Дневниковые записки ростовского сыщика

Александр Рудковский, 2023

Узнайте правдивые и захватывающие истории из жизни сыщика в Ростове-на-Дону и Ростовской области. В этих рассказах автор поделится своими самыми невероятными случаями, столкновениями с преступным миром и выдающимися успехами в борьбе с преступностью. От запутанных дел до безжалостных преступников – каждый рассказ перенесет вас в настоящий полицейский мир действий и интриг. Приготовьтесь к захватывающему погружению в мир уголовного розыска в одном из самых опасных городов России

Оглавление

Знакомство с будущим народным артистом России

15 апреля 1986 года я вместе с еще двумя другими сотрудниками уголовного розыска УВД РГИ (Ростгорисполкома) был направлен на месяц в Москву на ВКПК (Высшие курсы повышения квалификации) по линии наркомании. Утром самолетом Ростов-Москва мы вылетели в Москву, но до Москвы так и не долетели. В связи с плохой погодой в Москве — туман и дождь, все аэропорты были закрыты и нас посадили в Ленинграде, в аэропорту «Пулково». Когда мы вышли из самолета и прошли в зал аэропорта, то увидели, что он переполнен, так как все самолеты, летевшие в Москву, сажали в Ленинграде. Как говорят в таких случаях — в зале аэропорта «Пулково» было столько народу, что «яблоку негде было упасть». Все сидячие места были заняты, но мы успели в зале второго этажа занять два кресла, а так как нас было трое, то решили отдыхать по очереди. Я чувствовал себя отдохнувшим, подремал немного в самолете, поэтому пошел «гулять» и бодрствовать первым. Тем более, что это же был Ленинград, хоть аэропорт, но Ленинград, город в котором я жил, учился и который любил всей душой. Жаль, что проехать в город было нельзя, так как в любую минуту Москву могли «открыть» и нужно было идти на посадку, о чем нас предупредили еще в самолете. Можно было до Москвы добраться поездом или автобусом, что некоторые потом и сделали, но так как наш багаж был сдан и находился в самолете, то мы не могли «оторваться» от нашего самолета. Я гулял по аэровокзалу, затем возле аэропорта, дыша Питерским воздухом, а в «Пулково» все прибывали и прибывали самолеты. В зале аэропорта народ уже начал занимать и пол. Некоторые, расстелив газеты и журналы на полу аэровокзала, ложились тут же спать, подложив под голову свою ручную кладь.

Мы, пассажиры задержанных рейсов, гуляющие по аэропорту, уже начали узнавать друг друга. Шел пятый час нашего «сидения» в «Пулково». Никто не знал, когда откроют Москву, и потому многие стали в очередь в справочную, куда от безделья и скуки встал и я. Уже находясь в трех человеках от окошка справочной я увидел уставшую от одного и того же вопроса: «Когда будет вылет в Москву?» — девушку (работницу аэропорта) и понял, что задавать этот вопрос банально и потому, оказавшись у заветного окошка, сказал, вспомнив песню Высоцкого:

Девушка, а я лечу туда, где принимают!

От этих слов всем, кто стоял рядом, стало весело, а девушка за окошком стала улыбаться. Мне показалось, что все, кто стоял за мной в очереди, разошлись. Отойдя от справочной, я неспешной походкой направился к центру зала, думая о чем-то своем и вдруг мне по плечу кто-то постучал. Я по — вернулся и…вздрогнул, передо мной стояла огромная (как мне тогда показалась) фигура незнакомца, одетого в куртку

«аляску» и в одной руке держащего футляр со швейной машинкой, который с улыбкой на лице сказал мне, глядя мне прямо в глаза с высоты своего высокого роста:

А шутка Ваша мне понравилась.

Я понял, что он, как и я — пассажир «застрявшего» рейса, от безделия и скуки гуляющий по аэропорту и, скорей всего, тоже стоял в очереди в справочную и слышал, что я говорил. И он тут же представился:

Меня зовут Сергей, я артист театра. Лечу в Москву.

Саша, — как-то автоматически ответил я, — лечу из Ростова-на-Дону в Москву.

И не найдя ничего подходящего, скорей всего от вол-нения, добавил:

А покажите мне свое удостоверение.

Сергей полез во внутренний карман куртки и показал мне свое удостоверение, где было написано, что он — Сергей Степанченко — является актером театра. В ответ я тоже представился, предъявив ему свое удостоверение:

Сотрудник уголовного розыска города Ростова-на — Дону Рудковский Александр.

