Связанные понятия
Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
Министр иностранных дел — должностное лицо, возглавляющее внешнеполитическое ведомство государства, в ранге министра. Является членом правительства (кабинета министров, совета министров и т. д.). Одна из важнейших должностей в правительстве. Иногда второе лицо в кабинете.
Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
Министр без портфеля — член правительства, который не руководит министерством и/или иным центральным органом исполнительной власти, но имеет полномочное право голоса на заседаниях правительства, а также выполняет отдельные поручения премьер-министра.
Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Подробнее: Глава правительства
Упоминания в литературе
Конституция Y Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется Президентом и несет ответственность только перед ним. Весьма примечательно положение ст. 23 Конституции: «Функции члена правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любым профессиональным представительством общенационального характера, с любой государственной должностью или профессиональной деятельностью». Это положение выводит правительство из-под непосредственного парламентского контроля. Фактически правительством руководит Президент, а не
премьер-министр . Президент председательствует в Совете министров, а премьер-министр – в Совете кабинета, который лишь готовит решения для Совета министров. Положение премьер-министра и его отношения с Президентом иногда менялось, как это было в 1986 г., после того, как Социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация «разделенного правления», что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от Президента[49]. Полупрезидентская республика в тот момент существенно сместилась в сторону классической парламентарной модели.
Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности
премьер-министра , так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.
В современном мире имеются государства-республики, в которых правительство формируется с участием и президента, и парламента. В теории государства и права такие республики принято называть смешанными. Например, в Португалии
Премьер-министр назначается Президентом Республики после консультаций с политическими партиями, представленными в парламенте страны. Кроме того, сформированное правительство может приступить к исполнению своих обязанностей лишь после того, как парламент Португалии утвердит программу Правительства. Если парламент программу не утверждает, то Правительство уходит в отставку.
Ведущую роль в практическом осуществлении государственной власти в Индии играет Совет министров – коллективный орган исполнительной власти, состоящий из
премьер-министра и министров, назначаемых президентом страны. В соответствии с конституционным обычаем, президент обязан назначить премьер-министром лидера партии победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр формирует правительство из руководящих деятелей фракции большинства в нижней палате парламента. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия этих министров. Формируя правительство, премьер-министр стремится к тому, чтобы в нем были представлены основные национальности, религиозные общины, касты, крупнейшие штаты и т. д. Несмотря на кажущуюся пестроту состава правительства, большинство его членов являются представителями имущих классов и принадлежат к высшим кастам индийского общества.
Президент Украины в контрольной деятельности с согласия Верховной Рады назначает и прекращает полномочия
премьер-министра , по его представлению назначает министров, руководителей центральных органов государственной власти и председателя местных государственных администраций, а также прекращает их полномочия. Вместе с тем следует отметить, что в отличие от Конституций США, ряда стран Центральной и Восточной Европы статус президента Украины очерчен нечетко. Во многом президента можно отнести к исполнительной власти.
Связанные понятия (продолжение)
Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.
Спи́кер (англ. Speaker, буквально — оратор) — председатель палаты парламента. Данный термин широко распространён в политическом лексиконе, но официально употребляется только в англоязычных странах. Впервые должность председателя парламента была введена в 1377 году в Палате общин, первым спикером которой стал Томас Хангерфорд (Thomas Hungerford).
Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.
Во́тум (лат. votum — желание, воля) — мнение, выраженное путём голосования. В парламентской практике ряда государств в таком порядке выражается одобрение или неодобрение деятельности правительства или министра (вотум недоверия). При получении вотума недоверия правительство или министр уходит в отставку.
Пожизненный президент — должность, принимавшаяся многими диктаторами с целью введения для себя неограниченного срока полномочий и предохранения от возможного поражения на выборах.
Генеральный секретарь (генсек) — широкое понятие, обозначающее старшее должностное лицо какой-либо организации (партии, профсоюза, международной организации и так далее).
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Ви́це-президе́нт (от лат. vice и президент) — заместитель президента, второе лицо после президента. Следует различать вице-президента некоторой организации и должность вице-президента государства, существующих в некоторых странах.
