вам еще один вопрос?

БАРМЕНША По-существу?

АЛЕКСАНДР Не знаю, но мне хотелось бы…

БАРМЕНША Спрашивайте. Вы показались мне смышленым человеком.

Пауза.

АЛЕКСАНДР То, что вам пришло в голову… не насмелюсь назвать это импульсом или вибрацией… скорее всего это — осознанный акт, не важно… одним словом, то, что вы обозначили, озвучили, то, чем хотели наградить бумагу…

БАРМЕНША Ну. что?

АЛЕКСАНДР Это морское животное или болезнь?

БАРМЕНША Разумеется, животное!.. Даже не обсуждается… Даже странно, что вы задали мне такой вопрос. Вы показались мне сообразительным человеком…

АЛЕКСАНДР Простите, если можете.

БАРМЕНША Глупость. все эти извинения, прощения, клятвы — фантики, обертки.

Пауза.

БОРИС А ведь вы могли бы лечить.

БАРМЕНША Нет.

БОРИС Почему?

БАРМЕНША Не вижу в этом смысла.

БОРИС Но почему?

БАРМЕНША Глупость и шаг в сторону.

БОРИС Но почему?

БАРМЕНША Отвлекает от главного.

АЛЕКСАНДР А что, простите, по-вашему, главное?

БАРМЕНША Жизнь… Коротко и ясно… Согласны?.. Не уверены в моей правоте?.. (Борису.) Хотите, докажу вам свою правоту?.. Внимательно следите за моими действиями.

Барменша подходит к стойке, наполняет кружку, возвращается к столику, делает большой глоток, отставляет кружку.

БАРМЕНША Все видели?

БОРИС О, да!

БАРМЕНША Запомните. Я так не поступаю… Никогда… Минутная слабость.

Затемнение.

Каучуковое дерево

Александр в самом центре пивной. Без плаща. У него вид обреченного человека.

Борис и барменша снимают с него повязку. Простыня оказывается много больше обычной. Кольца ткани заполоняют все помещение.

Наконец, дело сделано. Признаков раны не обнаруживается.

БОРИС Признаков раны не обнаруживается.

БАРМЕНША (Александру.) Теперь вам следует лечь.

Свернув плащ Александра под голову, Барменша и Борис укладывают его на пол и накрывают простыней.

БАРМЕНША Теперь следует наложить на него что-нибудь плоское и твердое.

Барменша и Борис снимают крышку с одного из столиков, и кладут ее поверх Александра.

БАРМЕНША (Борису.) Теперь вам следует сесть на него.

БОРИС Зачем?

БАРМЕНША Зачем вы спрашиваете?

БОРИС У меня большой вес.

БАРМЕНША Тем лучше.

Пауза.

БОРИС Но, может быть, лучше вам?

БАРМЕНША Что?

БОРИС Сесть на него.

БАРМЕНША Вы так и не научились думать, прежде чем говорить?

БОРИС Простите.

БАРМЕНША Ну же!

Борис усаживается на Александра.

Александр закашливается.

БОРИС Ему тяжело.

БАРМЕНША Очень хорошо.

Пауза.

БОРИС Он багровеет.

БАРМЕНША Очень хорошо.

Пауза.

БОРИС Но он может задохнуться.

Пауза.

БАРМЕНША Ладно, вставайте… Но какой-нибудь груз все равно необходим. (Александру.) Пока старайтесь не дышать. Задержите дыхание… Каучуковое дерево будет очень хорошо.

БОРИС Каучуковое дерево?

БАРМЕНША Да. Фикус.

БОРИС А почему вы назвали фикус каучуковым деревом?

БАРМЕНША Дурацкий вопрос… Сок фикуса содержит не менее пятнадцати процентов каучука. Дитя индийских тропиков, это растение в дикой природе достигает весьма внушительных размеров. Выпуская воздушные корни, на южном солнце фикус разрастается в тенистые рощи, способные покрыть сто и больше метров площади.

Барменша подходит к фикусу и берет его на руки как ребенка.

БАРМЕНША В домашних условиях это растение с плотными, кожистыми, приятными для глаза темно зелеными или пестрыми листьями не вырастает до размеров дикого. Тем не менее, создает атмосферу радушия и взаимопонимания, характерную для стран его обитания. Если вы встревожены или рассержены, в комнате, где находится фикус, вы обретете долгожданный покой и умиротворение. Умные жены, во время семейных ссор увлекают своих строптивых супругов в помещение, где растет фикус. В результате — ссора оказывается исчерпанной в считанные минуты. Известны случаи, когда мужья пересматривали свое отношение к себе и окружающим вскоре, после появления в доме каучукового дерева. Таким образом, фикус можно смело назвать деревом-педагогом.

АЛЕКСАНДР Я больше не могу.

БАРМЕНША Фикус является добрым другом для исследователей, ученых, в особенности кибернетиков, художников-акварелистов, дирижеров и адвокатов, словом, для всех тех, кому свойственны приступы самоуничижения и самоуничтожения. Замечено, что в пьесах драматургов обладателей фикусов практически отсутствуют сцены насилия и кровопускания. Каучуковое дерево правит речь. Один двенадцатилетний мальчик, назовем его В. З., которого все считали безнадежно немым, заговорил, когда впервые увидел фикус. Другой его сверстник, при похожей ситуации, напротив, забыл все бранные слова, коими изобиловала его речь прежде. К тому же это удивительное растение принуждает нести ответственность за свои слова. Таким образом, фикус, дерево-логопед, является еще и деревом-контролером. Политики, в чьих домах произрастает фикус, отличаются умеренностью и взвешенностью принимаемых решений.

АЛЕКСАНДР Я умираю.

БОРИС Потерпи, брат.

БАРМЕНША Некоторые семьи, хорошо знакомые с волшебными свойствами растения, предпочитают проводить новогодние праздники, украшая его игрушками и шишками, устраивая вокруг него хороводы. Хорош фикус и в постели больного. Памятуя, что сок фикуса ядовит, его не используют в виде капель или микстур. Однако в качестве предмета для накладывания на грудь, живот, в отдельных случаях на голову — он просто незаменим. (С любовью смотрит на растение.) Хотела бы я иметь такого ребенка.

Барменша бережно устанавливает фикус на Александра.

Затемнение.

Мужской мир

Фикус восстановлен на подоконнике

Барменша за стойкой.

За одним столиком — Борис и Александр, за другим — Тимофей и Клавдия. Супружеская пара. Женоподобный близорукий Тимофей и высокая нескладная Клавдия.