Но это Сергея ничуть не смутило. И он продолжил:

Приглашен из Сызранского тетра драмы в Московский театр Ленинского комсомола — «Ленком». Вот перевожу потихоньку имущество, — и он указал на футляр со швейной машинкой.

Мест для сидения нет, — продолжил Степанченко, — вот от скуки и брожу, как и все, по зданию аэропорта. Скуки ради, как и ты наверное (перешел он сразу на «ты»), встал в очередь в справочную. Хорошо, что ты развеселил девчонку, а то ее совсем замучили одним и тем же вопросом —

«Когда полетим в Москву? Когда полетим в Москву?», — как-то смешно изобразил Сергей вопрошающих.

Да мне тоже стало жалко эту девушку, поэтому и решил хоть как-то разрядить обстановку, а потому и позволил себе так пошутить, — ответил я.

И мы стали общаться с Сергеем, и чем больше мы разговаривали и узнавали друг друга, тем более мы понимали, что у нас с ним много общего. Нам было интересно это общение. Мы говорили обо всем — о семье, о детях, о работе, о своем детстве, о том, что я бывший летчик и авиационный инженер сейчас работаю в уголовном розыске, о театре и актерах, о ролях Сергея в театре и т.д., и т.п. Сергей, как оказалось, в Москву переехал по приглашению самого Марка Захарова, режиссера и художественного руководителя театра «Ленком». Как большой любитель театра, я задавал много вопросов о театре, о театральной жизни, обо актерах.

Ведь уже тогда театр «Ленком» гремел на всю страну и был одним из ведущих театров. В труппе театра состояло много знаменитых и именитых актеров, таких как Леонов, Янковский, Казаков, Караченцов, Абдулов, Збруев, Проскурин и т.д. Чего только «стоила» рок-опера «Юнона и Авось» этого театра, которая с успехом идет до сих пор. Как театралу, мне было интересно знать все о театральной жизни этого театра, о жизни актеров, и потому я много задавал вопросов, а Сергей, как мог, мне отвечал и рассказывал.

Сергей был женат и у него была маленькая дочь Катя.

Жил в Москве в общежитии театра «Ленком». Я рассказал ему о себе. Сообщил, что лечу в Москву на курсы повышения квалификации по линии уголовного розыска, которые находятся в Домодедово. О том, что с детства мечтал о небе и потому, еще учась в школе, пошел в аэроклуб, где учился летать на планерах и прыгать с парашютом в местном Бобруйском аэроклубе. После окончания школы поступил в ЧВВАУЛ — Черниговское высшее военно-авиационное училище летчиков, со второго курса был отчислен по здоровью, в связи с чем поступил в КИИГА — Киевский институт инженеров гражданской авиации, который и окончил в 1982 году. С 1982 года по 1984 год проходил службу в качестве офицера-инженера в летной части города Умани Киевского военного округа.

А теперь вот с 1984 года, после окончания Ленинградских высших курсов МВД СССР по линии уголовного розыска в 1985 году, которые окончил с отличием, служу в уголовном розыске города Ростова-на-Дону, — закончил я рассказ о себе.

А как ты из летчиков попал в милицию? — удивленно спросил Сергей.

Да вот так, как говорю я всем — «упал без парашюта, ударился головой и попал в милицию».

Сережа, поняв мою шутку, тут же рассмеялся.

За разговорами мы и не заметили, как наступила ночь. Но нам было приятно общаться, создавалось такое впечатление, что мы знали друг друга очень давно и были друзья — ми, которые вновь встретились после небольшого расставания. Мы бродили по залу аэропорта, не замечая вокруг суету и толчею людей, которых к этому времени собралось довольно много. Многие спали и сидели на полу аэровокзала. Кто имел на руках ручную кладь и не сдавал свой багаж в самолет уезжали из «Пулкова» на железнодорожный вокзал, откуда «стрелой» или каким-либо другим поездом решили ехать в Москву. А так как наш багаж был в самолете, то нам никуда и не надо было переезжать. Беседуя с Сергеем Степанченко, у меня создалось впечатление, что знаю его очень и очень давно, «лет сто», как говорят в таких случаях. Мне было с ним хорошо, интересно, свободно и весело. Каждый из нас вспоминал и тут же рассказывал смешные истории из своей жизни. Мы говорили, говорили, говорили и говорили бы еще долго, но к утру объявили, что Москва открыта и стали объявлять посадку на задержанные рейсы. Прощаясь со мной, Сережа вдруг сказал:

Приезжай ко мне в гости. Познакомлю тебя со своей семьей. Я рад, что мы с тобой познакомились и буду рад видеть тебя у себя в гостях. Приезжай, когда сможешь. Буду ждать твоего звонка.