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.
Правительство национального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий.
Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.
Союз умеренных партий (англ. Union of Moderate Parties, фр. Union des Partis Moderés) — консервативная политическая партия Вануату, пользующаяся наибольшей поддержкой у франкоговорящих избирателей. В настоящее время — крупнейшая оппозиционная партия Вануату.
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Европейский комиссар (Еврокомиссар) — один из двадцати восьми членов Европейской комиссии, возглавляемой Председателем Европейской комиссии.
Теневой кабинет (англ. Shadow cabinet) — «правительство в ожидании», созданное, чтобы при определённых условиях ему были переданы полномочия реального правительства.
Государственный переворот (в сокращении госпереворот) — смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (ареста или ликвидации) действующих его руководителей.
Поли́тик , полити́ческий дéятель — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Тро́нная речь , также называемая коронной речью,— обычная для ряда монархий мира процедура, во время которой монарх (или его представитель) произносит подготовленное обращение перед собравшимся в полном составе парламентом, чтобы представить программу правительства на предстоящий год. Речь пишется не самим главой государства, а партией, преобладающей в нижней палате парламента.
Дипломатические ранги — классные чины, присваиваемые лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в министерствах иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Существуют в большинстве государств мира (хотя есть страны, где к дипломатам применяется та же система рангов, что и к остальным государственным служащим).
Однопалатный парламент (однопалатная парламентская система) — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует.
Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Мэр (фр. Maire — старшина от лат. major — старший, хотя на латинском это будет magister, или полностью — magister burgi или burgimagister) или градоначальник — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых государствах и странах — и небольшого региона (например, в Литве мэр возглавляет и районные самоуправления).
Министр обороны — министр, возглавляющий министерство обороны (военное министерство) того или иного государства...
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.
Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными станциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически.
Прави́тельство в изгна́нии — «правительствообразная» политическая группа, которая провозглашает себя легитимным правительством страны, но в силу различных причин не имеет реальной власти на территории, на контроль над которой она претендует. Правительства в изгнании обычно функционируют с расчётом на то, что когда-нибудь в будущем они вернутся в свои страны и получат там власть в свои руки.
Рату (фидж. raatuu) — титул, даваемый фиджийцам мужского пола знатного или вождеского происхождения. Женский эквивалент — Ади. На малайском языке это слово также является обращением к правителю — королю или королеве (например, рату Елизавета II).
Незави́симость , госуда́рственная незави́симость — политическая самостоятельность, суверенитет, отсутствие подчинённости и зависимости нации, народа, государства или страны.
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существовавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10 % производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад её колониальной империи.
Подробнее: Временное правительство Французской республики
2-е Учредительное собрание Непала — однопалатный законодательный орган Федеративной Демократической Республики Непал, состоящий из 601 члена, которым поручено подготовить проект новой конституции Непала. Сформирован по результатам выборов в Учредительное собрание 2013 года после невозможности принятия конституции 1-м Учредительным собранием.
Вне́шняя поли́тика (внешние отношения государства) — взаимоотношение с другими государствами и странами в интересах собственного государства или страны; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.
Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления...
Всеобщий национальный конгресс (араб. المؤتمر الوطني العام) — бывший законодательный орган Ливии, однопалатный парламент с 2012 по 2014 годы. Первые всенародные выборы в него прошли 7 июля 2012 года. 4 августа 2014 года новым законодательным органом Ливии становится Палата представителей Ливии.
Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 года, установивший правовое положение доминионов (государств в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).
Пове́ренный в дела́х (фр. Сhargé d’affaires) — дипломатическая должность, означающая руководителя дипломатического представительства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, класс «поверенных в делах» является третьим классом глав диппредставительств после послов и посланников (либо глав представительств эквивалентного ранга).
Упоминания в литературе (продолжение)
Среди республиканских форм правления есть такие, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Примером президентско-парламентской республики является Франция, где президент избирается на прямых всеобщих выборах и наделен широкими властными полномочиями. Одновременно с президентом существуют и выполняют функции исполнительной власти
премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.
