Апокалипсис. Толкование XXI века

Валерий Стерх

Книга «Апокалипсис. Толкование XXI века» направлена к изъяснению самой таинственной книги Нового Завета – Откровению апостола Иоанна Богослова. Она содержит в себе пророческие эсхатологические видения грядущих событий, предшествующих концу мира. Толкование сочетает как древнюю святоотеческую традицию, так и современный подход, учитывающий уже сбывшиеся пророчества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Апокалипсис. Толкование XXI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пролог

a. Автор Апокалипсиса

Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна — последняя книга в каноне Нового Завета. Ее автор, один из двенадцати учеников Христа, Иоанн Зеведеев, более известен по прозванию Богослов.

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир (Откр 1:4).

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9).

Я, Иоанн, видел и слышал сие (Откр 22:8).

Свое прозвище апостол получил благодаря первым строкам другой своей книги — Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин 1:1—5).

Вот что говорят о судьбе сего апостола Евангелия от Матфея, Марка, Луки и самого Иоанна.

Он впервые увидел Иисуса Христа при следующих обстоятельствах. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, называемого морем Галилейским, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся. И говорит им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, вытащив обе лодки на берег, оставив свои сети, оставили все и последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и тотчас призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (СЕ 36 [Соборное Евангелие]; Мф 4:18—22; Мк 1:16—20; Лк 5:1—11). Так Иоанн стал учеником Иисуса.

Случилось же Христу и четырем ученикам зайти в синагогу в Капернауме. Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона Петра и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и тотчас просили Его о ней. Подойдя, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, Он поднял ее, взяв ее за руку, запретил горячке; и горячка тотчас оставила ее, и она встала и стала служить им (СЕ 38; Мф 8:14—15; Мк 1:29—31; Лк 4:38—39). Иоанн же был свидетелем сего исцеления.

Позже число учеников увеличилось. Было это так. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал к Себе на гору, кого Сам хотел, учеников Своих, и пришли к Нему. И избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять бесов и власть исцелять от болезней, чтобы врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первым поставил Симона, нарекши ему имя Петр [Кифа], и Андрея, брата его [, сыновей Ионы], Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Филиппа и Варфоломея, Фому и [Левия] Матфея мытаря [, сына Алфеева], Иакова Алфеева и Иуду Иаковлева Леввея, прозванного Фаддеем, Симона Кананита, прозываемого Зилотом, и Иуду Искариота [, сына Симона], который потом сделался предателем и предал Его (СЕ 50; Мф 10:1—4; Мк 3:13—19; Лк 6:12—16).

В другой раз Иисус не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Он пришел в дом начальника синагоги и увидел смятение и плачущих и вопиющих громко. И войдя, сказал им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит (Мк 5:37—39; ср. СЕ 67; Мф 9:23—24; Лк 8:51—52). После сего Иоанн стал свидетелем того, как Христос воскресил из мертвых дочь начальника синагоги.

В следующий раз взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел на гору высокую особо их одних помолиться. И когда молился, преобразился пред ними: вид лица Его изменился и просияло лице Его, как солнце. Одежды же Его сделались блистающими, как свет, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И вот, два мужа явились им и беседовали с Иисусом, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, при сем сказал Петр Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. Когда он еще говорил это, се, явилось облако светлое и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И се, исшел глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, и, внезапно посмотрев вокруг, они никого более с собою не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они умолчали, и удержали это слово, и никому не говорили в те дни о том, что видели, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все. Но говорю вам, что и Илия пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Так и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать от них и быть уничижену. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (СЕ 90—91; Мф 17:1—13; Мк 9:2—13; Лк 9:28—36).

Апостолы часто по воле Христа отправлялись на самостоятельную проповедь. Однажды, после возвращения к Иисусу, Иоанн сказал: Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нам. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Лк 9:49—50; ср. СЕ 95; Мк 9:38—40).

Еще один евангельский эпизод связан с матерью Иоанна. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Сии два сына сказали Ему: дай нам сесть в Царстве Твоем у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали Ему: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. И, услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев Иакова и Иоанна (СЕ 137; Мф 20:20—24; Мк 10:35—41). Христос же, говоря о чаше и крещении, имел ввиду Свою скорую казнь на кресте.

