Японская керамика

Японская керамика — одна из старейших в мире, наиболее ранние образцы датированы началом периода Дзёмон (15 000 — 11 800 годами до н. э.). Другая особенность японской керамики — необычайная развитость, вызванная широким распространением чайной церемонии. Значительная часть керамических изделий Японии характеризуется нестандартным и «естественным» внешним видом, в том числе намеренно оставленными «дефектами» поверхности, потёками, трещинами и пузырями глазури, следами пальцев и так далее, выражая традиционные эстетические представления японцев — стремления к беззастенчивости, элегантности, скромной простоте.

Около десяти тысяч лет японское производство керамических изделий развивалось изолированно, в начале нашей эры на него стали оказывать влияние контакты с другими азиатскими странами. В конце XVI века активный период заимствования кончился, но при этом японские мастера-керамисты продолжали непрерывно совершенствовать свои технологии. После модернизации страны и её открытия для Западных стран керамика получила новый толчок.

Первые образцы керамики — глубокие миски — производили в открытых ямах при низких температурах. В V веке нашей эры из Кореи была привезена печь для обжига, которая позволяла достигать значительно более высоких температур. Производство ранней керамики шло до конца периода Хэйан (1185).

Вплоть до XV века глазурованная керамика уступала в популярности неглазурованной, однако совершенствование технологий привело к вытеснению неглазурованных предметов на периферию гончарного мастерства, за исключением чайных принадлежностей. Толчок гончарному делу дали возросшая популярность чайной церемонии и объединение страны в начале XVII века, а также влияние китайских и особенно корейских гончарных традиций, причём не только в виде экспорта в Японию изделий, но и за счёт эмиграции корейских мастеров. Среди гончарных центров большую популярность снискали печи Сето и Мино, где производили изделия «сино» с толстой белой глазурью. Появившийся в XVII веке японский фарфор на полвека превратился в один из главных японских товаров.

Современная японская керамика остаётся весьма консервативной, в частности, благодаря реакционным настроениям, возникшим в ответ на модернизацию в период Мэйдзи. Успешно действует несколько инициатив, направленных на возрождение древних стилей с использованием соответствующих технологий.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я