Неоднородность депутатского корпуса СФ обусловливалась в этот период не столько идеологическими, сколько социально-психологическими факторами. Здесь можно выделить несколько линий размежевания, причем чаще скрытых, чем выражавшихся в явной форме: представители национально-территориальных образований – представители российских территорий; руководители регионов – рядовые депутаты; депутаты, работающие в СФ на постоянной основе – депутаты, работающие «по совместительству». Самой представительной группой в СФ являлись высокопоставленные государственные чиновники местных органов исполнительной и законодательной власти, Администрации Президента и правительственных структур. В общей сложности эти группы занимали в нем 120 мест. Президенты и
премьер-министры республик в составе России, главы администраций краев и областей выставили свои кандидатуры в 66 субъектах Российской Федерации и почти 90 % из них попали в «сенат» первого созыва. Кроме того, были избраны 23 высокопоставленных чиновника местной исполнительной власти. Председатели доживавших последние дни Советов в 32 регионах выставили свои кандидатуры, и в 20 из них были избраны. Третьей составляющей «партии власти» стали делегированные в регионы представители московского политического истеблишмента. Из 11 столичных чиновников 8 добились успеха. При этом в Совете Федерации была обеспечена кадровая преемственность между старым депутатским корпусом и новым: примерно треть «сенаторов» уже имела опыт парламентской деятельности.[288]
Кабинет национал-радикала Мирчи Друка пал в феврале 1991 г. и сменился сначала национал-коммунистическим правительством Валерия Муравского (1991—1992), а потом – левоцентристским кабинетом во главе с Андреем Сангели (1992—1997). Фактически власть в стране перешла в руки «агропромышленного директората» во главе с президентом Мирчей Снегуром (1991—1996),
премьер-министром Андреем Сангели и влиятельным спикером парламента, членом последнего состава Политбюро ЦК КПСС Петром Лучинским (1993—1996).
Таким образом, белорусской модели характерны черты и президентской, и парламентарной системы правления. Вотум недоверия правительству не несет его отставки, последнее слово остается за Президентом. При этом он может распустить парламент. Глава государства может также отправить правительство в отставку по своему усмотрению. Иными словами,
премьер-министр занимает подчиненное положение по отношению к Главе государства, что исключает возможность конфликтов между ними.
Роль министра иностранных дел в группе исполнительной власти играл Али Иссауи, бывший секретарь народного бюро (посол) Ливии в Индии. Он был одним из первых ливийских дипломатов, перешедших на сторону повстанцев. Уроженец Бенгази, Иссауи имеет диплом экономиста и даже какое-то время возглавлял главный народный комитет по экономике. Кроме того, он руководил ливийским государственным фондом по приватизации. В марте 2009 года Иссауи неожиданно сместили с поста министра экономики. В стране и за рубежом ходили слухи, что это было связано с коррумпированностью чиновника. По другим сведениям, Иссауи не сработался с
премьер-министром страны и другими людьми из ближайшего окружения Каддафи.
Правительство земли (нередко именуемое кабинетом) состоит из
премьер-министра (по немецкой терминологии – министра-президента) и министров. В городах Берлин, Гамбург и Бремен министры называются сенаторами. Премьер-министр определяет направления правительственной политики; в рамках этой политики каждый министр самостоятельно руководит доверенной ему отраслью. Важной сферой деятельности земельных правительств является подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов (например в области налогообложения). Премьер-министр руководит деятельностью правительства, осуществляет право помилования, представляет землю во внешних отношениях и др.
Конституция была направлена на создание единого сербско-хорватско-словенского народа. 26 апреля 1922 г. правительство Н. Пашича объявило о разделе Королевства на 33 области, во главе каждой из которой был поставлен наместник, назначенный королем. Словенские земли были разделены на две области – Люблянскую и Мариборскую. Первым наместником Словении стал И. Хрибар, который в свое время довольно долго занимал должность мэра Любляны. На своем посту он пытался ликвидировать раздробленность Словении и расширить полномочия областной администрации. Это вызвало негативную реакцию со стороны
премьер-министра – Пашич пригрозил распустить словенскую областную администрацию, после чего Хрибар подал в отставку.
