Связанные понятия
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Распределе́ние (англ. distribution), в экономике — разделение материальных благ между субъектами экономических отношений. Первичное распределение обычно происходит на основе реализации права собственности в процессе создания материального блага, в том числе с учётом разделения труда. Перераспределение происходит при передаче денег или иных благ от одних лиц к другим с помощью социальных механизмов, таких как налогообложение, благотворительность, социальное обеспечение, коммунальные услуги, земельные...
Сре́дства труда ́ — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Разделе́ние труда ́ (англ. division of labour) — исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности в общем для всех дел, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Упоминания в литературе
Деньги – это продукт исторического развития. Происхождение денег связано с процессом эволюции обмена, возникновения торговли. Самой простой формой обмена является бартер, т. е. непосредственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменивает зерно на изделия ремесленников. Бартерные сделки могут осуществляться беспрепятственно лишь при ограниченном количестве лиц, участвующих в обмене и небольшом
количестве товаров, предлагаемых для обмена. Если на рынке больше двух товаров и более двух человек, то возникает необходимость в неком техническом инструменте обмена, который выступал бы критерием ценности товаров.
Первым и наиболее существенным элементом рыночного взаимодействия, своего рода ядром, является экономическая сделка, представляющая собой товарно-денежный обмен между продавцом и покупателем определённого товара и выступающая как соглашение двух и более сторон (в том числе зафиксированное в контракте) по поводу добровольного и возмездного обмена принадлежащими им благами. Сделка предполагает наличие не менее двух участников, обладающих отчуждаемыми правами собственности на определённые блага (товары и деньги), стоимость которых приравнивается в обмене. Совершение сделки означает взаимное отчуждение данных благ с их переходом из рук в руки и взаимным возмещением их стоимости. Данный элемент взаимодействия является конституирующим в рыночном обмене. Без него, если исходить из родового
определения рынка, рыночный обмен просто не может существовать [Радаев 2007b].
С развитием общества возникла необходимость сверхпроизводства, а также производства дифференцированного набора благ и обеспечения ими общества. Человек уже не мог самостоятельно произвести для себя все самое необходимое, поскольку специализировался, как правило, на одном роде деятельности. В то же время его потребности заставляли каким-то образом добывать новые средства их удовлетворения. Натуральная форма хозяйствования не могла решить это противоречие. Постепенно возникали потребности в продуктах, производимых другими хозяинами-единоличниками, так появился обмен. Теперь можно было легко и беспрепятственно, например, за полученные продукты питания расплатиться шкурками, драгоценными металлами, если, конечно, в них нуждался производитель первичных благ. Первой ступенью «новой экономики» стал бартер (обмен товара на товар). Со временем он стал недостаточно удобен, гораздо
проще оказалось производить обмен на всеобщую эквивалентную единицу, на которую затем можно было в любой момент времени приобрести абсолютно все. В результате возникли деньги, и обмен принял денежную форму: Т – Д – Т. Деньги стали посредником при заключении торговых сделок.
Важнейшими отношениями субъектов рынка являются
взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Чтобы обмен совершился, каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую, быть способной осуществлять коммуникацию и доставку своего товара, а также быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны и обладать уверенностью в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной. Если эти условия соблюдаются, соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена.
У людей, помимо их личных и общественных потребностей, есть и нужда в обмене. Как правило, количество произведенного человеком превышает одни его потребности и не удовлетворяет другие. Поэтому в целях разрешения своих различных потребностей он прибегает к обмену излишков своего производства. Изначально, при бартерной экономике,
обмен происходил непосредственно одного товара на другой. И потому при такой экономике именно потребительские свойства товара определяли степень его привлекательности и потребительную стоимость. Именно этот фактор становился основой обмена[9].
Связанные понятия (продолжение)
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать...
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Материальные блага — категория экономической теории, представляющая собой блага имущественного характера, которые создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.
Сто́имость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений.
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Подробнее: Экономический агент
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Средства производства и труд человека неразрывно связаны и взаимообусловлены. Средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие, составляют производительные силы. Присвоение средств производства порождает особые общественные взаимоотношения между людьми — производственные отношения.