Перед Тимофеем кружка пива, перед Клавдией стакан с минеральной водой.

ТИМОФЕЙ Мужской мир. Мир мужчин… Его дух витает здесь. Знакомься, привыкай.

КЛАВДИЯ Мне это не нужно. Пожалуйста, давай уйдем отсюда. Возьмем пива, если хочешь, и уйдем. Пожалуйста…

ТИМОФЕЙ Раз уж мы пришли сюда, раз уж ты согласилась придти со мной сюда, будь любезна терпеть. Высшее достоинство женщины — в терпении… Заметь, я не говорю о верности. Ни слова о верности. Ты обратила на это внимание?

Пауза.

КЛАВДИЯ Допивай и пойдем. Пожалуйста.

ТИМОФЕЙ Хорошее слово «пожалуйста».

КЛАВДИЯ Очень тебя прошу.

ТИМОФЕЙ Видишь ли, мир устроен так, как он устроен. Мы ничего не можем с эти поделать… Лично я ничего не могу изменить. К сожалению… Не в моих силах… Даже если бы мне очень захотелось что-либо изменить, я не смог бы этого сделать… На твой бесконечный вопрос, почему я ничего не делаю, отвечаю — не делаю потому, что изменить все равно ничего не могу… Что же касается слов, пасов, жестов, сцен — все слова, сцены, пасы и жесты — фикция. Наигрыш… Всякое мое послание тебе — только видимость послания. Ничего общего с подлинным и настоящим… А впредь я намерен отказаться и от этой малости… Впредь я намерен исключить любое движение, включая движения души… И прошу уважать мою новую позицию… (Очень громко.) Внимание, Клавдия! Это — серьезно!.. Это, Клавдия, знаешь что такое? Это, Клавдия — кардинальные перемены!.. Разумеется, ты можешь квалифицировать мою новую позицию, как тебе заблагорассудится. Можешь назвать это слабоволием, слабоумием, кризисом среднего возраста, импотенцией. Хоть несварением желудка. Как тебе будет угодно!.. Можешь обсудить это со своими подругами. Вы можете на фотографии выколоть мне глаза, можете сжечь фотографию. Мне — все равно!.. Отныне — ни единого движения души!

КЛАВДИЯ Тише.

ТИМОФЕЙ А здесь мне некого стесняться. Мир мужчин! Мужской мир! Мой мир!.. Да, здесь пахнет перегаром и дешевым одеколоном… Но это не означает, что в подобных местах нельзя встретить любовь. Любовь, чтобы ты знала, живет как раз здесь. Только это — другая, крепкая, чистая любовь. Без подлости и фальши… Любовь покинутых мужей и отцов! Любовь отверженных, неприкаянных мучеников, все сложивших на алтарь бескорыстия и надежды!

Клавдия рассматривает оставленную Александром простыню.

ТИМОФЕЙ Куда ты все время смотришь? (Видит простыню.) Что это? (Барменше.) Простите, пожалуйста, что это у вас?

БАРМЕНША Ничего.

Пауза.

ТИМОФЕЙ (Клавдии.) А ты о чем подумала?

КЛАВДИЯ Ни о чем.

Пауза.

ТИМОФЕЙ (Взрывается.) Изолгалась! Ты вся изолгалась! Ни слова правды! Сама-то ты отдаешь себе отчет в том, что уже давно не говоришь правды?.. И, как я недавно узнал, не только мне!.. Но я, как ни странно, не возражаю. Зачем? Зачем возражать? Могу ли я что-то изменить?.. Даже не так — хочу ли я?! (Барменше.) А зачем здесь простыня? Здесь спят?.. (Клавдии.) Пусть со мной отказалась ты от правды, Клавдия, пусть… Но ведь ты не говоришь правды и другим людям!.. А знаешь ты, что такое другие люди?!.. Знаешь ли ты, на что способны другие люди?!.. Или ты думаешь, что другие люди заинтересованы в том, чтобы понимать тебя и прощать тебя?.. А не кажется ли тебе, что у других людей кроме тебя хватает забот и хлопот?.. Другие люди — другие мысли и другие дела. На то они и другие люди!.. Другой мир! Мир других людей! С иными законами и другими наказаниями!.. Уж кто-кто, а другие-то люди умеют наказать, поверь мне!.. От других людей поблажек не жди!

Простыня не дает Тимофею покоя. Снова попадается она ему на глаза, и монолог обрывается.

ТИМОФЕЙ Зачем здесь простыня? Здесь спят?!.. Это — постель?.. Зачем?

БОРИС Это бинт.

ТИМОФЕЙ Бинт?

БОРИС Да, самодельный бинт. Из простыни.

Пауза.

ТИМОФЕЙ (Клавдии.) Ну, вот. Ты все слышала. Разговор происходил на твоих глазах. Это оказалось бинтом. Совсем не то, о чем ты подумала… Молчишь? Нечего сказать?.. Я даже знаю, почему… Потому что я для тебя — прочитанная книга… То, что называется, вышел в тираж… Я бы сформулировал мысль еще жестче — вышел вон… Что, нечего сказать?

КЛАВДИЯ Нечего.

ТИМОФЕЙ И снова ложь! (Ударяет ладонью по столу.)

БАРМЕНША Эй, эй, эй, эй!

ТИМОФЕЙ (Барменше.) Простите. Сорвался… Больше не повторится. (Пауза.) А вы не замужем?

БАРМЕНША Нет.

ТИМОФЕЙ И не были?

БАРМЕНША Была.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Не сошлись во взглядах, или психическая травма?

БАРМЕНША Не сошлись во взглядах.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Как переносите одиночество?

БАРМЕНША Прекрасно.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Загрудинные боли, бессонница?

БАРМЕНША Здорова.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Как бывший супруг?

БАРМЕНША Замечательно.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Одинок?

БАРМЕНША Его нет.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Покончил с собой?

БАРМЕНША Его нет в моей жизни.

ТИМОФЕЙ Как это вы замечательно сказали. Мужской мир вам на пользу… Золотые слова. Неожиданно и во мне пробудили умозаключение. Надо же, только что отказался от всякого такого — и вдруг… Вам интересно?

БАРМЕНША Что?

ТИМОФЕЙ Умозаключение.

БАРМЕНША Нет.