Верховная власть формально принадлежала генерал-губернатору, назначаемому британским монархом на пять лет; реальная исполнительная власть – Исполнительному совету (правительству) в составе генерал-губернатора,
премьер-министра и семи министров. Позднее число последних увеличивалось. Первое единое австралийское правительство во главе с Э. Бартоном было создано в сентябре 1900 года. Оно было ответственно перед нижней палатой парламента (палата представителей), которая избиралась по мажоритарной системе на три года. Верхняя палата (сенат) состояла из представителей штатов, избираемых на шесть лет, и имела право выдвижения и отклонения законопроектов. После прохождения сената законопроект утверждался губернатором и мог быть им отменен в течение года. В случае конфликта между палатами назначались новые выборы.
Особенностью государственной власти в России является сильная президентская власть, слабый парламент и еще более слабая судебная власть. Подобный тип политического устройства республики, характеризующийся сосредоточением большого объема властных полномочий в руках президента, является несбалансированным. Например, согласно Конституции РФ, в случае когда парламент три раза отклоняет предложенную президентом кандидатуру
премьер-министра , если речь идет об одном и том же человеке, президент вправе распустить парламент (такое положение очень редко встречается в других странах). Для назначения премьер-министра президенту требуется поддержка Думы, а освобождать премьер-министра от должности и отправлять в отставку правительство он может по своему усмотрению единолично, поддержка Думы для этого ему не требуется. Поэтому бытует мнение, что российский президент по объему своих полномочий самый сильный в мире.
Надо отметить, что практически все шаги, предпринимаемые в Крыму в ответ на события в Киеве, по большей мере, находились в ряду инициатив Верховного Совета. Его председатель В. Константинов выступал в качестве инициатора сохранения и расширения прав Крымской автономии, вплоть до выхода из состава Украины в случае победы «оппозиции». В это же самое время,
премьер-министр Могилев проявлял себя в качестве технического функционера, полностью лояльного к Партии Регионов и лично к Януковичу. Так, первым упоминанием возможности проведения референдума, вероятно, надо признать предложение председателя Комиссии Верховного Совета Крыма по взаимодействию с органами местного самоуправления В. Клычникова, сделанное 4 февраля на заседании президиума парламента: «рассмотреть вопрос о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Автономной Республики Крым и Конституцию Украины и о проведении общекрымского опроса общественного мнения по вопросу о статусе Крыма, а также принять обращение к Президенту и Законодательному собранию Российской Федерации выступить гарантом незыблемости статуса автономии, защиты прав и свобод граждан».[27] В ответ на это СБУ открыло производство дела по статье подготовки к посягательству на территориальную целостность и неприкосновенность Украины.[28]
Надо отметить, что практически все шаги, предпринимаемые в Крыму в ответ на события в Киеве, по большей мере, находились в ряду инициатив Верховного Совета. Его председатель В. Константинов выступал в качестве инициатора сохранения и расширения прав Крымской автономии, вплоть до выхода из состава Украины в случае победы «оппозиции». В это же самое время,
премьер-министр Могилев проявлял себя в качестве технического функционера, полностью лояльного к Партии Регионов и лично к Януковичу. Так, первым упоминанием возможности проведения референдума, вероятно, надо признать предложение председателя Комиссии Верховного Совета Крыма по взаимодействию с органами местного самоуправления В. Клычникова, сделанное 4 февраля на заседании президиума парламента: «рассмотреть вопрос о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Автономной Республики Крым и Конституцию Украины и о проведении общекрымского опроса общественного мнения по вопросу о статусе Крыма, а также принять обращение к Президенту и Законодательному собранию Российской Федерации выступить гарантом незыблемости статуса автономии, защиты прав и свобод граждан».[35] В ответ на это СБУ открыло производство дела по статье подготовки к посягательству на территориальную целостность и неприкосновенность Украины.[36]
В средствах массовой информации и иногда в научной литературе пост Председателя Европейского совета сравнивают с президентом ЕС, а Председателя Комиссии отождествляют с
премьер-министром ЕС. Следует иметь в виду, что речь идет не более чем об аналогиях. Должности «президент» или «премьер-министр» ЕС не существуют и вводить их не планируется.