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Капита́л (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Договор мены (бартерный обмен, ба́ртер, мена) — вид гражданско-правового договора, при котором одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).
Подробнее: Бартер
Предложение (англ. supply) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Трансакцио́нные изде́ржки (англ. transaction cost) — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.Как экономическая категория труд представляет собой один из факторов производства...
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Подробнее: Общественные блага
Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».
Экономический интерес — термин, категория, используемая в экономике, финансах для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение. Стимулами деятельности экономических субъектов выступают рост стоимости или получения дохода в результате осуществления финансовых операций, а также иного участия в хозяйственной деятельности. В процессе экономической деятельности люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь своими интересами. Их интересы представляют...
Де́ньги — эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счётам.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Покупатель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
Переме́нный капита́л — часть капитала, которая используется для покупки рабочей силы («чистая» зарплата, получаемая на руки, без налогов). Это одно из основных понятий марксистской политической экономии. В современном бухгалтерском учёте термин переменный капитал не используется.
Ре́нта — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал; образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один предприниматель находится перед другим, например, обрабатывает лучший участок земли, обладает привилегией и т. д. Ср. соч. Д. Рикардо, пер. Н. Зибера (1882).
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.
Эксплуата́ция — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.
Цена ́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Экономика дара , или экономика дарения (англ. Gift economy), дарономика, безвозмездная экономическая система — система общественного устройства, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует обмен, нет требования «услуга за услугу»). В идеале, регулярные дары (акты дарения) создают постоянную циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе.
Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг и затрат труда и средств производства.
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в марксистской политической экономии — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости...
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Обще́ственная со́бственность — собственность, находящаяся во владении, распоряжении и пользовании обществом, выступающим как коллективный субъект.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Упоминания в литературе (продолжение)
Труд, затраченный на производство товаров, по Смиту,
потому является мерой их стоимости, регулятором товарного обмена, что товаропроизводители под воздействием разделения труда вынуждены обмениваться продуктами своего труда. «…Труд, – писал Смит, – является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах».[49] Здесь мы видим, что Смит в поисках закона товарного обмена делает крупный шаг вперед, выдвигая категорию стоимости и определяя ее трудом, затраченным на производство товаров, как мерой меновых отношений. В отличие от своих предшественников, прежде всего У. Петти, Смит в данном случае полностью абстрагирует стоимость товара от ее внешней формы проявления – от цены.
Действительно, К. Маркс и Ф. Энгельс гениально предвидели и дали анализ глубинной сущности отношений и связей ассоциированных производителей как неовеществленных и непосредственно общественных применительно ко всем фазам коммунистического способа производства, включая низшую фазу. Вместе с тем в работе «Критика Готской программы» у К. Маркса есть прямое указание на возможность сочетания непосредственно общественных и товарно-денежных отношений в условиях первой фазы нового общественного строя. Говоря об обмене трудовой деятельностью между производителями в данных условиях, К. Маркс подчеркивает, что здесь «…господствует тот же принцип, который регулирует
обмен товаров… тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой»[119].
Договор мены является консенсуальным договором, что объясняется, в первую очередь, потребностью обеспечения однородных по своему содержанию имущественных интересов контрагентов: каждая из сторон заинтересована в получении товара. Договор мены выступает примером возмездного договора. Встречное предоставление по такому договору выражается в передаче одной стороной такого имущества, которое отличается от имущества ею полученного. По договору мены не могут обмениваться одинаковые товары, что объясняется отсутствием экономической
целесообразности существования отношений по обмену одного и того же имущества. При этом обмениваемые товары, по общему правилу, являются равноценными. Это исключает действие теории эквивалентности для данного договора за исключением ситуации, когда стороны сами своим соглашением определяют, что обмениваемый товар является неравноценным.
Деньги выполняют функцию посредника при
обмене товаров и услуг различного рода. Данная функция, обеспечивающая обращение товаров и реализующая переход права собственности на товар от одного лица к другому, присуща только реальным деньгам. Бартер имеет как количественные, так и временные, а также пространственные ограничения; деньги позволяют преодолеть их, а также сокращают издержки обращения товаров.