ТИМОФЕЙ (Барменше.) Золотые слова… Как говорится, другого ответа не жди… Однако, обозначусь, тем не менее… Произнесу… Для жены. (Указывает на жену.) Это моя жена Клавдия. Живем долго и безуспешно. Но я не теряю надежды, хотя и не прав… Итак, умозаключение. Послушайте, а может быть, и не нужно совмещать несовместимое и сопоставлять несопоставимое?.. Ну не пытаемся же мы скрестить слона и лошадь, макаку и попугая, крокодила и цаплю, мышь и вальдшнепа, зайца и бегемота, жирафа и таракана, носорога и свинью? Почему? Да потому что мы знаем — ничего хорошего из этого не выйдет… Что скажете?

БАРМЕНША Очень может быть.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Вы действительно так думаете или хотите успокоить меня?

БАРМЕНША Все равно.

Пауза.

ТИМОФЕЙ То есть как, все равно?

БАРМЕНША Я не поддаюсь импульсам и вибрациям.

Пауза.

ТИМОФЕЙ (Борису и Александру.) А вот вы, простите, пожалуйста, что вы думаете?

БОРИС Мы — за любовь!

Пауза.

ТИМОФЕЙ Но вы теперь не смеетесь надо мной?

БОРИС Ни в коем случае.

Пауза.

ТИМОФЕЙ (Борису и Александру.) Спасибо вам. Гранд мерси… Скажите, а случается здесь кордебалет?

БОРИС Что?

ТИМОФЕЙ Кордебалет, стриптиз, шампанское?.. Подают здесь омаров, профитроли, фуагра, фэйхоа?.. Быть может, здесь вечерами устраивают показы мод? И может ли интересная зрелая женщина втайне от мужа встретить здесь будущего своего любовника?

БОРИС Ничего такого здесь нет.

ТИМОФЕЙ Ах, как просто и мужественно вы это сказали! (Клавдии.) Ты слышала? Ты все слышала… Мы с тобой заблудились, куколка моя. (Борису.) Иронизирую. (Клавдии.) Мы оказались в другом мире, куколка моя, в мире мужчин!.. Как видишь, этот мир существенно отличается от привычного для тебя мира утех и развлечений… Здесь, как видишь, нет места сальным мыслям и поступкам. Здесь даже простыня — не альков, но бинт! (Барменше.) По-видимому бинтовали что-то очень большое, большого человека. (Клавдии.) Здесь бинтуют больших людей. Большие люди здесь не редкость… А вот подружек твоих здесь не бывает… Им здесь нечего делать. Здесь, девочка, работают… Да, эти простые люди пьют пиво, но их головы, их души настроены на работу, изнурительную, честную работу. То, что называется, «не покладая рук»… Таков мир мужчин. И я горд тем, что принадлежу ему.

КЛАВДИЯ Очень хорошо.

ТИМОФЕЙ Что?

КЛАВДИЯ Очень хорошо.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Что ты сказала?

КЛАВДИЯ Очень хорошо.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Переведи.

КЛАВДИЯ Им действительно нечего здесь делать.

ТИМОФЕЙ Кому?

КЛАВДИЯ Моим подружкам.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Итак, ты сказала, что твоим подружкам нечего здесь делать. Я правильно тебя понял?

КЛАВДИЯ Да, моим подружкам здесь нечего делать.

ТИМОФЕЙ А тебе?

КЛАВДИЯ И мне нечего здесь делать.

ТИМОФЕЙ В таком случае, что ты делаешь здесь?

КЛАВДИЯ Ты притащил меня сюда.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Хорошо. Пусть так. Но ты могла бы отказаться.

КЛАВДИЯ Не думаю.

ТИМОФЕЙ Ты хочешь сказать, что я — деспот?

КЛАВДИЯ Я хочу домой.

Пауза.

ТИМОФЕЙ Я бью тебя плетью, привязываю к батарее, топчу ногами, гашу о тебя сигареты?

КЛАВДИЯ Ты покормил котов?

Пауза.

ТИМОФЕЙ Покормил ли я котов? Ты спрашиваешь, покормил ли я котов?.. Я не кормил твоих котов. Я отказываюсь их кормить… Они не получат от меня больше ни грамма корма… Я выбросил корм на помойку. Пусть теперь его поедают уличные коты.

Клавдия выплескивает содержимое своего стакана в лицо Тимофею. Пауза. Тимофей выплескивает остатки своего пива в лицо Клавдии.

Затемнение.

Бог войны

Барменша за стойкой. Борис и Александр за столиком

В дверях возникает капитан Кравчук. Слегка прихрамывая, он подходит к стойке.

КРАВЧУК Четыре кружки.

БАРМЕНША Возьмите две, а потом я вам свежего налью.

КРАВЧУК Четыре кружки.

Барменша выполняет его просьбу, и капитан следует к столику Бориса и Александра.

КРАВЧУК Не помешаю?

АЛЕКСАНДР Пожалуйста, пожалуйста.

Пауза.

КРАВЧУК Хотела навязать мне дискуссию.

БОРИС Кто?

КРАВЧУК Эта женщина.

АЛЕКСАНДР Она хотела, чтобы у вас было свежее пиво.

КРАВЧУК Ненавижу болтовню.

Одну за другой Кравчук опустошает все кружки.

БОРИС Лихо.

КРАВЧУК Вы что-то сказали?

БОРИС Лихо вы расправились с пивом.

КРАВЧУК Говорите громче. Я недослышу. Контузия.

БОРИС (Громко.) Лихо вы расправились с пивом.

КРАВЧУК Ах, это? Ненавижу пиво.

БОРИС А с виду не скажешь.

Пауза.

КРАВЧУК Вот сейчас как будто восстанавливается.

БОРИС Что восстанавливается?

КРАВЧУК Слух. (Замирает.) Слышите?

БОРИС Нет.

КРАВЧУК Вот. А я уже слышу… А вы вообще хорошо слышите?

БОРИС Хорошо.

КРАВЧУК А я временами недослышу… Временами слышу очень хорошо, а временами, как будто кто-то громкость убавляет… И помехи. Как будто радиостанцию глушат… Наши головы устроены как радиостанции. Разница только в материале. Радиостанция — на полупроводниках. А в голове черт знает что понамешано… Иногда задумаешься надо всем этим — волком выть хочется.

Пауза.

БОРИС (Отменная рыбка. Угощайтесь.

КРАВЧУК Терпеть не могу пиво.

БОРИС (Громко.) Отменная рыбка. Угощайтесь.

КРАВЧУК Не встречал более отвратительного и вредного напитка.

БОРИС Зачем же вы здесь, в таком случае?

КРАВЧУК Пиво — медленная смерть.

АЛЕКСАНДР Может быть, в таком случае, не стоило его пить?

КРАВЧУК И то и другое — продукты гниения. И пиво, и рыба. Как представишь себе, что они там, в желудке смешиваются, тошно делается.

