В книге представлены игры и игровые упражнения для проведения занятий по формированию правильной речи у старших дошкольников, направленных на обогащение словарного запаса, развитие связной речи, расширение кругозора и подготовку к обучению в школе. Все они структурированы, систематизированы по временам года и дополняют друг друга. Книга адресована учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям старших дошкольников. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена года. Игры и упражнения на развитие речи детей 5—7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Игры и игровые упражнения на развитие речи
Зима
Игры на обогащение словаря
«Зима»
Задачи:
— совершенствовать навык употребления прилагательных;
— упражнять в образовании родственных слов к слову зима;
— учить подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида к существительному зима;
— развивать словарь, память, внимание, мышление.
Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову зима.
Дети выполняют задание.
Зима (какая?) — … (холодная, морозная, студеная, лютая, суровая, снежная, белая, ледяная, длинная, долгая, затяжная, вьюжная…).
Зима (что сделала?) — … (пожаловала, наступила, пришла…).
Зима (что делает?) — … (приходит, радует, морозит, злится, лютует, веселит, уходит…).
Зима — … (зимушка, зимний, зимовать, зимородок, зимовье, зимующие, зимник, озимые…).
«Что? Кто?»
Задачи:
— совершенствовать умение подбирать существительные в именительном падеже, подходящие по смыслу к данным глаголам;
— развивать память, воображение, словарь.
Дети повторяют признаки зимы.
Логопед. Подберите как можно больше слов по теме «Зима», отвечающих на вопросы «кто?» или «что?»
Дети выполняют задание.
Наступает(ют) (что?) — … (зима, зимние праздники, Новый год, Рождество, праздничные развлечения, рождественские встречи, зимние каникулы…).
Замерзает(ют) (что?) — … (земля, реки, озера, лицо, щеки, нос, уши, руки, ноги, пальцы, птицы…).
Катаются (кто?) — … (фигуристы и конькобежцы на коньках, лыжники на лыжах, дети на санках, ребята на ледянках и ватрушках с горы…).
И т. д.
«Снег»
Задачи:
— совершенствовать навык употребления прилагательных;
— обогащать лексику синонимами, глаголами настоящего времени единственного числа и действительными причастиями настоящего времени;
— упражнять в образовании родственных слов к слову снег.
Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий, родственных слов и синонимов к слову снег.
Снег (какой?) — … (белый, первый, долгожданный, пушистый, мягкий, чистый, обильный, густой, искристый, серебристый, лучистый, новогодний, холодный, колючий…).
Снег (что делает?) — … (идет, падает, метет, стелется, ложится, порхает, кружится, летает, летит, переливается, мерцает…).
Снег — … (снежок, снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка, заснеженный, снегопад…).
Снег блестит на солнце — … (блестящий)', снег искрится — …; снег хрустит под ногами — …
И т. д.
«Скажи иначе»
Задачи:
— упражнять в подборе синонимов по лексической теме «Зима»;
— совершенствовать навык употребления синонимов;
— развивать воображение, мышление, память;
— расширять кругозор.
Логопед. Подберите синонимы к слову снег.
Дети. Снегопад, осадки, пороша, метель, вьюга, буря…
«Мороз»
Задачи:
— совершенствовать навык употребления прилагательных;
— упражнять в образовании родственных слов к слову мороз;
— учить подбирать глаголы несовершенного вида настоящего времени;
— развивать словарь, память, внимание, мышление.
Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову мороз.
Дети выполняют задание.
Мороз (какой?) — … (первый, слабый, легкий, большой, январский, крещенский, трескучий, сильный…).
Мороз (что делает?) — … (крепчает, усиливается, трещит, обжигает, кусает, колется, щиплет, слабеет, отступает…).
Мороз — … (морозец, морозко, морозушко, морозище, обморожение, морозилка, заморозки, мороженое…).
Мороз — … (холод, холодина, стужа…).
«Лед»
Задачи:
— упражнять в образовании родственных слов к слову лед;
— совершенствовать навык употребления прилагательных;
— обогащать лексику глаголами настоящего времени единственного числа.
Логопед. Отгадайте загадку:
Он прозрачный, ломкий,
Под коньками звонкий,
В холода толстеет,
От тепла худеет.
Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову лед.
Дети выполняют задание.
Лед (какой?) — … (холодный, влажный, гладкий, твердый, прозрачный, толстый, тонкий, искусственный, скользкий…).
Лед (что делает?) — … (блестит, сверкает, переливается, лежит, покрывает, крепчает, тает, трескается, ломается…).
Лед — … (ледок, ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледник, ледоход, ледокол, гололед, ледовый, ледниковый, обледенение, обледенелый…).
«Зимние слова»
Задачи:
— закреплять знания по лексической теме «Зима»;
— обогащать словарный запас «зимними» словами;
— развивать словесно-логическое мышление.
Логопед. Назовите слова, связанные с зимой.
Дети. Зима, зимушка-зима, иней, мороз, Дед Мороз, снег, снежинка, снегопад, снежки, снежная баба, вьюга, метель, лед, каток, коньки, лыжи, Новый год, Рождество, зимние каникулы, зимние забавы…
«Чьи следы на снегу?»
Задача: формировать навык словообразования, умение образовывать притяжательные прилагательные, обозначающие следы животных леса от названий зверей.
Оборудование: картинки с изображением лесных животных*.
Дети рассматривают картинки с изображением лесных животных, а потом называют их следы.
Следы лисы (чьи?) — … (лисьи).
Следы волка (чьи?) — …
Следы зайца (чьи?) — …
И т. д.
• Рекомендуем использовать: Дикие животные (1). 16 демонстрационных карточек с текстом. М., 2018; Дикие животные (2). 16 демонстрационных карточек с текстом. М., 2018.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Времена года. Игры и упражнения на развитие речи детей 5—7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других