Личное разделение преодолевается самим процессом обмена посредством денег. Обмен – двусторонний акт: а) передача купленного предмета; б) обратная передача условленной цены – денежный платёж. При этом происходит смена собственника – собственником проданного товара становится покупатель, а деньги переходят к продавцу. Так как оба акта могут иметь пространственное и временное несовпадение, для их преодоления вводится кредит. Кредит – порождение торговли, он основан на доверии и означает временное использование чужой собственности на
определённых условиях. Изначально понятие торговли объединяло платёжное, денежное и кредитное обращение, а также денежный рынок и всё банковское дело. Со временем эти операции стали самостоятельными хозяйственными функциями.
Деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает продажу товара, т. е. превращение его в деньги, и куплю товара, т. е. превращение денег в товары (Т – Д – Т). В этом процессе деньги играют роль посредника. Деньги создают условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые
характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают, способствуя развитию товарного обмена.
1) деньги как средство обращения. Эта функция вытекает из того, что деньги признаются приемлемым платежным средством повсеместно. Именно необходимость наличия инструмента
обмена или купли-продажи привела к материализации денежных единиц в виде монет, а позднее и банкнот, которые сами по себе превращались в товар, передаваемый при обмене на другие товары или услуги. Приемлемость денег как средства платежа основывается на вере как продавца, так и покупателя в то, что эти деньги могут быть использованы в дальнейшем при оплате других товаров и услуг;
Существует ряд различающихся определений термина «услуги» с экономической точки зрения. Экономические словари определяют термин услуги как «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуги создает желаемый результат» [49, с. 783; ПО, с. 648; 80, с. 72]. Классики экономической теории определяют термин «услуга» как: «полезное действие той или иной стоимости, товара ли, продукта ли» [86, с. 203–204]; современные ученые-экономисты как «то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное» [83, с. 107]; ученые-маркетологи отмечают, что услуги есть «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть и
не быть связано с товаром в его материальном виде» [74, с. 638].
Причина такой метаморфозы проста – цель и средства поменялись местами. Раньше (до появления «рыночной экономики») деньги были средством, а целью хозяйственной деятельности человека было удовлетворение его естественных потребностей в различных продуктах трудовой деятельности (при
наличии денег как средства обмена эти продукты становились товарами). В условиях «рыночной (денежной) экономики» целью, как мы показали выше, становится добывание денег любыми способами. В том числе таким способом, как производство и обмен товаров на деньги. В этом случае сам товар, его производство, продвижение к покупателю – не более, чем средство. Удовлетворение потребностей человека товарами перестаёт быть целью.
Общепризнанным является тот факт, что в основе рыночного обмена лежит система общественного разделения труда. Производитель не может создать все необходимое для собственного потребления, а потому вступает в контакт с другими производителями. При этом чтобы получить необходимые продукты для себя, он должен сделать что-то для других. Это объективное свойство
обмена не является чисто рыночным. Рынок является лишь одной из общественных форм связи производства и потребления. Теоретически признанными являются три основные общественные формы связи производства и потребления: натуральное хозяйство, рынок и план.
В соответствии с первой теорией составляющие сети могут вступать в различные виды взаимодействия, при которых появляются обмен и взаимное приспособление к условиям. В этом случае имеются не только потоки товаров и сведений, но и возможны финансовые и социальные обмены. Но при таких обстоятельствах важность и предназначение маркетинга немного стираются. Любой обмен и взаимодействие влияют на убеждения компаньонов, которые принимают участие в сети. Взаимодействие, в соответствии с дефиницией маркетинг-микса, не обязательно инициируется продавцом-маркетологом. Оно может инициироваться и товаром вместе с коммуникационными составляющими маркетинга, и при этом происходить длительный период времени, а задача маркетолога – оставить такое взаимодействие. Применительно к розничным продажам одна из важнейших задач розничного продавца продовольствием – обеспечить потребителя продуктами и сопутствующими услугами. Так как товары индивидуального потребления и продовольствие изготавливаются в других секторах национальной экономики, то услуги в области
обращения выступают ключевым собственным продуктом торговли, т. е. любого магазина. Помимо этого, заложенные в товар свойства только поверхностно описывают его качественные характеристики, которые в условиях конкуренции часто не срабатывают, что вызывает активную коммуникационно-стимулирующую поддержку продаж, осуществляемую посредством мерчендайзинга. Можно сказать, что мерчендайзинг приводит товар в движение в направлении к потребителю, вызывая в нем интерес к товару или услуге.