АЛЕКСАНДР (Громко.) Может быть, в таком случае не стоило вам его пить?

КРАВЧУК Что «может быть, не стоило в таком случае»?

АЛЕКСАНДР (Громко.) Может быть, не стоило пить его? В таком случае.

КРАВЧУК Вы хотели сказать, что мне не стоило пить пива?

АЛЕКСАНДР Да.

КРАВЧУК Отчего же? Решение принято. Я поступаю осознанно и целенаправленно. (Замирает.) Слышите?

АЛЕКСАНДР Не слышу.

КРАВЧУК Двадцать седьмой.

АЛЕКСАНДР Я не слышу.

КРАВЧУК Пошел на посадку, мать его.

Пауза.

АЛЕКСАНДР А я в жаркий день очень люблю…

БОРИС (Александру.) Оставь его в покое.

КРАВЧУК Двадцать седьмой ни с чем не спутаешь. Симфония… Все. Сел, кажется… Точно сел. (Александру.) Простите, отвлекся. Вы о чем-то спросили меня?

АЛЕКСАНДР Если вы не любите пиво, зачем же вы пьете его?

КРАВЧУК Точно так. Медленная смерть… Причем смерть ужасающая!.. Перед тем как умереть, сначала вы увидите, как округлится ваш живот, лицо станет бабьим, сделаются ленивыми мозги, слабыми руки. Затем вы забудете все, включая азбуку и таблицу умножения. От вас отвернутся все окружающие, потому что пребывание с вами в одном помещении будет вызывать только раздражение и отвращение. Один за другим с вами перестанут здороваться соседи. Погибнут цветы на окнах. Вы разучитесь различать день и ночь, весну и лето. И только после всего этого долгожданная старуха с косой предстанет перед вами и спросит, — Как ты жил без меня все эти годы?

БОРИС Именно этот вопрос?

КРАВЧУК Как ты жил без меня эти годы?

АЛЕКСАНДР (Громко.) Жуткая картина.

КРАВЧУК Согласен. Более чудовищного зрелища даже я, боевой офицер, вообразить себе не могу!.. Я видел все. Отрезанные руки и ноги. Оторванные головы складывал в мешок как бахчу. Вы знаете, что такое бахча?

АЛЕКСАНДР Нет.

КРАВЧУК Арбузы… Я знаю, как жидкая слизь стекает по ногам во время атаки. (Пауза.) Я помню гул в ушах за пятнадцать секунд до расстрела. Но все это бледнеет в сравнении со зрелищем пивной агонии.

АЛЕКСАНДР (Громко.) Пугающая картина!

КРАВЧУК Позвольте представиться, капитан Кравчук.

БОРИС Борис.

АЛЕКСАНДР Александр.

Пауза.

БОРИС (Громко.) Борис.

АЛЕКСАНДР (Громко.) Александр.

КРАВЧУК Как после бомбежки… Офицеры пьют исключительно шампанское… В особенных случаях — коньяк. Вы служили в армии?

БОРИС Я служил.

КРАВЧУК Десант?

БОРИС Строительный батальон.

КРАВЧУК (Александру.) А вы?

АЛЕКСАНДР Я не служил.

КРАВЧУК На каком основании?

АЛЕКСАНДР Институт.

КРАВЧУК Офицер?

АЛЕКСАНДР В запасе.

КРАВЧУК Что же вы пиво-то пьете, офицер в запасе?

АЛЕКСАНДР Как не странно, один врач посоветовал.

КРАВЧУК Зрение?

АЛЕКСАНДР Почки.

КРАВЧУК Передайте своему врачу, что он — круглый дурак.

АЛЕКСАНДР Непременно.

КРАВЧУК Можете сослаться на меня.

АЛЕКСАНДР Именно так я и сделаю.

КРАВЧУК В этом городе врачи хорошо знают меня.

АЛЕКСАНДР Непременно передам.

КРАВЧУК Большинство врачей в этом городе — круглые идиоты.

АЛЕКСАНДР Ясно.

Пауза.

КРАВЧУК Может быть, я обидел вас? Вы не врач?

АЛЕКСАНДР Танкист.

КРАВЧУК Но, может быть, среди ваших друзей имеются врачи?

АЛЕКСАНДР Нет. В основном танкисты.

КРАВЧУК Я бываю резок в оценках. Но, согласитесь, в наше время без этого нельзя.

АЛЕКСАНДР Вы несомненно правы.

Пауза.

КРАВЧУК Жесткое время, жесткие нравы.

АЛЕКСАНДР Да.

Пауза.

КРАВЧУК Война.

БОРИС Война?

КРАВЧУК Война… Идет гражданская война. Бессмысленная и беспощадная.

АЛЕКСАНДР Вы любите Пушкина?

КРАВЧУК Нет… Вот я, к примеру, теряю зрение. Вы знаете, что означает для боевого офицера потеря зрения?

АЛЕКСАНДР Могу вообразить.

КРАВЧУК Ни черта вы не можете. Для этого нужно повариться со мной в одном котле. Но, дело не в этом. Итак, зрение мое разрушается. Не стало четкости в изображении. Все как в тумане… Вот вы сейчас передо мной — в тумане. А доктора говорят — у вас, капитан, стопроцентное зрение. Как прикажете их понимать?

АЛЕКСАНДР Не знаю.

Пауза.

КРАВЧУК Вы чем-то расстроены?

АЛЕКСАНДР Нет, вам показалось.

КРАВЧУК Можете быть со мной вполне откровенным… Чтобы в дальнейшем избежать недоумения и беспокойства, докладываю. Я пришел с тем, чтобы покончить жизнь самоубийством… Именно что здесь и сейчас… Попытки отговорить меня не имеют смысла. Если я что-то решил, как правило, довожу дело до ума.

Пауза.

АЛЕКСАНДР Зачем?

КРАВЧУК Так принято.

АЛЕКСАНДР Впервые слышу.

КРАВЧУК Боевому офицеру в моем возрасте положено думать о самоубийстве… Ты можешь отказаться от него, воля твоя, но обдумать должен.

АЛЕКСАНДР По-моему это — предрассудки.

КРАВЧУК Уходить из жизни нужно достойно.

АЛЕКСАНДР (Громко.) По-моему это — предрассудки.

КРАВЧУК С пулей в голове… У меня для этого есть все необходимое. Хорошая семья. Любимая и любящая жена. Двое детей. Мальчики. Иван и Марс.

Кравчук извлекает из кармана фотографию, протягивает ее Александру.

