Культура речи

Н. Гарифуллина, 2013

Приведен необходимый теоретический материал, направленный на формирование коммуникативной компетенции: основные вопросы,связанные с организацией и эффективностью речевого общения; нормативный и коммуникативный, этический аспекты речевой культуры; основы мастерства публичного выступления; особенности официально-деловой письменной речи. Значительное место в пособии занимают практикум, задания для самостоятельной работы, а также приложения с таблицами и схемами. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и требованиями к уровню подготовки по дисциплине «Культура речи»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА I. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Основные единицы речевого события

Возникновение языка связано с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества людей. Язык образовался естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу людей). В результате этого язык по своей природе многофункционален.

Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а слушающему их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека — его среда обитания.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность.

Основные функции общения: по критерию «цель общения» Л. Карпенко выделяет следующие функции, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

• контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия;

• информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача данных в ответ на полученный от партнера запрос;

• побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

• координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

• понимание — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

• эмотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

• установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

• осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

1.2. Язык — средство общения

Язык — знаковая система. Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты). Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смыл — означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность).

Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или из их комбинации (предложение). Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак — слово. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.

Язык по своей природе многофункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать. В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. Функция — аккумулятивная.

Помимо трех основных функций: коммуникативной, познавательной, аккумулятивной, язык выполняет:

— эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);

— функцию воздействия (волюнтативную).

Кроме того, говорят еще о наличии метаязыковой (использование языка для описания предмета) и фатической (установление контакта между участниками общения) функций. Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т.д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т.е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно. В газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная.

Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.

1.3. Язык и речь

Язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т.е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, сообщение и т. д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность». Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т.е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

1.4. Речь и мышление

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли.

Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) — необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь — это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Выделяют три основных типа внутренней речи:

• внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;

• собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;

• внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.

1.5. Основные единицы речевого общения

Речевая ситуация — это контекст высказывания, это то, что помогает его понять. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации:

— говорящий;

— слушающий;

— время и место высказывания.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение). Например, фраза «скоро увидимся», сказанная при расставании, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь».

Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Примеры таких толкований:

— Мне нездоровится.

— Я не хочу с вами разговаривать.

— Вызовите скорее врача.

— Я не буду выполнять эту работу.

— Оставьте меня в покое.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки.

Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Вторая единица речевого общения — речевое событие. Например, лекция, собрание, заседание, разговор в общественном месте. Речевое событие составляют два компонента:

1) словесная речь и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения);

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом. Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников. Пространственное поведение — это то, насколько собеседники стремятся находиться друг от друга.

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.

Компоненты речевого события:

— словесная речь и то, что ее сопровождает;

— речевая ситуация (контекст высказывания).

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Оно возможно, если в нем участвуют не менее двух человек: Это — первое условие.

У одного из них должна появиться мысль, тема для обсуждения: Это — второе условие.

Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

— переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

— расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

— понимание общего плана высказывания;

— понимание замыслов и мотивов высказывания;

— оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

— понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого — нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

1.6. Эффективность речевой коммуникации

В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания.

Основные принципы ведения разговора:

— принцип последовательности;

— принцип кооперации;

— принцип вежливости.

Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие (релевантность) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. При соблюдении этого принципа необходимо соблюдать следующие постулаты:

— высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется;

— необходимо стараться, чтобы высказывание было истинным;

— не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

— не отклоняйся от темы разговора;

— выражайся ясно;

— избегай непонятных выражений;

— избегай ненужного многословия.

Принцип вежливости предполагает соблюдение совокупности ряда правил. Кратко они сформулированы следующим образом.

Правило такта: не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.)

Правило великодушия: не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его.

Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждайте других.

Правило скромности: не будьте высокомерны в разговоре с собеседником.

Правило согласия: старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей.

Правило симпатии: демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру (определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт).

Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе общения.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Стили делового общения

Чаще всего основные стили общения представлены авторитарным, демократическим и либеральным стилями.

Авторитарный стиль общения, когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.

Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:

• четкость и оперативность управления;

• сокращенное время для принятия решений;

• видимое единство управленческих действий;

• позволяет быстрее справиться с трудностями становления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я