После этого, когда настал день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху (Лк 22:7—13; ср. СЕ 154; Мф 26:17—19; Мк 14:12—16).

Вечером Христос и апостолы собрались на праздничную трапезу. Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, [Иоанн Зеведеев], которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему (Ин 13:21—28).

После трапезы Иисус с апостолами вышли из дома. Потом приходит с ними Иисус в селение, называемое Гефсимания, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И говорит ученикам Своим: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И Сам отошел от них на вержение камня, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, Иакова и Иоанна, и начал ужасаться, скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, и, преклонив колени, молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче Мой! все возможно Тебе; о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, возвращается и приходит к ученикам и находит их спящими от печали, и говорит Петру: Симон! ты спишь? так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? И сказал им: что вы спите? встаньте, бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. И приходит в третий раз к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников; встаньте, пойдем… (СЕ 160; Мф 26:36—46; Мк 14:32—42; Лк 22:39—46).

Вскоре Иисуса арестовали и отвели к первосвященнику Каиафе. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик, [Иоанн Зеведеев]; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический, а Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра (Ин 18:15—16; ср. СЕ 163; Мф 26:58; Мк 14:54; Лк 22:54—55).

От Каиафы Иисуса отвели к префекту (прокуратору) Понтию Пилату, который приговорил Его к распятию на кресте. Иоанн пришел на место казни, Голгофу, проститься с Христом. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей, [Иоанн], взял Ее к себе (Ин 19:25—27; ср. СЕ 171—172; Мф 27:55—56; Мк 15:40—41; Лк 24:49).

На третий день Иисус воскрес. В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик [Иоанн], и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе (Ин 20:1—10; ср. Лк 24:12).

Воскресший Христос несколько раз являлся апостолам. После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою (Ин 21:1—8).

После совместной трапезы Иисус сказал Петру: иди за Мною. Петр [пошел, но], обратившись, увидел идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр сказал Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот, [Иоанн], не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин 21:19—24).

На сороковой день после воскресения Иисус вознесся на небо.

b. История написания Апокалипсиса

На десятый день после вознесения Иисуса, в Пятидесятницу, сошел Святой Дух на апостолов и их учеников. И стали они пророчествовать на разных языках. Из тех кто видел и слышал это, присоединились к ним и крестились около трех тысяч человек. Проповедь апостолов в Иерусалиме ежедневно прибавляла спасаемых к Церкви (см. Деян 1—2).

Иоанн заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился благовествовать в проконсульскую Асию, римскую провинцию на западном побережье Малой Азии со столицей в Эфесе (см. Евсевий Кесарийский, Церковная история, 3,1).

За проповедь Евангелия апостол Иоанн был сослан, о чем он сам сообщает в Апокалипсисе, который и написал в ссылке:

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9).

И поскольку Иоанну было сказано: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Откр 1:11) и «не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр 22:10), то он незамедлительно это выполнил.

Вот что говорит о времени написания Апокалипсиса и дальнейшей судьбе апостола церковный историк Евсевий Кесарийский:

«[Римский император] Домициан был свиреп ко многим людям: казнил в Риме без настоящего суда немало людей видных и знатных; тысячи известных людей, ни в чем неповинных, отправил в изгнание и отобрал их имущество. Под конец [правления] он явил себя преемником Нерона в ненависти к Богу и в богоборчестве. Он был вторым поднявшим против нас гонение, хотя отец его Веспасиан не замышлял против нас ничего плохого.

Тогда же, как рассказывают, апостол и евангелист Иоанн, бывший еще в живых, за свое свидетельство о Слове Божием осужден был жить на острове Патмосе. Ириней пишет о числе антихристова имени в так называемом Иоанновом Апокалипсисе. В 5-й книге «Против ересей» он говорит об Иоанне слово в слово так: «Если бы надлежало в настоящее время возвестить имя антихриста, то оно было бы названо тому, кто был тайнозрителем. Откровение было дано ему совсем недавно, почти в наш век, перед концом Домицианова царства» [ср. Ириней Лионский, Против ересей, 5,30].

В описываемое время вера наша настолько просияла, что и писатели, далекие от нашего учения, не замедлили рассказать об этом преследовании и его мучениках. С точностью обозначили они его время: в пятнадцатый год Домициана Флавия Домицилла, племянница Флавия Клемента, одного из тогдашних римских консулов, за исповедание Христа была вместе со многими другими наказана ссылкой на остров Понтию» (Евсевий Кесарийский, Церковная история, 3,17—18).

