Связанные понятия
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.
Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и т. п.) подчиняются единым центральным органам власти. На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и...
Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
Упоминания в литературе
Парламентская (парламентарная) республика представляет форму правления, при которой парламент формирует исполнительную власть в данном государстве. Соответственно, правительство отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главой правительства является лидер политической партии, победившей на выборах. Существует институт президента, но президент не возглавляет правительство, хотя и является главой государства. Президент не избирается всенародно. Его избирает парламент или его коллегия.
Парламентская республика характеризуется доминирующей ролью именно парламента, где роль президента не является решающей. Он, как правило, не обладает правом вето на законопроекты, создаваемые законодательным органом. Парламент вправе объявлять недоверие правительству, после чего оно должно уйти в отставку (примеры: Германия, Италия).
Президентская республика характеризуется особой ролью президента, который одновременно является главой государства и возглавляет правительство. Пост премьер-министра отсутствует. Правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов без согласования с законодательными органами (парламентом) или, как в США, «с согласия сената». Министры проводят политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент напрямую не влияет на назначение или отставку министров. Глава государства избирается независимо от парламента либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США). Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президентом был республиканец, а большинство в Конгрессе оставалось за демократами, сегодня наоборот). В
парламентской республике такое несовпадение невозможно.
В
парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т. е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль и др.
Парламентская республика (Австрия, Италия) имеет много общих признаков с парламентарной монархией с точки зрения взаимодействия ветвей власти. Президент выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей в себя наряду с парламентом депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Правительство формируется парламентом из членов партий, получивших значительное количество мест в законодательном органе. Министры – члены правительства являются одновременно депутатами.
В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате (о некоторых исключениях из этого правила будет рассказано в гл. 10). Участие главы государства – президента – в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В
парламентской республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.
Связанные понятия (продолжение)
Однопалатный парламент (однопалатная парламентская система) — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует.
Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы...
Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную...
Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Подробнее: Глава правительства
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Двухпалатный парламент (Бикамеризм, Бикамерализм или Двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Подробнее: Федеративное государство
Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Пожизненный президент — должность, принимавшаяся многими диктаторами с целью введения для себя неограниченного срока полномочий и предохранения от возможного поражения на выборах.
Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Та́йное голосова́ние — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.
Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.
Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Непрямые выборы (косвенные выборы, многостепенные выборы, многоступенчатые выборы) — избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами.
Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными станциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически.
Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью.
В политике
мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.
Во́тум (лат. votum — желание, воля) — мнение, выраженное путём голосования. В парламентской практике ряда государств в таком порядке выражается одобрение или неодобрение деятельности правительства или министра (вотум недоверия). При получении вотума недоверия правительство или министр уходит в отставку.
Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.
Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (не всегда, например Суд Европейского союза, надгосударственный).
Конституция Молдавии (Конституция Республики Молдова, молд. Constituţia Republicii Moldova) — основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Текущая версия была принята парламентом 29 июля 1994 года.
Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.
Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.
Коллегия выборщиков — система непрямых выборов, при которой делегируемые по должности или специально избираемые выборщики образуют не имеющую иных обязанностей коллегию, избирающую высших должностных лиц. Кроме этого, в ряде стран по разным причинам традиционно практикуется институт непропорционального распределения голосов избирателей между регионами для повышения представительства в избранных органах власти небольших сельских округов, национальных, религиозных и прочих меньшинств. Данный феномен...
Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.
Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два...
Омбудсмен (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.
Федерализация (от лат. foederatio — «объединение», «союз») — процесс реализации на практике принципа федерализма в политико-территориальном устройстве страны (или в организационном построении партии, общественной организации) путём объединения ранее обособленных единиц или же разделения ранее единого, унитарного государства (организации) на составные части - субъекты федеративного образования. Как и всякий переходный процесс, федерализация требует выяснения прежде всего вопроса о том, переходом от...
Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".