И он оставил мне телефон общежития и адрес. Мы пожали друг другу руки и пошли искать стойку регистрации своих рейсов. На мой рейс уже была объявлена посадка и я пошел регистрироваться. Подойдя к очереди, которая стояла на регистрацию нашего рейса, я не увидел своих сослуживцев и потому пошел на второй этаж к месту, где их оставил. Подойдя к ним, я увидел, что они крепко и «задушевно» спали, похрапывая и вытянув ноги в проход.

Вставайте, лежебоки, а то самолет улетит без Вас, — стал я будить их, тряся за плечи. Они так крепко спали, что никак не могли понять, где они находятся, смотря на меня пустыми, ничего непонимающими глазами.

Че смотрите, орлы, подъем. Уже идет регистрация на посадку.

Наконец-то к ним стало приходить сознание и дуэтом в унисон они сказали:

Все понятно, встаем.

Регистрация прошла, мы вернулись в самолет, который доставил нас в аэропорт «Домодедово», откуда мы электричкой доехали до остановки, где находились курсы, а от остановки нам пришлось где-то с километр или чуть более идти по дороге через лес. Но природа здесь была такая, что этот километр мы даже не заметили.

Эти курсы были организованы на базе повышения квалификации работников ИТУ (исправительно-трудовые учреждения). Здесь было все основательно и добротно — общежитие, спортзал, дом культуры, учебные корпуса, баня. А вокруг сосново-березовый лес, так напоминающий родную Белоруссию. Я соскучился по лесу, в Ростовской области лесов нет, вокруг степи и бесконечные поля и только на севере области имеются лесополосы, напоминающие лес, да вдоль дороги лесопосадки. Целый месяц мы будем жить и наслаждаться лесной природой. Спортсмены-дзюдоисты, к которым отношусь и я, организовали свою группу «по интересам» и каждый вечер после занятий, проводили в спортзале свои тренировки вместе с рукопашниками, отрабатывая приемы самообороны, среди которых были чемпионы Союза, Европы и мира. Каждое утро мы вставали и до занятий совершали пробежки по лесу и где-нибудь на опушке делали физзарядку, а потом на спортплощадке курсов продолжали занятия на спортивных снарядах.

На занятия ходили в милицейской форме, которую привезли с собой. Я забыл фуражку, поэтому на все уличные построения не ходил, пока кто-то из преподавателей не привез мне свою фуражку. Так проходили день за днем. И вот в один из дней я позвонил Сергею Степанченко в общежитие и пригласил его к телефону, так как приближались выходные дни и я решил воспользоваться приглашением Сергея побывать у него в гостях. Сергей подошел к трубке и ответил:

Алло, слушаю Вас.

Сергей, это я, Саша Рудковский из Ростова-на-Дону не забыл еще? — смеясь спросил я его.

Привет Санек. О чем ты говоришь, — радостно ответил Сергей. — Конечно, не забыл. Ты в Москве?

Да, нет я в Домодедово. Звоню узнать, что ты на выходные будешь делать? Можно ли в гости к тебе приехать?

Ты что — конечно приезжай. Я Ирине, жене своей, рассказал о тебе. Так что ждем тебя в гости в выходные, — ответил радостно Сережа.

Мне было приятно, что Сергей не забыл меня и помнил, что пригласил в гости. Тогда он был еще не совсем «москвичом», которые сильно «продуманные» и прежде чем что-то сделать сто пятьдесят раз подумают. Знаю это по своим родственникам, переехавшим в Москву и через некоторое время ставших «москвичами». Москвичи — это особо отдельный народ, а Москва как говорят в народе — это государство в государстве.

И вот наступили выходные. На электричке я добрался до Москвы, а там на метро до станции назначения. Сейчас уже и не помню точно, где находилось общежитие «Ленкома», но где-то рядом с метро и возможно, если мне память не изменяет, рядом со станцией «Спортивная». Но возможно и ошибаюсь. Выйдя из метро, я пошел искать где продают цветы, обычно это было рядом со станцией метро. Купив цветы — розы для жены Сергея, я пошел в продуктовый магазин, где взял бутылку коньяка, бутылку шампанского и коробку конфет. В общем стандартный гостевой набор.