Из сего видно, Апокалипсис Иоанна написан на Патмосе около 96 года.

Послушаем Евсевия далее:

«После пятнадцатилетнего владычества Домициана власть принял Нерва; историки того времени пишут, что по постановлению римского сената почести Домициану были отменены, а несправедливо высланные им возвращены. Тогда же, как сообщают наши древние писатели, апостол Иоанн покинул остров, куда был сослан, и устроился на жительство в Эфесе. После Нервы, царствовавшего год с небольшим, власть получил Траян.

[…] В это время в Асии еще жил апостол и он же евангелист Иоанн, тот самый, кого возлюбил Иисус. По возвращении из ссылки с острова после смерти Домициана он имел попечение о тамошних Церквах. Что он дожил до этого времени, это достаточно засвидетельствовано двумя вернейшими свидетелями, вождями церковного правоверия: Иринеем и Климентом Александрийским. Первый из них во 2-й своей книге «Против ересей» повествует дословно так: «Все асийские пресвитеры, общавшиеся с Иоанном, учеником Господним, свидетельствуют, что он рассказывал об этом; он ведь был с ними до времени Траяна» [ср. Ириней Лионский, Против ересей, 2,22].

В 3-й же книге того же сочинения он пишет: «И Церковь, основанная Павлом в Эфесе — Иоанн жил там до времени Траяна, — правдивая свидетельница апостольского рассказа» [ср. Ириней Лионский, Против ересей, 3,3].

Климент, тоже упоминающий это время, поместил в своем сочинении, озаглавленном «Какой богач спасется», этот рассказ, очень поучительный для тех, кто любит слушать хорошее и полезное. Возьми же и прочти, что написано:

«Выслушай не сказку, а рассказ об апостоле Иоанне. Его нам передали, а мы его крепко запомнили. Вернувшись после смерти тирана с Патмоса в Эфес, он, по приглашению, навещал ближайшие местности — где поставить епископов, где устроить целые Церкви, где ввести в клир человека, указанного Духом. Придя в один город неподалеку (некоторые называют и его имя), он водворил спокойствие среди братьев, и, заметив юношу, видного собой, красивого и пылкого, апостол обратился к тамошнему епископу, которого поставил: „Я целиком вверяю его тебе пред лицом Церкви и Христа“. Епископ юношу взял и все пообещал; а Иоанн повторил свои слова и просил вновь их засвидетельствовать. Затем он отбыл в Эфес, а епископ, взяв к себе в дом порученного ему юношу, содержал его, опекал, оберегал и, наконец, окрестил. Теперь он стал менее заботлив и менее охранял его, считая вернейшей охраной печать Господа. К юноше, преждевременно выпущенному на волю, на погибель ему, пристали сверстники — отъявленные бездельники, привыкшие к дурному. Сначала они водили его с одного роскошного пира на другой, затем повели ночью на воровство, а затем сочли способным участвовать и в больших преступлениях. Он постепенно привыкал и по своей богатой природе, словно мощный, норовистый конь, закусил удила, свернул с прямой дороги и понесся прямо в пропасть. Отчаявшись наконец спастись в Боге, он стал замышлять дела немалые: раз все равно погибать, так уж страдать наравне с другими, совершив нечто крупное. Он собрал разбойничью шайку из тех самых товарищей и стал истым ее главарем: насильником, убийцей, злодеем паче всех. Между тем, по какому-то нужному делу пригласили Иоанна. Он, устроив все, ради чего прибыл, говорит: „Теперь отдай нам, епископ, залог, который я и Христос вверили тебе, чему свидетельницей Церковь, которой ты управляешь“. Епископ сначала перепугался, думая, что его ложно обвинили в похищении денег, которых он не брал; он не мог согласиться с тем, чего не было, но не мог и не доверять Иоанну. „Юношу и душу брата твоего требую“, — сказал тот. Тогда епископ застонал из глубины сердца и сказал: „Умер он“. — „Как и какой смертью?“ — „Умер для Бога: законченный негодяй и, более того, разбойник; вместо Церкви он теперь на горе с воинством ему подобных“. Апостол разорвал на себе одежду и, громко стеная, осыпал ударами свою голову: „Хорошего же стража оставил я брату! Коня мне и кого-нибудь проводником“. И прямо тут же он, как был, поскакал от церкви. Приехав, куда указали, он был схвачен разбойничьей заставой, но не стал ни убегать, ни отпрашиваться, а кричал: „Я за тем и пришел: ведите меня к своему начальнику“. Тот вооружился и стоял, поджидая, но, узнав подходившего Иоанна, кинулся от стыда бежать. Иоанн, забыв свои лета, погнался за ним что было мочи с воплем: „Дитя, что ты бежишь от меня, своего отца, от безоружного, от старого? Пожалей меня, дитя! Не бойся, есть у тебя еще надежда на жизнь. Я отвечу Христу за тебя; если нужно, смерть за тебя приму, как принял ее за нас Господь. Душу отдам за тебя. Остановись же, поверь: Христос послал меня“. Разбойник слушал, постоял, сперва потупившись, затем бросил оружие и, содрогаясь в горьких рыданиях, обхватил подошедшего старца; защитой ему был его плач, слезами он крестился вторично. Все время, однако, он прятал правую руку. Апостол клятвенно поручился, что обретено ему прощение у Спасителя; умолял его, стоял на коленях и поцеловал правую его руку, как очищенную покаянием, и привел его таким образом обратно в Церковь. Непрестанно молясь за него, непрестанно упражняя его в посте и сам постясь с ним, наставляя его всячески умилительными сказаниями, он оставил его, говорят, не раньше, чем водворил в Церковь того, кто подал великий пример истинного покаяния, великое знамение возрождения и победный знак зримого воскресения».

