Феноменальный счётчик

Феноменальный счётчик — человек, обладающий способностью к быстрому счёту. Наблюдения показали, что данная способность нередко проявляется в раннем возрасте и до освоения чтения и письма (и тем более осознания и применения каких-то особых математических алгоритмов по облегчению устного счёта) и «уходит» при неиспользовании (например, при обучении по обычным методикам средней школы). В то же время известны ряд математических алгоритмов и приёмов по сокращению (иногда очень заметному) объёма вычислений для получения того же итога. Их освоение и умелые упражнения позволяют показывать более высокие достижения в устном счёте (и/или снижать усилия на выполнение тех же расчётов) и в более зрелом возрасте. Также имеются наблюдения о том, что устный счёт на основе зрительного русла восприятия и представлений (без произнесения слов о выполняемых действиях и полученных результатах) при прочих равных может выполняться быстрее, чем с проговариванием (в том числе «про себя»), что связано с большей мощностью (но и энергоёмкостью) зрительного русла восприятия и представления сравнительно с аудио-моторным (слухо-двигательным).

В литературе на русском языке не менее часто употребляются также названия «быстросчётчик» и «чудо-счётчик», во многом более точно описывающие явление, поскольку «феноменом» может быть, к примеру, и полное отсутствие способности к устному счёту.

Изучение особенностей проявления этих способностей, в том числе в возрастной динамике, а также в зависимости от выраженности внешнего (со стороны общества) либо внутреннего запроса на их проявление представляет существенный интерес для психологии и теории познания.

Рациональное изучение явлений, представляемых феноменальными счётчиками, началось в области психологии с XIX века в лаборатории физиологической психологии в Париже, в особенности Альфредом Бине́.

Бине в результате продолжительного изучения феноменальных счётчиков пришёл по поводу них к заключению, что феноменальные счётчики составляют одну естественную семью, отличительные характеристические черты которой следующие:

  • отсутствие влияний наследственности и среды, принадлежность по происхождению к бедной неимущей среде;
  • очень раннее и всегда предшествующее обучению чтению и письму обнаружение счётной способности (в среднем в возрасте 8 лет);
  • поглощение умственной деятельности упражнениями в действиях над числами;
  • дальнейшее развитие счётной способности при упражнении и быстрый её упадок в случаях непользования ею.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я