В октябре 2001 г. В. Путин прибрал к рукам еще один крупный источник финансов – одну из естественных монополий страны, Российские железные дороги. С ельцинских времен этим акционерным обществом, 100 % акций которого принадлежало государству, руководил Н. Аксененко. Как профессионал-железнодорожник он сформировался в советские времена, но в период демократических реформ приобрел особый вкус к собственности и власти. Обладая крупной фигурой, нахрапистым характером, масштабными аппетитами, он быстро продвигался по служебной лестнице в 90-е годы: с 1997 г. он уже был министром путей сообщения, в 1999 г. стал вице-премьером и даже первым вице-премьером в переходных правительствах С. Степашина и В. Путина. Став президентом, В. Путин получил как бы «в наследство» неуемного Н. Аксененко, к которому питал особую привязанность Б. Ельцин, однажды даже представивший его кандидатуру в Государственную думу для утверждения на пост
премьер-министра . Правда, он по непонятным причинам быстро отозвал свое собственное представление еще до рассмотрения вопроса в нижней палате.
Жан-Луи Барту (фр. Jean Louis Barthou). (25.08. 1862 – 9.10. 1934) Французский политик и государственный деятель периода Третьей республики. Впервые был избран во французский парламент в 1889 году. С 1894 года Барту занимает различные министерские посты. С 22 марта по 9 декабря 1913 года
премьер-министр Франции. В 1923–1926 годах был председателем Репарационной комиссии.
– слабее становятся позиции Президента и в отношении руководства федеральными органами исполнительной власти «силового блока»: он вносит представления
Премьер-министру о назначении и освобождении от должности министров и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, но не всех, а только – в сферах обороны, национальной безопасности, иностранных дел, юстиции, правоохранительной деятельности;
Иван Степанович был, несомненно, выдающемся государственным деятелем, признанным профессионалом, которого можно поставить по опыту государственного руководства на первое место в ряду последующих
премьер-министров России. Он прошел школу руководства крупным авиационным заводом, проработал 11 лет в Минавиапроме, в том числе четыре года министром, а затем заместителем председателя Совета Министров СССР. Он имел огромный авторитет среди руководителей промышленности, был сильной личностью, а по знаниям и компетентности был на голову выше первого президента России. Ельцин это понимал и при первой возможности от Силаева избавился. Это произошло после того, как после августовских событий 1991 года М. С. Горбачев вместо прежнего Совета Министров СССР создал Комитет для оперативного управления народным хозяйством. В его состав вошли И. С. Силаев (руководитель), А. И. Вольский, Ю. М. Лужков, Г. Я. Явлинский и др. Для истории Иван Силаев – последний глава правительства Советского Союза. В последующем он работал на дипломатическом поприще – представителем Российской Федерации при Европейских сообществах в Брюсселе.
В марте 1992 года бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе возвращается в Тбилиси и становится председателем «Госсовета» Грузии. В октябре 1992 года на всенародных выборах он становится председателем парламента (пост президента решили упразднить), а затем и председателем Госсовета обороны и главкомом Вооруженных сил. Тенгиз Сигуа был утвержден в должности
премьер-министра .
В переговорах, кроме глав государств, участвовали: с российской стороны – первый заместитель председателя правительства Геннадий Бурбулис, госсоветник президента России Сергей Шахрай, заместитель председателя правительства Егор Гайдар; с белорусской стороны – Председатель Совета Министров Республики Беларусь Вячеслав Кебич, первый заместитель Председателя Совета Министров Республики Беларусь Михаил Мясникович; с украинской стороны –
премьер-министр Украины Витольд Фокин.