КРАВЧУК Слева Иван, а справа — Марс… Не путайте, Марс — справа.

АЛЕКСАНДР Постараюсь.

КРАВЧУК Это не сложно. Марс — справа, а слева Иван.

АЛЕКСАНДР Я не спутаю.

Пауза.

КРАВЧУК Можете показать своему товарищу.

Александр протягивает фотографию Борису.

АЛЕКСАНДР (Борису.) Марс — справа.

КРАВЧУК Марс — справа… Слева — Иван… Мальчики очень обижаются, когда их путают… Хотя между ними мало общего. Иван спокойнее и мягче. Добрее… Немного простоват… Больше походит на мать… Я вам сейчас и мать покажу.

Кравчук достает еще одну фотографию, протягивает ее Александру.

КРАВЧУК Вот — их мать… Борис, вы тоже взгляните, это — любопытно… Ну, что скажете?

АЛЕКСАНДР По-моему они оба походят на мать.

КРАВЧУК Неудачная фотография… Свет… Видите, как он поставил свет?

АЛЕКСАНДР Кто?

КРАВЧУК Фотограф.

АЛЕКСАНДР Неудачно?

КРАВЧУК Мягко сказано! В нашем городе нет ни одного приличного фотографа… Берут сумасшедшие деньги. За что?!.. За то, чтобы отец не мог узнать собственных детей?

БОРИС А мне фотографии нравится.

КРАВЧУК Вы знаете, на что способен любящий отец, когда он не узнает своих детей?

БОРИС (Громко.) Мне нравятся фотографии.

КРАВЧУК Я знаю одну такую историю. Но она слишком кровавая. Не хочу об этом… Устал от крови… Может человек устать от крови?.. Что скажете, Александр?

АЛЕКСАНДР Определенно.

КРАВЧУК А вы что по этому поводу думаете, Борис?

БОРИС Почему бы и нет. Вот хирурги, например, мне кажется…

КРАВЧУК Вам действительно понравились эти фотографии?

БОРИС (Громко.) Хорошие фотографии.

Пауза.

КРАВЧУК И фотография матери?!

Борис всматривается в снимок.

БОРИС (Громко.) По-моему вполне приличная фотография.

КРАВЧУК Может быть, фотография и приличная, да только это не моя жена.

БОРИС А кто же это?

КРАВЧУК Не знаю… Этой женщины я не знаю. Я вообще не могу разобрать, женщина это или мужчина. Изображение размытое, темное… Да человек ли это вообще?!.. Дайте, я сейчас же уничтожу ее.

АЛЕКСАНДР (Громко.) Не делайте этого.

КРАВЧУК Почему?

АЛЕКСАНДР (Громко.) Это нехорошо.

Пауза.

КРАВЧУК Почему?

АЛЕКСАНДР Не знаю.

Пауза.

КРАВЧУК Кто эта женщина? Вы не знаете?

АЛЕКСАНДР (Громко.) Ваша жена.

КРАВЧУК Если бы у меня была такая жена, я бы уже давно сделал это.

АЛЕКСАНДР Что?

КРАВЧУК Пустил бы себе пулю в лоб.

АЛЕКСАНДР Зачем вы так говорите?

КРАВЧУК Да отдайте же мне фотографию, наконец!

АЛЕКСАНДР Пообещайте, что не будете уничтожать ее.

Пауза.

КРАВЧУК А вы — странный.

АЛЕКСАНДР Возможно.

КРАВЧУК Но, как будто добрый малый.

АЛЕКСАНДР Самому мне трудно судить об этом.

Александр отдает фотографию Кравчуку.

КРАВЧУК Добрым теперь совсем не легко… Борис, передайте фотографию мальчиков Александру.

Борис передает фотографию Александру.

КРАВЧУК (Александру.) Как вам мои мальчики?

АЛЕКСАНДР Очень хорошие мальчики.

КРАВЧУК Марс — справа, а Иван — слева… Иван старше… Тихоня… Ему, так же как и вам будет трудно в этом мире… Я сам виноват. Уделял ему мало внимания. Мальчик вырос без ремня. У мамки под юбкой. К слову сказать, Марсу я тоже не уделял должного внимания. Но он — другое. Дерется. Ловит жуков. Жука увидит — аж заходится весь. Сразу его на иглу — и в банку… У него уже с десяток банок с жуками. Инстинкт охотника. Чрезвычайно важный для будущего мужчины инстинкт… Я в детстве тоже охотился, но на белок… Обычными камнями… Ружья у меня по тем временам не было, естественно. Вот и приходилось самыми обыкновенными камнями. Берешь камень — и прямо в глаз… Ни одной шкурки не испортил… Шкурку — отцу, а мясо здесь же, на костре жарили и съедали. С другими ребятишками… Вы когда-нибудь пробовали беличье мясо?

АЛЕКСАНДР Нет, признаться.

КРАВЧУК А вы — Борис?

БОРИС Нет, не приходилось.

КРАВЧУК Отвратительное мясо. (Смеется.) Я спрашиваю Марса, зачем тебе столько жуков? Молчит… Не хочется думать, что это неуважение… А, может быть, у него тоже проблемы со слухом, как думаете?

АЛЕКСАНДР Трудно сказать.

КРАВЧУК Надо бы показать его врачу, да у нас ни одного приличного врача, как на грех.

АЛЕКСАНДР Мне думается, надо показать, раз уж такая ситуация.

Пауза.

КРАВЧУК Мне отец молчанки не прощал. Немедленно выписывалась затрещина… Кубарем летал… Один раз — с чердака… Восемь дней — без сознания. Чудом не погиб… Но меня слух стал подводить значительно позже… Надо бы выбросить всех этих жуков к чертовой матери! Грязь в доме, и больше ничего… Ну, что, я могу взять фотографию, или еще посмотрите?

Александр протягивают Кравчуку фотографию. Пауза. Кравчук протяжно смотрит на барменшу.

БАРМЕНША (Кравчуку.) Что-нибудь нужно?

КРАВЧУК Простите, а у вас есть дети?

БАРМЕНША Что?

Пауза.

КРАВЧУК (Громко.) Я спрашиваю, дети у вас есть?

БАРМЕНША (Громко.) Есть.

Пауза.

КРАВЧУК (Громко.) Я вашими детьми интересуюсь.

БАРМЕНША (Громко.) Есть.

Пауза.

КРАВЧУК (Громко.) Мальчики, девочки?

БАРМЕНША (Громко.) Два мальчика.

КРАВЧУК (Борису.) По-моему она тоже недослышит.

БОРИС (Громко.) Она говорит, что у нее тоже есть дети.