Когда я поднялся на этаж, где жил Сергей, и постучал в его комнату дверь как-то сразу распахнулась и меня радостно встретил Степанченко. Он сгреб меня на радостях в охапку и чуть не раздавил. Кряхтя от его объятий я прохрипел:

Сережа, отпусти, раздавишь.

В комнате, кроме Сергея, была его жена Ира и дочь Катя. Подарил цветы и коробку конфет жене Сергея Ире, а коньяк и шампанское передал Сергею. Взяв коньяк и шампанское, Сергей удивился и спросил:

А что милиция тоже пьет? (Тогда уже действовал «сухой закон»).

Только по большим праздникам и то чисто символически, — полушутя-полусерьезно ответил я, — а у нас сегодня праздник — встреча друзей. Так что немножко можно.

Ну, да?! — также полушутя полусерьезно ответил Сергей и продолжил, — ну что ж надо как-то реабилитироваться, а то у меня из спиртного ничего нет.

Да ничего и не надо, все же есть, — отпарировал я.

Да нет, я так не могу. Сейчас я быстренько сбегаю в магазин, а ты здесь с моими посиди, познакомишься поближе. Ирине я о тебе рассказывал, ей будет интересно и приятно пообщаться с «живым» сыщиком, — продолжил Сергей.

Тогда я с тобой за компанию. Не возражаешь? — спросил я Сергея.

Нет, конечно. Раз хочешь — пойдем. Только времени у нас мало, скоро продажу спиртного прекратят, так что придется бегом все делать.

В это время в СССР был введен «сухой закон» и спиртное продавали до 19-00, а время уже приближалось к 19-00. А потому мы с Сергеем, выйдя из общежития, трусцой побежали в сторону ближайшего продовольственного магазина. По дороге мы разговаривали, обсуждали последние события, связанные с аварией на Чернобольской АЭС. Я рассказал Сергею, что многих слушателей курсов, живущих в районе Чернобыля, руководство отпустило домой.

Так незаметно мы и добежали до магазина, где Сергей купил бутылку водки и какие-то продукты. Когда мы вернулись в общежитие и зашли в комнату к Сергею, там уже был накрыт стол. Ирина, жена Сергея, хлопотала вокруг стола, ставя всякие вкуснятины. Она оказалась душевным и обаятельным человеком, красивым как внешне, так и внутренне. С ней было приятно общаться. Наблюдая за общением Сергея и Иры, я увидел, что у них было полное взаимопонимание, и, как мне показалось, они дополняли друг друга. Такая идиллия в семье редкость.

Комната общежития, в которой жили Степанченко, была довольно большой. Насколько я помню по середине комнаты стоял стеллаж с полками, на которых находились книги и другие предметы. Этот стеллаж как бы разделял комнату на две зоны — на рабочую и зону отдыха. Так в те времена делали все семейные пары, которые проживали в общежитии. Как потом похвасталась Ира, жена Сергея:

Этот стеллаж Сережа сделал сам из выброшенной на свалку мебели.

Стеллаж и вправду выглядел хорошо. Честно говоря, я даже подумал, что он был приобретен в магазине. И об этом я сказал Ире, на что она, не без гордости, ответила:

Да у Сергея золотые руки.

Пока мы сидели за столом, в комнату к нам стали подходить друзья-артисты Сергея и постепенно образовалась веселая и теплая компания. И Сергей вскоре взял гитару и запел. У него оказался замечательный, красивый голос, и он пел песни бардов, о которых я ранее не слышал. В этой дружной и веселой компании актеров было весело, шумно и хорошо. И никак не хотелось уходить, но всему приходит конец, и этот вечер пришел к завершению. Прощаясь, Сергей подарил мне фото, где он в роли Трубадура на сцене Сызранского театра драмы. На обратной стороне фото, как было принято тогда, Сергей сделал надпись: «Саша, я рад, что у меня появился такой друг». Эту фотографию я храню в своем семейном альбоме (см. фото ниже).

Попрощавшись со всеми, я поблагодарил Иру за угощения, а Сергей проводил меня до метро, где мы расстались и договорились встретиться еще. Я пригласил его к себе в гости:

Будет возможность, приезжай сам или с семьей ко мне в гости в Ростов. Я тебя со своими познакомлю, своим домашним вином угощу, покажу достопримечательности Ростова-папы и всего Донского края.

Как получится. Если вдруг будут гастроли в Ростове, то тогда уже точно встретимся, и я побываю у тебя в гостях. А так спасибо за приглашение, — ответил Сергей.