• формировать другие высшие органы государства (назначать правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партии) в парламенте, в некоторых странах – назначать
премьер-министра , должностных лиц, судей);
4. Пользуясь закрепленным в АБСА открытым перечнем прав провинций и расширительным толкованием предметов провинциальной и совместной компетенции судами, канадские провинции стали претендовать на статус субъектов международного права. Зарубежные исследователи подчеркивают, что тенденции к вхождению составных частей государства в область межгосударственных отношений проявились в Канаде раньше, чем в любой другой современной федерации.[186] Правда, самый первый прецедент подобного рода был создан все же федеральным центром: в структуре правительства доминиона был образован подчиненный
премьер-министру Департамент внешних сношений, на который де-факто были возложены функции министерства иностранных дел,[187] в том числе правомочие входить в соглашения с иностранными государствами помимо метрополии (1909 г.). Был учрежден пост Высокого комиссара Канады в Лондоне, ранг которого фактически (но не юридически) равноценен рангу посла. Используя данные прецеденты, провинции без согласования с центром открыли в зарубежных странах, прежде всего в метрополии и в ряде штатов США, учреждения, не имеющие статуса посольств и консульств – миссии, агентства, офисы.[188] В настоящее время Альберта имеет агентства в Калифорнии, Луизиане и Техасе, Британская Колумбия – в Калифорнии и Орегоне, Онтарио – в Иллинойсе, Коннектикуте, Мичигане и Огайо, Квебек – в Вермонте, Мэне, Нью-Йорке и Пенсильвании, Новая Шотландия и Нью-Брансуик – в Мэне, Вермонте и Массачусетсе. Не последовал примеру большинства провинций только Остров Принца Эдуарда. Со второй половины XX в. учреждения, призванные защищать интересы провинций за пределами Канады, стали открываться и в зарубежных столицах (см. приложение 5 наст. изд.). Например, Альберта учредила миссию в столице США, а Квебек – агентства в столицах Франции и Бельгии. Всего по состоянию на 2012 г. провинции Канады содержат в других государствах порядка 200 учреждений[189] – в среднем около 20 на каждый субъект канадской федерации.
Правительство объявлялась ответственным перед королем и скупщиной, но фактически оно в наибольшей степени зависело от монарха, которому принадлежало право назначения
премьер-министров , отправки кабинета министров в отставку и т. п. Достаточно привести известный факт: за 10 лет видовданского режима сменилось более двадцати правительств. Причем только два правительства были заменены по решению скупщины, остальных отправил в отставку Александр Карагеоргиевич.
В тот же день городской совет Севастополя принял обращение к президенту, и. о.
премьер-министра и еще не избранному в тот момент председателю Верховной рады Украины. Депутаты потребовали от руководителей государства «пресечь противоправные действия по вовлечению Украины в структуры военно-политического блока НАТО», прекратить заходы кораблей НАТО в Севастопольскую бухту и учения стран альянса на территории города. Горсовет также потребовал провести всеукраинский референдум о вступлении в Североатлантический альянс и (в случае, если украинцы выскажутся против НАТО) во внеочередном порядке принять закон «О нейтральном и внеблоковом статусе Украины».
С политической и правовой точки зрения победу на выборах одержали эсеры. И хотя в октябре 1917 года от них откололась партия левых эсеров, это не нашло отражения в списках для голосования и не повлияло на общий уровень их поддержки. По итогам выборов эсеры могли контролировать не менее половины депутатских мест в Учредительном собрании. Однако еще раз подчеркнем, что речь идет об итогах выборов в Учредительное собрание, основной задачей которого являлась легитимация новой республиканской государственности и принятие российской Конституции. Поэтому говорить об абсолютной победе той или иной партии, а тем более о возможности формирования однопартийного правительства было бы некорректно. На наш взгляд, основным политическим и правовым итогом народного волеизъявления на выборах Всероссийского учредительного собрания стал мандат доверия политическим партиям, получившим право разрабатывать новые конституционные законы России. И здесь решающую роль приобретали их программы и лозунги, с которыми они получили эту поддержку. Все это давало партиям широкие возможности для сотрудничества. В дальнейшем можно было ожидать компромиссных решений как по кандидатуре на пост Временного президента, избираемого Учредительным собранием, так и по кандидатурам на пост
премьер-министра и всего состава правительства.