КРАВЧУК (Борису.) Правда? (Барменше громко.) А как их звать?

БАРМЕНША Зачем вам?

Пауза.

КРАВЧУК (Борису.) Что она говорит?

БОРИС (Громко.) Ничего.

БАРМЕНША (Громко.) Обычные имена.

Пауза.

КРАВЧУК (Борису.) Не хочет говорить… Защищает. Как всякая мать… Меня моя мать тоже защищала… Мать — защитница своим детям… Если отец — защитник Отечества, мать — защитница своих детей. Так испокон века было… Детей уже продавать начали, мать их так!.. Вы что-нибудь слышали об этом?

АЛЕКСАНДР Слышал.

КРАВЧУК А вы, Борис?

БОРИС Сейчас об этом много говорят.

КРАВЧУК Все говорят, говорят, говорят! Бесконечный треп!.. Слова потеряли всякий смысл и значение… Говорят много, а понять, что они говорят совершенно невозможно. (Александру.) Вы согласны со мной?

АЛЕКСАНДР Не совсем.

КРАВЧУК А вы как думаете, Борис?

БОРИС Не знаю.

Пауза.

КРАВЧУК Мой отец мало говорил… И не потому, что был не образован. Он был великолепно образован… Потомственный военный… Бог войны. Его так и называли — бог войны… Хотя сам был маленького роста, рябой, заикался немного. Какой там бог войны?! Однако же умел внушить к себе уважение и даже страх… Так вот он, мой отец, говорил очень мало. Бывало, за неделю произнесет не больше двух слов. Но, зато эти слова остались в моей памяти на всю жизнь!.. А в те времена вообще как-то не принято было говорить… Даже плакат такой существовал — «Не болтай!» Слышали о таком плакате?

АЛЕКСАНДР Мне кажется, этот плакат содержал несколько иной смысл.

КРАВЧУК Никакого другого смысла этот плакат не содержал! «Не болтай!» И этим все сказано… Это теперь все перевирают, переворачивают, мать их… Прежде слова имели вполне внятное и конкретное содержание… «Не болтай!» И все понимали: меньше слов, больше дела… Мы сейчас живем в другой, неведомой стране. Согласны со мной?

АЛЕКСАНДР Отчасти.

КРАВЧУК А вы что скажете, Борис?

БОРИС Не знаю, что сказать.

КРАВЧУК Потерялись. Совсем вы потерялись парни… Вы не сердитесь на меня, но я вам вот что скажу. По-справедливости — это не мне, а вам надо бы кончать жизнь самоубийством… Сколько вам лет? Тридцать, тридцать два? Можно уже задуматься… И должно.

Кравчук сверлит взглядом на барменшу.

КРАВЧУК (Барменше громко.) А что, бьет их отец?

БАРМЕНША Что вы спросили?

КРАВЧУК (Борису.) Совсем не слышит. (Барменше громко.) Я спрашиваю, отец их бьет их?

БАРМЕНША (Громко.) Кого?

КРАВЧУК (Громко.) Детей ваших!.. Сейчас я подойду к вам.

Кравчук подходит к стойке.

КРАВЧУК Добрый вечер.

БАРМЕНША Добрый вечер.

КРАВЧУК Захотелось поговорить с вами. Не станете возражать?.. А дело в том, что вы очень похожи на мою жену. У нее тоже двое детей. Тоже мальчики. Иван и Марс… Мне почему-то кажется, что вы, также как и моя жена должны любить цветы… Я угадал?.. Сейчас покажу вам ее фотографию.

Достает из кармана фотографию жены и протягивает ее барменше.

КРАВЧУК Фотография очень неудачная, не обращайте внимания. Вот вы сейчас посмотрите, и я уничтожу ее.

Кравчук извлекает из кармана фотографию детей.

КРАВЧУК А вот фотография моих ребятишек… Иван и Марс… Как будто близнецы, не правда ли?.. Так что, любите вы цветы?

БАРМЕНША Один.

КРАВЧУК Один цветок?

БАРМЕНША Да. Если это можно назвать цветком.

Пауза.

КРАВЧУК Один единственный?

БАРМЕНША Один единственный.

КРАВЧУК Что же это за цветок? Не терпится узнать.

БАРМЕНША Каучуковое дерево.

КРАВЧУК Каучуковое дерево?

БАРМЕНША Каучуковое дерево.

Пауза.

КРАВЧУК А почему оно называется каучуковым?

БАРМЕНША Сейчас я вам все расскажу…

Затемнение.

Кубик Рубика

За одним столиком Борис, Александр и Кравчук, за другим — барменша и яркая элегантная дама в меховом манто и темных очках: Лелька школьная подруга барменши. Женщины пьют кофе и курят.

ЛЕЛЬКА Надо же? Настоящий кофе. Я думала ты шутишь. (С интересом рассматривает пивную, и ее посетителей.) Смотри-ка, военный. А разве им разрешают пить?.. Надо же?.. Никогда не была в таких заведениях… Слушай, а ты можешь сбежать? Буквально на час. Пообедаем, поболтаем.

БАРМЕНША Я могу тебя накормить.

ЛЕЛЬКА Нет, нет, что ты! (Осматривается.) Надо же?.. А здесь и спят?

БАРМЕНША Нет.

ЛЕЛЬКА А зачем постель?

БАРМЕНША Это не постель.

ЛЕЛЬКА А что это?

БАРМЕНША Бинт.

ЛЕЛЬКА Бинт?

БАРМЕНША Бинт.

ЛЕЛЬКА Как интересно!.. Ну, рассказывай, как ты, что? Рассказывай! Все-все рассказывай. Как Серега?

БАРМЕНША Нет Сереги.

Пауза.

ЛЕЛЬКА А что с ним?!

БАРМЕНША Покончил с собой.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Прости.

БАРМЕНША Шучу. Мы расстались.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ну, ты даешь! В своем репертуаре… Надо же? Покончил с собой. Да ты что? Разве такими вещами шутят?

БАРМЕНША Не знаю.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ты меня пугаешь.

БАРМЕНША Ладно, забудь.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ужас какой!

БАРМЕНША Забудь.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, тебе надо бежать отсюда.

БАРМЕНША Зачем?

ЛЕЛЬКА Ну, не знаю. Ты и эта пивная.

БАРМЕНША Куда?

ЛЕЛЬКА Не знаю. Не оставаться же здесь всю жизнь?

БАРМЕНША Почему?

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, я же посылала тебе открытку на Новый год. Ты получила?

БАРМЕНША Нет.