Вот рассказ Климента, приведенный мною для ознакомления и назидания тех, кому случиться его прочесть» (Евсевий Кесарийский, Церковная история, 3,20—24).

Многие и другие деяния совершил Иоанн, о которых мы здесь не сказали. Скончался апостол в городе Эфесе в правление императора Траяна (см. Евсевий Кесарийский, Церковная история, 3,1; 3,23).

c. Понятие откровения

Греческое слово «апокалипсис» означает «откровение». Под откровением у церковных писателей обыкновенно разумеется сверхъестественное сообщение Богом человеку истин Веры, открытие Божественных тайн:

Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол 1:26—27).

Открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим 1:17—19).

Поэтому Иоанн и начинает Апокалипсис следующим образом:

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр 1:1—2).

Я, Иоанн,… был в духе… (Откр 1: 9—10).

В передаче Откровения Иоанну были задействованы все три лица Пресвятой Троицы: Бог Сын — ибо сказано «Откровение Иисуса Христа», Бог Отец — ибо сказано «которое дал Ему Бог», Святой Дух — ибо сказано, что Иоанн видел пророческие образы в духе.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7).

Сообщаемое через Иоанна откровение содержит наиболее сокровенные тайны о промысле Божием относительно человечества. Тайны эти изложены в череде символических видений, большинство из которых в самой книге не истолковываются. Тем не менее, смысл Откровения в общих чертах был понятен отцам Церкви. Многие из них оставили свои толкования на эту книгу или ее части.

d. Пророчество на все времена

Апокалипсис — величайшая пророческая книга, приоткрывающая Божественный замысел о судьбе человечества и охватывающая огромный промежуток времени — от Откровения до Конца света. Таким образом, пророчество Апокалипсиса распространяется на всю новозаветную эпоху, постепенно раскрываясь во всей своей полноте. Окончательное исполнение Откровения состоится в конце времен, после Великого суда.

Поэтому сказано:

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр 1:3).

Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр 22:7).

Близость исполнения пророчества тут разумеется троякого рода:

Для Бога это означает подтверждение Его вневременной сущности, ибо для него нет времени:

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет 3:8).

Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс 89:5).

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:12).

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь (Откр 22:20).

Для человечества близость исполнения пророчества означает перманентность Апокалипсиса, то есть его постоянное исполнение, ибо отдельные его видения соответствуют определенным историческим эпохам:

И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко (Откр 22:10).

Для отдельного человека близость исполнения пророчества означает быстротечность жизни во вселенском масштабе и возможность внезапной смерти, из чего вытекает необходимость постоянного духовного бодрствования ради спасения души:

Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим (Откр 3:2).