Увеличение производства специфических у каждого производителя продуктов и естественное наличие у них потребности в других продуктах, которые, в свою очередь, производятся другими специализированными производителями, делают неизбежным
и процесс обмена произведенными товарами. А. Смит, великий мыслитель своего времени, впервые показал, что обмен товарами или благами происходит только тогда, когда такой обмен выгоден обеим сторонам. Данное заключение явилось революционным для того времени, так как ранее считалось, что в каждой сделке есть выигрывающая и проигрывающая стороны.
Как отмечалось ранее, финансы коммерческой организации обслуживают
исключительно денежные отношения. Поэтому неденежные расчеты (бартер) и другие аналогичные механизмы представляют собой как следствие неразвитости рыночных отношений, так и инерционное продолжение хозяйственного поведения компаний, которое сформировалось еще в советской планово-административной системе, когда все государственные предприятия имели единую цель: выполнить план выпуска (отгрузки) товарной продукции. При этом своевременность и полнота денежных расчетов между покупателями и поставщиками имели второстепенное значение. В настоящее время бартер и другие неденежные механизмы отражают низкую конкурентоспособность организаций – участников таких меновых сделок и отношений. Вообще сам принцип бартера нам представляется тупиковым, потому что сколько бы меновых трансакций (нередко полученный в обмен на свою продукцию товар еще меняется несколько раз) хозяйствующий субъект ни предпринимал, он все равно стремится получить ликвидную продукцию, продать ее за деньги и вернуться в сферу денежных отношений. По нашему мнению, засорение как входящего, так и исходящего финансовых потоков компании транзитным товаром (бартером) вредно для финансового здоровья коммерческой организации, ухудшает ее платежеспособность, ведет в перспективе к банкротству.
Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, – это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Такая позиция непоследовательна и в трактовке рынка труда как элемента сферы обращения. На рынке объект находится
в процессе обмена, то есть смены формы стоимости (товарная – способность человека к труду – обменивается на денежную – заработную плату). Однако этот обмен отнюдь не исчерпывает сферу обращения. За пределами рынка протекают некоторые процессы, хотя и относящиеся к ней, но имеющие внерыночный характер. Они присущи обращению как обычных товаров, так рабочей силы [1].
Все более серьезно относятся к этому вопросу многие общественные науки. Так, лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1991 г. стал американец Рональд Коуз за исследование трансакционных издержек и прав собственности. Между тем первая статья Р. Коуза «Проблема социальных издержек» появилась еще в 1960 г., однако признание его теория получила лишь в настоящее время. Идеи Коуза касаются вопросов внешних эффектов (externalities) – результатов производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни продавцами, ни покупателями, никак не отражено в цене этого блага.[85] В связи в этим Р. Коуз проанализировал целый ряд реальных судебных процессов, имевших место в Англии. В результате он пришел к выводу, что отрицательные внешние эффекты возникают при конкуренции между различными вариантами использования ресурсов, если право собственности на каждый из этих вариантов не закреплено. Таким образом, если закрепить право собственности на объекты, порождающие отрицательные внешние эффекты, и создать рынок для
обмена этими правами, имеющий незначительные операционные издержки, то рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению. Если фирма имеет легальное право загрязнять окружающую среду, то страдающие от этого граждане могут купить у фирмы право на загрязнение или на какую-то его часть. Если же жители некоторого района имеют право на экологически чистую окружающую среду, то фирма может купить у них право на определенное ее загрязнение. При этом следует отметить, что подход Р. Коуза имеет смысл, если в сделку вовлечено незначительное число участников и могут быть просто установлены источники загрязнения. Однако он неприемлем к таким проблемам, как загрязнение Черного моря или появление озоновых дыр в атмосфере, решение которых требует политических шагов.
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при
обмене товаров, продукт стихийного развития обмена и форм стоимости. Деньги – экономическая категория товарного производства. Деньги выделились из всей массы товаров в результате обмена. Роль денег у различных народов и в различные эпохи выполняли различные товары. С развитием товарного производства роль денег стали выполнять благородные металлы (серебро, золото). В деньгах, как и в товарах, воплощен конкретный и абстрактный труд.