ЛЕЛЬКА А я посылала. На Новый год… В зелененьком таком конверте. С зайчиками. Не помнишь?

БАРМЕНША Я не получала.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Странно.

БАРМЕНША Что странно?

ЛЕЛЬКА Я точно помню, что отправляла тебе ее.

БАРМЕНША Значит, не дошла.

Пауза.

ЛЕЛЬКА А знаешь, вполне возможно. Почта совсем перестала работать. Я вообще не знаю, чем они там занимаются. Если они все равно не работают, зачем они нужны? Раньше все доходило. Моментально. (Смеется.) Не успеешь запечатать — уже на месте… Шучу… А теперь не поймешь, то ли они работают, то ли не работают.

БАРМЕНША Кто?

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, а давай вечером посидим где-нибудь, поужинаем?.. Ой, нет, меня же родители ждут, я же только на один день. Как жаль!.. Слушай, я так рада тебя видеть! Ты даже представить себе не можешь, насколько я рада тебя видеть… Ну, как ты, что, рассказывай, все рассказывай. Как ты?

БАРМЕНША Нормально.

ЛЕЛЬКА Как Серега?.. Ах, да, про Серегу ты сказала. Надо же было такое сморозить?

БАРМЕНША Ты о чем?

ЛЕЛЬКА Да о Сереге.

БАРМЕНША Я пошутила.

Пауза.

ЛЕЛЬКА А ты совсем не изменилась. В своем репертуаре… Какой была, такой и осталась… Так боюсь покойников! Бр-р-р!.. И что он?

БАРМЕНША Что?

ЛЕЛЬКА С чего вдруг надумал-то?

БАРМЕНША Повеситься?

ЛЕЛЬКА Ну, перестань. Почему он ушел от тебя?

БАРМЕНША Он от меня не уходил.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ты от него ушла? Ну, конечно, от тебя разве мужик уйдет? От таких женщин мужики не уходят. А за что ты его прогнала—то?

БАРМЕНША Я его не прогоняла.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Но ты же сказала, что вы расстались?

БАРМЕНША Расстались.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Так вы что, вместе живете?

БАРМЕНША Нет.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ничего не пойму.

БАРМЕНША Мы просто расстались.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Но у тебя есть кто-нибудь?

БАРМЕНША Кто?

ЛЕЛЬКА Мужчина, кто же еще?

БАРМЕНША Какой мужчина?

ЛЕЛЬКА Ну, я не знаю, друг, любовник?

БАРМЕНША Наверное.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Что значит, наверное?

БАРМЕНША Да не знаю я.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Так у тебя никого нет?

БАРМЕНША Почему?

ЛЕЛЬКА Ну, раз ты говоришь «не знаю»?

БАРМЕНША А что я должна сказать?

ЛЕЛКА Не знаю.

БАРМЕНЩША Вот видишь.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Как было бы приятно услышать, например, — Знаешь, подружка, я влюбилась! Или, — Ой, я познакомилась с таким мужчиной!

БАРМЕНША Хочешь, чтобы я так сказала?

ЛЕЛЬКА Это я — к примеру.

БАРМЕНША Вот видишь.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, но как же я рада тебя видеть!

БАРМЕНША Взаимно.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Так не хватает тебя!

БАРМЕНША Взаимно.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Так хочется посоветоваться иногда, а не с кем.

БАРМЕНША Взаимно.

Пауза.

ЛЕЛЬКА (Спохватившись, роется в сумочке.) Слушай, я же привезла показать тебе фотографии. Мы только что из Египта. Обратила внимание на загар? Мы же только что вернулись. Видишь, какой загар? Я тебе фотографии привезла… Да где же они?.. Сейчас, сейчас… Такой кавардак!.. Да где же они?.. Неужели забыла? Слушай, кажется, забыла. Какая жалость! Такие чудные фотографии! Ах, как жаль!

БАРМЕНША Не страшно.

ЛЕЛЬКА (Роется в сумочке.) Так хотелось показать тебе!

БАРМЕНША Я не люблю Египет.

ЛЕЛЬКА Ты была там?

БАРМЕНША Нет.

ЛЕЛЬКА Как же ты можешь не любить Египет, если не разу там не была?

БАРМЕНША Не люблю и все.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ну, а вообще?

БАРМЕНША Что?

ЛЕЛЬКА У тебя все нормально?

БАРМЕНША В каком смысле?

ЛЕЛЬКА Все ли у тебя хорошо?

БАРМЕНША Все хорошо.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ничего не случилось?

БАРМЕНША Ничего не случилось.

ЛЕЛЬКА (Смеется.) Хотя тебе опасно задавать такие вопросы.

БАРМЕНША Почему?

ЛЕЛЬКА (Смеется.) Можешь пошутить. А у меня инфаркт случится.

БАРМЕНША Забудь.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, если тебе нужна какая-нибудь помощь, ты не стесняйся, звони, я тут же примчу… Или приезжай. У тебя же есть мой адрес?

БАРМЕНША Да.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, правда, взяла бы, да приехала как-нибудь.

БАРМЕНША Приеду.

ЛЕЛЬКА Это ты только обещаешь!

БАРМЕНША Приеду.

ЛЕЛЬКА Честно?

БАРМЕНША Честно.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ты не потеряла мой адрес?

БАРМЕНША Нет.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Давай, напишу на всякий случай?

БАРМЕНША У меня есть адрес.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ты только предварительно позвони, чтобы мы подготовились, встретили тебя.

БАРМЕНША Хорошо.

Лелька вновь принимается рыться в сумочке.

ЛЕЛЬКА Слушай, где же фотографии?

БАРМЕНША Забудь.

ЛЕЛЬКА (Роется в сумочке.) Смотри, что я нашла! (Извлекает кубик Рубика.)

БАРМЕНША Что это?

ЛЕЛЬКА Не знаешь?

БАРМЕНША Нет.

ЛЕЛЬКА Это кубик Рубика.

БАРМЕНША Вот это?

ЛЕЛЬКА Да… Не помнишь?.. Когда-то было очень модно. Все собирали, как с ума посходили. Не помнишь?

БАРМЕНША Нет.

ЛЕЛЬКА Да не может быть! Тогда все как с ума посходили. Собирали сутки напролет. Неужели не помнишь?

БАРМЕНША Нет.

Пауза.

ЛЕЛЬКА (Протягивает кубик барменше.) Держи.

БАРМЕНША Зачем?

ЛЕЛЬКА Будешь собирать.

БАРМЕНША Зачем?

ЛЕЛЬКА Интересно. Попробуй.

БАРМЕНША Спасибо.

