Поворотный треугольник

Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.

Обычно разворота требует тяговый подвижной состав, имеющий кабину машиниста только с одной стороны. Иногда разворачивают и вагоны, курсирующие по одной изолированной линии — для обеспечения равномерного износа колёсных пар.

Поворотный треугольник обычно состоит из сквозного пути, двух криволинейных ветвей и тупика с упором. Обе ветви соединяются между собой и со сквозным путём с помощью стрелок. Также возможен вариант треугольника с одним выездом, в этом случае у треугольника два тупика. Длина тупика проектируется из расчёта установки на нем двух локомотивов, обращающихся на этом участке, с запасом в 5 метров. Минимальный радиус кривых треугольника не может быть меньше, чем радиус кривых, которые может проходить подвижной состав, и обычно составляет 180—200 метров.

Основным преимуществом поворотного треугольника перед поворотным кругом является отсутствие больших затрат на его устройство и обслуживание. Также на поворотном треугольнике относительно легко можно развернуть большой состав, в то время как на поворотном круге необходимо разворачивать каждый вагон по отдельности. Основной недостаток — большая площадь, необходимая для устройства треугольника.

Иногда поворотный треугольник не строится, как отдельное устройство, а образуется за счет соединения нескольких близко расположенных станций.

В связи с тем, что поворотные треугольники обычно располагаются в локомотивных депо, для экономии места между ветвями треугольника располагают цеха депо, пункт реостатных испытаний, топливный склад или другие сооружения депо.

Поворотные треугольники наиболее распространены на железных дорогах Соединённых Штатов. Причин тому несколько. Многие американские железные дороги появлялись в малообжитых районах, и у строителей была полная свобода в строительстве необходимых коммуникаций. Кроме того, первые локомотивы на американских дорогах могли тянуть состав только в одном направлении, и для движения в противоположную сторону им нужно было разворачиваться. Также стоит отметить, что в США широко распространены вагоны, для которых ориентировка имеет значение. Например, платформы для перевозки автомобилей должны двигаться в определённом направлении.

В Европе строительство железнодорожных путей началось при уже развитой инфраструктуре, и возможности для строительства таких пространных сооружений были ограничены.

В России поворотных треугольников относительно немного. Все пассажирские и грузовые вагоны, используемые на российских железных дорогах, безразличны к направлению движения, и даже пассажирские поезда собирают из вагонов в произвольном положении, что можно заметить по разному расположению коридоров, рабочих тамбуров, котловой стороны вагона. Инструкций, регламентирующих положение котловой части пассажирского вагона (в которой находится купе проводника и рабочий тамбур), на сети РЖД не существует.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я