Мы пожали друг другу руки и разошлись. В следующий раз мы встретились уже в Ленинграде, где театр «Ленком» был на гастролях. Перед этим я позвонил Сергею домой (к этому времени Сергей уже получил квартиру) и он сказал, что его театр с гастролями выезжает в Ленинград.

Это очень хорошо, там и встретимся, так как я в это время буду тоже в Ленинграде по своим делам, — ответил я. В этот период времени я поступил в заочную аспирантуру университета и ездил в Ленинград для встречи со своим руководителем — Робозеровым Виктором Федоровичем, одним из лучших сыщиков Ленинграда. Тема будущей диссертации была «Моделирование в раскрытии неочевидных преступлений».

После приезда в Ленинград, решив все свои вопросы, я стал искать места, где гастролирует театр «Ленком», так как разные спектакли театра шли в разных местах, а я точно не знал, в каком театре или ДК играет Сергей. По дороге из университета я увидел афишу театра «Ленком» на одном из театров города (сейчас не помню каком) и, выйдя из автобуса, пошел в этот театр. Так как парадный вход был закрыт, то я пошел к служебному входу, где меня встретила серьезная «тетенька», в виде вахтера, которая преградила мне путь своей высокой грудью и строго спросила:

Удостоверение есть?

На что я, не растерявшись, ответил:

Есть.

И я предъявил ей свое милицейское удостоверение. «Тетеньку» это нисколько не смутило, и она бодро и громко сказала:

Проходите.

И я пошел искать Сергея Степанченко. В поисках Сергея я забрел в буфет театра, где увидел Караченцева и Абдулова, которые стояли за высоким столом и ели сосиски. Хотел к ним подойти и спросить о Сергее, но как-то постеснялся отрывать актеров от трапезы. Выйдя из буфета, я наткнулся на какого-то работника театра «Ленкома», у которого спросил:

Вы случайно не знаете, Сергей Степанченко здесь не играет в спектаклях?

Случайно знаю, — ответил мне незнакомец, — не здесь, он сейчас в ДК им. Горького и как раз сегодня там спектакль с его участием «Дорогая Памела». Торопитесь, может еще успеете.

Степанченко С.Ю.

Покинув этот театр, я помчался в метро, чтобы доехать до станции метро «Нарвская», рядом с которой находился ДК им. Горького. Минут через 30–40 я был уже на «Нарвской» и, выйдя из метро, пошел к ДК. И только я стал подходить к ДК, как увидел с левой стороны здания ДК у служебного входа могучую фигуру Сергея и возле него маячащего, бегающего человечка. Издали рядом с Сергеем он показался мне каким-то маленьким. Чем ближе я подходил, тем более ощущал, что что-то случилось у Сергея, потому что он стоял какой-то грустный и задумчивый, слушая, что говорит ему этот «маленький человечек», но вот, повернув голову в мою сторону, Сергей увидел меня и его лицо, и глаза засияли улыбкой, и он радостно бросился ко мне:

Саша, так это ты!

Мы поздоровались, крепко пожав друг другу руки. А затем Сергей повернулся и потащил меня к «маленькому человечку», который от удивления застыл на месте и молча наблюдал за этой сценой.

Знакомься — это Саша, мой друг милиционер, сотрудник уголовного розыска, — представил Сергей меня

«маленькому человечку». И на последних словах он сделал особое ударение.

Я поздоровался с этим «маленьким человечком» (как про себя назвал его). Он оказался помощником режиссера, который и огорчил Сергея, почему он и стоял с таким грустным лицом.

А случилось вот что. Когда я был в том театре, где искал Сергея, кто-то из того театра позвонил в ДК им. Горького и как раз попал на этого помощника режиссера, которому звонивший сообщил, что Степанченко разыскивает милиция и попросил срочно его предупредить. Кто это был, и как меня «вычислили», я так и не узнал. Вахтерша не могла никуда сообщить, так как когда я от нее отходил, она оставалась на своем месте и телефона у нее не было. Значит, кто-то из театра смог меня «вычислить». А пока я ехал в ДК, эти 30–40 минут для Сергея были стрессом, так как нашедший его помощник режиссера («маленький человечек») сообщил Сергею пренеприятнейшую новость:

Сережа, тебя ищет милиция и именно уголовный розыск. Что ты мог такое натворить? Вспоминай быстрее. Сережа был сам ошеломлен и никак не мог понять — за что

же его ищет милиция. Для этого разговора они и вышли на улицу, чтобы быть подальше от посторонних и любопытных ушей. Сережа был в потерях и никак не мог вспомнить, где он мог «наследить», что его разыскивает милиция. А помощник режиссера бегал вокруг Сергея и все говорил:

Сережа, вспоминай, может где-то что-то было? Если что мы, тебя «прикроем». А может тебе на время потеряться или уехать в Москву?