Пауза.

ЛЕЛЬКА (Роется в сумочке.) И чего только тут нет?

Пауза.

БАРМЕНША Еще кофе?

ЛЕЛЬКА (Роется в сумочке.) Нет, спасибо.

Пауза.

БАРМЕНША Может быть, пива?

ЛЕЛЬКА (Роется в сумочке.) Ты что? Я не пью пива… Ой! Смотри что! Совсем забыла! Я же специально тебе везла.

Лелька извлекает из сумочки кусок мела и протягивает его барменше.

БАРМЕНША Что это?

ЛЕЛЬКА Узнаешь?

БАРМЕНША Нет.

ЛЕЛЬКА Посмотри хорошенько… Узнаешь?

БАРМЕНША Мел?

ЛЕЛЬКА Ну, конечно!

БАРМЕНША И что?

ЛЕЛЬКА Ну как же, это — тот самый мел.

БАРМЕНША Тот самый мел?

ЛЕЛЬКА Ну, да, тот самый мел. Мы с тобой этим мелом чертили классики.

БАРМЕНША Классики?

ЛЕЛЬКА Ну, конечно. Ты помнишь, как мы играли с тобой в классики?

БАРМЕНША Помню.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Слушай, а давай сыграем, а? Ну что тебе стоит? Давай сыграем, а? Здесь у тебя можно чертить? Ну, давай! Ну, пожалуйста! Выполни мою просьбу! Давай сыграем! Здесь у тебя можно чертить?

ЛЕЛЬКА Черти.

Лелька чертит классики и, подобрав полы пальто, начинает прыгать.

ЛЕЛЬКА Ну иди же, иди сюда.

Барменша не двигается с места. У Лельки ломается каблук.

ЛЕЛЬКА Ну, вот. Так я и знала. (На глазах слезы.) Мои самые любимые сапоги… Не везет. Весь день не везет… Ну, что, теперь придется ехать покупать новые… Самые любимые мои сапоги! Надо же!.. Ну, что, я поехала?

БАРМЕНША Конечно.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Я тебе позвоню. У тебя не изменился телефон?

БАРМЕНША Нет.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ты поздно ложишься?

БАРМЕНША Поздно.

ЛЕЛЬКА Какая жалость. Толком и не поговорили.

БАРМЕНША Наговоримся еще.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Я тебе позвоню.

БАРМЕНША Позвони.

Пауза.

ЛЕЛЬКА Ну, я пошла?

БАРМЕНША Конечно.

Лелька уходит.

Затемнение.

Вопросы врасплох

Барменша — за стойкой. Кравчук, Борис и Александр — за столиком.

Кравчук извлекает из кармана спичечный коробок.

КРАВЧУК Что это, по-вашему, Борис?

БОРИС Спичечный коробок.

КРАВЧУК Да. Спичечный коробок.

Кравчук кладет коробок на место.

БОРИС И в чем фокус?

КРАВЧУК Вы меня с кем-то путаете, молодой человек. Я — боевой офицер, а не иллюзионист.

БОРИС Я выразился фигурально.

КРАВЧУК Не знаю такого слова… И не нахожу нужным знать его… И где вы их только берете, эти слова, мать их?

Пауза. Кравчук извлекает из кармана спичечный коробок.

КРАВЧУК Что это, по-вашему, Александр?

БОРИС Спичечный коробок.

КРАВЧУК Да. Спичечный коробок.

Кравчук кладет коробок на место. Пауза.

АЛЕКСАНДР Так мы и не узнаем?

КРАВЧУК Чего вы так и не узнаете?

АЛЕКСАНДР Зачем вы показали нам его?

КРАВЧУК Показал и показал.

АЛЕКСАНДР Но вы хотели этим что-то сказать?

КРАВЧУК Нет уж, увольте! Я не из болтливых. Мне нужен был ваш ответ. И все.

АЛЕКСАНДР Зачем?

КРАВЧУК Да что вы пристали ко мне?

АЛЕКСАНДР Любопытство.

КРАВЧУК Мне нужно было удостовериться.

БОРИС В чем?

КРАВЧУК В том, что когда вы держите в руках спичечный коробок, вы осознаете, что это спичечный коробок. И больше ничего.

БОРИС И что?

КРАВЧУК Гражданские лица, мирная жизнь… Как будто мирная жизнь.

БОРИС А как нужно было ответить?

КРАВЧУК А разве вам это интересно?

АЛЕКСАНДР Очень интересно. Это же, насколько я понимаю, головоломка?

КРАВЧУК А вы любите головоломки?

АЛЕКСАНДР Люблю. Шарады, головоломки, ребусы — это мое.

КРАВЧУК Вопросы врасплох?..

АЛЕКСАНДР А что такое вопросы врасплох?

КРАВЧУК Не знаете?

АЛЕКСАНДР Нет.

КРАВЧУК О, это замечательная игра. Тренирует внимание и сообразительность… Меня полковник Шмелев научил… Потрясающая игра!.. Вы думаете почему наша армия непобедима? Только потому, что в ней живут такие традиции как игра в вопросы врасплох… Мы с полковником частенько играли. Наберем коньяка и играем до зари. (Вздыхает.) Где ты теперь, полковник?

Кравчук извлекает спичечный коробок, протягивает его Борису.

КРАВЧУК Спросите меня.

БОРИС Что спросить?

КРАВЧУК Ну, тоже самое, что я спрашивал у вас… Подождите. Я закрою глаза. (Закрывает глаза.) Теперь открываю. (Открывает глаза.) Как будто я не знаю, какой вопрос меня ждет… Все. Можно спрашивать… Спрашивайте.

БОРИС (Показывает Кравчуку спичечный коробок.) Что это, по-вашему, капитан?

КРАВЧУК Объект… Улавливаете разницу? Спичечный коробок и объект… Когда бы речь шла о гранате, и вы и я имели бы полное право так и сказать — граната!.. Так меня учили. Так я учил… И нещадно бил, если ответ оказывался обыденным и вялым, наподобие вашего коробка, который черт знает чем может оказаться в определенной обстановке… Нужно быть готовыми, парни… Готов к труду и обороне… Обороне!.. Подзабыли или не знали?.. Недавно написал полковнику письмо с благодарностью и извинениями. За нерадивость и вольнодумство. Долго размышлял над тем, в какой конверт вложить это письмо. Согласитесь, то, в каком именно конверте отправляете вы письмо, имеет серьезное значение… Первое, что видит человек, когда получает письмо — это конверт… И какой же конверт я выбрал? Как вы думаете?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Том 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я