Упоминания в литературе (продолжение)
Законодательство ФРГ также уделяет организации контроля весьма большое внимание, отдавая приоритет парламентскому контролю. Конституция ФРГ провозглашает, что государство является правовым и социальным. Закрепляется республиканская форма правления, ответственность правительства перед парламентом. Германия является
парламентской республикой с признанием земель ФРГ государствами с собственными Конституциями, которые должны соответствовать федеральной. Главой государства является президент, избираемый специально созываемым Федеральным собранием на пять лет. Президенту предоставлен ряд полномочий, связанных с выполнением функций главы государства. Однако президенту для принятия решений и издания большинства актов требуется обязательная контрассигнация Федерального канцлера или соответствующего Федерального министра. Парламент страны состоит из двух палат: бундестага, который по существу обладает законодательной властью, и бундесрата, через посредство которого «… земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией» (ст. 89 Конституции ФРГ).
Парламентское государство. Единственным таким государством является Швейцария. Ее государственный опыт довольно оригинален и явно не сводим к особой форме
парламентской республики или, пользуясь моей терминологией, парламентско-правительственного государства. Верховная власть в Швейцарии осуществляется преимущественно двухпалатным парламентом (Союзным Собранием). Он избирает из числа швейцарских граждан директорию (Союзный Совет), выступающую одновременно «коллективным главой государства», «коллективным президентом» и правительством, функционирующую на основе коллегиального принципа[31]. Согласно правовому обычаю места в директории распределяются между парламентскими партиями пропорционально количеству имеющихся у них депутатских мандатов. Также соблюдается конституционное требование равного представительства в директории языковых регионов. Директория несет ответственность перед парламентом, хотя в швейцарской Конституции прямо не предусмотрено право парламента распускать директорию или отрешать ее членов. Роспуск парламента или его палат в ней тоже не предусмотрен.
Парламентские республики характеризуются тем, что верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением в ходе всеобщих выборов при тайном голосовании. Правительство формируется партией (партиями), располагающей большинством голосов в парламенте, и возглавляется премьер-министром. Глава государства – президент – избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не руководит деятельностью правительства. К числу республик парламентского типа относятся Австрия, Италия, Швейцария.
Парламентское государство. Единственным таким national state является Швейцария. Ее государственный опыт довольно оригинален и явно несводим к особой форме
парламентской республики или, пользуясь моей терминологией, парламентско-правительственного государства. Разделению законодательной и исполнительной властей в Швейцарии предпочли их «органическое слияние»[158]. Верховная власть осуществляется двухпалатным парламентом (союзным собранием), формируемым посредством прямых и косвенных выборов. Он избирает из числа швейцарских граждан директорию (союзный совет), выступающую одновременно «коллективным главой государства» («коллективным президентом») и правительством, функционирующую на основе коллегиального принципа[159]. Согласно правовому обычаю места в директории распределяются между парламентскими партиями пропорционально количеству имеющихся у них депутатских мандатов. Также соблюдается конституционное требование равного представительства в директории языковых регионов. Директория несет ответственность перед парламентом, хотя в швейцарской Конституции прямо не предусмотрено право парламента распускать директорию или отрешать ее членов. Роспуск парламента или его палат в ней тоже не предусмотрен.
В
парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности и остается у власти, пока партия обладают большинством голосов в парламенте. В случае недоверия парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Сам глава государства избирается парламентом или парламентской коллегией.
По форме государственного устройства Германия –
парламентская республика . По основному закону власть президента ограничена, значительно больше властных полномочий предоставлено канцлеру (премьер-министру). Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: его верхней (более «слабой») палатой является бундесрат, а нижней (более «сильной») – бундестаг. Федеральное правительство, или кабинет министров, состоит из федерального канцлера и федеральных министров. В его компетенцию входит проведение политики в области международных отношений, обороны, финансов и коммуникаций. Центральный банк осуществляет контроль над кредитно-денежной политикой, хотя с 1 января 1999 года он подчиняется Европейскому центральному банку. В 1999 году в правительстве было 15 федеральных министров. Столица ФРГ – Берлин, хотя в Бонне остались некоторые государственные учреждения.
Президентская республика – президент является главой исполнительной власти (правительства) и главой государства.
Парламентская республика – парламент является важнейшим из органов государственной власти, он формирует и контролирует правительство. Смешанная республика – правительство формируется и контролируется президентом и парламентом.