Да за что меня «прикрывать» и зачем мне теряться, если я нигде ничего не совершал, — отвечал Сергей.

Вот за этими разговорами я их и застал, поэтому Сергей и обрадовался, когда понял, кто его «разыскивает». Поэтому и радости не было предела, все стало на свои места, и помощник режиссера, еще не сразу поняв, что случилось, глубоко вздохнул и успокоился.

Через служебный вход они провели меня в ДК и усадили во второй ряд партера, предупредив при этом, чтобы в антракте я прошел за кулисы. Сергей в этом спектакле «Дорогая Памела» играл одну из главных ролей — роль полицейского (как раз в тему). В конце первого акта он открывает шампанское и сцена закрывается. Эту бутылку шампанского мы вместе с ним и еще одним актером, который вместе с Сергеем был в гримерке, выпили. Пока был перерыв, я с Сергеем сидел в гримерке, и он предложил:

После спектакля не уходи, поедем вместе с моим другом к ребятам, с которыми мы познакомились в по — езде, они стали чемпионами Ленинграда по гребле и пригласили нас отпраздновать с ними их победу. Поедешь?, — обратился он ко мне.

Конечно, поеду, — ответил я.

По окончании спектакля Сергей, его товарищ и я зашли в магазин и, взяв там бутылку конька и бутылку водки, поехали на метро к спортсменам-гребцам. Адрес их находился в районе станции метро «Горьковская». Когда мы уже подходили к дому, Сергей обратился ко мне:

Саша, когда придем к ребятам-гребцам не будем говорить, что ты милиционер, да еще из уголовного розыска. Это как-то насторожит ребят и напряжет обстановку. Как ты думаешь?

Согласен, — ответил я.

Давай скажем, что ты артист Москонцерта, — предложил Сергей.

Пойдет, — согласился я — тем более, если у них будет баян, я им немножко помузицирую и спою мою любимую песню «Московские окна», — смеясь, продолжил. Когда мы подошли к месту и зашли в квартиру, где собрались спортсмены-гребцы, Сережа, после того как уселись за стол, представил меня:

Это Саша, наш друг, артист Москонцерта.

Это были веселые, компанейские ребята, которые рассказали много интересных и веселых историй из своей спортивной жизни, а мы рассказали свои. Так как была гитара, то Сережа, к удовольствию окружающих, исполнил много песен. Просидели мы в этой веселой и дружной компании где-то до 3–4 часов ночи. Хотя какая в Ленинграде в это время ночь?! Когда мы вышли на улицу, то во дворе дома увидели, как трое незнакомых верзил пристали к одному из гребцов, который ушел раньше нас и пошел провожать свою девушку. Этот гребец, в отличии от своих напарников, был маленького роста, так как был рулевым, а все рулевые невысокого роста и потому, скорей всего, эти трое верзил «гопников» решили пристать к нему. Увидев все это и оценив обстановку — «наших бьют» — мы втроем направились в сторону верзил. По дороге Сережа меня попросил:

Саша, не вмешивайся до поры до времени, дай я попробую разобраться в этой ситуации.

Хорошо, как скажешь, — ответил я.

И Сережа пошел вперед, ускорив шаг, так как обстановка накалялась и на нашего парня уже эти жулики стали орать, требуя что-то от него. Девушка стояла в стороне и что-то говорила «верзилам», но они ее не слушали. Со стороны могло показаться, что какие-то ребята из одной компании о чем-то разговаривают и спорят между собой. В это время Сергей уже подходил к этим верзилам. Это для меня эти жулики были «верзилами», а когда к ним подошел Сергей, то перед ним они оказались на голову ниже и перед мощной фигурой Сергея выглядели чуть ли не лилипутами. Верзилы сначала даже и не заметили Сергея, так были заняты своей «работой» — выбиванием денег с нашего знакомого парня. Идя чуть поодаль от Сергея, мы уже разборчиво слышали, как один из этих «верзил», матерно ругаясь, требовал от нашего знакомого деньги:

Давай пацан все, что у тебя есть и вали со своей кралей куда хочешь.

Выбрав среди этих «верзил-гопников» самого «глав-ного», того, кто больше всех «наезжал» на нашего рулевого и его девушку, которая пыталась заступиться за своего парня, и подойдя вплотную к этому «главарю», Сергей со словами:

Эй ты, мужик, погоди, ты че нашего другана трогаешь? — взял «главаря» за шею и, потрепав его по щеке, спросил:

Ты кто?

