Зоны деформации

Зоны деформации — это специальные части кузова автомобиля или железнодорожного вагона, фюзеляжа воздушного судна, которые поглощают энергию, возникшую в результате столкновения, схода с рельсов (на железной дороге) или при аварийной посадке воздушного судна, что позволяет защитить пассажиров от резкого воздействия силы удара. Этот элемент входит в состав системы пассивной безопасности автомобиля. В последнее время подобной системой начали оснащать железнодорожные вагоны, пассажирские самолеты и вертолеты.

За счёт использования зон деформации кузова, каркас автомобиля во время аварии подвергается меньшим повреждениям. Также они снижают силу инерции, которая воздействует на пассажиров во время удара. Это происходит за счёт увеличения времени торможения автомобиля. Как результат пассажир, использующий ремни безопасности, испытывает меньшую нагрузку, что в свою очередь увеличивает шансы на выживание при аварии.

Основная конструкция представлена лонжеронами в виде гармошки или отверстиями по периметру. После повреждения лонжероны можно целиком заменить.

Зоны деформации могут располагаться во всех частях автомобиля, но чаще всего они находятся в передней и задней частях транспортного средства, чтобы эффективно поглощать энергию удара при фронтальном столкновении. Согласно исследованиям British Motor Insurance Repair Research Centre урон во время аварий распределяется следующим образом: 65% на переднюю часть, 25% на заднюю часть, 5% на левую сторону, и 5% на правую сторону. Одна из первых концепций зоны деформации была использована в Mercedes-Benz "Fintail". Это новшество впервые было запатентовано фирмой Mercedes-Benz в начале 1950-х годов.

На новых типах самолётов энергопоглощающие зоны деформации располагают в нижней части фюзеляжа, в центроплане крыльев и в нижней части капотов двигателей. В основном это сотовые конструкции из композитных материалов. Кроме того секции крыльев современных самолётов соединены специальными болтами, разрушающимися при скольжении самолёта по земле. На вертолётах зоны деформации располагают в нижней части фюзеляжа, а также в шасси. Все эти меры позволяют существенно повысить уровень пассивной безопасности при аварийной посадке воздушных судов.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я