Борьба за центральную власть между Российской Федерацией и Советским Союзом в конце 1991 года в итоге привела к развалу Союза. Демократический блок во главе с Б. Ельциным нанес решающий удар по своим политическим противникам, но с окончанием этой борьбы начался раскол внутри самих демократов. Политическая конфронтация в России вышла на новый виток. На этот раз борьба шла прежде всего за стоявший перед правительством выбор пути экономического развития. В стране быстро оформилось противостояние двух ветвей власти – законодательной, представленной Верховным Советом, где большинство принадлежало антиправительственным фракциям, и исполнительной в лице президента и кабинета. С выбора возможных путей реформирования и стратегий экономического развития предмет спора сместился на обсуждение того, какой политический строй следует установить в независимой России – президентскую или
парламентскую республику . В итоге исполнительная власть в лице своего главы Б. Ельцина, применив военную силу, распустила парламент, тем самым разрушив советский строй в стране. Ценой обстрела Белого дома (здание российского парламента) и кровопролития в стране была установлена президентская демократия (позже был проведен референдум). В итоге в России сложилась государственная система с тремя отдельными ветвями власти и особыми полномочиями у президента.
3. Смешанная форма правления (Франция). Присутствуют признаки как президентской, так и
парламентской республики . Парламент и президент в той или иной пропорции делят контроль и ответственность за работу правительства.
Номинально по форме организации власти в СССР имелись все признаки
парламентской республики . Более того, в Конституции 1936 года впервые в советском конституционном законодательстве получила некоторое отражение идея разделения властей, хотя марксистское государствоведение в то время и отрицало эту идею, считая ее присущей лишь буржуазной демократии. На высшем уровне законодательная власть была сосредоточена в Верховном Совете, исполнительная – в Совнаркоме (правительстве) СССР, а высшая судебная власть – в Верховном суде СССР. Суд был объявлен независимым и подчиненным только закону. Конечно, реальная действительность не соответствовала этой модели.
Процесс подготовки проекта Конституции на Конституционном совещании отразил предшествующий опыт политической борьбы за доминирование между законодательной и исполнительной властью. Исполнительная власть была сторонницей президентской республики, в то время как законодательная власть отстаивала принципы
парламентской республики , в основу которой ложилась несколько модифицированная система Советов. В итоге разработанный проект интегрировал положения президентского проекта Конституции, внесенного на обсуждение Конституционного совещания, и проекта Конституционной комиссии, который был одобрен Верховным Советом РФ в мае 1993 года и опубликован.
Примером такого комплексного подхода может служить Закон Республики Северная Осетия-Алания от 08.04.2014 г. «О парламентском контроле в Республике Северная Осетия-Алания», который регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением Парламентом, комитетами и комиссиями Парламента, депутатами Парламента, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Контрольно-счетной палатой
Республики парламентского контроля.
Действующая Конституция России содержит единственную суммарную характеристику статуса (и места) Президента – он назван главой государства (ч. 1 ст. 80). Данный термин в конституционном праве и доктрине различных стран имеет разное содержательное наполнение, в зависимости от объема властных полномочий, принадлежащих президенту. Ситуация варьируется от полного отсутствия самостоятельных властных полномочий, как у некоторых глав современных
парламентских республик , до наличия весьма значительного их числа (причем, в последнем случае использует их глава государства далеко не только для осуществления представительских функций). Размышления над содержательным наполнением термина «глава государства» применительно к Президенту РФ предполагает анализ всей совокупности правовых норм, посвященных определению его статуса (в особенности тех, которые закрепляют полномочия Президента), а также соответствующих решений Конституционного Суда РФ. Соотнося юридический формат полномочий Президента и практику его деятельности, конституционалисты не дают единой оценки его места в государственном аппарате и по разному отвечают на вопрос о том, включен ли он в одну из ветвей власти (исполнительную) или как бы находится над системой государственной власти.
По сути дела, указ № 1400 явился тем актом, в результате которого Российская Федерация перестала быть
парламентской республикой и перешла, как говорится, «под крышу» президентской республики. Конституция, ранее действующая и закреплявшая всю структуру власти, объявлялась в этой части утратившей силу, так же как и все законы, которые устанавливали судебную и исполнительную власть.
Большинство легитимно избранных парламентариев не смирились с решением ВЦИК. Летом 1918 г. они образовали в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), решив начать вооруженную борьбу за
парламентскую республику .