Я Вася «Кривой», — ответил, чуть сконфузившись и слегка испугавшись «главарь».

Двое других жуликов стояли и наблюдали за этой сценой молча. К этому времени мы с другом Сергея уже подошли и тоже молча наблюдали за происходящим, готовые в любую минуту вмешаться. А Сергей тем временем продолжил:

Ты Колю «Горбатого» знаешь? Нет не знаешь? Он на этом районе главный, а я его кореш. Так вот, Вася

«Кривой», пока ты не стал «Косым» или «Хромым», советую заканчивать этот беспредел и быстро чесать от сюда. Ты понял? — повысив голос, спросил Сергей.

Понял, — слегка дрожащим голосом ответил Вася

«Кривой» и тут же обратился к Сергею и к нам:

Извините, мужики, слегка «рамсы попутал». Ваш бы друган сказал, что он Колю «Горбатого» знает, мы бы к нему без претензий разговор имели. А так все, мужики, мы поняли, что Вы «правильные пацаны», разойдемся без «шу — хера», — закончил свой монолог Вася «Кривой». По всему было видно, что он ранее судимый, о чем «говорили» его наколки на руках и «блатной» говорок. Возможно «откинулся» (освободился) недавно. Повернувшись в сторону своих «напарников», Вася «Кривой» скомандовал:

Все, пацаны, уходим.

И все трое молча вышли со двора. А наш «рулевой» и его девушка еще некоторое время с удивлением и с каким-то восхищением смотрели на Сергея. А Сергей, повернувшись ко мне, спросил:

Ну как, Саша, не переиграл?

Все было просто блестяще, — смеясь ответил я, — не ожидал. Вот, что значит артист. Особенно мне понравилось про Колю «Горбатого». Тебе бы к нам в уголовный розыск, цены бы тебе не было. Честно говоря, я еле сдерживался, чтобы не рассмеяться, особенно когда ты трепал этого жулика по щеке — как нашкодившего ребенка, и он молча все принимал. Все прошло отлично. В какой-то момент я подумал, что «трепка по щеке» приведет к какому-то «взрыву» со стороны этого «главаря», но ты, Сережа, как удав на кролика подействовал на него. Самое главное, что ты правильно выбрал главного жулика, парализовав при этом остальных двух. А так, все прошло просто великолепно, — смеясь, закончил я.

«Рулевой» и его девушка поблагодарили нас за помощь и ушли, а мы двинулись искать ближайшую станцию метро. Мосты в это время были еще разведены, и мы пошли гулять вдоль Невы, по дороге разговаривая на разные темы. Когда мосты снова свели, мы, наконец, добрались до метро и поехали на станцию «Площадь Восстания» в гостиницу

«Октябрьская», где проживал Сережа со своим другом-актером. Гостиница находилась недалеко от Московского вокзала в районе площади Восстания. В ресторане гостиницы мы позавтракали, и я затем поехал к сестре, которая проживает в Ленинграде, а вечером договорились встретиться в гостинице. Вечером того же дня я приехал в гостиницу, где в номере у Сергея и его друга собрались несколько актеров и актрис театра. Сережа меня всем представил:

Сыщик из Ростова-на-Дону Саша.

В этот вечер было много шуток, реприз, анекдотов. Это было что-то вроде капустника. Сережа много пел под гитару, и если эту песню знали, то все тут же подпевали. Было весело и приятно общаться в такой компании, особенно мне, как большому любителю театра. И когда подошло время расставаться, никто не хотел уходить, но было уже поздно и всем завтра нужно было работать. Через два дня театр «Ленком» уезжал снова в Москву, и мы, с Сережей, попрощавшись, договорились созвониться и если буду в Москве — встретиться:

— Будешь в Москве, обязательно звони мне и приезжай в гости, мы с Ирой будем рады тебя видеть, — сказал, прощаясь, Сергей.

— Хорошо. Обязательно позвоню и приеду. Только и ты не забудь о моем приглашении приехать ко мне в Ростов-на-Дону. Вдруг будете на гастролях или поедете на море с семьей на машине — обязательно заезжайте ко мне, — предложил я.