В основе всех усилий по сбору данных лежит идея создания эффективного потенциала для статистического учета данных и их анализа, причем в первую очередь на национальном уровне, а затем на региональном и глобальном уровнях. В самом деле, транснациональный характер многих новых преступлений требует, чтобы сбор данных не ограничивался только наиболее затронутыми в этой связи странами. На примере незаконного оборота редких и исчезающих видов дикой природы видно, что хотя основной вред может причиняться в стране происхождения, любые всеобъемлющие и сбалансированные меры противодействия требуют понимания всей цепочки незаконного оборота, характера участвующих в нем рынков и применяемых данными преступными группами способов для совершения преступлений, а также детальных сведений о связанных с ним финансовых потоках во всех задействованных странах, включая страны происхождения, транзита и назначения. Для принятия эффективных мер по предупреждению, перехвату и противодействию для борьбы с новыми формами
преступности чрезвычайно важно обеспечить обмен собираемыми данными между всеми участвующими секторами и странами.
Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана прежде всего с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в
процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.
Иногда ее связывают не с единичными действиями, а с их системой[24]. В частности, предложено толковать понятие экономической деятельности как «деятельности, осуществляемой в областях производства, распределения или потребления (сфера обмена почему-то не упомянута. – И. Ш.), не носящей характера разового действия»[25], хотя направленность на систематическое получение прибыли, что, как правило, предполагает и
систему действий, в качестве обязательного признака присуща именно предпринимательской деятельности. Взятие предложенного определения «на вооружение» Уголовным кодексом привело бы к неприменению целого ряда «экономических» норм, предусматривающих ответственность за деяния «разового» характера (контрабанду, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконный оборот драгоценных металлов или драгоценных камней и др.).
Вместо безликих билетов Банка России, по обязательствам которого государство не отвечает, следует выпустить в обращение казначейские обязательства, государственные деньги, твердо обеспеченные энергоресурсами страны, выпускаемой на их основе отечественной продукцией. Это позволит перейти к равноправному товарному обмену, в том числе и на международном уровне. Только тогда мы сможем пресечь глобальный надгосударственный обман, при котором за зеленые бумажки мы отдаем все наши национальные богатства. Чтобы перейти к равноправному товарному
обмену, мы должны установить практику продажи любых энергоносителей и простого российского продукта за рубеж исключительно за российский энергетический рубль. Давайте не забывать, что мы поставляем на мировой рынок более 30 % газа, более 20 % нефти, располагаем 40 % леса. Так что у нас есть товарная масса, под которую можно печатать принципиально иные гарантированные, устойчивые средства платежа, вместо их заимствований под грабительские проценты.
Отказ же от производства тех товаров, по которым страна не располагает абсолютными преимуществами, и концентрация на продукции, обладающей такими преимуществами, приводят к росту общих объемов производства,
увеличению обмена результатами труда. Положения А. Смита получают еще большее развитие, если учитываются не только естественные, но и приобретенные преимущества, связанные с использованием новых технологий. Это положение прежде всего относится к готовой продукции, составляющей подавляющую часть международного товарооборота. Известная условность подхода в теории абсолютного преимущества связана с рассмотрением пары стран, вариантом непосредственно товарного, а не денежного обмена. Но введение этих новых экономических аспектов при прочих равных условиях не отменяет главных выводов.
• такая
форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений. Заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или на товар;
Несколько упрощенно дает определение договора С. Э. Жилинский, называя его универсальной общепринятой
формой обмена, применяемой на всех уровнях и ко всем товарам легального рынка[22].
Одним из основных постулатов классической политической экономии являлось
положение, что в основе стоимости и цены товаров лежат затраты труда (или, в другом варианте – издержки производства). Но одновременно продолжала жить идея, идущая еще от Аристотеля, что меновая стоимость и цена товара определяется интенсивностью желаний вступающих в обмен лиц, "звездный час" которой относится к периоду 70-80-х годов девятнадцатого века.
В смысле вышесказанного ценная бумага – это такая
форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая и сама является объектом этих отношений. Иными словами, заключение сделки или иного соглашения между участниками рынка состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или товар.