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр 2:5).

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (Откр 2:16).

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр 3:11).

Из этого следует чрезвычайная важность пророчества Апокалипсиса и необходимость особой тщательности и осторожности при его толковании.

e. Правила толкования

Цель написания Апокалипсиса заключается в том, чтобы объяснить христианам смысл исторических событий с точки зрения Божественного замысла: показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре (Откр 1:1).

Мистическое изображение судьбы Церкви Христовой и всего мира предназначено подготовить верующих к преодолению трудностей как мирного времени, так и особенно антихристовых дней. Пережить непростые эпохи Церкви помогает осознание неизбежности гонений и неотвратимости конечного Божественного суда, на котором каждый получит по заслугам:

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11—12).

Пророческие видения в Апокалипсисе не всегда располагаются в хронологическом порядке. Строгая последовательность во времени соблюдается лишь внутри каждого отдельного видения. Из этого вытекают правила толкования, призванные соотнести эти видения друг с другом. В определенной мере эти правила были сформированы отцами Церкви, чье авторитетное мнение несомненно следует учитывать при толковании тех или иных видений.

События последних веков дают естественный повод осмыслить новейшую историю применительно к Апокалипсису, истолковать ее, восполнив тем самым древние толкования.

f. О предлагаемом толковании

Эта книга представляет собой толкование на Апокалипсис Иоанна Богослова. Построение текста не совсем обычно для такого рода литературы, и потому нуждается в пояснении. Толкование излагается не по порядку глав Апокалипсиса, а по авторскому замыслу, преследующему цель в наиболее удобной для восприятия последовательности донести до читателя смысл Откровения.

В целом книга выдержана в рамках православного христианского богословия. Однако поскольку текст содержит в себе значительную оригинальную часть, являющуюся частным мнением толкователя, то автор будет благодарен любым замечаниям и уточнениям со стороны христиан, более сведущих в православном богословии.

g. Паломничество на Патмос

На остров Патмос можно попасть только морским путем. Удобнее всего добираться с острова Кос, поскольку он является одним из ближайших к Патмосу мест, где есть авиасообщение с внешним миром и регулярное морское сообщение с Патмосом. На родину Апокалипсиса можно также доплыть из континентального порта Пирей или с одного из близлежащих островов.

Мой путь на Патмос лежал через Родос. Это самый крупный остров архипелага Додеканес, куда входит и Патмос. Родос с востока омывается спокойным Средиземным морем, а с запада — бурным Эгейским. В северной части острова располагаются морские причалы. Самым известным из них является гавань Мандраки, где стояла знаменитая статуя Колосса Родосского, включавшаяся в список античных семи чудес света. Ее история напомнила мне пророчество Даниила об исполинском истукане…

В 305 году до н.э. царь Сирии Антигон послал своего сына, прославленного полководца Деметрия Полиоркета, захватить Родос, но тот, после годовой осады не достигнув успеха, бросил под крепостными стенами осадные машины и удалился восвояси. Родосцы продали эти машины, а на вырученные деньги заказали скульптору Харету из Линда триумфальную статую Гелиоса. На ее возведение понадобилось 12 лет, высота статуи достигала 70 локтей (более 30 метров). Однако величественный Колосс простоял немногим дольше полувека. Во время сильного землетрясения 226 года до н.э. ноги статуи подломились, и она разбилась. Колосс оставался лежать в развалинах в течение многих веков. Его остатки были окончательно разграблены в 653 году.

Морской паром, на котором я добирался на Патмос, отплывал от Родоса в 17—00. Паром неспешно отчалил от пристани, оставляя за собой дорожку из вспененной гребными винтами воды, мягко колыхающуюся среди пронзительно лазурных волн. При смене курса парома пенная дорожка выписала небольшой крюк, затем вытянулась в почти ровную полосу, как бы кипящую изнутри. С левого борта можно было видеть удаляющийся Родос с величаво возвышающимися крепостными стенами Старого города, а с правого борта — скалы Малой Азии. Вскоре они оказались позади, и все вокруг заполонил один бескрайний морской пейзаж с небольшими островками, голыми и большей частью необитаемыми, лишь на немногих из них присутствие человека выдавали одинокие скиты монахов-отшельников. Порой по пути встречались прогулочные катера, баржи, парусные яхты.

