Костюмы пекинской оперы

Костюмы пекинской оперы — костюмы, которые используются при постановке пекинской оперы.

Традиционные костюмы пекинской оперы создавались из синтеза костюмов и одежд, использовавшихся на сцене ранее. Влияние исторически более ранних одежд на эти костюмы происходило по большей степени случайно, нежели спланировано.

Костюмы эволюционировали путём спонтанных изобретений актёров и актёров-учеников. На протяжении всей истории Китая правление Хань прерывалось правлением захватчиков, и лидеры каждой следующей династии Хань рвались вернуться к ранней ханьской конструкции одежды. Времена, когда оккупанты захватывали власть и создавали свою собственную форму одежды оказывали влияние на вид одежды. В итоге ряд этнических и периодических стилей одежды могли надеваться в любой период времени. Например в династии Цин (1644—1911) официальный стиль одежды регламентируется, и все присутствовавшие в суде должны были одеваться в стиле Маньчжурских правителей вне зависимости от этноса.

Однако домашние одеяния не были регламентированы, и большая часть ханьцев продолжала носить собственный стиль одежды во время частных мероприятий. Также взаимодействие культур в стране привело к тому, что одежды объединили в себе черты разных национальностей и эпох. Например, халат дракона периода Цин имеет маньчжурский крой с украшениями Ханьской китайской космологии.

Между тем, костюмы Пекинской оперы являются своеобразным удачным сочетанием костюмов различных времен и династий Китая, сочетающие в себе элементы костюмов периодов Хань, Мин, маньчжурских одежд при Цин. В Азии, по крайней мере три различные традиции, оказали влияние на производство одежды. В Индии, Малайзии и других странах в Юго-Восточной Азии одежда обворачивалась вокруг тела (сари), при минимальном участии шитья.

Третья традиция швейного производства была основана в Северном Китае, Маньчжурии и Монголии. В этих областях одежды были созданы из шкур местных животных, с использованием форм, которые хорошо ложатся на подготовленные шкуры местных животных, но переносят макет на ткань, не создавая отходов материала. Две последние из этих традиций имели видное место в эволюции одежды в Китайской истории, и, следовательно, в развитии сценических костюмов.

Костюмы пекинской оперы очень разнообразны, имеют множество вариаций, каждый персонаж может иметь в своем костюме некие отличительные черты, но общий вид костюма отдельного амплуа строго регламентирован. Человек, изучающий особенности этих наикрасивейших в своем большинстве одеяний, легко может отличить, актер в каком амплуа сейчас перед ним на сцене.

В дополнение к одеяниям, пришедшим из древности китайской культуры, некоторые костюмы являются оригинальными изделиями, или появились путём модернизирования исторических одеяний. Потребность в каких-либо изменениях появлялась тогда, когда одеяние не соответствовало театральным нормам, их значение не всегда могло быть доступно зрителю и поэтому нужно было как-то сделать читаемость образа легче.

Костюмы классифицируются по форме, а затем распределяются по статусу и рангу. Четыре главных типа костюма составляют те, что носят представители различных амплуа в Пекинской опере.

  • Ман — судебный халат, считается самым высокопоставленным типом одежды, и носят его высокопоставленные должностные лица в суде.
  • Пи — формальное одеяние, следующая по статусу, и носили её вне суда.
  • Као — броня, её носили генералы, находясь в суде или в бою, идет третьей по статусу.
  • Сюэ цзы — неофициальный халат, низкий по статусу, так как его могут надевать представители всех амплуа.

И — все прочие костюмы одежда.По конструкции костюм обычно делился на 4 категории:

  • длинный, от плеча до пят;
  • короткий, сочетающий две части, в верхней части и юбка или брюки;
  • специальные костюмы для определенных персонажей, как костюмы по эскизам известного актера двадцатого века — Мэй ЛаньФана;
  • отдельные части костюма, которые добавляются в костюм, такие как накидки, жилеты, пояса, обувь.

В некоторых случая костюмы изменялись, модифицировались, чтобы создать другую форму использования. Для подобной измененной одежды есть определение — гайлян. Когда одежду носят и мужчины и женщины, могут быть различия в крое, цвете или орнаментации, чтобы указать принадлежность к определенному полу. В некоторых из этих случаев, одежда женщин отличается путём добавления слова ню. Большинство костюмов вписывается в одну из стандартизированных форм, описанных мной выше. И, как уже было сказано, существует множество вариантов костюма Пекинской оперы.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я