До появления денег люди все необходимое для себя получали путем обмена.
Обмен был связан с определенными трудностями. Например, земледельцу, производившему зерно, потребовался шелк. Во-первых, надо было найти такого человека, у которого шелк был в избытке, во-вторых, чтобы ему нужно было зерно, главное же неудобство заключалось в неравноценности обмениваемых предметов, т. е. было трудно определить, какое количество зерна отдавать за какое количество шелка.
Строго говоря, это не совсем так. Фундаментальное методологическое положение экономической теории имеет мощный практический потенциал. Оно говорит о том, что в условиях рынка цену имеет только тот продукт, который представляет ценность для других, а не для самого производителя, для тех,
кто получает его посредством обмена. Именно с этим положением связан один из центральных маркетинговых подходов к управлению бизнесом. Но проблема остается: на таком уровне абстракции механизм функционирования рынков не объяснить.
Употреблявшиеся выше понятия «инвестиции», «денежный капитал» не являются собственно правовыми категориями и рассматриваются с точки зрения существа общественных отношений, описываемых при помощи данных понятий. В связи с этим нельзя не провести аналогию, в смысле методологии анализа явления, с работой Е. А. Флейшиц, рассматривавшей природу категории «предприятие». Применительно к категории «предприятие» ею было замечено следующее: «Пусть в работе промышленного предприятия, прежде всего, бросается в глаза чисто технические, «производственные» действия, лишенные правового характера. Тем не менее, все эти действия имеют хозяйственный смысл, поскольку в конечном итоге приведут к акту не только хозяйственному, но и правовому: акту
возмездного отчуждения произведенных продуктов, обмена их на деньги в форме юридической сделки, чаще всего в форме договора купли-продажи»[26]. Аналогичным образом, применительно к категории «инвестиции» можно говорить, что и отношения, связанные с инвестированием, на первый взгляд кажутся лишенными правового характера. Тем не менее в конечном счете эти действия (как инвестирование вообще, так и движение денежного капитала как частный случай инвестирования) так или иначе будут обличены в правовую форму. При этом нельзя не отметить тенденцию к диверсификации правовых форм, опосредующих инвестирование.
Выделяют три формы ориентации на собственный интерес: 1) Оппортунизм – следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими; 2) При простом следовании своим интересам
стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил; 3) Послушание – крайний случай монолитного коллективизма, где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами.
Заслуживает поддержки весьма логически обоснованное понятие, данное Н.Г. Вилковой в своей работе «Договорное право в международном обороте», которая указывает: «Франчайзинг обычно определяется как соглашение, согласно которому франчайзер предоставляет франчайзи в
обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию право на использование комплекса прав промышленной или интеллектуальной собственности, относящихся, главным образом, к ноу-хау и коммерческим символам, а также на получение коммерческого или технического содействия в течение срока действия контракта»[20]. Полагаем, что Н.Г. Вилкова вкладывает в данное определение гражданско-правовое содержание (сущность), раскрывая его через категорию «соглашение», с чем мы, безусловно, согласны и аналогично стоим на цивилистической трактовке франчайзинговых обязательств.
Перечисленные характеристики услуг находят отражение во многих трактовках этого неоднозначного понятия. Так, еще К. Маркс отмечал, что «в тех случаях, когда деньги непосредственно обмениваются на такой труд, который не производит капитала, то есть на непроизводительный труд, этот труд покупается как услуга. Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь
специфическое название “услуги” потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности... Услуги, иными словами: потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей» [Маркс, 1962, с. 413]. К. Р. Макконелл и С. Л. Брю трактуют услугу как «то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное» [Макконелл, Брю, 1992, с. 398].
[5] – встречный, или встречной торговли (countertrading) – способ осуществления международных бизнес-операций, известных под зонтичным термином «встречная торговля», основная особенность которых состоит в реализации такого международного маркетингового обмена, в котором имеет место движение товара не только от экспортера к импортеру, но и в обратном направлении (от импортера к экспортеру), что позволяет определить этот класс
обменов как особый метод; в частности, в силу специфики подготовки, сопровождения и завершения этих операций, оплата по которым проводится без использования твердой валюты либо частично покрывается твердой валютой;