Приблизительно в 19—30 на горизонте показался более крупный и населенный остров. По громкоговорителю объявили: остров Кос. Паром замедлил ход и, развернувшись кормой к берегу, стал причаливать. Затем началась погрузка-разгрузка автотрейлеров, выходили и заходили пассажиры. Это заняло примерно час по времени, так что можно было не спеша рассмотреть красоты всей видимой части Коса. Начинало вечереть.

Ближе к 22 часам паром подошел к острову Лерос. Стало почти темно. Многочисленные огни фонарей, свет из окон местных домиков и отелей придавали ночному Леросу сказочный вид. Стоянка опять была продолжительной, и можно было вдоволь налюбоваться завораживающей иллюминацией Лероса.

Забегая вперед, отмечу, обратно я добирался на пассажирском катамаране, стоянки были гораздо короче, и дорога заняла существенно меньше времени.

Как бы то ни было, около полуночи я с волнением сошел на святой берег Патмоса. Среди глубокой темноты ярким освещением выделялся патмосский портовый город Скала, а где-то в стороне на невысокой горе прожекторами подсвечивались стены Монастыря Святого Иоанна Богослова. Выходящих пассажиров прямо у ворот порта встречали отельные агенты. Один из них подвез меня прямо к отелю, находившемуся не слишком далеко от порта. После протяженного морского путешествия наконец-то можно было принять душ и выспаться.

Утром следующего дня я покинул уютный номер отеля и первым делом осмотрел окрестности. Патмос — это небольшой скалистый остров, по форме напоминающий голову морского конька. Самая высокая гора острова, Пророк Илья, достигает 269 метров над уровнем моря. Между горных вершин Патмоса живописно раскинулись утопающие в зелени долины. Цитрусовые сады, виноградники, сосны, кипарисы, земляничные деревья, эвкалипты, гранаты, оливковые деревья и другие зеленые насаждения смягчают суровый скалистый пейзаж. Наиболее крупными селениями Патмоса являются Хора, Скала и Камбос. Жилища местного населения представляют собой в основном одно — и двухэтажные домики белого цвета. Главной архитектурной достопримечательностью острова является средневековый Монастырь Святого Иоанна Богослова, расположенный на вершине селения Хора.

Расстояние от порта Скалы до Монастыря Пещеры Апокалипсиса составляет 2,2 километра по автодороге, ведущей в Хору. Между этими пунктами есть также пешеходная дорога, вымощенная камнями, она немного короче, но имеет более крутой подъем и проходит несколько в стороне от Пещеры.

Вход на территорию Монастыря Пещеры Апокалипсиса начинается от ворот с металлическими створками. По бокам ворот на невысоких стенах каменной кладки вмонтированы таблички, слева на греческом языке, справа на английском. Текст состоит из двух фраз. Сверху: «Святая Пещера Апокалипсиса». Ниже приведена цитата из Откровения: «Я был на острове Патмос (Апок. гл. А.9)».

Далее небольшая аллея ведет к самому монастырю. Он представляет собой выбеленное каменное здание, стоящее прямо на скале, как бы накрывая собой Пещеру. Над входом в монастырь помещена мозаичная икона, изображающая апостола Иоанна Богослова, который диктует своему ученику Прохору текст Апокалипсиса. Прохор был одним из семи дьяконов, назначенных апостолами и, также как Иоанн Богослов, находился в ссылке на Патмосе. Позже Прохор стал епископом Никомидии.

Я вошел внутрь. Впереди с правой стороны находилась церковная лавка. Напротив нее, слева — выход на лестницу, ведущую вниз. Преодолев несколько лестничных пролетов, я оказался перед входом в Святую Пещеру.

Внутреннее пространство Пещеры как бы разделено на две части. Слева располагается Храм Святой Анны, матери Богородицы, построенный в XI веке Блаженным Христодулом. Справа, отделенный лишь свисающими сверху каменистыми выступами, находится Храм Святой Пещеры. Здесь, в этой Пещере, апостолу Иоанну Богослову был ниспослан Апокалипсис.

<…> На этом я прерываю рассказ о паломничестве, ибо даже самое точное словесное описание не может заменить чувств, которые испытывает православный христианин от приобщения к великой святыне. Это нужно испытать самому.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Апокалипсис. Толкование XXI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я