В августе после дефолта и отставки Кириенко коммунисты противились возвращению Черномырдина на должность
премьер-министра . Госдума дважды отвергала данную кандидатуру. Компромиссной фигурой стал Е.М. Примаков. Правительство, целью которого являлось преодоление кризиса, стало коалиционным ввиду вхождения в него представителей левой оппозиции. Первым заместителем Председателя стал Маслюков. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства возглавил член фракции КПРФ Г.М. Ходырев. Министрами стали также союзники – В.А. Густов, Г.В. Кулик, В.А. Семёнов.
Премьер-министром автономии стал Андрей Бродий. Однако действовало правительство недолго. Спустя две недели оно было распущено по приказу из Праги, а сам премьер-министр арестован. «Историк» Официнский объясняет случившееся тем, что Бродий якобы являлся «агентом иностранного государства», о чем, дескать, узнали чехословацкие власти.
Турция – первое государство БСВ, где в 1923 г. республика, во главе которой встал генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк), сменила монархию, на протяжении 80 лет управлялось коррумпированными гражданскими правительствами и военными, регулярно совершавшими государственные перевороты, в том числе в 80–90-х годах. В 2003 г. к власти пришла Партия справедливости и развития, ограничившая всевластие армии. Открытая дискриминация национальных (в первую очередь курдов) и религиозных меньшинств в этой стране сочетается с реально работающим парламентом – Великим национальным собранием Турции, действенной судебной системой и активными средствами массовой информации. При этом продвижение к демократии в турецком варианте означает сворачивание секуляризма, постепенную – «мягкую» исламизацию и рост великодержавных настроений в элите и обществе. Реставрация роли ислама на государственном уровне означает постепенное возвращение этой страны к роли лидера суннитского мира, которым она была в период Османской империи, когда турецкие султаны занимали место и исполняли функции повелителя правоверных – Халифа. Только такой сценарий может объяснить деятельность на внешнеполитической арене турецкого
премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, демонстрирующего амбиции, не сопоставимые с реальной ролью Турции не только в регионе, но и на мировом уровне.
Используя сохранившиеся связи в Администрации Президента и правительстве, ЦДУМ смогло заручиться поддержкой
премьер-министра В.В. Путина, который увидел в этой структуре главного союзника в деле борьбы с ваххабизмом. За несколько дней до президентских выборов 2000 года в Кремле прошла встреча Путина с верховным муфтием Талгатом Таджуддином, на которой председатель ЦДУМ заявил о полной поддержке «решительных и смелых действий» и.о. президента209.
2 января 1919 года в Станиславе произошло провозглашение объединения Западной Украины с Украинской республикой (директорией). От Ясиня там присутствовали Степан Клочурак, Евгений Пуза и Иван Климпуш. Клочурак выступил с предложением присоединить Закарпатье к Украине. Ясинская делегация встретилась с главой Национальной рады Западно-Украинской народной республики Е. Петрушевичем. Но президент, как и раньше
премьер-министр , не обещал выполнить их просьбу – оказать военную помощь, пока идет война с поляками. Тогда они встретились и с государственным секретарем обороны Дмитрием Витовским.[98]
После смерти Юань Шикая президентом республики стал Ли Юаньхун16, ставленник юго-западных милитаристов. Он восстановил конституцию 1912 г. и собрал разогнанный Юань Шикаем парламент. Весной 1917 г.
премьер-министр генерал Дуань Цижуй начал подготовку к вступлению Китая в войну. Однако против этого резко выступила Япония. Вопрос о вступлении Китая в войну стал активно обсуждаться еще с осени 1915 г. Инициатива в его постановке принадлежала русскому посланнику в Пекине В. Н. Крупенскому. Изменение позиции Японии произошло только в начале 1917 г. не без влияния США. Разорвав дипломатические отношения с Германией (по существу формально) из-за объявления ею неограниченной подводной войны, правительство США обратилось к нейтральным странам (в том числе и к Китаю) последовать их примеру.
