Психологическая подготовка к соревнованию в спорте

А. Ц. Пуни, 1969

В книге известного отечественного психолога спорта, одного из основателей отечественной школы спортивной психологии А. Ц. Пуни речь идет о психологической подготовке к соревнованию. Написанная более полувека назад, она не утратила своей актуальности. При современном уровне спортивных достижений у спортсменов, борющихся за победу, наблюдается примерно равное соотношение всех видов подготовленности. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании психологически. Для спортивных психологов, тренеров, спортсменов, студентов и аспирантов высших учебных заведений физической культуры и спорта. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

О процессе формирования состояния психической готовности к соревнованию

Состояние психической готовности к соревнованию не возникает само по себе. Оно формируется в процессе спортивной деятельности.

Общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях[6] возникает и закрепляется в процессе тренировки. В связи с этим целесообразно ввести понятие общая психологическая подготовка к соревнованию.

Такая общая психологическая подготовка достигается приближением условий учебно-тренировочных занятий к типичным условиям соревнований вообще и к типичным условиям соревнований в каждом виде спорта. Этим, помимо развития и закрепления общего стремления к борьбе за лучший спортивный результат в условиях соперничества с другими спортсменами, достигается совершенствование важных для достижения успеха физических (быстрота, сила, ловкость и др.) и психических (волевых, интеллектуальных и др.) качеств.

Кроме того (что очень важно), спортсмен приучается (адаптируется) к соревновательной обстановке, всегда волнующей, увеличивающей ответственность за свои действия, за результат, требующей повышенной бдительности как к собственным действиям и поведению, так и к действиям партнеров по команде (в командных видах спорта) и противников.

Однако такая общая подготовка не обеспечивает состояния психической готовности к соревнованиям. Она служит лишь предпосылкой к ней.

Состояние психической готовности специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию.

И это выступает сейчас как совершенно необходимое звено всего процесса тренировки, особенно в соревновательный период, недооценка которого или тем более пренебрежение которым со стороны спортсмена и тренера могут свести на нет месяцы, а иногда и годы напряженного труда.

Дело в том, что участие в любом соревновании для любого спортсмена обязательно предполагает столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимых во всей их полноте условий соревнования с неповторимым индивидуальным своеобразием личности спортсмена, а в командных соревнованиях и видах спорта — с неповторимым своеобразием спортивного коллектива.

И если спортсмен или спортивный коллектив во всем их неповторимом своеобразии не будет психологически подготовлен к действиям в никогда не повторяющихся условиях каждого соревнования, то это, как правило, приводит к неприятным последствиям: спортсмен показывает результат ниже своих возможностей или терпит поражение.

По данным В. И. Силина, из числа участников (мужчин) двух крупнейших соревнований по спортивной гимнастике 1965 г. (Кубок и первенство СССР) 47,0 % имели срывы — выполнили упражнения на 0,8 и более балла ниже запланированной оценки, иначе говоря, показали результат ниже своих возможностей. Среди ряда факторов, послуживших причинами такого рода срывов, существенное значение имела недостаточная психическая готовность к выступлению именно в данных соревнованиях.

Специальное формирование состояния психической готовности к соревнованию — это процесс направленной организации сознания и действий спортсмена, исходя из предполагаемых условий будущего соревнования.

В командных видах спорта он выступает как процесс формирования прежде всего коллективного сознания определенной группы людей, объединенных в своей деятельности и стремлениях одной идеей, единой целью и единым мотивом высокого общественного значения. При этом сохраняется индивидуальное своеобразие каждого члена коллектива, в связи с чем необходима направленная организация сознания каждого из них.

Таким образом, объектом направленных педагогических воздействий, направленных личных усилий спортсменов в ходе психологической подготовки к соревнованию является их сознание.

Советская психология, базирующаяся на марксистско-ленинской философии и физиологическом учении И. П. Павлова, рассматривает сознание как отражение действительности в голове человека и одновременно как его отношение к ней. Сознание как единство отражения и отношения детерминировано объективными условиями жизни, деятельности, обучением и воспитанием людей и является продуктом рефлекторной системной работы мозга, который И. П. Павлов назвал органом отношений к внешнему миру. Отражение действительности и самого себя возникает и существует в голове человека в форме образов, мыслей и чувств. Отношения же выступают как сформированные в процессе развития каждого человека, основанные на его общественном воспитании и опыте связи с различными сторонами действительности, имеющие индивидуально-избирательный характер и ту или иную эмоциональную окраску (В. Н. Мясищев).

Во взаимодействии человека с окружающей его общественной и природной средой отражение и отношение всегда выступают в единстве и реализуются в определенных действиях и поступках, т. е. в поведении, людей.

Существенно, что поведение человека определяется не только непосредственным влиянием предметов и явлений внешней среды, действиями и поступками окружающих людей, состояниями и изменениями внутренней среды организма, но и сложившимся в прошлом отношением или системой отношений к ним. В то же время и отношения складываются и изменяются на основе отражения действительности в голове человека.

Можно привести два факта, поясняющих сказанное.

В свое время одна из сильнейших фехтовальщиц СССР, назовем ее К., проиграла бой несколько более слабой сопернице, назовем ее В. Случилось так, что К. проиграла В. бой и на следующих соревнованиях. С тех пор она ни разу не могла победить В.

У К. сложилось, так сказать, пораженческое отношение к встречам с В. Она психологически всегда уже заранее чувствовала себя побежденной В.

Вот это и есть сформировавшиеся в личном боевом опыте К. связи, имеющие ярко выраженный индивидуальный, избирательный характер и определенную, в данном случае астеническую — пораженческую — эмоциональную окраску. О таких связях и говорит В. Н. Мясищев, раскрывая вопрос о том, что такое отношение.

Другой факт. На одном из первенств города Ленинграда по фехтованию в финальной пульке сражались две фехтовальщицы. Назовем их А. и Б.

А. выиграла все бои, предшествовавшие встрече с Б., а Б. все бои «блестяще» проиграла.

И вот на дорожке последняя пара — А. и Б. Исход их поединка был полной неожиданностью: побежденная всеми другими спортсменка Б. выиграла у А. со счетом 5:0.

Причина здесь заключается в том, что отражение в голове А. действий и исходов боев Б. с другими противниками сформировало отношение А. к Б. как к слабому бойцу. Появилось чувство самоуверенности, возникли мысли о том, что победить Б. ничего не стоит. За это неадекватное, т. е. несоответствующее объективным условиям, отношение А. жестоко поплатилась.

Таким образом, сложившиеся и складывающиеся отношения становятся важнейшим фактором успеха или неуспеха в практических действиях человека.

Сознание как единство отражения и отношения человека не только выражается в его действиях и поступках, но и регулирует их.

И. П. Павлов назвал человека, имея в виду его взаимоотношения со средой, единственной по высочайшему саморегулированию системой.

Это саморегулирование является сознательным, поскольку его физиологической основой служит взаимодействие двух сигнальных систем действительности, в котором вторая сигнальная система выступает как высший регулятор человеческого поведения.

Направленная организация сознания спортсмена и заключается в том, чтобы создать адекватное, т. е. соответствующее объективным условиям, отражение предполагаемых условий предстоящего соревнования, соотнести их с отражением собственных возможностей в достижении успеха в предстоящей спортивной борьбе и на этой основе вызвать соответствующее — боевое — отношение к выступлению в соревновании.

В процессе такой направленной организации сознания спортсмена и формируется состояние психической готовности к соревнованию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая подготовка к соревнованию в спорте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Под таким стремлением не имеется в виду достижение определенного результата в конкретных соревнованиях.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я