Скупщина Республики Словения приняла все положения Брионской декларации, выразив благодарность представителям Евросообщества за оказанную помощь «в миролюбивом разрешении югославского кризиса» и полное доверие «к добрым намерениям Европейского сообщества»[84]. 12 июля 1991 г. после предварительно заключенного перемирия Президиум СФРЮ принял решение вывести войска из Словении. Окончательно все войска были выведены 29 июля 1991 г. В декабре 1991 г. была принята новая Конституция, в которой Словения провозглашалась демократической
парламентской республикой . Главой и Верховным главнокомандующим государства становился президент, избираемый на пять лет.
Сравнение демократического переходного периода в Бразилии и Аргентине (по времени совпавшего с российским) позволяет констатировать его промежуточный тип. С одной стороны, здесь не было революционных потрясений и радикального разрыва с предшествующим конституционным порядком, но, с другой стороны, процесс конституционной ревизии не соответствовал (как в Бразилии) или недостаточно соответствовал (как в Аргентине) нормам предшествующих конституций. После того как военные уступили власть гражданским чиновникам в Бразилии (1985), новое правительство (Хосе Сарнея) обещало демократические конституционные реформы. В 1987 г. Бразильский конгресс провозгласил себя Национальной конституционной ассамблеей, которая после детального обсуждения приняла конституцию Новой республики в 1988 г. Переходный период в Бразилии (1985-1988) ознаменовался принятием конституции с разрывом процедуры пересмотра, предусмотренной предшествующей конституцией 1969 г., принятой при военном режиме (ст. 48). Не соответствовало ей и принятие конституционной поправки, посредством которой устанавливался четкий механизм обсуждения и принятия договорной модели. Отклонение от договорной модели перехода усматривается также в постоянном контроле армии за ходом конституционных дебатов и ее принципиальной роли в формулировании ряда ключевых положений конституции (среди них – отказ от проекта
парламентской республики и переход к президентской).
Республика – это форма правления, когда законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Существуют президентская республика,
парламентская республика .
Во-первых, существовала общая юридическая неопределенность в отношениях Государственной думы и монарха, которая вытекала из Основных законов в редакции 1906 г.[174] Это была система монархического конституционализма германского типа, которая сочетала элементы дуализма в организации власти с положениями, дающими реальное преобладание монархической власти. Установление данной системы Манифестом 17 октября 1905 г. представляло собой вынужденный компромисс между монархической диктатурой и конституционной системой – решение, фактически навязанное царю СЮ. Витте и принятое под влиянием великого князя Николая Николаевича. Николай II считал, что попытки ограничить монархию в России есть «истинная чепуха», а принятие Манифеста определял как «день крушения»[175]. Царь придерживался идеи патриархальной монархии – необходимости соответствия управления «самобытным русским началам», воплощенным в единении между царем и земскими людьми. В либеральной политической культуре, напротив, доминирующее значение приобрела идея монистического парламентаризма в виде парламентской монархии британского типа или даже
парламентской республики по образцу Франции того же периода. Эйфорическая вера кадетов в парламентаризм как святыню не была поколеблена первой русской революцией, но, напротив, вызывала неприятие думской монархии, разочарование в которой возникало из-за бюрократизации режима и подмены самой идеи народного представительства[176]. Столыпинская модель политической системы предлагала прагматический синтез этих двух крайних позиций (патриархальной и конституционной монархии), отстаивая курс авторитарной модернизации[177]. Однако она встречала жесткую оппозицию как либеральной общественности, так и представителей правящей бюрократии. Столыпину не удалось создать правительство общественного доверия или его эрзац: попытки привлечь либеральную оппозицию не увенчалась успехом. В условиях, когда либеральное общественное мнение отстаивало конституцию и парламентаризм, царь, как показывают записи его дневника, поддерживал все инициативы по их сворачиванию – роспуску Думы и введению мнимого конституционализма.
– республика Индия – Индийский Союз –
парламентская республика (форма правления) с федеративным государственным устройством (союз 25 штатов и 7 «союзных территорий») с демократическим режимом правления.
Примечание: В предпарламентских дебатах В.В. Жириновский выступал за создание
Парламентской Республики .