Симптоматично, что при всем разбросе в оценках нового главы правительства и прогнозах его будущего курса практически все эксперты сходились во мнении о неизбежности серьезных корректив экономической политики. Само по себе это говорило о том, что смена
премьер-министра не была случайной. Не было случайным и избрание именно Черномырдина. При обсуждении возможных преемников Гайдара на случай, если развитие событий привело бы к неизбежности его отставки, президенту назывались прежде всего две кандидатуры – Георгия Хижи и ЧВС (так Черномырдина начали называть практически сразу после его назначения премьер-министром). Первого активно поддерживал Верховный Совет, а точнее, лично его председатель, а Черномырдин был с самого начала кандидатурой именно президента.
В свою очередь, Рим продолжил односторонние усилия по преодолению кризиса. 17 июня 2011 г. Италия признала Переходный национальный совет (ПНС) Ливии в качестве единственного легитимного органа власти в стране, несмотря на полномасштабную гражданскую войну.
Премьер-министр и министр иностранных дел Ливии М. Джибриль заявил, что ПНС намерен соблюдать договоры, подписанные предшествующим правительством с Римом (действие итало-ливийского Договора 2008 г. было действительно возобновлено в декабре 2011 г.). Стороны заключили соглашение, в соответствии с которым предполагалось осуществлять совместное регулирование миграционных потоков и репатриацию нелегалов. Оно было раскритиковано итальянской общественностью в связи с тем, что ПНС контролировал на тот момент лишь часть территории страны (Киренаику), а основной поток мигрантов шел из Триполитании, находившейся в то время под контролем М. Каддафи, т.е. подписание подобного соглашения было практически бесполезным. Более того, репатриация в Ливию противоречила бы положениям международного права, так как государство было охвачено военными действиями и не могло рассматриваться в качестве «нейтрализованной зоны». Кроме того, в Ливии, не являющейся участницей Женевской конвенции о статусе беженцев 1951 г., отсутствовали гарантии соблюдения прав перемещенных лиц в случае их возвращения в страну.
24 марта 2005 – председатель созданного киргизской оппозицией Координационного совета Киргизии Курманбек Бакиев сообщил, что в связи с отставкой
премьер-министра Николая Танаева все правительство уходит в отставку.
Несколько ранее, 2 августа, из Казани в Петроград выехала специальная делегация с целью добиться встречи с Керенским и передать ему три докладных записки о формировании мусульманских войсковых частей, а также о тяжелом положении мусульман Туркестана и Кавказа. Делегацию принял заместитель
премьер-министра Н.В. Некрасов, который попросил подождать до конца созванного совещания. Делегация в очередной раз ушла разочарованной. Тем не менее выступивший на совещании от имени всех мусульман Топчибашев заявил о поддержке мусульманами Временного правительства «в борьбе и с анархией, и контрреволюционными попытками, откуда бы таковые ни исходили». Он подчеркнул, что «лозунг – самоопределение народов – мусульмане кладут в основание форм государственного устройства, оставляя разрешение самого вопроса до Учредительного собрания, на котором они будут отстаивать для окраин федеративное устройство. Теперь же во имя интересов революционного государства и лозунгов революционной России мусульмане выставляют необходимость осуществления национально-культурной автономии, провозглашенной на Всероссийском мусульманском съезде» [18].
В российской истории начала ХХ века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший роль в подавлении революционных очагов 1905–1907 гг. В должности
премьер-министра Столыпин провел ряд законопроектов, связанных с аграрной реформой. Помимо этого при нем были введены земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства.
Уже в начале 60-х годов на повестку дня встал вопрос о всеобъемлющей политической интеграции. Эта идея укреплялась быстро и уже в 1972 году руководители государств и правительств стран членов ЕЭС на своей парижской встрече поставили задачу к концу 70-х годов, приступить к созданию Европейского Союза.
Премьер-министру Бельгии поручили разработать концепцию политического сотрудничества.
24 февраля 2004 Путин подписал указ об отставке правительства; исполняющим обязанности
премьер-министра назначил Виктора Христенко. 1 марта 2004 выдвинул кандидатуру М.Фрадкова на пост главы правительства, которая 5 марта 2004 была утверждена Государственной Думой.