Мы пожали друг другу руки, обнялись, и я пошел на станцию метро. С тех пор мы с Сергеем больше не виделись и только перезванивались. Я следил за его успехами и очень радовался за него, что у него все получалось в Москве. Когда я приезжал в Москву, то всегда звонил Сергею, но никак не заставал его дома, все больше общался с женой Сергея Ирой, которая сообщала мне, что Сергей на съемках очередного нового фильма. Тогда он снимался в фильме «Чокнутые». Вскоре Сережа стал заслуженным артистом России, а затем и народным. Снялся в таких фильмах как «Next», «Сыщики», «За прекрасных дам», «Катала», «Петербургские тайны», «Сочинение ко дню Победы», «Мины в фарватере», «Тобол» и другие. Как-то вечером в начале 2000-х годов я в очередной раз позвонил Сергею, трубку как всегда, подняла Ира и сразу узнала меня:

Саша, привет.

Добрый день Ира, как живете? Что нового? Как дети? Как Сережа? Опять на съемках?, — забросал я ее вопросами.

Все хорошо. Да, Сережа на съемках, работает много в кино, да и в театре сильно загружен. Ты, Саша, позвони попозже часов в 9-ть вечера, я думаю к этому времени он уже будет. Я ему скажу, что ты звонил, — ответила мне Ира.

— Хорошо Ира, спасибо, — ответил я и положил трубку. Где-то в 21-15 я позвонил Степанченко. Трубку взял Сергей.

Сергей, это ты, — спросил я радостно.

На что голос, «похожий» на голос Степанченко, мне ответил:

Да, я Сергей. А Вы собственно кто?

Сережа, это же я Саша Рудковский из Ростова-на — Дону, — ответил я, думая, что он меня не узнал.

Не знаю я никакого Сашу Рудковского и прошу Вас больше по этому номеру не звонить.

И человек с голосом «похожим» на голос Степанченко положил трубку. Я в недоумении еще некоторое время слушал телефонное — пи, пи, пи, пи…. И все никак не мог понять, что же все-таки сейчас было. Это был Сережа, я точно его узнал, и по его тону в голосе я понял, что он меня тоже узнал, но почему-то сделал вид, что не знает меня? Что случилось? Гордость за свои успехи и нежелание общаться с тем, кто чего-то (по его разумению) не достиг? Или это был временный бзик, обусловленный усталостью, семейными неурядицами или неудачами на работе? Так я думал в тот момент. Свидетелем этого телефонного разговора был мой товарищ, которому я рассказывал о Степанченко и которому нравился Сергей как актер. Глядя на меня, на то как я был в растерянности, он предложил мне:

Саня, положи трубку и минут через 30–40 набери еще. Может, у человека какие-то неприятности и ты позвонил ему не вовремя. Пусть успокоится, придет в себя, и ты ему позвонишь.

Вообще-то я и вправду был сконфужен и растерян. На том конце провода был чужой, стальной и нетерпящий возражений голос. «Неужели и впрямь Сергей меня забыл? А как же Ира? Ведь она меня сразу узнала и добродушно и хорошо со мной общалась. И я думаю, она сказала Сергею, что я звонил и позже еще позвоню», — думал я так, разговаривая со своим товарищем, с которым через 3–4 дня собирались ехать в Москву по делам Фонда. Поэтому я и звонил Сергею, так как находясь в Москве, хотел с ним встретиться.

Через 40 минут я снова позвонил Сергею, трубку взял он и снова ответил, что никакого Рудковского Сашу он не знает и еще раз, уже более настойчиво, попросил больше по этому номеру не звонить.

— Хорошо. Извините за беспокойство. До свидания, — ответил я и положил трубку.

Вот так и закончилась моя дружба с одним из ведущих актеров «Ленкома», народным артистом России — Степанченко Сергеем.

Москва всех меняет. Кто-то остается прежним, слегка меняя говор на «московский», а кто-то вовсе меняется — считая себя уже столичным и с некоторым пренебрежением относящимся к «переферии», «провинциалам». Хотя какая это «провинция» или «переферия» — Ростов-на-Дону, это, прежде всего, «ворота Кавказа», это «Ростов — ПАПА», это история Донского казачества, это — Шолохов, Чехов, Степан Разин, Ермак, атаман Платов, Фаина Раневская и т.д., и т.п. — Это история России! И я горжусь этим краем. Я белорус, но считаю Донской край своей второй Родиной и здесь уже мои корни.

А Сергею Степанченко я всегда желал и желаю сейчас — удачи, благополучия и, главное, в это наше непростое время — ЗДОРОВЬЯ! Здоровья ему и всем его близким!

Время изменилось и люди изменились. Это жизнь! — как говорит один из моих близких друзей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я